Студопедия — ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИХ НОСИТЕЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИХ НОСИТЕЛИ






 

В ходе предыдущего изложения мы подробно остановились на всеобщих формальных свойствах ценностных модальностей (ценностных кате­горий), образующих специфическим образом устроенное «царство ценностей», а также проанализировали некоторые содержательные закономерности, связанные с диалектикой субъективного и объективного, абсолютного и относительного, на­ционального и общечеловеческого в ценностях.

Однако все ценностные содержания и отношения нуждаются во вполне кон­кретных носителях, в специфических формах объективации (или опредмечива­ния), ибо, как мы помним, нет ценностей невоплощенных. Именно особенности носителей ценностей нами пока практически не рассматривались, равно как и не­раскрытой осталась третья универсальная ценностная идея, сформулированная в конце четвертой лекции: «объективные и абсолютные ценности не являются бес­плотными абстракциями и вовсе не подавляют нашу индивидуальную человече­скую свободу. Они обретают реальное и действенное бытие в форме человеческих идеалов и святынь». Устранению этих пробелов будет посвящена завершающая лекция аксиологического раздела нашего курса.

 

1. ПСЕВДОИДЕАЛЫ И АНТИИДЕАЛЫ

 

XX век выработал у интеллигенции стойкую аллергию на разные идеалы1. И это отчасти можно понять: все чудовищные эксперименты над духом и плотью человека осуществлялись (и, увы, осуществляются до сих пор) под знаменами вроде бы самых светлых «идеалов» – «создания общества все­общей свободы, равенства и братства», «построения бесклассового коммунисти­ческого общества», «организации справедливого и совершенного национального государства» – или, что нам совсем уж близко, «демократической перестройки и преодоления тоталитарного прошлого», «безальтернативности нынешней линии глобализации»2 и т.д.

Попытки подгонок реальной и бесконечно сложной жизни под такого рода абстрактные «идеалы» рано или поздно заканчиваются кровавыми трагедиями, когда живая личность превращается в дрова для революционных костров; благие декларированные цели уничтожаются порочными средствами их достижения; рас-

 

1 Хотя, как известно, идеалы в течение последних веков формулирует именно интеллигенция.

2 Об опасных утопиях в связи с нынешними тенденциями глобализации, весьма напоминающих утопии великого инквизитора из бессмертной притчи Ф.М. Достоевского, см. в статье одного из авторов: Иванов А.В. Глобальный сценарий великого инквизитора // Вестн. рос. филос. о-ва. 2002. № 1.


судочные построения оказываются насквозь утопичными; а вроде бы положитель­ные ценности, двигавшие лидерами общественных движений и следовавшими за ними массами людей1, в конце концов, оборачиваются утверждением антиценно­стей, выворачивающих социальный мир наизнанку. В результате вершину такой перевернутой в ходе утопического эксперимента социальной пирамиды занима­ют откровенно беспринципные и порочные властолюбцы типа Дантона, Гитлера, Сталина или Пол Пота, превращаясь в самых что ни на есть конкретных и зримых носителей антиценностей, в представителей абсолютного человеческого инфер­нального дна, ничего кроме омерзения и содрогания не вызывающих у последую­щих поколений.

Возникает вопрос: виновато ли в таких плачевных итогах само по себе стрем­ление к идеалу, как к чему-то заведомо утопическому, или же мы имеем дело с его сугубо «превращенными формами», как говорил К. Маркс, или с «бытием пред­мета, не соответствующим его понятию», по выражению Гегеля? Думается, что именно второй взгляд более правилен, и здесь следует говорить о типичных псев­доидеалах.

Чтобы установить разницу между идеалом и псевдоидеалом, полезно обра­титься к наследию Канта, который, хотя и кратко, но неизменно затрагивал проб­лему идеала во всех разделах своей философской системы – и в теоретической, и в нравственно-практической, и в эстетической ее частях. Нам известны два прак­тически идентичных определения идеала у Канта, одно из которых присутствует в «Критике чистого разума»2, а второе – чуть более краткое и точное – в «Кри­тике способности суждения»: «Идея означает, собственно говоря, понятие разума, а идеал – представление о единичном существе как адекватном идее»3. Идеалы, по Канту, есть только в человеческом бытии, где есть свободное целеполагание4. Они не имеют онтологического статуса и «творческой силы» в смысле независи­мо существующего платоновского царства идей, а выполняют роль лишь «практи­ческой силы» совершенствования наших «определенных поступков»5. В отличие от формального и безусловного императива разума идеал выполняет некоторые содержательные, хотя и вторичные функции. В этих функциях, вроде бы безуко­ризненно выделенных Кантом, полезно разобраться, поскольку здесь, пока еще в зачаточной и неявной форме, скрываются концептуальные нюансы, способные превратить подлинный идеал в псевдоидеал, а потом и вовсе заставить нас отка­заться от всяких идеалов.

Процитируем вначале обширный отрывок из «Критики чистого разума», а по­том прокомментируем его: «Мудрец (стоиков) есть идеал, т.е. человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости. Как идея дает правила, так идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков... Хотя

 

1 Конечно, следует иметь в виду, что благие декларации лидеров социальных переворотов часто камуф­лируют их откровенно порочные и эгоистические цели, чего никак нельзя сказать об основной массе рядовых исполнителей, в эти цели безусловно верящих.

2 См.: Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 501.

3 Он же. Критика способности суждения. М., 1994. С. 101.

4 Там же. С. 102.

5 Он же. Сочинения. С. 502.


и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного... Но попытки осуществить идеал на примере, т.е. в явлении, скажем (изобразить) муд­реца в романе, напрасны1, более того, они в известной степени нелепы и... делают даже подозрительным и подобным простому вымыслу то добро, которое содер­жится в идее»2.

В кантовской трактовке идеала есть три существенно уязвимых теоретиче­ских пункта, которые чреваты опасной практической подменой подлинных идеа­лов идеалами мнимыми, а еще точнее – псевдоидеалами.

Во-первых, как явствует из приведенного фрагмента, идеал, по Канту, объек­тивен, но при этом лишен онтологической независимости и не имеет материально-телесного воплощения, т.е. какого-либо реального носителя. Он идеален в смысле присущности исключительно сфере человеческого сознания.

Во-вторых, существование идеала Кант связывает только с деятельностью разума, что видно из его позиции и в поздний период творчества. Например, в «Метафизике нравов» он прямо заявляет, что «склонять колени и падать ниц даже с целью показать свое преклонение перед небесными силами противно человече­скому достоинству... ибо в этом случае вы покоряетесь не идеалу, который пред­ставляет вам ваш собственный разум, а идолу, сотворенному вами самими»3.

В-третьих, взаимоотношения между идеалом и поступком Кант рассматрива­ет с позиций абстрактно-всеобщих отношений, будто бы единое ценностное мери­ло механически прилагается ко многим единичным случаям, игнорируя их особен­ности или же заставляет эти особенности отказываться от своей специфичности ради следования абстрактно-общему идеалу.

Такое понимание идеала4, если попробовать воплотить его в социальной прак­тике, неминуемо приводит к псевдоидеалу, когда умозрительно-идеальную рас­судочную схему, пусть самую распрекрасную, начинают механически и насиль­ственно воплощать в жизнь, не считаясь ни с объективными обстоятельствами, ни с честью и достоинством других людей, а иногда принося в жертву подобным рассудочным утопиям судьбы целых народов.

Но даже если абстрактный идеал и не ложится в основу насильственного усо­вершенствования окружающей жизни, а остается исключительно на уровне теоре­тических рассуждений и проповедей (как советский моральный кодекс строителя коммунизма), он все равно производит впечатление чего-то глубоко безжизнен-

 

1 Правда, в «Критике способности суждения» И. Кант смягчит позицию и признает возможным воплоще­ние эстетического идеала (Кант И. Критика способности суждения. С. 102–104).

2 Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 502.

3 Там же. Т. 4 (2). М., 1965. С. 375.

4 Мы, естественно, не собираемся возлагать на Канта какую-либо вину за это, подобно тому, как возложил на него ответственность за германский милитаризм В.Ф. Эрн в своей работе «От Канта к Круппу» (см.: Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991). Ясно, что недостатки теоретической позиции великого немецкого философа не имеют никакого отношения к тем разрушительным псевдоидеалам, посредством которых впоследствии «переделыва­лось» общественное бытие в Европе и в России. К тому же Кант – в отличие от последующей традиции – ни на минуту не забывал, что идеал – это прежде всего требование к индивидуальному и свободному человеческому поступку. Показательно здесь другое – само просвещенческое отношение к идеалу, как к чему-то абстрактно-рассудочному и лишенному живого измерения.


ного и чуждого подлинным ценностям. Такое холодное словесное морализатор­ство не достигает позитивного результата, а чаще всего дает следствия, противо­положные ожидаемым: например, у молодого человека оно может вызвать стойкое и страстное желание поступить вопреки всему, что занудно проповедуется. Прав был Э. Фромм, когда писал: «Я верю, что смысл образования состоит в том, чтобы познакомить молодого человека с лучшей частью человеческого наследия. Но по­скольку большая часть наследия выражена в словах, оно действенно только тог­да, когда эти слова реализуются в личности учителя или в практической жизни и устройстве общества. На человека может повлиять только воплощенная идея; идея же, оставшаяся словесной, меняет только слова»1. Буквально ту же мысль о не­обходимости живого идеала, конкретно воплощенного в жизненном пути и облике конкретного человека, можно найти и у русского мыслителя П.А. Флоренского2, и у выдающегося представителя индийской веданты конца XIX века Свами Вивека-нанды3, и у буддийского мыслителя XX века ламы Говинды Анагарики4. Блестящая критика абстрактного марксистского идеала, игнорирующего важнейшее – лич­ностное – его измерение, дана в работе П.И.Новгородцева «Об общественном идеале». «...Личность, – писал выдающийся отечественный правовед, – пред­ставляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна она быть рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармо­ния является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена в той мере, в какой способствует этой цели»5.

Псевдоидеал зачастую вызывает к жизни прямо противоположную, но столь же тупиковую ценностную установку. Ее суть состоит в том, чтобы постараться прожить вообще безо всяких идеалов, сугубо утилитарно и прагматически ори­ентируясь на «повседневные ценности человеческого существования»: семью, карьеру, материальный достаток, комфорт, физическое здоровье. Здесь всяким утопиям, нацеленным на лучшее будущее, противостоит стремление увековечить нечто телесно прочное и земное, как бы продлить в бесконечное будущее приятное настоящее.

Так, справедливо критикуя абстрактный религиозный идеал чисто духовного и бессмертного бытия, в апологию человеческой бескрылости и самодовольства в конце концов впадает Л.Фейербах: «Человек, – пишет он, –...имеет не только стремление к тому, чтобы идти вперед, но также и стремление к отдыху, к останов­ке на уровне, однажды достигнутом и отвечающем определенности его существа... Человек хочет только устранить беды этой жизни, но не хочет существенно иной жизни»6.

 

1 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 371.

2 См.: Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 3 (2). М., 1999. С. 125.

3 Он прямо подчеркнул, что личность учителя первична по отношению к тому, что он говорит (Vivekananda Swami // Selections from Swami Vivekananda. Calcutta, 1946. P. 65).

4 Govinda Anagarika, lama. The Way of the White Clouds. A Buddhist Pilgrim in Tibet. Berkeley. California, 1970. P. 115.

5 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 67. 6 Фейербах Л. Указ. соч. С. 802–803.


Подобная позиция на фоне утопизма рассудочных псевдоидеалов кажется абсолютно реалистичной и разумной. Увы, только на первый взгляд. Мы сталки­ваемся здесь со своеобразной утопией наоборот, неким – столь же рассудочным и несбыточным – антиидеалом. Как мы уже писали выше, ссылаясь на B.C.Со­ловьева, стремление удовольствоваться своей человеческой ограниченностью и сугубо утилитарным бытием в настоящем, неизбежно сопровождается нравствен­ным оскудением и душевным омертвлением личности. К тому же именно серый обыватель всегда служил социальной опорой всех тоталитарных режимов и, во­преки своей декларированной рациональности и прагматизму, становился жерт­вой идеологических манипуляций и псевдоидеалов.

Наконец, и теоретически удержаться на такой взвешенной обывательской по­зиции практически никогда и никому не удается. Она очень часто эволюционирует (а точнее – инволюционирует) к сугубо скептико-софистической ценностной по­зиции в виде тотально иронического и сугубо игрового отношения к миру1. Край­няя же форма последней – сознательное и откровенное кощунство, о чем мы пи­сали на предыдущих страницах.

Таким образом, псевдоидеалы в виде абстрактных проповедей или тем более в своих разрушительных социальных приложениях всегда провоцируют возник­новение циничного отношение к идеалам и ко всему высокому в человеческом ценностном бытии. Но ориентация на антиидеал, иронию и шутовство, в свою очередь, подталкивает обывателя ко всеобщему абстрактному единению вокруг каких-нибудь новых (а чаще старых и давно отживших) псевдоидеалов. В резуль­тате возникает замкнутый антиценностный круг, из которого не так-то просто вы­рваться.

Кроме всего прочего, в такой ситуации до предела обостряется ложная анти-номичность между абсолютным и относительным, национальным и общечело­веческим, субъективным и объективным в ценностях. Единственным способом борьбы с этими превращенными формами бытия идеала является возвращение к идеалам подлинным и их действенная защита от кощунства.

 

2. Идеал и его функции в сфере ценностей

 

Носителями ценностей (как, впрочем, и антиценностей) мо­гут быть самые разнообразные явления и предметы, окружающие человека. В том-то и заключается одно из краеугольных отличий человека от животных, что все окружающие его вещи могут приобретать ценностно-идеальное измерение, начи­ная от кучи мусора во дворе дома – зримой носительницы антиценностей ви­тального и социального плана – и заканчивая рублевской «Троицей» – символом открывшихся великому иконописцу высочайших духовных ценностей. При этом ясно, что есть некая иерархия носителей ценностей, где есть высшие и низшие, более и менее адекватные, всеобщие и индивидуальные носители ценностных со-

 

1 Суть этой иронически-игровой формы бытия удачно выразили известные советские диссиденты П. Вайль и А. Гснис, подметив, что ирония, «не зная правды, учит тому, как без нее жить» (Вайль П., Генис А. Гражданская война. Фрагмент из книги «60-е» // Даугава, 1990. № 1. С. 88).


держаний1. Есть среди ценностей и такие, в чью задачу входит исключительно сохранение и трансляция высших ценностных содержаний (социальных, интел­лектуальных, духовных), как, например, библиотеки или музеи.

Наибольшая концентрация материальных носителей ценностей наблюдается в городах, испокон веков служивших культурными центрами и цементировавших все культурное пространство2. В отличие от сельской среды и сельского культур­ного ландшафта3, где материальные носители ценностей более исторически и про­странственно устойчивы (традиции народного искусства и художественных про­мыслов, местоположение храмов, монастырей и т.д.), городские носители ценно­стей обладают большей пространственно-временной динамикой. Блестящий пере­чень городской системы материальных носителей ценностей дает П.А. Сорокин, фиксируя внимание читателя не только на возможности приобщения через них к подлинной иерархии ценностей, но и на угрозе быть захлестнутым волной анти­ценностных содержаний. «Любой большой город, – пишет он, – накапливает не только пустые и ядовитые псевдоценности, но и огромное богатство универсаль­ных, вечных и бессмертных ценностей мысли и духа, хранимых школами и ла­бораториями, храмами и библиотеками, музеями и художественными галереями, театрами и концертными залами, величественными зданиями и историческими памятниками. В этом смысле любой большой город дает человеку возможности и для развития, и для деградации, и для облагораживания, и для сведения на нет его созидательных возможностей. К несчастью, многие горожане, особенно сейчас, в век коммерциализованной и вульгарной псевдокультуры, не делают различия между образцами культуры, которые они воспринимают. Широкие массы, стадо «образованных варваров», берут из городской культуры, в основном через печать, радио, телевидение, рекламу и другие средства коммуникации, только пустые ба­нальности, яркие и вредные забавы и сиюминутные ценности»4.

Возникает вопрос: а какие носители ценностей занимают иерархически выс­шее положение среди остальных, аккумулируют самые важные и значимые для духовного роста и облагораживания личности ценностные содержания, противо­стоят всем формам псевдоценностей и попыткам «варваризации культуры» через выворачивание наизнанку ее ценностных полюсов?

На эти вопросы можно дать твердый ответ – это идеалы в собственном смыс­ле слова, существующие в любой культуре и не дающие ей рассыпаться в прах. Краеугольное отличие подлинного идеала от псевдоидеала состоит в том, что он никогда не является чистой рассудочной абстракцией, продуктом субъективной фантазии или игры воображения. Все эти идеальные образования сознания, есте­ственно, могут иметь ценностное и высокодуховное содержание, а будучи опред-меченными в рисунке, слове, жесте, звуке или любых других материальных ве-

 

1 Сегодня самым массовым материальным носителем ценностей (и антиценностей), безусловно, является Интернет. В этом плане он представляет самостоятельную социальную ценность.

2 В связи с бурным развитием электронных коммуникаций можно предположить определенную утрату городами функции культурных центров и неизбежное нарастание деурбанизационных тенденций, что, впрочем, выходит за пределы непосредственной проблематики нашего лекционного курса.

3 Более подробный анализ связи географической среды с механизмами фиксации и сохранения культурных ценностей можно найти в следующей содержательной монографии: Веденин Ю.А.Очерки по география искус­ства. СПб., 1997.

4 Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиогр. М., 1992. С. 48.


щах, – оказывать на человека самое благотворное влияние. Но это еще не дает нам оснований говорить об идеалах.

Идеал есть живая и одействованная ценность1, воплощенная в облике и кон­кретном жизненном пути выдающейся личности. Идеал сподвигает живущие и последующие поколения людей на творческое и свободное уподобление этому высокому идеалу. Он есть важнейшая скрепа в царстве ценностей, не позволяю­щая этому царству лишиться вертикали и прочного фундамента. Так, в основании любой религии всегда лежит высокий жизнеустроительный идеал, как бы персо­нифицирующий высшие ценности данной религии. Об этом мы писали, характе­ризуя сущность религиозного знания.

Однако идеал может утверждать и вполне светские ценности самой разнооб­разной природы. Не случайно при обсуждении диалектики ценностных максим мы все время отмечали роль субъективно развитой и яркой личности, без которой не кристаллизуются объективные и не обосновываются абсолютные ценности. Так, с образами Александра Невского, Кутузова и Нахимова у нас связаны пред­ставления об абсолютной ценности ратного подвига при защите Отечества. С об­ликами М.В.Ломоносова и Д.И.Менеделеева, В.И.Вернадского и П.А.Флорен­ского – представления о всестороннем развитии творческих интеллектуальных способностей и достижимости вершин культурного синтеза. Когда мы говорим о ценности качественного и бескорыстного труда на общее благо, то вспоминаем имена селекционера И.В.Мичурина и агронома-самоучку Т.С.Мальцева, инжене­ра И.И.Артоболевского и хирурга Г.А.Илизарова. С высшими художественными достижениями у нас связаны образы Пушкина и Толстого, Рериха и Достоевского. О последнем B.C. Соловьев писал, схватывая самую суть идеала и его значения в ценностном существовании человека: «Но в том-то и заслуга, в том-то и все значе­ние таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро – в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг ис­тинной веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются меч­тателями, утопистами, юродивыми, – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».2

Однако не только великие люди персонифицируют высшие ценности и могут выступить в роли путеводных идеалов. Тот же Ф.М.Достоевский описал в «Днев­нике писателя за 1877 год» жизнь скромного врача из провинциального города, могущего быть эталоном исполнения своего профессионального и жизненного долга, над гробом которого сошлись и духовно объединились верующие различ­ных конфессий. Именно такие человеческие образцы дают, по мнению велико­го русского писателя, надежду на то, что есть реальная альтернатива торжеству антиценностей. Через такие неброские идеалы молодое поколение приобщается к вечному ordo amoris. На таких жизнях, как на несокрушимых ценностных стол-

 

1 Или целая система ценностей прежде всего, конечно, духовного плана. 2 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М, 1988. С. 305.


пах, будет покоиться подлинное единение мирового сообщества, если этому будет суждено когда-нибудь сбыться. «Все это просто, – пишет Достоевский, – но му­дрено кажется одно: именно убедиться в том, что вот без этих-то единиц никогда не соберете всего числа, сейчас все рассыплется, а вот эти-то все соединят. Эти мысль дают, эти веру дают, живой опыт собою представляют, а стало быть, и до­казательство. И вовсе нечего ждать, пока все станут такими же хорошими, как и они, или очень многие: нужно очень немного таких, чтоб спасти мир, до того они сильны. А если так, то как же не надеяться?»

Подытоживая, можно сказать, что идеал как высший носитель духовных цен­ностей (этических, художественных, социальных, ратных, интеллектуальных и т.д.) выполняет важнейшие цементирующие функции в культурном бытии человека:

– делает абстрактные и отвлеченные идеальные ценностные содержания предметно осязаемыми и конкретными, укорененными в толще самой жизни, в самом человеке;

– показывает возможность объективных и абсолютных ценностей лечь в основание неповторимой и своеобразной личной судьбы;

– сподвигает личность к свободному творчеству, ибо идеал невозможно бук­вально в чем-то повторить, ему можно только творчески уподобляться;

– учит синтетическому ценностному познанию и бытию, ибо к идеалу при­общаются не только через разумное понимание, но и через его сердечное про­живание;

– действенно противостоит всему подлому, профанному и низкому в челове­ке, проще говоря – дну души.

Наличие в обществе идеалов и их почитание – гарант существования выс­шей формы детерминации – детерминации высшим и будущим, без чего не мо­жет существовать человек и человеческое общество.

Однако идеалы как личностно персонифицированные ценности, как высшие несущие основания объективных ценностных содержаний не существуют сами по себе, в социальной, культурной и вещественной пустоте. Они немыслимы вне цен­ностного культурно-исторического контекста. Напротив, идеалы концентрируют и организуют вокруг себя других носителей ценностей. Будучи когда-то живыми и деятельными людьми, они остаются в памяти потомков не только через свой ин­дивидуальный облик и идеальные порождения духа, но и через оставленные мате­риальные свидетельства жизни и творчества (рукописи, картины, архитектурные и технические творения, чертежи и т.д.), через воспоминания и реакцию современ­ников, через творчество ближайших учеников и, наконец, через общее стимули­рующее воздействие на национальную и мировую культуру в виде цитат, ссылок, исследований их жизни и творчества. Словом, они – благодатнейший материал для бесконечной самостоятельной философской, научной, художественной, рели­гиозной и экзистенциальной рефлексии.

Идеал есть воистину закваска мировой культуры; ее живая и содержательная ценностная матрица, стимулирующая индивидуальное аксиологическое творче­ство и выступающая средством конструктивной оркестровки других ценностных содержаний и их материальных носителей.

Однако есть и такие носители высших ценностей, овеянные всеобщим почи­танием и поклонением, в которых ценности любви, социального единения, инди-


видуального совершенствования, героизма и культурного творчества получили не только индивидуальное, но и соборное воплощение. В них запечатлелся не только индивидуальный, но и национальный гений. Такие носители высших ценностей играют особую роль в историческом бытии народов и именуются святынями.

 

 

3. СВЯТЫНЯ, ЕЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ЛИКИ И ЗНАЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ

 

Коренные слова языка редко обманывают носителей языковой традиции. «Если бы... направленному на целокупность языков изучению, – писал в этой связи выдающийся немецкий филолог Вильгельм фон Гумбольдт, – удалось пробудить первобытные воспоминания – как бы приравнять слова к иероглифам, из­лить на нынешнее поколение часть духа изобретателей языка, который, конечно же, был новее, чище, ближе к происхождению вещей, проще и смелее в сочетаниях, – то жизнь стала бы совсем иной и совершенно иная свежесть распространилась бы на речь и – благодаря ее обратному влиянию – на мышление».1 Коренные слова родного языка, согласно Гумбольдту, можно уподобить смысловым родникам, из которых мы пьем воду живую и вечную, и она никогда не иссякает...

Коренное русское слово «святыня» относится к разряду именно таких жи-воносных слов. Говоря языком П.А. Флоренского, святыня – это символическое окно, сквозь которое может быть усмотрен свет высших и вечных ценностей. Она – «отверстие, пробитое в нашей субъективности»2, духовная сила, вырываю­щая нас из платоновской пещеры повседневности.

Свет высшего, сжигающий низменную тьму, – вот что в первую очередь со­ставляет метафизическое естество святыни и воплощается в самой этимологии этого наиточнейшего русского слова. П.А.Флоренский тонко уловил эту светонос­ную метафизику святыни. «Среди метущихся обстоятельств времени, – пишет он, анализируя «Троицу» Андрея Рублева, – среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, раст­лившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, неруши­мый мир... Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаим­ная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних... Она – своею голубизною, музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разде­лений, есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира»3.

В этимологии слова «святыня» скрыт еще один важный метафизический смысл: это место с особой аурой духовной высоты и вечности. Здесь люди ста­новятся лучше и чище. Святыня, стало быть, еще всегда и святилище – неважно,

 

1 Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М, 1985. С. 366.

2 Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 344.

3 Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 363.


является ли она религиозным храмом или светским «святилищем», куда прихо­дят равно и атеисты, и верующие приобщиться к истинным художественным или научным ценностям. Так, для России святынями-святилищами являются ныне и Успенский храм Московского Кремля, и Большой театр, и здание Московского го­сударственного университета на Воробьевых горах. Здесь укореняются в онтоло­гических средоточиях бытия, подобных столпам солнечного света, пробивающим пелену серых облаков и образующих прочную вертикаль экзистенциального и со­циального существования. Они освещают и освящают также и всё горизонтальное земное пространство1, придают ему порядок и смысл, выделяют ближайшие слои и оттеняют периферию. Недаром церкви ставились на высоких берегах рек и на взгорьях; иконы вешались в красном углу дома; в любом почтенном университете или театре всегда есть музей, повествующий о славных страницах их истории, а в городах вешают мемориальные доски на зданиях, где жили выдающиеся деятели государства, науки и культуры. Близ святынь человеческая душа утверждается на чем-то существенном и жизненном, что помогает ей превозмочь тягу к эгоистиче­скому самоутверждению и социальному обособлению.

Святыня, таким образом, служит местом и одновременно средством преоб­разования хаоса в Космос, знаком победы любви над ненавистью, красоты над безобразием, смысла над бессмысленностью. Благодаря святыням не распадается окончательная связь Земли и Небес, витально-социальных и духовных измерений человеческого бытия, царит твердый иерархический порядок мест и ценностей.

Пребывание возле святынь несовместимо ни с какой низостью и развязнос­тью, ни с какой пошлостью и суесловием, а тем более – с кощунством. Это от­метил еще Вл. Даль, писавший, что «святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом... Святыня – чему поклоняемся, что чтим не­рушимо»2.

Антиподы святыни – фетиш и идол, искусственно и насильственно навязан­ные обществу в качестве объектов всеобщего поклонения. Современная массовая культура и пиаровские технологии во многом покоятся на искусственном произ­водстве, распространении и периодической смене идолов и фетишей. Посредством фетиша (ничтожной вещи, к которой требуют относиться как к священному пред­мету) и посредством идола (заурядного земного человечка, которого наделяют ка­чествами святого или героя) всегда норовили и норовят идеалы заменить псевдо­идеалами и антиценностями; свет подлинных святынь затмить ложным земным блеском; на место духовного подвига поставить популярность в глазах обывателя; заставить формально и механически подражать суетным чертам сиюминутного ку­мира, а не творчески уподобляться высоким жизненным образцам.

Фетиш и идол лишены подлинного бытия, какого-то положительного со­держания; они – произвольные и субъективные знаки, а не объективные живые символы; мертвые буквы, за которыми нет никакого духа. Они всегда навязчивы, сугубо временны, до тошноты или тривиальны, или эпатажны. В фетише и в идо­ле нет ничего подлинно индивидуального – один сплошной «здравый смысл» или, наоборот, одна сплошная претенциозная оригинальность, за которыми про-

 

1 Будь то пространство планеты, страны, региона, музея, дома.

2 Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. М., 1995. С. 161-162.


ступают пошлость и мертвечина. Используя меткий образ П.А.Флоренского, их ценностную деонтологизированность можно уподобить деонтологизированности беса, у которого «нет спины», но который силится при этом сойти за божество. Идол и фетиш – и есть чисто «бесовские» виртуальные порождения, в какую бы изощренную словесную мишуру (типа постмодернистской) они ни кутались и в какой бы прельстительной обертке ни преподносились. Ясно, что фетиши должны быть безусловно разоблачены, а идолы духовно сокрушены.

Святыни же на фоне этой неизбежной духовной брани требуют особой за­боты и бдительной охраны. Недаром народ так бережет их от внешних врагов и от собственных осквернителей, ибо защита святынь есть защита света, святости, и чистоты, национального и индивидуального человеческого достоинства. Пока хранятся святыни в неприкосновенности и осуждаются кощунники – до той поры народ способен на высокий исторический подвиг и на подлинное творчество. Он никогда – по крайней мере надолго – не подпадет под власть фетишей и ложных кумиров.

Знак обладания подлинными национальными и религиозными святынями – уважение святынь другого народа, иной культуры и религиозных традиций. Сви­детельство жестокосердного варварства и мракобесия – целенаправленное уни­жение и уничтожение чужих святынь. Существует закон исторического возмездия: не глумись над чужими святынями, ибо в этом случае неизбежно будут поруганы объекты твоего собственного верования.

Отличие подлинной национальной святыни как объективной и абсолютной ценности, немеркнущей во времени и окруженной ореолом подвига, от ценностей сугубо относительных, а тем более от псевдоценностей и псевдосвятынь – это ее способность всегда подвигать душу человека к добру и нравственному совершен­ствованию, к творческой самореализации и к общему благу. Границы же правед­ной защиты своих святынь пролегают вплоть до границы святынь иных народов и конфессий. «Умей защищать свои святыни, не оскорбляя чужих» – вот максима истинно национального бытия, прорастающего во вселенское ценностное изме­рение.

Соответственно без света святынь не может быть никакого истинного патрио­тизма, никакой подлинной и действенной любви к своему Отечеству. «Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, – справедливо отмечал И.А.Ильин, – для которой есть на Земле нечто священное; которая живым опытом (может быть, вполне «иррациональным») испытала объективное и безусловное достоинство этого священного – и узнала его в святынях своего народа. Такой человек реально знает, что любимое им есть нечто прекрасное перед лицом Божиим; что оно живет в душе его народа и творится в ней; и огонь любви загорается в таком человеке от одного простого, но подлинного касания к этому прекрасному»1. Без святынь народ утрачивает духовную ось своего бытия, ибо посредством них чтит своих духовных водителей и героев, места величайших исторических свершений и очи­щающих душу страданий. Без них нет и не может быть живой и непрерывной культурной традиции.

 

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М, 1993. С. 225.


Отсюда святыня – это не музейный экспонат и не реликвия. Реликвии – ис­ключительный объект личной или семейной памяти. Общенациональных реликвий не бывает. Музейный же экспонат может быть величайшей национальной святы­ней, к которым относятся икона Владимирской Божией Матери, «Троица» Андрея Рублева или знамя Победы, водруженное Егоровым и Кантария над рейхстагом. Но святыня тем и отличается от музейного экспоната, что является не просто пред­метом, свидетельствующим о памятных событиях прошлого. Она







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 480. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия