Студопедия — Индивидуальное и общественное сознание.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Индивидуальное и общественное сознание.






До сих пор шла речь о сознании в его общегносеологическом понимании как специфического свойства высокоорганизованной материи. С этой позиции оно предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение); информационность (физиологическое отражений субъективность (психика); идеальность (сознание человека). Поскольку же человек - существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение - идеологичность.

Сознание индивида и общественное сознание (группы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном - социальное бытие людей. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности. Ребенок не сразу осознает себя. Он еще не выделяет себя как особое "Я", не противопоставляет себя внешнему миру. Осознание себя - результат многообразной деятельности человека и общения с другими людьми. Оно проявляется в самоконтроле личности, самосовершенствовании, ответственности в социальных действиях и самокритичности. Самосознание человека приобретает еще большую значимость при сочетании с его собственной волей. Воля - это способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Сильная воля - качество, которое, как и другие особенности человеческой психики, зависит во многом от самой личности, сознательно себя творящей.

Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым ин­дивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им. В групповом (общественном) сознании возникает новое качество отражения. Для индивида оно выступает как пестрая совокупность чувств и мыслей, функционирующих в обществе. Многие из них ему близки, и он воспринимает их как собственные, иные кажутся неприемлемыми и не всегда понятными (специализированное сознание). Воздействующее на индивида общественное сознание может проявляться в разных его состояниях: социальное чувство, общественное настроение, общественное мнение, традиции, идеалы, нормы, теории и др. В том случае, когда интересы какой-либо группы людей (нации, политической партии, военного клана, религиозного объединения и т.д.) получают четкое выражение в некоторой системе идей, мы и имеем дело с идеологией.

В общественном сознании выделяют уровни идеологии и общественной психологии.

Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Идеология – это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении.

Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики. В современном мире противоборствуют различные виды идеологии (милитаристская и пацифистская, расистская и гуманистическая, социалистическая и буржуазная, национа­листическая и интернациональная, тоталитаристская и демократическая, религиозная и атеистическая). Идеология оказывается ложным сознанием, "превращенной формой мышления", если образующие ее идеи возводятся в ранг непререкаемых догм и абстрактных истин, не допускающих ни малейшей терпимости (толерантности) по отношению к любой иной системе взглядов.

В нынешних условиях не так давно часто приходилось слышать о необходимости "деидеологизаиии" общественного сознания. Верно здесь было лишь то, что требовались коренные изменения в духовных социальных ориентациях массовых действий (отказ от неадекватных реальности теоретических постулатов классической концепции социализма, акцентирование приоритета общечеловеческих ценностей и т.д.). Но эти изменения в содержании общественного сознания не должны истолковываться как вообще вытеснение идеологии из его сферы. Ныне происходит по сути дела коренная "переидеологизация" сознания. Вовсе не случайно суверенные республики (в том числе Россия и Беларусь) озабочены сейчас выработкой собственной государственной идеи, идеологии (см. VI Модуль).

Если идеология – социально-ориентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы (общественные настроения и мнения), так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера). В практике повседневной жизни людей (в сфере обыденного сознания) элементы идеологии и общественной психологии предстают в их недифференцированном единстве как регуляторы многоаспектной социальной деятельности.

Наряду с общественной психологией и идеологией, которые можно понимать как разные уровни общественного сознания, в нем выделяют еще ряд его форм. Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям. Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности (класса, партии, государства и пр.). Правосознание выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни. Нравственное сознание регулирует поведение человека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания – эстетика, религия, наука, философия.

Многообразие взаимодействующих друг с другом феноменов сознания, его различных структур, уровней и состояний образует специфическое качество человеческой жизни - пространство социальных субъективных реалий, мир ее духовности.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 921. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.044 сек.) русская версия | украинская версия