Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сотворение мира.





По мирному трактату, заключенному в Яссах 29 декабря 1791 года, восстанавливался в полной силе трактат Кучук-Кайнарджский, с последующими его разъяснениями и дополнениями. Границей нашей с Кавказом осталась река Кубань, а с Европейской Турцией – Днестр. В числе прочих статей выговорены различные обеспечения и льготы для княжеств Молдавии и Валахии, оставляемых во владении Турции, и обеспечивалось спокойствие и безопасность находящихся под покровительством России владений царя карталинского и кахетинского.

 

 

Глава 1.Фино-пермская группа

В древнейшей общей Финно-угорской мифологии сходны космогонические мифы: бог-демиург (коми Ен, марийский Кугу-юмо, удмуртский Инмар, Нуми-Торум у обских угров и др.) велит водоплавающей птице или младшему брату в облике птицы (коми Омоль, марийский и удмуртский Керемет, мансийский Куль-отыр и др.), плавающему по первичному океану, достать со дна земли. Из неё бог творит Землю и всё полезное на ней, а его брат из земли, утаённой во рту, — горы и всё вредное (вероятно, космогонические мифы Финно-угорской мифологии развивались под влиянием богомильской и других традиций, восходящих к иранским дуалистическим мифам). Другой вариант космогонии — творение из яйца, снесённого птицей (в финской, эстонской, саамской, коми мифологиях).

Мир в Финно-угорской мифологии разделяется на три основные зоны: верхнюю — небо с Полярной звездой в центре, среднюю — земля, окружённая водами океана, нижнюю — загробный мир холода и мрака. Мировой осью служило дерево, столп или гора. Верхний мир считался обителью небесных богов — демиурга, громовника и др. Землю воплощали женские божества, иногда выступавшие супругами высших богов (у манси — Нуми-Торум и Калташ-эква, у финнов, по-видимому, Укко и его супруга, у эстонцев Ванаиса и Маа-эма, сравним также саамскую Маддер-акку, мордовскую Мода-аву и т. п.). На земле обитали божества — покровители промыслов и духи — хозяева природы (лешие, водяные и т. п.); характерны для Финно-угорской мифологии духи — матери природы и стихий: леса, воды, огня, ветра и т. д. (мордовская, марийская, удмуртская, саамская, эстонская мифологии). В нижнем мире обитал противник бога, творец зла, со злыми духами и мертвецами.

Образы небесных богов различных финно-угорских традиций, возможно, восходят к прафинно-угорскому божеству, чьё имя связано с названием неба, воздуха: это, во-первых, финский и карельский Ильмаринен, саамский Ильмарис, удмуртский Инмар, коми Ен; во-вторых, коми Йомаль, финский Юмала, эстонский Юммал, саамский Юбмел, марийский Юмо (Кугу-юмо).

Прибалтийско-финская мифология

В процессе расселения сформировалась самостоятельные мифологические традиции прибалтийско-финских народов, к ним относятся финны, карелы, эстонцы, эсты, вепсы, ливы, ижоры, води.

Сотворение мира.

Мифология финно-угров повествует, о том что изначально существовал бескрайний океан. Над океаном, в поисках гнезда летала птица-в разных письменах это могли быть гусь, утка, ласточка или орел. Птица увидела, торчащее из воды колено, первого человека-старца Вяйнямейнена. Птица села на колено и снесла яйцо, которое скатилось вниз и разбилось. Из этого материала птица должна создать мир( в некоторых рунах мир создает сам Вяйнямейнен, а небосвод кует кузнец Ильмаринен)[2]. В карельских рунах говориться,что щука-существо нижнего, водного мира, поглотила 3 яйца, снесенные орлом, но орел поймал щуку и вспорол брюхо. Из верней половины яйца создано небо, из нижней -земля, из желтка-солнце, из белка- луна, из скорлупы-звезды. Ижорские руны рассказывают о творении мира ласточкой-"птица воздуха"[3].Она находит посреди вод кочку, отливает гнездо из меди и кладет золотое яйцо, но налетевшая туча скатывает яйцо в воду. После чего ласточка обращается к кузнецу-Ильмаринену(в эпических рунах является и кователем небосвода, солнца и луны) с просьбой сковать грабли со стальными зубьями, которыми она достает половинку белка и желтка. а скорлупа становится звездами. В финнской руне поясняется, что Вайнямейнен (Вяйно) оказывается в море потому, что его в него стреляет из лука саамский колдун и Вяйно шесть лет плавает по водам как бревно. Вяйно видит утку летающую над водой и подставляет ей колено и лопатку.Утка, подогревая, высиживает яйца, но Вяйно не выдерживает жара и стряхивает их. Яйца разбиваются "на шесть кусков и семь осколков"[4], из нижней части возникает Мать-земля, из верней небосвод.По имени Вяйнямейнена, создавшего звездное небо, назван Млечный путь-"Путь Вяйнямейнена".В карельском варианте мифа создателем оказывается Сатана. По его приказу гагара трижды ныряет за землей, и когда птица устраивается на суше, а сатана спрятал часть земли во рту, появляется Дух Божий. Он увидел, что земли мало, и заставляет сатану выплюнуть спрятанную землю. Тот плюнул на север и образовались камни, скалы и горы. В эстонских народных сказаниях сохранился иной миф о создании мира: как синекрылая птица летала в поисках места для гнезда и нашла три куста: синий, красный и золотой. В золотом кусте из яиц появляются три сына: солнце, месяц и звезда. По другому мифу из четырех яиц появились люди, камни, солнце и луна. В эстонских сказаниях проявляется мотив о мировом древе-дуб,крона которого загораживала солнце и луну, когда же он упал ,то образовался огромный мост, ведущий в преисподнюю. Щепки от дуба обратились в звезды.Корни мирового древа уходят в царство мертвых. Образ мирового древа связан с образами четырех дев, которые чистят море серебряными щетками и прядут пояс из золота. Четыре девы -это девы судьбы,они схожы с греческими мойрами или скандинавскими норнами. Пояс судьбы отождествляется с человеческой судьбой, порванная нить -нить жизни: поэтому умершему на подушку клали красные нити косым крестом, чтобы покойник не возвращался с того света. У эстонцев известен обряд, когда после смерти девушки вешали поясок на поминальную сосну, поэтому всякая нечисть ходила не подпоясанной. Сказания о мировом дубе содержат эсхатолгический мотив-рассказ о конце света:как у одного злодея было три сына-увечный, хромой, слепой: все эти признаки присуще нечистой силе. Когда увечный сделал лук, хромой сделал стрелы, а слепой стал стрелять, то первая стрела выпущена в небо и оно раскололось, вторая стрела была выпущена в ноги Земли-матери, и земля обрушилась в преисподнюю, третья стрела направлена на гору ,эта стрела ударилась о камень и отскочила, попав человека. Мотив песни имеет заговорное происхождение, главная цель-защитить от колдовских стрел, последняя стрела должна была избавить пораженного от болезни. В эстонских рунах еще рассказывается о самом глубоком озере-Ильмень-"Погодное озеро",так как "ильма" в переводе означает "свет", "мир","погода".[5]Как известно на этом озере в чудской земле славяне основали Великий Новгород.






Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 203. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия