Студопедия — От составителя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От составителя

Душа и миф:

шесть архетипов

 

 

Заведующая редакцией Т.А. Янковенко

Редактор И.О. Похитон

Художественный редактор Л. М. Козеко

Техническое редактирование

и компьютерная верстка Л.Ф. Красношапка

Корректор Е.О. Баньковская

 

Сдано в набор 09.01.95. Подписано в печать 12.02.%.

Формат 84x108/32. Бумага типографская. Гарнитура Петербург

Печать высокая. Условн. печ. л. 20,16. Уч.-изд. л. 19,49.

Тираж 3000 экз. Заказ №6-225

 

 

Государственная библиотека Украины для юношества 252127, Киев, пр. 40-летия Октября, 122

 

 

Отпечатано с готового оригинал макета на Головном предприятии

республиканского производственного объединения «Полиграфкнига»

252057, Киев, ул. Довженко, 3

­ Конец страницы 384 ­

 

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ

ДУША И МИФ

ШЕСТЬ АРХЕТИПОВ

 

Перевод с английского

 

 

Киев

 

Государственная

библиотека Украины

для юношества


СОДЕРЖАНИЕ

 

От составителя. 3

Часть I. 5

ВВЕДЕНИЕ В СУЩНОСТЬ МИФОЛОГИИ.. 5

ПРОЛЕГОМЕНЫ... 5

ПРЕДВЕЧНЫЙ МЛАДЕНЕЦ В ПРЕДВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА.. 20

ПСИХОЛОГИЯ АРХЕТИПА МЛАДЕНЦА.. 47

КОРА.. 67

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРЫ... 98

Часть II. 115

АРХЕТИПИКА МИФА.. 115

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХЕТИПА МАТЕРИ.. 116

О ВОЗРОЖДЕНИИ.. 137

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА В СКАЗКАХ.. 159

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗА ТРИКСТЕРА.. 186

ПРИМЕЧАНИЯ.. 196

 

­ Конец страницы 3 ­

¯ Начало страницы 4 ¯

ББК 88.6

ΙΟ 50

 

Составление В.И. Менжулина

Перевод В.В. Наукманова под общей редакцией A.A. Юдина

Художественное оформление Марины Сарычевой

 

Издание подготовлено по инициативе издательства «Port-Royal»

 

 

Юнг К.Г.

Ю 50 Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ.-К.: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996.- 384 с. ISBN 5-7707-8958-I

 

Серию «Бестселлеры психологии» продолжает сборник ранее не переводившихся работ одного из самых значительных философов и психологов XX в. — Карла Густава Юнга.

Настоящее издание отличается от многих других «осевой» темой, неслучайность которой позволяет увидеть в новом свете основные элементы философии Юнга.

Проблема мифа — от «Введения в сущность мифологии», написанного на античном материале, до «Архетипики мифа», составленной из работ, охватывающих широчайший географический и тематический ареал, - разворачивается предельно полно и разнообразно. Читатель знакомится с такими архетипами коллективного бессознательного, как Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер.

Книга предназначена для тех, кто интересуется теорией и практикой самопознания.

 

Ю 030200000/96 без объявления

ISBN 5-7707-8958-I

 

©Составление, перевод, художественное оформление - издательство «Port-Royal», 1996

­ Конец страницы 4 ­

¯ Начало страницы 5 ¯

Содержание

 

От составителя 6

Часть I

 

Введение в сущность мифологам

К. Кереньи, К. Г. Юнг

 

Пролегомены 11

Предвечный Младенец в предвечные времена 38

Психология архетипа младенца 86

Кора 121

Психологические аспекты Коры 178

Эпилегомены 202

 

Часть II

Архетипика мифа

 

Психологические аспекты архетипа матери 211

О возрождении 250

Феноменология духа в сказках 288

Психология образа трикстера 338

 

Примечания. 357

­ Конец страницы 5 ­

¯ Начало страницы 6 ¯

От составителя

 

Мифологические изыскания великого швейцарца можно с полным правом отнести к числу его значительнейших достижений. Юнгу, особенно после введения им в научный оборот понятия «архетипов», удалось связать воедино самые отдаленные области мира мифологических преданий. Его идея о том, что мифы всех народов и эпох имеют общие архетипические корни в коллективном бессознательном всего человечества, обладает удивительной притягательностью и широко используется в современном научном мире. Свидетельством плодотворности юнговского подхода служит тот факт, что среди специалистов по мифу есть целая группа ученых, которых можно считать продолжателями дела Юнга (Джозеф Кемпбелл, Эрих Нойман и другие).

О «мифологичности» Юнга говорят часто, но практически всегда лишь «вскользь». Причина в том, что хотя значение мифологической проблематики для юнгианства очевидно, тем не менее ее системное исследование уже с первых шагов •сталкивается с одним весьма существенным композиционным затруднением: в обширном литературном наследии Юнга количество книг или статей, посвященных непосредственно мифологии, можно сосчитать по пальцам. В то же время более или менее пространные мифологические реминисценции можно обнаружить практически в любой его работе, начиная с эпохального труда «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912 г.) и вплоть до «Подхода к бессознательному» (1961 г.). Подобные «вкрапления» настолько часты, что даже

­ Конец страницы 6 ­

¯ Начало страницы 7 ¯

их отчасти подчиненный (иллюстративный) характер не может заставить усомниться в их истинном значении. Нет сомнений и в необходимости специального изучения места мифа в спектре юнговской мысли, а следовательно, и в необходимости появления сборника его работ, скомпонованного вокруг этой «осевой» темы.

В настоящем сборнике как раз делается попытка представить ряд примеров применения созданного Юнгом аналитического метода к конкретному мифологическому материалу. У данной книги есть предшественница - вышедшая в 1941 году книга двух авторов - К. Г. Юнга и его единомышленника, впервые издаваемого на русском языке венгерского филолога-классика Карла Кереньи,- «Введение в сущность мифологии», которая под тем же самым названием составила первую часть «Души и мифа».

Остов книги составляют две, работы Карла Кереньи, сопровождаемые достаточно емкими, но сравнительно небольшими вариациями Юнга на заданные его коллегой темы. Юнг часто и с удовольствием исполнял роль комментатора, как мне кажется, с тем, чтобы, полностью сохраняя свою самобытность, в то же время продемонстрировать сопричастность аналитической психологии и других построений.

С собственно же юнговской точкой зрения мы знакомимся во второй части, где представлены четыре «мифологические» работы Юнга. В ней показано существенное расширение географического и тематического ареала исследования. Если работы Кереньи и сопутствующие им комментарии Юнга во «Введении в сущность мифологии» сосредоточены, в первую очередь, на изучении мифологии древних греков и римлян, то, например, «Феноменология духа в сказках» предоставляет нам анализ мифологических мотивов, присутствующих в сказочных историях других европейских народов. Статья «Психология образа трикстера» строится на материале мифологии американских индейцев (с привлечением европейских средневековых аналогов), а предметом статьи «О возрождении» яв-

­ Конец страницы 7 ­

¯ Начало страницы 8 ¯

ляется миф, рассказанный в 18-й суре Корана. Кроме того, имеющийся в первой части анализ мифов и ритуалов, в основании которых лежат архетипы Младенца и Девы, дополняется специальной мифологической феноменологией еще четырех архетипов коллективного бессознательного - Матери, Возрождения, Духа и Трикстера. Таким образом, преодолевается некоторая фрагментарность «Введения», и читателю открывается достаточно обширная панорама архетипики мировой мифологии. Благодаря этому, феноменология мифа в том виде, в каком она присутствует в аналитической психологии периода ее зрелости, здесь представлена достаточно полно.

В. Менжулин

***

 

Перевод выполнен но изданиям:

C.G. Jung and С. Kerenyi. Essays on a Science of Mythology, Bollingen Foundation. New York, 1949;

Four Archetypes, Princeton University Press, 1959.

­ Конец страницы 8 ­

¯ Начало страницы 9 ¯




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология образа трикстера | 

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 521. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия