Студопедия — Охватывающих целое и захватывающих экзистенцию.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Охватывающих целое и захватывающих экзистенцию.






Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано

подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную

установку. Вопреки первоначальной ясности заглавия «Основные понятия

метафизики» мы скоро увидели, что стоим перед этой целью, по

существу, в растерянности, постигшей нас, как только мы понастойчивее

задались вопросом, что это такое, метафизика,— вещь, которую должны

же мы все-таки в основных чертах знать, чтобы занять какую-то позицию

по отношению к тому, с чем имеем дело. Когда в вопросе, что такое

метафизика, мы пробуем идти проторенными путями, которые напрашиваются

сами собой и которыми все исстари ходят, когда определяем

философию как науку или как мировоззренческую пропаганду, или

пытаемся сравнивать философию с искусством и религией, или, наконец,

пускаемся в определение философии путем историографической ориентировки,

то оказывается, что каждый раз мы движемся окольным путем,—

окольным не просто потому, что можно было бы короче, но

потому, что мы только ходим вокруг да около нашего дела. Эти

окольные пути, собственно,— лесные тропы, пути, которые

внезапно прерываются, ведут в тупик.

Но эти соображения и эти попытки, лишь вчерне перебираемые

нами, показывают нам нечто существенное: что мы абсолютно не вправе

тем самым увиливать от непосредственного, прямого схватывания философии

и метафизики; что именно в том и заключается трудное —

действительно держаться темы нашего вопрошания и не искать себе

лазеек по окольным путям. Такая неотступность особенно трудна прежде

всего потому, что философия, коль скоро мы всерьез спрашиваем

о ней самой, ускользает от нас туда, где она собственно и есть: как дело

человека — в сущностных недрах человеческого бытия.

Нечаянно и, казалось бы, прихотливо мы обратились к изречению Новалиса, согласно которому философия есть ностальгия, тяга повсюду

быть дома. Мы попытались истолковать это изречение. Мы попытались

что-то из него извлечь. Оказалось, что это стремление быть дома

повсюду, т. е. экзистировать в совокупном целом сущего, есть не что

иное как потребность задаться своеобразным вопросом, что значит

это «в целом», именуемое нами миром. В нашем вопрошании и искании,

в наших метаниях и колебаниях дает о себе знать конечность

человека. То, что совершается в этой обусловленности концом, есть

последнее уединение человека, когда каждый за себя как единственный

стоит перед целым. Так оказалось, что это охватывающе-понимающее

вопрошание коренится, по существу, в той захваченности, которая

призвана нас определять и на почве которой мы только и обретаем

способность всеохватывающего понимания и схватывания того, о чем

спрашиваем. Всякая захваченность коренится в настроении. В конечном

итоге то, что Новалис называет ностальгией, есть фундаментальное

настроение философствования.

Возвращаясь к первому шагу нашего предварительного рассмотрения

и снова спросив: что значит название «Основные понятия

метафизики», мы теперь уже не будем понимать его просто по аналогии

с «первоначалами зоологии», «основоположениями лингвистики». Метафизика

не специализированная наука, где мы с помощью некой

умственной техники дознаемся до чего-то в ограниченной предметной

области. Мы воздержимся от того, чтобы помещать метафизику как

научную дисциплину в ряду прочих. Нам придется пока оставить

открытым, что это вообще такое — метафизика. Мы видим только:

метафизика есть фундаментальное событие в человеческом бытии. Ее

основные понятия суть понятия, последние же — как принято говорить

в логике — суть представления, в которых мы представляем себе

нечто общее или нечто вообще, нечто в аспекте того универсального,

что многие вещи имеют между собою сообща. На почве представления

этого всеобщего мы в состоянии определить отсюда отдельные данности,

например эту вот вещь — как кафедру, ту — как здание. Понятие

есть некоего рода определяющее представление. Но таковыми основные

понятия метафизики и понятия философии вообще явно не будут,

если мы вспомним, что сама она коренится в той захваченности,

в которой мы не делаем схватываемое предметом представления,

но движемся совершенно другим способом, исходно и в принципе

отличным от любого научного подхода.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия