Студопедия — МОГУЩЕСТВЕННЫЕ И БЛАГОДАТНЫЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОГУЩЕСТВЕННЫЕ И БЛАГОДАТНЫЕ






Будды повелевают тебе служить Восхитительной женщине, что будет тебе опорой. Мужчина, нарушающий это повеление, - глупец, Который не обретет просветления.

— Чандамахарошана-тантра}

Духовная жизнь женщин раскрывается в свете представлений о женщинах, о природе и значении женственности. Представ­ления и отношения, формирующие восприятие женщинами са­мих себя, — например, символическое содержание и истолко­вание их религиозных практик — столь же важны, как и материальные предметы, которыми они оперируют, и физи­ческие действия, которые они выполняют. Представления о женщинах нетрудно найти в тантрической литературе, осо­бенно в биографических произведениях, и в текстах йогини-тантры. Эти представления выражены в форме четко выска­зываемых положений, определений, применяемых в отношении женщин-практикующих, и описаний взаимодействия мужчин и женщин. В тантрических текстах выражается глубокое и тон­кое метафизическое понимание женского воплощения. В них вырисовывается образ духовно независимых и могущественных женщин, внушающих чувства благоговения, восхищения, ува­жения и преклонения перед ними. Примечательно, что в пол­ном соответствии с такими описаниями тантрические тексты пол­ностью свободны от осуждения женщин — недостатка, столь свойственного религиозной литературе. В них нет никаких выс­казываний о неполноценности женщин или их несостоятельнос­ти в религии. Явно отсутствуют образы покорных, угнетенных женщин и описания оскорбительного, потребительского отно­шения. В этих текстах нет ни стремления обосновать или оправ­дать власть либо превосходство мужчин, ни утверждений о том, что в традиции Тантры женщины не должны практико­вать, учить или брать на себя лидерство.

Поскольку в тантрической литературе нетрудно обнаружить воззрения, касающиеся женщин, невнимание к ним ученых нельзя приписать тому, что о них ничего неизвестно. Западные ученые не готовы воспринять положительные воззрения на жен­щин потому, что они не согласуются с предположениями боль­шинства западных ученых касательно отношений полов. Ин­дийские ученые, тантрические учителя и такие западные ученые, как сэр Джон Вудроф и Лилиан Силберн, признают истинный статус женщин в Тантре, но эта неизменная особенность клас­сического тантрического мировоззрения ускользнула от боль­шинства исследователей, в частности, буддологов, склонных ограничивать ее строго буддийскими рамками, и такой подход не учитывает шактистского направления этой традиции.

При отсутствии явно отрицательного отношения или жено­ненавистнического порицания женщин, ученые сочли то особое значение, которое придается женщинам в тантрических текстах, доказательством того, что они выражают только мужские взгля­ды и интересы:

Все эти тантрические тексты... явно были созданы в первую очередь для практиков-мужчин... Таким образом, несмотря на содержащиеся в тантрах панегирики женщинам и их вы­сокий символический статус, вся теория и практика предназ­начена для мужчин.

Мы должны... признать существование стойкой андроцент-рической установки даже в выработке идеала женственнос­ти... Любое достоинство женственности предназначено глав­ным образом для блага практика-мужчины.

Тексты неизменно отталкиваются от точки зрения практи­ков-мужчин и ее отражают... Дело не просто в стилистичес­ких условностях патриархального общества, но, возможно, это и отражение большего созвучия Тантры мужской психи­ке и психологии в индийской культуре.

Этот андроцентрический уклон интерпретации, по-видимому, держится на тех соображениях, что постоянно делать женщин предметом обсуждения могли только мужчины, а это служит доказательством мужского авторства и свидетельством подчи­ненной роли женщин. Складывается впечатление, что суще­ствует неписаное правило: если в тексте речь идет о женщинах, значит, они служат целям мужчин. Вследствие такой странной логики получается, что, хотя тантры выражают положитель­ные взгляды на женское начало и призывают к духовному со­трудничеству между мужчинами и женщинами, содержание текстов расходится с их толкованием.

Мое предположение об авторстве и точке зрения касатель­но пола в тантрических текстах совершенно иное. Хотя тант­ры — это гиноцентрические тексты, в которых предметом об­суждения часто являются женщины, отсюда вовсе не следует, что женщины представляют собой пассивные объекты мужс­ких наблюдений и посягательств. Я считаю, что, поскольку эти тексты не были созданы мужчинами в отрыве от женщин, они не выражают исключительно мужские точки зрения. Эти точки зрения возникли из совместных изысканий и практики и рождены из прозрений как мужчин, так и женщин. Дей­ствительно, многие прозрения, содержащиеся в тантрических текстах, могли родиться только в практиках, выполняемых мужчинами и женщинами совместно. В текстах Тантра открыто описывается как духовный путь, на котором жизни мужчин и женщин тесно переплетены. Я утверждаю, что пространные описания их взаимодействия и совместных практик женщин и мужчин сами по себе служат достаточными свидетельствами возникновения йогини-тантр в сообществе женщин и мужчин. Поэтому я включаю женщин в число создателей тантр и де­лаю вывод, что эти тексты отражают воззрения и интересы не только мужчин, но и женщин.

Если читать тексты, рассматривая их как сокровищницы прозрений как мужчин, так и женщин, а не как произведения, написанные исключительно мужчинами и для мужчин, то это открывает новые перспективы для толкования. Отрывки о жен­щинах можно изучать, чтобы найти потенциальные свидетель­ства того, как сами женщины смотрели на свою жизнь и как ее ощущали. Такой подход к толкованию раскрывает возможность обнаружить, что женщины помогали создавать, а иногда и сами диктовали те категории, с точки зрения которых рассматрива­ли их мужчины, те отношения, которые связывали их с мужчи­нами, и те условия, на которых они принимали партнерство мужчин. Таким образом, вместо того чтобы держаться предвзя­того мнения о том, что тантрические произведения непременно созданы мужчинами, и низводить женщин к простым «объектам» этих текстов, данная книга предлагает свежий взгляд на тантрическую литературу, дабы выявить ее действительный контекст — разновидности женщин и отношения полов, кото­рые на самом деле в них описываются, и образцовые виды партнерства, как они там понимаются.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия