Студопедия — СТОСЛОВИЕ ТРЕТЬЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТОСЛОВИЕ ТРЕТЬЕ






 

1. Каждое мгновение моей жизни - Божие. Зачем же тогда бояться кого бы то ни было и чего бы то ни было, кроме Бога?

2. Святой Златоуст: "Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах".

3. Для чего мне дано тело? Чтобы оно было храмом Господу. А душа? Чтобы была священнослужителем, молитвенницей в этом храме. А очи? - Светильники.
Человек, гонящийся за ветром, что поймает? - Свое падение.
Сердце да горит пред Богом, как пожар, чтобы в огне своей ревности и любви к Богу растопиться и очиститься.

4. Богоматерь. Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, ибо Она всецелого Бога вместила и родила, а этого: вместить всецелого Бога, не может ни одно из созданных существ, ибо и Серафимы, и Херувимы суть образы Божии. Бог известным образом и в Них, а в Ней: весь Господь всецелым Божеством Своим.

5. Если бы не было Пресвятой Богородицы, все люди давно бы стали демонами. Ибо Она Бога Спаса родила.

6. Всем гонителям Господа Иисуса Христа: когда мы падаем - побеждаем. Надежная победа - смерть за Христа. Смерть за воскресшего Христа. Святой Иустин Философ и мученик: "Вы нас можете убить, но не можете нам повредить".

7. Слышал я крестьян, жителей Вране, в поезде: "Люди, не бойтесь, Бог наводит искушение - Бог и освободит". (Едут на учения, мобилизация 5/18. IV. 1939).

8. Проверка совести. - Рим.9:1: Единственная проверка совести - Дух Святой. Самой по себе человеческой совести недостаточно, ибо она всегда грешит. Она непогрешима и совершенна, когда освятится, просветится, одухотворится, станет одно со Христом, обожится. Совершенная и законченная совесть - только Духом Святым. В действительности, необходимо отроичение совести, в этом ее божественно-безграничная свобода.

9. Каждый человек - христианин богообразной души. Каждый человек рождается как потенциальный христианин и как действительный христоносец, ибо в богообразной душе своей он уже христообразен (Ин.1:9).

10. Гуманизм - богочеловечность. Гуманизм в своей основе богообразен: богообразие - это сущность человеческого существа; в ней сущность человека, человеческого, человечного. Человек весь трансцендентен, весь "вышеестествен", весь - с неба. Его естество выше естественного происхождения - от Бога Троичного. Естественно, что Бог становится человеком, Богочеловеком: единственным настоящим, единственным "естественным", единственным совершенным человеком. Ибо Он без греха, без смерти, без зла, без демонизма. Только теогуманизм (богочеловечность) - истинный гуманизм. Только Богочеловек - настоящий человек. Без Бога человек - без головы.

11. Теогуманизм. Не гуманизм как смысл, как направление, как метод человеческого существа и существования. Любой гуманизм болезненен, ибо исходит из зараженного грехом человека: сам по себе он всегда причастен демонизму, дьяволизму, ибо нет человека, чье богообразие не было бы "истлевшим страстьми". Исключение: Богочеловек - поэтому богочеловечность, теогуманизм - единственный путь "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13).

12. Богочеловек - икона Бога и человека. Богочеловек - это единственная совершенная икона Божия в нашем человеческом мире. В Нем дан и первый истинный образ совершенного человека. Богообразие - это сущность, сердцевина, вечность и богочеловечность человека на земле и на небе. "Образ Божий" - это, на самом деле, единственный истинный образ человека. Новый человек - это Богочеловек - "Господь с неба" (1Кор.15).

13. Любовь к Богу и ближнему. Как луна не может сиять без солнца, так и человек не может любить без Бога. Из Бога, который есть любовь, струится и исходит настоящая и святая, и истинная любовь наша к ближнему. Люди, все люди, суть наши ближние - и вновь Богом, ибо Он нас сотворил по образу Своему, поэтому в глубине существа все мы одинаковы, и один другому близкий и ближний.

14. Боговоплощение. Боговоплощением Бог становится близким человеку, настолько близким, что Он ближе к нему, нежели человек к самому себе. Это Он соделал на сущностном основании человека богообразие. Что ближе к богообразию, нежели Сам Бог. Он - его оригинал, его существо, при свободе воли, которая делает человека самостоятельным от Бога существом - личностью. Да, личность - это, прежде всего, свобода ко Творцу, от Творца, по Творцу.

15. Господь господствует, Бог владычествует над всем сущим как Единый Сущий, дьявол демонствует. Но одинаково страшно, когда человек или, самовольно уподобляясь Богу (ср.: Быт.3:5), желает владычествовать над всем, подобно Единому Сущему, или, уподобляясь дьяволу, начинает демонствовать. Он всегда падает вне себя: пропасть, когда человек произвольно уподобляет себя Богу, пропасть, когда он добровольно соединяется с дьяволом и творит дела его. В первом случае - фарисейство - "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим.3:5); во втором случае - размах сатанизма. (Во время последней войны).

16. Через индустриализацию наступает каменный век. Поклонение камню - европейская культура и ее суррогаты. Строители идолов: окаменелые души создают каменных идолов, каменные идеалы. Все засыхает, увядает, каменеет в реторте европейской вещепоклоннической культуры. Зодчие каменного века - все гуманистические силы Европы (30. VII. 1957 г., в поезде).

17. Радость - быть человеком! Потому что Бог стал Богочеловеком. Этим открыты и даны человеку все Божественные силы и совершенства, и бесконечности. Следовательно, нет отчаяния для человека с тех пор, как Бог стал человеком, ибо во всякой горести и в отчаянии Божественный выход и вознесение, и восхождение в Царство Божественной вечной Жизни, вечной Истины, вечной Любви, вечной Радости. Поэтому непрестанно: через вечность и таинственно, Божественно, таинственно и радостно быть человеком, ибо все наше завершается Богом, Божественным, Божиим, а это значит - бесконечно радостным и блаженным. (28. VII. 1958).

18. Бесконечности мои устремляют меня к Тебе, о, Всебесконечный! Бескрайности мои возносят меня к Тебе, о, Всебескрайний! Безграничности мои устремляют меня к Тебе, о, Всебезграничный! - Меня интересует земля не как культурная колыбель, цивилизация, а как небесное гнездо, в котором возлягут небесные синие птицы - души человеческие, существа человеческие, которые, когда окрылятся, воспарят в небесную, вечную родину свою.

19. Что такое человек - мы познали Богочеловеком. Поэтому происхождение, возрастание, вохристовление, обожение, совершенствование человека дано в Богочеловеке. Следовательно, в Христологии - единственная истинная антропология. Человек - человек Богочеловеком. Он только Им становится самим собой, постигает первоначальную, безгрешную, Божественную человечность: ту - в идее Божией о человеке, ту - в богообразии. Ибо идея Божия о человеке дана в сотворении человека богообразным. Поэтому все человеческое обращается вокруг этого как вокруг центра.
Значит, спасение человека - это, прежде всего, освобождение от греха, смерти и зла, но в то же время это осуществляется через переживание всех богочеловеческих сил, идей, свойств, истин, добродетелей.

20. Охристовление. Бог не сводим к твари; человек не сводим к чувствам. И все-таки: вселенная сводима к атому! Макрокосм - к микрокосму! И Бог к человеку - в Богочеловеке.

21. Как прожить эту жизнь - не является ли это основной проблемой человека? Для этого и Бог стал человеком, чтобы нас этому научить. Это самая трудная наука, настолько она трудна и на земле, и на небе, что нас не знал и не умел ей научить ни самый премудрый Серафим, ни самый прозорливый Херувим. Что только не входит в ткань того, что мы называем жизнью, человеком! Мириады логосных волокон, частиц, нитей! Жизнь: соединение всего этого и еще многого невидимого, неизвестного, неприметного. И какой нужно иметь ум, чтобы все это соткать, сплести воедино, и какое сердце, чтобы все это прочувствовать, и какую силу, чтобы пережить! Человек, человек - о, самое трагичное существо, пошатнувшееся в небытие! Ты переживаешь и рай, и ад, и небытие, и Бога, и дьявола, и смерть, и жизнь. Человек, ты - самый большой, самый несчастный мученик, твоему мучению нет меры! В твоем мучении повреждается и гибнет твое сознание, твой разум, мысли становятся безумными, чувства каменеют. Нет существа более широкого, более пропащего и более ужасного, нежели человек. Поэтому ему на всех ступенях жизни необходим Бог - Бог всего сущего, Богочеловек, Слово. Без Него все человеческое срывается во тьму кромешную, идеже есть плач и скрежет зубов.

22. Каждый христианин в Теле Христовом - церкви - есть продолжение Христова воплощения, всецелого Богочеловеческого домостроительства спасения, переживание всецелого Богочеловека: непрестанное добровольно-благодатное обогочеловечение и охристовление себя. И это всегда "со всеми Святыми", первая среди которых Пречистая Богоматерь. Отсюда: каждый христианин - это церковь в малом, а через это и Церковь в великом. Поэтому христианин имеет "свидетельство в себе" - в переживании себя как "члена Тела" Христова и этим, как вечного, как богочеловечного, как отроиченного, как "бога по благодати". Таким образом, все Священное Предание свято. Все, что от начала в Церкви, все существенно и благодатно принадлежит человеку как клеточке вечно живого Богочеловеческого Организма - Церкви.

23. Ни один жучок на земле не может жить без целого неба над ним. Нет ни одного творения на земле, которое бы могло жить без всей вселенной, без бесчисленных звезд. А человек? - Ему нужно несравненно большее. Почему? Потому что человек - это живая икона Божия; потому что он сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому ему кроме всей вселенной необходим Сам Бог. Ради этого творения, ради такого человека, Бог и сошел на землю, стал человеком, чтобы дать человеку все, что ему необходимо для его богообразной жизни на небе и на земле. И Он даровал человеку Вечную Истину, Вечную Правду, Вечную Жизнь. Потому Он и воскрес из мертвых, и победил смерть, чтобы открыть нам вход в жизнь вечную. Человек драгоценнее всего, что есть в мире. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мк.8:36). Бессмертие души - естественно, бессмертие тела - по воскресении из мертвых. Ради всего этого Бог стал человеком, чтобы нас, людей, обогатить вечной жизнью... Ведомые и предводимые Богоматерью и всеми святыми, да и мы удостоимся Вечной Жизни на небе и да живем в службе Господу Иисусу Христу - Богочеловеку, Который ради нас стал человеком. (Пяток первой седмицы Великого Поста, на св. литургии Преждеосвященных Даров).

24. Правило: помолиться Богу за каждого человека, которого ты посетил, с каким встретился или расстался. Пусть он от тебя уйдет с молитвой твоей, - это самый лучший спутник.

25. Всякая мысль о Тебе - праздник для меня, любезный отче Златоусте, и радость для меня, и рай, и восхищение, и помощь, и здравие, и воскресение.

26. Тяжело каждой мысли, которая не выльется, не преобразится в молитву.

27. Святые, богоугодные дела рождаются в святых таинствах, исходят от них. Святые таинства суть таланты. Таланты даны для того, чтобы продать их и приобрести на них иные с избытком (Мф.25:16). Благодать преподана нам, но мы должны восприять ее, умножать ее в себе, преобразовывать ее в святые добродетели.

28. Очи мои, вы не мои, а Господни, и потому - служите Господу! Уши мои, тело мое, совесть моя, мысли мои, чувства мои, вы не мои, а Господни, и потому - служите Господу! Если же нет, то умрите смертью, после которой нет воскресения. (6. XII. 1948, монастырь Челие).

29. Мы полностью знаем о правовом положении Церкви в нашем государстве, но мы так же осознаем апостольское положение церкви в мире. Если правовое положение церкви закрывает двери ее апостольству, то неужели допустимо сущностью церкви - ее апостольством - пожертвовать ради ее правового положения? (Март 1922 г.)

30. Любовь - единое Божество - достоинство? Нет, сначала вера, а за веру даруется любовь. Святой Максим Исповедник: "Христос - сущность каждой добродетели". Что такое ересь? Прежде всего и в основном, - отпадение от веры. Вере все возможно, включая и Богочеловеческую любовь.

31. Человек - это небоземное, Богочеловеческое существо и в зачатой реальности, и в потенции, и в многомерности. Так я чувствую и так смотрю на дорогого мне приятеля...

32. Исполни, Господи, Собою сердце мое, но прежде очисти его от всего мирского, от всех желаний вообще.

33. "Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать". - св. Григорий Богослов (Слово II, 71).

34. Дьявол постоянно стремится к тому, чтобы показать грех необходимостью, естественным, чтобы оправдать самого себя. Грех - логика сатаны (св. Макарий Египетский); грех имеет свою логику, свою философию, свою апологетику, чтобы оправдать себя, чтобы показать себя необходимым, естественным. Это дьявол постоянно и делает. А Христос - это единственное истинное Слово мира, Божия Логика мира. Христос - логика добра, Божия логика добра. Богоподобие составляет сущность мира.

35. О, Господи, разве я только для того человек, чтобы грешил, а Ты разве только для того Бог, чтобы меня прощал?

36. Молитва должна стать сознательным и сладким навыком.

37. Личность - это все. Весь Ветхий Завет опирается на личность, на Илию Пророка, на Моисея, на Давида. Личность - носитель всего в мире, в истории; идеи суть ничто, личность - это то, что носит идеи. Христос - Личность; Христос - Истина, Жизнь; Личность Христова - это все.

38. Кто бы ни встретился с Господом Иисусом Христом искренне, все в нем от этого изменяется. Вспомните, с Ним встретился крестьянин, рыбарь, и от этой встречи что вышло? Вышел апостол Петр. Встретился с Ним Савл, ученейший муж своего времени, встретил Бога во Христе и стал славнейшим среди людей. Значит, кто даровал ему те силы, если не Господь Иисус Христос? Встретились с Господом Закхей и Вартимей-слепец, и грешный мытарь, - и вся их душа, душа каждого из них преобразилась. А одержимая демонами Магдалина со своими семью бесами - при встрече с Господом становится мироносицей. И разбойник на кресте встретился с Богом и вошел сразу в рай. Встретился с Господом святой Иустин Философ и стал Христовым мучеником, и св. Василий Великий, и владыка Николай, и Растко [18] - Савва.
Таким образом, встреча с Господом Иисусом Христом всегда была самым важным событием для каждого человека, от которого зависело, пойдет ли он за Господом Иисусом Христом или же против Него.

39. Если человек живет только для себя и собою, то есть, если не требует ничего от Бога, - это не человек. Чистый гуманизм и есть самый большой грех, ибо это полное отвержение Бога и всего, что Божие. Адамов грех не в том, что он совершил какое-то преступление, а в том, что это было желанием и шагом к отделению человека от Бога, т.е. гуманизмом. Человеческий дух не может существовать и делать сам для себя. Ему необходимо постоянное исполнение с неба, от Духа Божественного. Адам, согрешив, перестал получать эту небесную пищу от Духа Божиего и потому почувствовал свою наготу. Схождением Духа Святого на апостолов эта духовная пища вновь начала ниспосылаться, и она вечно преподается в церкви. Человеческий дух носит в себе пустоту, которую нужно дополнить Духом Божиим, чтобы он стал полным, целостным. Отнюдь не существует и чисто человеческая мысль. Человек мыслит или Богом, или дьяволом. Это показывает Достоевский через Ивана Карамазова, бросающего в дьявола чернильницу, потому что тот утверждает, что подсказал ему некую идею. (Зима 1961, монастырь Челие).

40. Святые отцы - святые, бессмертные вожди и учителя вечной жизни, - бессмертные архистратиги в бессмертном воинстве Господнем. Святые Вселенские отцы: только следуя за ними и с ними, мы, нынешние христиане, можем победить и соблюсти веру свою. Мы, христиане, истинные христиане до тех пор, пока держим веру святых отцов. Без этой веры нет нам ни спасения, ни вечной жизни. Только так мы можем иметь благодатное чувство православности, которое дается через молитвенное общение со святыми.

41. Мы спасаемся только через все святые таинства и все святые добродетели; спасаемся только со всеми святыми. Каждый святой прославился той или иной святой добродетелью, через которую шел ко спасению, но спасался всегда со всеми святыми. Ибо он не мог быть милостивым, если не был человеколюбивым, не мог соблюсти это деятельное милостивое расположение, если не молился Богу. Человек спасается соборно в церкви, с Господом Иисусом Христом, как питающей лозой, с Пресвятой Богородицей, со всеми небесными Ангелами, Архангелами, со всеми святыми. Это и есть Церковь - здесь все совместно со всеми, все соборно... Мы не ведаем, как спасаемся. Мы молимся, творим дела милосердия, но что мы знаем о том, насколько это споспешествует нашему спасению, - этого ум человеческий не может охватить и вместить. Что мы знаем о том, насколько сегодня святой Антоний Великий своими молитвами держит вселенную. Ибо все святые молятся, непрестанно молятся Богу за нас. Кто знает, сколько святых угодников своими молитвами спасает нас... Человек - это бесконечное существо и дополняется оно только бесконечным, Божественным, Богочеловеческим.

42. Каждый Богородичный праздник - это малый рай на земле, который сливается с тем вечным, небесным раем.

43. В Богочеловеке и Его деле, и Его Теле - церкви: Бог всегда на первом месте, а человек - на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. В этом сущность и всеобщее мерило Вселенской Церкви. Поэтому к каждому вопросу должно приступать "со страхом Божиим, верою и любовью". Церковь - это Богочеловеческий организм и только после этого организация. Она - Тело Богочеловека, поэтому на все должно, прежде всего, смотреть, все видеть и все измерить Богом, а затем человеком и, наконец, человеком в Богочеловеке. Но никогда только человеком, никогда "по человеку". Значит, всегда, всегда и всегда "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян.5:29). Когда это ставится под вопрос, тогда и первоверховному апостолу Петру должно противостоять (Гал.2:11). Здесь вечно и неизменно апостольское начало созидания и жизни Церкви: "Угодно Духу святому и нам" (Деян.15:28), - сначала Дух Святой, а затем мы; мы после Духа Святого, и в Духе Святом, и со Духом Святым.

44. Господи, о, Господи, дай мне себя ощущать Тобою, себя мыслить Тобою, себя вести Тобою, жить Тобою, воскресать Тобою, себя знать Тобою.

45. История Православной Церкви нас учит, что литургия всегда была центром и сердцевиной каждой поистине православной души. Загляните в души православных святых подвижников и вы увидите, что они сотканы из литургических чувств. Переживание литургических тайн как сущности своей личности - это единственный путь созидания из обычных людей - боголюдей, возрастания их в святых. Кто не понимает литургии, тот не может понимать Православия. Это говорю не я, а глубокомысленный апостол Православия - Хомяков. (1922 г.).

46. Не могу помыслить, чтобы в эти дни (Светлое Христово Воскресение и Светлая седмица) не было богослужения - пасхальной утрени, вечерни, святой литургии. Богослужения всей этой седмицы - это нечто самое прекрасное. Просто чувствую себя непрестанно на богослужении всю эту неделю. Я в каком-то восхищении, воодушевлении, радости... Это две антитезы, если сравнить Светлую седмицу с первой седмицей Великого Поста. (На второй день Св. Пасхи, 1962, в алтаре монастыря Челие, после святой литургии, устно).

47. Священнослужитель. Священнослужитель ежедневно переживает всю тайну мироздания, выраженную через святую литургию, переживает ее через свою священнослужительскую деятельность. Здесь все: от Ангела до червя, от Адама до Страшного Суда, и грехопадение, и Голгофа, и Вифлеем, и Воскресение, и Вознесение, и обожение, и спасение, словом - Церковь - ее Богочеловеческая жизнь. Все от Бога до последнего человека, Страшный Суд; рай и ад. Нет никого, более близкого, чем священнослужитель, к человеку, к миру, к Богу, к птице, к травинке, к муравью, к соловью, - ко всей твари, где бы она ни была, видимой и невидимой; во всем и через все это ведет его Господь Иисус Христос Духом Святым, ибо все Им и для Него создано, и все в Нем, и Он во всем, а через Него и Им - и священник, и каждый христианин. Поэтому мы, христиане, и облекаемся во Христа - "облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа" (Рим.13:14; Гал.3:27); поэтому постоянно и преображаемся во образ Христов, "доколе не изобразится (в нас) Христос" (Гал.4:19). Вохристовление, охристовление - вот наш непрестанный подвиг, который мы осуществляем через святые таинства и святые добродетели. О, как широк и глубок каждый христианин, он шире и глубже чего бы то ни было: он вмещает в себя небо и землю, словно разливает себя по всему сущему. Воистину всецелый и совершенный Человек, заключающий в Себе всю тварь, - Богочеловек, Господь Иисус Христос. (11. VII. 1957 г., монастырь Челие).

48. Когда Ты, Господи, рядом со мной, тогда мысль преображается в рай, и все естество мое возрастает в бога по благодати.
В ночь моего сердца Ты, Господи, вошел, подобно солнцу, подобно хору светил.

49. Святое Православие и поныне неустанно пишет Св. Евангелие Спасителя и будет писать его вплоть до Страшного Суда. (14. III. 1964).

50. Евангелие непрестанно пишется. Каждая тварь, как логосное творение, непрестанно пишет Евангелие Слова - Господа Иисуса Христа. Его пишет каждый цветок, каждая травинка, каждый мотылек, каждая птичка, а тем более человек - Богообразное, Христообразное существо.
Эту истину открывает в своем Евангелии святой Иоанн Богослов, благовествуя: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь" (Ин.21:25).

51. Весь принадлежа иному миру, он и в этом мире жил тем миром. Он ходил по земле, но жизнь его была сокрыта со Христом в Боге. Он мыслил о вышнем, горнем, и небесным измерял землю, и временное оценивал вечным. (О митр. Антонии Храповицком). [19]

 

Примечания:


1. Однажды один из учеников спросил Иустина, почему он не напишет своей исповеди, на что отец Иустин ответил: "Все, что я написал, - это моя исповедь". Стословия отца Иустина не являются цельным произведением; они составлены из его отдельных заметок в тетрадях или на листочках бумаги, но знаменательно то, что они охватывают всю его подвижническую жизнь и являются существенным дополнением к его исповеди.
2. Небесным, ангельским, святительским.
3. Со святыми.
4. Эпиклеза, наше постоянное эпиклетическое, молитвенное положение в жизни по отношению к Духу Святому.
5. Церковь измененная, всегда изменяемая.
6. По учению индуизма, дзен-буддизма и проч., человек через определенные упражнения (медитация и проч.) может стать совершенным, абсолютным богом, восходя по ступеням "просветления". "Мы, индийцы, в конечном счете Человекопоклонники, - говорил Свами Вивеканада, один из современных проповедников индуизма. Наш Бог - это Человек!" (См. об этом подробно книгу о. Серафима (Роуз) "Православие и религия будушего" М., 1983).
7. Т.е. переживающему по времени, ибо упование - вечно.
8. От Слово - Логос.
9. Имеется ввиду Ин.1:1-5.
10. В сербском оригинале употреблено слово "видело", т.е. "свет". Отсюда более точной передача смысла мысли о. Иустина послужил бы следующий перевод начала означенного предложения: "Видеть человека и его смысл можно только в "ви-де-ле" Слова...", - общий корень слов подчеркивает неразрывное единство передаваемого ими смысла. Подобный же смысл передается русским глаголом "зреть" и сербским существительным "зрак", т.е. "луч". Еще более ярко подобное единство смысла проявляется в церковнославянском языке.
11. От греч. συνεργια - сотрудничество, содружество.
12. Учение о Св. Церкви.
13. Учение о спасении мира и человека от греха, смерти и дьявола Господом нашим Иисусом Христом.
14. Т.е. в Свято-Архангельской обители Челие.
15. Монастырь в Сербии.
16. "Неманичи" - названы та по имени сербского короля Стефана Немани (годы царствования 1168-1196), положившему начало самостоятельному сербскому государству.
17. Слово "экуменизм" происходит от среднелатинского oecumenicus - "вселенский", которое в свою очередь от греч. "обитаемая земля". Отсюда видно, какое смешение понятий произошло в т.н. "экуменистическом движении", где гипертрофированно, чрезмерно раздуто понятие "вселенский", т.е. вселенская церковь понимается как совокупность различных вероисповеданий, из которых каждое обладает лишь частицей истины, и, т.о. "всецелой истиной" обладает лишь экуменистический коллектив (последнее слово наиболее уместно, ибо оно точнее других передает сущностный характер современного "единения вер"). Экуменисты часто ссылаются на (Исх.20:2-3), утверждая совершенно безосновательно, что все религии исповедуют Единого Бога, как творца Вселенной. Однако забывают о Ин.8:41-44; 10:30; 12:26. 44:49 и проч. И сбывается над ними пророчество "Первого и Последнего, Сына Божия": "Говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут", - они суть "сборище сатанинское" (Откр.3:9). Вывод: вселенскость возможна только во Христе - Православной Церкви, Христом, через Христа - через покаяние перед Церковью.
18. Мирское имя одного из монахов, Саввы Сербского.
19. По кончине митр. Антония о. Иустин написал о нем статью под заглавием "Он между ними", где "он" - это митр. Антоний, а "они" - Святители Церкви.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 259. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия