Студопедия — ГЛАВА III. ТЕОРИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА III. ТЕОРИИ






Эмпирические науки — это системы теорий, поэтому

логику научного знания можно определить как теорию

теорий.

Научные теории являются универсальными выска-

зываниями. Подобно всем лингвистическим образова-

ниям, они представляют собой системы знаков или

символов. Я считаю бесполезным выражать различие

между универсальными теориями и сингулярными вы-

сказываниями посредством указания на то, что послед-

ние «конкретны», в то время как теории являются

только символическими формулами или схемами, так

как то же самое можно сказать даже о наиболее «кон-

кретных» высказываниях*1.

Теории — это сети, предназначенные улавливать то,

что мы называем «миром», для осознания, объяснения

и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки сетей

все более мелкими.

*' Сказанное — критический намек на ту точку зрения, которую

позднее я назвал «инструментализмом» и которая в Вене была пред-

ставлена Махом, Витгенштейном и Шликом (см. прим. *14 и 15

к гл. 1 и *10 к гл. V). С этой точки зрения теория есть не что иное,

как средство, или инструмент, для предсказания. Я подверг ее кри-

тическому анализу в статьях [64; 67]. Моя точка зрения, кратко

говоря, состоит в том, что наш повседневный язык наполнен тео-

риями, что наблюдение всегда является наблюдением в свете теории

и что лишь индуктивистский предрассудок заставляет людей верить

в существование феноменального языка, свободного от теорий и

отличного от «теоретического языка», и что, наконец, теоретика ин-

тересует объяснение как таковое, то есть проверяемые объяснитель-

ные теории, а приложения и предсказания интересуют его лишь по

теоретическим основаниям — поскольку их можно использовать для

проверки теорий (см. также [70, прилож. *Х]).

12. Причинность, объяснение и дедукция предсказаний

Дать причинное объяснение некоторого события-—

значит дедуцировать описывающее его высказывание,

используя в качестве посылок один или несколько уни-

версальных законов вместе с определенными сингуляр-

ными высказываниями — начальными условиями. На-

пример, мы можем сказать, что мы дали причинное

объяснение разрыва некоторой нити, если мы нашли,

что она имеет предел прочности 1 фунт и что к ней

был подвешен груз весом в 2 фунта. При анализе этого

причинного объяснения мы обнаружим в нем различ-

ные составные части. С одной стороны, здесь имеется

гипотеза: «Всякая нить, нагруженная выше своего пре-

дела прочности, разрывается» — высказывание, имеющее

характер универсального закона природы. С другой

стороны, здесь есть сингулярные высказывания (в дан-

ном случае их два), применимые только к данному

обсуждаемому событию: «Предел прочности данной ни-

ти равен 1 фунту» и «К нити подвешен груз весом в

2 фунта»*2.

Таким образом, для полного каузального объясне-

ния необходимы высказывания двух различных видов:

(1) универсальные высказывания, то есть гипотезы, но-

сящие характер естественных законов, и (2) сингуляр-

ные высказывания, которые относятся только к специ-

фическому обсуждаемому событию и которые я буду

называть «начальными условиями». Из универсальных

высказываний в конъюнкции с начальными условия-

ми мы дедуцируем определенное сингулярное высказыва-

ние: «Эта нить разорвется». Это высказывание мы назы-

ваем специфическим, или сингулярным, предсказанием*3.

*2 Более тщательный анализ этого примера, при котором выде-

ляются два закона и два начальных условия, имел бы следующий

вид. Два универсальных закона: «Для каждой нити, обладающей

структурой S (которая определяется ее материалом, плотностью

и т. Д.)> существует предел прочности w, такой, что нить разрывает-

ся, если к ней подвешен груз, превосходящий ш» и «Для каждой

нити структуры S] предел прочности w\ равен 1 фунту». Начальны-

ми условиями в этом случае будут: «Эта нить имеет структуру Si»

И *К этой нити подвешен груз весом ъ 2 фунта».

*3 Термин «предсказание», используемый здесь, охватывает вы-

сказывания о прошлом («ретросказания»), а также «имеющиеся в

настоящее время» высказывания, которые мы хотим объяснить

(«экспликандумы»)—см. мою работу [69, с. 133].

6* 83

Начальные условия описывают то, что обычно назы-

вают «причиной» данного события. (То, что груз в

2 фунта был подвешен на нити с пределом прочности

в 1 фунт, явилось «причиной» ее разрыва.) Предсказа-

ние же описывает то, что обычно называют «след-

ствием». Употребления терминов «причина» и «след-

ствие» я буду избегать. В физике использование выра-

жения «каузальное объяснение», как правило, ограничи-

вается тем специальным случаем, в котором универсаль-

ные законы имеют форму законов «действия посред-

ством соприкосновения», или, более точно, действия на

расстоянии, стремящемся к нулю, выражаемых диффе-

ренциальными уравнениями. В настоящей работе это

ограничение не принимается. Кроме того, я не прини-

маю какого-либо общего утверждения об универсальной

применимости этого дедуктивного метода теоретическо-

го объяснения. Таким образом, я не утверждаю ника-

кого «принципа каузальности» (или «принципа уни-

версальной причинности»).

«Принцип причинности» есть утверждение о том, что

любое событие можно объяснить каузально, то есть

можно дедуктивно предсказать. В соответствии с тем,

как интерпретируется слово «можно» в этом утвержде-

нии, оно будет либо тавтологичным (аналитическим),

либо утверждением о реальности (синтетическим). Ес-

ли «можно» означает, что всегда логически возможно

построить каузальное объяснение, то данное утвержде-

ние— тавтология, так как для любого предсказания

мы всегда можем найти универсальные высказывания

и начальные условия, из которых выводимо данное

предсказание (являются ли эти универсальные выска-

зывания проверенными и подкрепленными в других слу-

чаях — это, конечно, совершенно другой вопрос). Если

же «можно» означает, что мир управляется строгими

законами и построен таким образом, что каждое от-

дельное событие представляет собой пример универ-

сальной регулярности, или закона, то данное утвержде-

ние, по общему признанию, является синтетическим. Од-

нако в этом случае оно нефальсифицируемо (см. [70,

разд. 78]). Поэтому я не буду ни принимать, ни отвер-

гать «принцип причинности», а просто удовлетворюсь тем,

что исключу его из сферы науки как «метафизический».

Вместе с тем я предложу методологическое правило,

которое настолько хорошо соответствует «принципу

причинности», что последний может рассматриваться

как его метафизический вариант. Это простое правило

состоит в том, что мы не должны отказываться ни от

поисков универсальных законов и стройных теоретиче-

ских систем, ни от попыток каузального объяснения

любых событий, которые мы можем описать4. Этим

правилом ученый-исследователь руководствуется в своей

работе. Мнение о том, что новейшие достижения физи-

ки требуют отказа от этого правила или что по крайней

мере в одной из областей физики бесполезно искать

законы, нами здесь не принимается5. Этот вопрос по-

дробнее рассматривается мною в [70, разд. 78].

13. Строгая и численная универсальность

Мы можем провести различие между двумя видами

универсальных синтетических высказываний: «строго

универсальными» и «численно универсальными». Когда

4 Мысль о том, что принцип причинности можно рассматривать

как выражение некоторого правила или решения, восходит к Гомпер-

цу (см. [30], а также [86, с. 154]).

*Я чувствую, что здесь нужно более ясно сказать о том, что

решение искать каузальное объяснение является тем средством,

с помощью которого теоретик достигает своей цели — цели теорети-

ческой науки. Цель теоретика состоит в нахождении объяснитель-

ных теорий (по возможности истинных объяснительных теорий), то

есть теорий, описывающих определенные структурные свойства ми-

ра и позволяющих нам — с помощью начальных условий — дедуци-

ровать следствия, которые должны быть объяснены. Задача настоя-

щего раздела этой книги заключается в том, чтобы хотя бы кратко

объяснить, что именно мы понимаем под каузальным объяснением

(более полное изложение можно найти в [70, прил. *Х]). Моя интер-

претация объяснения была принята некоторыми позитивистами или

«инструменталистами», которые увидели в ней попытку вообще

устранить объяснение, то есть поняли меня в том смысле, что

объяснительные теории представляют собой только посылки для

дедукции предсказаний. Поэтому я хочу с полной ясностью заявить,

что, по-моему, интерес теоретика к объяснению, то есть к открытию

объяснительных теорий, не сводим к практической, технической

заинтересованности в дедукции предсказаний. Вместе с тем заинте-

ресованность теоретика в предсказаниях объясняется его заинтере-

сованностью в истинности своих теорий или, другими словами, заин-

тересованностью в проверке своих теорий — в попытках установить,

не обнаружат ли они свою ложность (см. также [70, прил. *Х]).

5 Противоположного мнения придерживается, например, Шлик,

который, в частности, пишет: «...эта невозможность (он говорит

о невозможности точных предсказаний, на которой настаивал Гей-

зенберг.— К· П.)... означает, что нельзя искать точных формул»

[86, с. 155]. См. также [70, прим. 1 к разд. 78].

я до сих пор говорил об универсальных высказываниях,

я имел в виду только строго универсальные высказыва-

ния—теории или законы природы. Численно универ-

сальные высказывания фактически эквивалентны опре-

деленным сингулярным высказываниям или их конъюнк-

ции, поэтому они будут рассматриваться нами как син-

гулярные высказывания.

Сравним, например, два следующих высказывания:

(а) «Для всех гармонических осцилляторов верно, что

их энергия никогда не падает ниже определенного уров-

ня (а именно Лн/2)»; (b) «Для всех человеческих су-

ществ, живущих ныне на Земле, верно, что их рост не

превышает некоторой определенной величины (скажем,

8 футов)». Формальная логика (включая символическую

логику), интересующаяся лишь теорией дедукции, оба

эти высказывания считает универсальными («формаль-

ными», или «общими», импликациями)6. Я полагаю, од-

нако, что нужно подчеркнуть различие между ними.

Высказывание (а) претендует па истинность всегда —

в любом месте и в любое время. Высказывание (Ь) от-

носится лишь к конечному классу специфических эле-

ментов и к конечной, индивидуальной (или отдельной)

пространственно-временной области. Высказывания это-

го последнего рода можно в принципе заменить конъ-

юнкцией сингулярных высказываний, так как при нали-

чии достаточного времени можно пронумеровать все

элементы рассматриваемого (конечного) класса. Это

объясняет, почему в таких случаях мы говорим о «чис-

ленной универсальности». В то же время высказывание

(а), говорящее об осцилляторах, не может быть заме-

нено конъюнкцией конечного чаю/та сингулярных вы-

сказываний, относящихся к конечной пространственно-

временной области, или, вернее, такая замена была бы

6 Классическая логика (и аналогично символическая логика,

или «логистика») различает универсальные, частные и сингулярные

высказывания. Универсальным является высказывание, относящееся

ко всем элементам некоторого класса; частным — высказывание,

относящееся к некоторым элементам класса; сингулярное высказы-

вание— это высказывание об одном данном элементе (индивиде).

Эта классификация не опирается на основные принципы логики

познания. Она была разработана с учетом требований, связанных

с техникой логического вывода. Поэтому мы не можем отождествить

наши «универсальные высказывания» ни с универсальными выска-

зываниями классической логики, ни с «общими», или «формальными»,

импликациями логистики (см. далее прим. 14).

возможной лишь при том предположении, что мир

ограничен во времени и в нем существует только конеч-

ное число осцилляторов. Однако мы не принимаем это-

го предположения, в частности мы не принимаем та-

кого рода предположений при определении понятий фи-

зики. Напротив, мы рассматриваем высказывания ти-

па (а) как всеобщие высказывания, то есть" как уни-

версальные утверждения относительно неограниченного

числа индивидов. Ясно, что при такой интерпретации

их нельзя заменить конъюнкцией конечного числа син-

гулярных высказываний.

Мое использование понятия строго универсального

высказывания (или «всеобщего высказывания») расхо-

дится с той точкой зрения, согласно которой каждое

синтетическое универсальное высказывание должно быть

в принципе переводимо в конъюнкцию конечного числа

сингулярных высказываний. Сторонники этой точки

зрения (см. [41, с. 274]) настаивают на том, что вы-

сказывания, называемые мною «строго универсальны-

ми», никогда не могут быть верифицированы; поэтому

они отвергают их, ссылаясь либо на принятый ими кри-

терий значения, требующий верифицируемое™, либо

на некоторые сходные соображения.

Ясно, что при любом таком понимании законов при-

роды, которое стирает различия между универсальными

и сингулярными высказываниям«, проблема индукции

кажется решенной, так как переход от сингулярных вы-

сказываний к численно универсальным вполне допустим.

Однако столь же ясно, что методологическая проблема

индукции не решается в этом случае, так как верифи-

кацию закона природы можно осуществить только по-

средством эмпирической проверки каждого отдельного

события, к которому применим закон, и обнаружения,

что каждое такое событие действительно соответствует

закону, а это — задача явно невыполнимая.

В любом случае вопрос о том, являются ли законы

науки строго или численно универсальными, нельзя ре-

шить с помощью логических аргументов. Это один из

тех вопросов, которые решаются лишь на основе со-

глашения, или конвенции. Имея дело с такой методоло-

гической ситуацией, я считаю полезным и плодотвор-

ным рассматривать законы природы как синтетические

и строго универсальные высказывания («всеобщие вы-

сказывания»), то есть рассматривать их как неверифи-

цируемые высказывания, которым можно придать

следующую форму: «Для всех точек пространства и вре-

мени (или во всякой пространственно-временной обла-

сти) верно, что...» В противоположность им высказы-

вания, относящиеся только к определенным конечным

областям пространства и временная называю «специ-

фическими», или «сингулярными», высказываниями.

Различие между строго универсальными и только

численно универсальными (то есть фактически сингу-

лярными) высказываниями будет применяться нами

только к синтетическим высказываниям. Однако я могу

указать на возможность применения этого различия так-

же к аналитическим высказываниям (например, к не-

которым математическим высказываниям)7.

14. Универсальные и индивидуальные понятия

Различие между универсальными и сингулярными

высказываниями тесно связано с различием между уни-

версальными и индивидуальными понятиями или име-

нами.

Это различие обычно поясняют с помощью таких

примеров: «диктатор», «планета», «Н2О» являются уни-

версальными понятиями или именами; «Наполеон»,

«Земля», «Атлантический океан» —сингулярные, или

индивидуальные, понятия или имена. Эти примеры по-

казывают, что для индивидуальных понятий или имен

характерно то, что они либо являются собственными

именами, либо определяются посредством собственных

имен, в то время как универсальные понятия или имена

могут быть определены без использования собственных

имен.

Я считаю, что различие между универсальными и

индивидуальными понятиями (или именами) имеет фун-

даментальное значение.. Любое прикладное научное

исследование опирается на переход от универсальных

научных гипотез к частным случаям, то есть на дедук-

цию сингулярных предсказаний, а в каждое сингулярное

высказывание должны входить индивидуальные поня-

тия (или имена).

7 Ср., например, следующие высказывания: (а) «Для каждого

натурального числа имеется последующее число» и (Ь) «Все числа

между 10 и 20, за исключением 11, 13, 17 и 19, не являются про-

стыми».

Индивидуальные имена, используемые в сингулярных

научных высказываниях, часто выступают в виде про-

странственно-временных координат. Это легко понять,

если обратить внимание на тот факт, что применение

системы пространственно-временных координат всегда

включает ссылку на индивидуальные имена. Мы долж-

ны фиксировать начальную точку этой системы, а это

можно сделать, лишь употребляя собственные имена

(или эквивалентные им выражения). Использование

имен «Гринвич» и «год рождения Христа» иллюстри-

рует эту мысль. С помощью этого метода произвольно,

большое число индивидуальных имен можно свести к

небольшому их количеству8.

Такие неопределенные и общие выражения, как «эта

вещь», «вещь, находящаяся там», и т. п., иногда могут

использоваться в качестве собственных имен, возможно

в соединении с остенсивными жестами. Таким образом,

в качестве собственных имен можно использовать вы-

ражения, которые не являются собственными именами,,

но в определенной мере взаимозаменяемы с собствен-

ными именами или с индивидуальными координатами.

Отметим, что универсальные понятия также могут быть

выражены, хотя и недостаточно определенно, с по-

мощью остеншвных жестов. Так, мы можем указать на

определенную индивидуальную вещь (или событие), а

затем фразой типа «и другие подобные вещи» (или

«и тому подобное») выразить наше намерение рассмат-

ривать эти индивиды лишь в качестве представителей

некоторого класса, которому следует дать универсаль-

ное имя. Нельзя сомневаться в том, что мы учимся

употреблять универсальные слова, то есть учимся при-

менять их к индивидам, посредством остенсивных жес-

тов и аналогичных средств. Логическая основа таких

процедур заключается в том, что индивидуальные поня-

тия могут быть понятиями не только об элементах, но

также и о классах, и поэтому к универсальным поня-

тиям они могут находиться не только в отношении, со-

ответствующем отношению элемента к классу, но и в

8 Однако единицы измерения физических систем координат, ко-

торые первоначально были установлены с помощью индивидуаль-

ных имен (вращение Земли, стандартный метр в Париже), могут

быть в принципе определены посредством универсальных имен,

например посредством длины волны или частоты монохроматиче-

ского света, испускаемого атомами определенного рода.

отношении, соответствующем отношению подкласса к

классу. Например, моя собака Люкс — не только эле-

мент класса венских собак, который является индиви-

дуальным понятием, но также и элемент (универсально-

го) класса млекопитающих, который является универ-

сальным понятием. А венские собаки в свою очередь

образуют не только подкласс (индивидуального) клас-

са австрийских собак, но также и подкласс (универ-

сального) класса млекопитающих.

Использование слова «млекопитающие» в качестве

примера универсального имени может, по-видимому,

породить недоразумение, так как слова типа «млекопи-

тающее», «собака» и т. п. в своем обыденном употреб-

лении не свободны от неопределенности. Должны ли

эти слова рассматриваться как имена индивидуальных

классов или как имена универсальных классов — зави-

сит от наших намерений: хотим ли мы говорить о жи-

вотных, живущих на нашей планете (индивидуальное

понятие), или о физических телах, обладающих опре-

деленными свойствами, которые могут быть описаны в

универсальных терминах. Аналогичные неясности воз-

никают в связи с использованием таких понятий, как

«пастеризованный», «линнеевская система», «латинизм»,

поскольку можно устранить собственные имена, с ко-

торыми они связаны (или, наоборот, определить их с

помощью этих собственных имен)*9.

Приведенные примеры и объяснения должны пояс-

нить, что мы понимаем под «универсальным понятием»

и «индивидуальным понятием». Если бы меня попроси-

ли дать точные определения, я, вероятно, сказал бы то

же, что и ранее: «Индивидуальное понятие есть поня-

тие, в определение которого обязательно входят соб-

ственные имена (или эквивалентные им выражения).

Если все ссылки на собственные имена можно устра-

нить, то понятие является универсальным». Однако лю-

бое такое определение имеет весьма небольшую цен-

ность, так как идею индивидуального понятия (или име-

*9 Понятие «пастеризованный» можно определить либо как «об-

работанный согласно рекомендациям Луи Пастера» (или аналогично

этому), либо как «нагретый до 80 градусов по Цельсию и выдер-

жанный при этой температуре в течение 10 минут». Первое опреде-

ление делает слово «пастеризованный» индивидуальным понятием,

второе — универсальным (ср., однако, далее прим. 12).

ни) оно лишь сводит к идее собственного имени (к име-

ни индивидуальной физической вещи).

Я надеюсь, что предлагаемый мною способ употреб-

ления рассматриваемых понятий вполне соответствует

обычному использованию выражений «универсальный»

и «индивидуальный». Независимо от того, так это или

нет, проведенное здесь различие я считаю неизбежным,

если мы не хотим сделать неясным соответствующее

различие между универсальными и сингулярными вы-

сказываниями. (Имеется полная аналогия между про-

блемой универсалий и проблемой индукции.) Попыт-

ка охарактеризовать индивидуальную вещь только по-

средством ее универсальных свойств и отношений, ко-

торые кажутся принадлежащими лишь ей одной, обречена

на провал. Такая процедура описывала бы не отдель-

ную индивидуальную вещь, а целый универсальный

класс всех тех индивидов, которые обладают указан-

ными свойствами и отношениями. Даже использование

универсальной системы пространственно-временных ко-

ординат ничего бы не изменило10, ибо вопросы о том,

существуют ли индивидуальные вещи, соответствующие

описанию посредством универсальных терминов—·З ес-

ли существуют, то в каком количестве, — всегда остают-

ся открытыми.

Точно так же обречена на провал любая попытка

определить универсальные имена с помощью индиви-

дуальных имен. Этот факт часто упускают из виду, и

широко распространено мнение о том, что с помощью

процесса, называемого «абстракцией», можно от инди-

видуальных понятий подняться к универсальным поня-

тиям. Это мнение тесно связано с индуктивной логикой,

с характерным для нее переходом от сингулярных вы-

сказываний к универсальным. С точки зрения логики

такие процедуры одинаково невыполнимы11. Верно, что

таким образом можно получить классы индивидов, но

10 Не «пространство и время» вообще, а индивидуальные ха-

рактеристики (пространственные, временные или другие), основан-

ные на собственных именах, являются «принципами индивидуали-

зации».

11 Аналогичным образом и метод абстракции, используемый в

символической логике, не способен обеспечить переход от индиви-

дуальных имен к универсальным. Если класс, задаваемый посред-

ством абстракции, определен экстенсионально с помощью индиви-

дуальных имен, то он является индивидуальным понятием.

эти классы все-таки будут индивидуальными понятия-

ми, определяемыми с помощью собственных имен. (При-

мерами таких индивидуальных понятий-классов являют-

ся «генералы Наполеона» и «жители Парижа».) Таким

образом, мы видим, что мое различие между универ-

сальными именами (или понятиями) и индивидуальны-

ми именами (или понятиями) не имеет ничего общего

с различием между классами и элементами. И универ-

сальные, и индивидуальные имена могут быть именами

некоторых классов, а также именами элементов тех или

иных классов.

Поэтому различие между универсальными и индиви-

дуальными понятиями нельзя устранить с помощью ар-

гументов, аналогичных следующему аргументу Карна-

па. «..Это различие неоправданно», — говорит он, по-

скольку «... согласно принятой точке зрения, каждое

понятие можно рассматривать или как индивидуаль-

ное или как универсальное». Карнап пытается обосно-

вать это, утверждая, «что (почти) все так называемые

индивидуальные понятия являются классами (именами

классов) — аналогично тому, что имеет место для уни-

версальных понятий» [8, с. 213]12. Как я показал ранее,

последнее утверждение совершенно правильно, однако

оно не имеет никакого отношения к обсуждаемому раз-

личению.

Другие представители символической логики (кото-

рая одно время называлась «логистикой») также сме-

шивают различие между универсальными и индиви-

дуальными именами с различием между классами и их

12 В работе Карнапа «Логический синтаксис языка» различие

между индивидуальными и универсальными именами, как кажется,

не рассматривается, и оно, по-видимому, не может быть выражено

в построенном им «координатном языке». Можно предположить,

что «координаты», будучи знаками низшего типа, должны быть

интерпретированы как индивидуальные имена (и что Кариап исполь-

зует систему координат, определенную с помощью индивидов).

Однако такая интерпретация ошибочна, так как сам Карнап пишет,

что в используемом им языке «все выражения низшего типа являются

числовыми выражениями» [15, с. 87] в том смысле, что они обозна-

чают объекты, соответствующие неопределенному исходному знаку

«число» у Пеано. Отсюда становится ясно, что числовые знаки,

выступающие в качестве координат, следует считать не собствен-

ными именами или индивидуальными координатами, а универсаль-

ными именами. (Они являются «индивидуальными» только в фигу-

ральном смысле — ср. пример (Ь) из прим. 7 к этой главе.)

элементами13. Можно, конечно, термин «универсаль-

ное имя» употреблять как синоним «имя класса» и «ин-

дивидуальное имя» — как синоним «имя элемента», но

такое употребление мало что дает. Рассматриваемые

проблемы не могут быть решены таким образом. Более

того, подобное употребление этих понятий мешает уви-

деть данные проблемы. Эта ситуация совершенно ана-

логична той, с которой мы встретились при обсужде-

нии различия между сингулярными и универсальными

высказываниями. Средства символической логики столь

же неадекватны для решения проблемы универсалий,

как и для решения проблемы индукции14.

15. Строго универсальные

и строго экзистенциальные высказывания

Недостаточно, конечно, охарактеризовать универ-

сальные высказывания как высказывания, не содержа-

щие индивидуальных имен. Если слово «ворон» исполь-

зуется в качестве универсального имени, то высказыва-

ние «Все вороны черные» будет, очевидно, строго

универсальным. Однако многие другие высказывания, та-

13 Различие, проводимое Расселом и Уайтхедом между индиви-

дами (частным) и универсалиями, также не имеет никакого отноше-

ния к введенному нами различию между индивидуальными и уни-

версальными именами. Согласно терминологии Рассела, в высказыва-

нии «Наполеон есть французский генерал» имя «Наполеон», как и в

моей схеме, является индивидуальным, но «французский генерал» —

универсальным, а в высказывании «Азот есть неметалл» имя «не-

металл», как и в моей схеме, будет универсальным, но имя «азот» —

индивидуальным. Кроме того, то, что Рассел называет «дескрипция-

ми», не соответствует моим «индивидуальным именам», так как,

например, класс «геометрических точек в пределах моего тела» для

меня является индивидуальным понятием, но он не может быть пред-

ставлен посредством «дескрипции» (см. [92, т. I, с. XIX]).

14 Различие между универсальными и сингулярными высказыва-

ниями также нельзя выразить в системе Уайтхеда и Рассела. Непра-

вильно говорить, что так называемые «формальные», или «общие»,

импликации должны быть универсальными высказываниями, так как

каждое сингулярное высказывание можно сформулировать в виде

общей импликации. Например, высказывание «Наполеон родился на

Корсике» можно выразить в такой форме: (ч) (ч=Н*·цч), кото-

рая читается так: «Для всех значений ч верно, что если ч тождествен

Наполеону, то к родился на Корсике».

Общая импликация имеет вид: (х) (ух>-fx), где «универ-

сальный оператор» (х) читается так: «Для всех значений ч верно,

что...» и где ц/л- и ч являются «пропозициональными функциями»

кие, как «Многие вороны черные», «Некоторые вороны

черные» или «Существуют черные вороны» и т. п., в ко-

торые также входят только универсальные имена, мы,

безусловно, не будем считать универсальными.

Высказывания, в которые входят только универсаль-

ные имена и нет индивидуальных имен, будем называть

«строгими», или «чистыми». Наиболее важны среди них

строго универсальные высказывания, о которых мы уже

говорили. Наряду с ними большой интерес для меня

представляют высказывания типа «Существуют черные

вороны». Приведенное высказывание можно считать рав-

нозначным высказыванию «Существует хотя бы один

черный ворон». Высказывания такого типа будем на-

зывать строго, или чисто- экзистенциальными высказы-

ваниями (или высказывания о существования),

Отрицание строго универсального высказывания все-

гда эквивалентно строго экзистенциальному высказы-

ванию, и наоборот. Например, «Неверно, что все воро-

ны черные» означает то же самое, что и «Существует

ворон, который не черен» или «Существуют нечерные

вороны».

Естественнонаучные теории, и в частности то, что

мы называем законами природы, имеют логическую

форму строго универсальных высказываний. Поэтому

они могут быть выражены в форме отрицаний строго

экзистенциальных высказываний или, можно сказать,

в форме неэкзистенциальных высказываний (высказыва-

ний о несуществовании). Например, закон сохране-

ния энергии можно выразить в форме «Не существует

вечного двигателя», а гипотезу об элементарном элект-

рическом заряде — в форме «Не существует иного элект-

рического заряда, чем заряд, кратный элементарному

электрическому заряду».

Мы видим, что в такой формулировке законы при-

роды можно сравнить с «проскрипциями», или «запре-

(например, «х родился на Корсике»; поскольку не указано, что

собой представляет х, пропозициональная функция не может быть

ни истинной, ни ложной). Знак «—>-» представляет собой выраже-

ние «если верно, что... то верно, что...». Пропозициональная функ-

ция цЛ', стоящая перед знаком «—>-», называется антецецедентной

или обусловливающей пропозициональной функцией а функция fx

консеквентной пропозициональной функцией. Общая импликация

(ч) (цч>fx) утверждает, что все значения х, выполняющие ц,

выполняют также f.

тами». Они не утверждают, что нечто существует или

происходит, а отрицают что-то. Они настаивают на не-

существовании определенных вещей или положений

дел, запрещая или устраняя их. Именно в силу этого

законы природы фальсифицируемы. Если мы признаем

истинным некоторое сингулярное высказывание, кото-

рое нарушает запрещение и говорит в существо-

вании вещи (или события), устраняемой законом, то

этот закон опровергнут. (Примером может служить

следующее высказывание: «В таком-то месте сущест-

вует аппарат, представляющий собой вечный двига-

тель»).

Напротив, строго экзистенциальные высказывания не

могут быть фальсифицированы. Ни одно сингулярное

высказывание (то есть ни одно «базисное высказыва-

ние», ни одно высказывание о наблюдаемом событии)

не может противоречить экзистенциальному высказыва-

нию «Существуют белые вороны». Это может делать

только универсальное высказывание. Поэтому, опираясь

на предложенный нами критерий демаркации, я буду

рассматривать строго экзистенциальные высказывания

как неэмпирические, или «метафизические». Может

быть, на первый взгляд такая характеристика покажет-

ся сомнительной и не соответствующей практике эмпи-

рической науки. Вполне справедливо можно возразить,

что даже в физике существуют теории, имеющие форму

строго экзистенциальных высказываний. Примером мо-

жет служить высказывание, выводимое из периодиче-

ской системы химических элементов, которое говорит о

существовании элементов с определенными атомными

числами. Однако если гипотезу о существовании эле- ^

мента с определенным атомным числом хотят сформу-

лировать так, чтобы она стала проверяемой, то требует-

ся гораздо больше, чем просто утверждение чисто экзи-

стенциального высказывания. Так, например, элемент с

атомным числом 72 (гафний) был открыт не только

на основе изолированного чисто экзистенциального вы-

сказывания. Напротив, все попытки обнаружить его

оставались тщетными — до тех пор, пока Бору не уда-

лось предсказать его различные свойства, дедуцировав

их из своей теории. При этом теория Бора и те ее

следствия, которые имели отношение к этому элементу

и помогли открыть его, отнюдь не представляют собой

изолированных чисто экзистенциальных высказыва-

ний*15. Они являются строго универсальными высказы-

ваниями. То, что мое решение считать строго экзистен-

циальные высказывания неэмпирическими — поскольку

они нефальсифицируемы, — полезно и соответствует

обычной практике, станет видно из его последующего

приложения к вероятностным высказываниям и к про-

блеме их эмпирической проверки (см. [70, разд. 66—

68]).

Строгие, или чистые, высказывания — универсальные

и экзистенциальные — не имеют пространственных и

временных ограничений. Они не относятся к индиви-

дуальной, ограниченной пространственно-временной об-

ласти. Именно поэтому строго экзистенциальные выска-

зывания нефальсифицируемы. Мы не можем исследо-

вать весь мир для установления того, что нечто не су-

ществует, никогда не существовало и никогда не будет

существовать. По той же самой причине строго универ-

сальные высказывания неверифицируемы. Опять-таки

мы не можем исследовать весь мир для того, чтобы

убедиться в несуществовании всего того, что запре-

щается законом. Тем не менее оба вида строгих вы-

сказываний







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия