Студопедия — ГЛАВА 10. ИСТИНА, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 10. ИСТИНА, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 8 страница






многих сомнений и долгих поисков возможных путей

критики.

Нетрудно заметить, что эта форма антиинтуитивизма

(или, как могут сказать некоторые, интуитивизма) ра-

дикально отличается от до сих пор существовавших

форм антиинтуитивизма. Не составит труда понять, что

в этой теории имеется один существеннейший ее ком-

понент: идея, согласно которой мы можем не достиг-

нуть (и, пожалуй, это будет всегда) некоторой нормы

абсолютной истины или абсолютной справедливости —

как в наших мнениях, так и в наших действиях.

На все сказанное можно, конечно, возразить, что

' независимо от вопроса о приемлемости или неприемле-

мости моих взглядов на природу этического знания и

этического опыта, эти взгляды все же оказываются «ре-

лятивистскими», или «субъективистскими». Поводом

для такого обвинения служит то, что я не устанавли-

ваю каких-либо абсолютных моральных норм, а в луч-

шем случае только показываю, что идея абсолютной

нормы является некоторой регулятивной идеей, полез-

ной лишь для того, кто уже обращен в нашу веру, кто

уже жаждет искать и открывать истинные, верные или

добрые моральные нормы. Мой ответ на это возраже-

ние таков: даже «установление», скажем, с помощью

чистой логики, абсолютной нормы или системы этиче-

ских норм не принесло бы в этом отношении ничего

нового. Предположим на минуту, что мы настолько

преуспели в логическом доказательстве верности неко-

торой абсолютной нормы или системы этических норм,

что для некоторого субъекта можем чисто логически

вывести, каким образом он должен действовать. Но да-

же в таком случае этот субъект может не обращать на

нас никакого внимания или, к примеру, ответить: «Ва-

ше «должен» и ваши моральные правила — все это

интересует меня не более, чем ваши логические дока-

зательства или, скажем, ваша изощренная математика».

Таким образом, даже логическое доказательство не

может изменить описанную нами принципиальную си-

туацию: наши этические или любые другие аргументы

могут произвести впечатление только на того, кто го-

тов принять рассматриваемый предмет всерьез и жаж-

,дет что-либо узнать о нем. Одними аргументами вы не

сможете никого принудить принимать эти аргументы

серьезно или заставить уважать свой собственный

разум.

16. Дуализм фактов и норм и идея либерализма

По моему глубокому убеждению, учение о дуализме

фактов и норм — это одна из основ либеральной тради-

ции. Дело в том, что неотъемлемой частью этой тради-

ции является признание реального существования в

нашем мире несправедливости и решимость попытаться

помочь ее жертвам. Это означает, что имеется (или

возможен) конфликт (или по крайней мере разрыв)

между фактами и нормами. Факты могут отклоняться

от справедливых (верных или истинных) норм, особен-

но те социальные и политические факты, которые от-

носятся к принятию и проведению в жизнь сводов за-

конов.,.

Иначе говоря, либерализм основывается на дуализ-

ме фактов и норм в том смысле, что его сторонники

всегда стремятся к поиску все лучших норм, особенно

в сфере политики и законодательства.

Однако такой дуализм фактов и норм был отверг-

нут некоторыми релятивистами, которые противопоста-

вили ему следующие аргументы:

(1) Принятие нормативных предположений и, сле-

довательно, принятие нормы представляет собой со-

циальный, политический или исторический факт.

(2) Если, принятая норма оценивается с точки зре-

ния другой, еще не принятой нормы и в результате

возникает потребность в улучшении первой нормы, то

это оценочное суждение (кто бы его ни сделал) также

является социальным, политическим или историческим

фактом.

(3) Если оценочное суждение такого рода становит-

ся основанием социального или политического движе-

ния, то это также исторический факт.

(4) Если такое движение добивается успеха и, как

• следствие, старые нормы реформируются или заменяют-

ся новыми нормами, то все это также исторический факт.

(5) Таким образом, заявляет релятивист или этик-

позитивист, нам никогда не удается выйти за пределы

мира фактов, конечно при условии, что мы включаем в.

этот мир социальные, политические и исторические

факты, и потому не существует никакого дуализма

фактов и норм.»

Я считаю, что заключение (5) является ошибочным.

Оно не следует из посылок (1) — (4), истинность кото-

рых я признаю. Причины отказа от (5) очень просты:

мы всегда можем спросить, является ли некоторое со-

бытие описанного типа, то есть социальное движение,

основанное на принятии соответствующей программы

реформ некоторых норм, «хорошим» или «плохим».

Постановка же этого вопроса вновь раскрывает про-

пасть между фактами и нормами, которую релятивисты

пытались заполнить при помощи'монистического рас-

суждения (1) — (5).

Из сказанного мною можно с полным основанием

заключить, что монистическая позиция — философия,

тождества фактов и норм — весьма опасна. Даже там,

где она не отождествляет нормы с существующими

фактами, и даже там, где она не отождествляет сего-

дняшнюю власть с правом, она тем не менее неизбежно

ведет к отождествлению будущей власти и права. По-

скольку, по мнению мониста, вопрос о справедливости

или несправедливости (правоте или неправоте) некото-

рого движения за реформы вообще нельзя поставить,

если не встать на точку зрения какого-либо другого

движения с противоположными тенденциями, то все,

что мы можем спросить в данной ситуации, сводится к

тому, какое из этих противоположных движений в ко-

нечном счете добилось успеха в деле превращения своих

норм в социальные, политические или исторические

факты.

Другими словами, охарактеризованная здесь нами.

философия, представляющая собой попытку преодоле-

ния дуализма фактов и норм и построения некоторой

монистической системы, создающей мир из одних толь-

ко фактов, ведет к отождествлению норм или с вла-

ствующей ныне, или с будущей силой. Эта философия

неизбежно приводит к моральному позитивизму или

моральному историцизму, как они были описаны и рас-

смотрены мною в [4, гл. 22]...

Заключение

Заканчивая, я, как никогда, сознаю все недостатки

изложения. Частично они вызваны широтой охвата

материала, далеко выходящего за пределы тех проблем,

которые я с каким-либо основанием могу считать объ-

ектами своего профессионального интереса. Частью эти

недостатки являются просто следствием моей личной

погрешимости, ведь я недаром считаю себя сторонни-

ком теории погрешимости (фаллибилистом).

Однако, несмотря на полное осознание своей личной

погрешимости и даже степени ее влияния на то, что я

собираюсь сказать сейчас, я действительно верю в

плодотворность подхода, предлагаемого теорией погре-

шимости для философского исследования социальных

проблем. Действительно, как признание принципиально

критического и, следовательно, революционного харак-

тера человеческого мышления, то есть того факта, что

мы учимся на ошибках, а не посредством накопления

данных, так и понимание того, что почти все проблемы

и все (неавторитетные) источники нашего мышления

коренятся в традиции и именно традиция является объ-

ектом нашей критики, позволяют критическому (и про-

грессивному) учению о погрешимости открыть нам

столь насущную перспективу для оценки как традиции,

так и революционной мысли. И это учение, что еще

•более важно, может показать нам, что роль мышления

заключается в проведении революций путем критиче-

ских споров, а не при помощи насилия и войн, что

битва слов, а не мечей является величайшей традицией

западного рационализма. Именно поэтому наша запад-

ная цивилизация по своему существу является плюра-

листической, а монолитное социальное состояние озна-

чало бы гибель свободы — свободы мысли, свободы по-

иска истины, а вместе с ними рациональности и до-

•стоинства человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. K i n g С. С. Story of the British Army. 1897.

2. M a r t i n du G a r d R. Jean Barois (русск. перевод: М а р т е н

дю Г а р Р. Жан Баруа. М., «Художественная литература», 1958).

3. H и ц ш е Ф. Несвоевременные размышления. — Собр. соч.,

т. 2. М., 1909.

4. P o p p e r К. The Open Society and Its Enemies. Vol. 1 —2.

London, Routlege and Kegan Paul, 1945.

5. P o p p e r K. The Logic of Scientific Discovery. London, Hulchinson,

1969.

6. P o p p e r K. Conjectures and Refutations. The Growth of

Scientific Knowledge. London. Routledge and Kegan Paul, 1963.

7. Q u i n e W. Word and Object. New York Technology Press of

MIT and John Wiley, 1960.

8. T a r s k i A. Das Wahrheitsbegriff in den formalisierlcn Sprachen.

— «Studia philosophica», 1935, vol. l, p. 261—405.

9. W i l d e O. Lady Windermercs Fan (русск. перевод:

У а й л ь д О. Веер леди Уиндермир. — Избр. произв. в 2-х томах,

т. 2. М., «Художественная литература», 1960).

10. Античная лирика. М., «Художественная литература», 1968.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЕРОЯТНОСТИ:

ВЕРОЯТНОСТЬ КАК ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ*

В этой статье я намереваюсь выдвинуть некоторые

аргументы в защиту концепции, которую я буду на-

зывать интерпретацией вероятности как предрасполо-

женности.

Под интерпретацией вероятности, или, точнее гово-

ря, теории вероятностей, я имею в виду интерпретацию

высказываний типа:

«Вероятность а при данном b равна г»

(где г — действительное число), то есть высказываний,

которые в символической форме записываются следую-

щим образом:

„p(a,b) = r";.

Имеется множество интерпретаций вероятностных

высказываний. Много лет тому назад я разделял эти

интерпретации на два основных класса — субъектив-

ные и объективные интерпретации (см. [12, разд. 48 и

прил.* II]).

Различные субъективные интерпретации имеют одну

общую черту: теория вероятностей в них рассматри-

вается как средство оперирования с неполнотой нашего

знания, а число р(а, Ь) — как мера степени рациональ-

ной уверенности или рациональной веры, которую мож-

но приписать а, если известна информация, сообщае-

мая b (в этом контексте а часто называется «гипоте-

зой а»).

Различные объективные интерпретации также мож-

но охарактеризовать одной общей для них чертой: во

всех них

p (a, b)

интерпретируется как высказывание, которое в прин-

ципе можно объективно проверить при помощи стати-

стических проверок. Эти проверки состоят в последова-

тельности экспериментов, в которых b из p (a, b)=r

описывает экспериментальные условия, б — некоторые

из возможных исходов экспериментов, а число г яв-

ляется относительной частотой, с которой исход а, со-

гласно нашей оценке, встречается в любой достаточно

длинной последовательности экспериментов, характе-

ризуемых экспериментальными условиями Ь.

Я глубоко убежден, что большинство вариантов

субъективной интерпретации вероятности несостоятель-

но. Конечно, не исключено существование чего-то по-

добного измеряемой степени рациональной веры в на-

личии исхода а при данной информации Ь. Однако я

считаю, что эту веру нельзя адекватно измерить при

помощи меры, удовлетворяющей законам исчисления

вероятностей1. (Вместе с тем я нахожу возможным, что

«степень подтверждения или подкрепления» (термин

«подкрепление» («corroboration») предпочтительнее)

при определенных условиях может выполнить роль

адекватной меры рациональной веры — см. по этому

поводу мои статьи [5; 8; 11].)

Что же касается объективных интерпретаций вероят-

ности, то простейшей из них является чисто статистиче-

ская, или частотная, интерпретация. (Эти два выраже-

ния я считаю синонимичными.) Высказывание

* P o· p p е г К. The Propensity Interpretation of Probability.—

«The British Journal for the Philosophy of Science», 1959, v. 10, № 37.

p. 25—42. — Перевод В. H. Брюшинкина. При переводе учтены по-

правки, внесенные К. Поппером в 1965 году.

1 Наиболее характерными законами исчисления вероятностей яв-

ляются: (1) теоремы сложения вероятностей, определяющие вероят-

ность а\/Ь (означает б или 6), (2) теоремы умножения вероятностей,

определяющие вероятность ab (означает б и Ь), и (3) теоремы до-

полнения, определяющие вероятность S (означает не-а). Эти теоремы

можно записать в таком виде:

<1) р(а\/Ь, с)=р(а, с)+р(Ь, с) —p (ab, с);

(2) p(ab, с)=р(а, Ьс)р(Ь, с); _

(3) р(а, с) — 1— p (а, с) при условии, что р(с, с)=.1.

Теорема (3) приведена нами в несколько необычной форме. В ука-

занном виде она характерна для теории вероятностей, в которой

(4) p (a, cF) = l

является теоремой. Первая система аксиом для теории такого рода

была сформулирована, насколько мне известно, в [6] (см. также

мою книгу [12, прил. *IV] и приложение к данной статье).

при такой интерпретации рассматривается как оценка

или гипотеза, утверждающая только то, что относитель-

ная частота события б в последовательности, опреде-

ляемой условиями Ь, равна г. Иначе говоря, при этой

интерпретации высказывание «p(a,b)=r» означает:

«события типа а встречаются в последовательности, ха-

рактеризуемой условиями Ь, с частотой г». В соответ-

ствии с этим «р (а, Ь) = 1/2» может, например, означать,

что «относительная частота выпадения орла при броса-

нии обычного пенни равняется!/2 (где а — выпадение

монеты орлом вверх, ab — последовательность броса-

ний обычного пенни).

Частотную интерпретацию много критиковали. Тем

не менее я все же уверен в возможности построения

частотной теории вероятностей, избегающей тех воз-

ражений, которые до сих пор выдвигались против нее

и обсуждались в литературе. Я наметил основные кон-

туры такой теории уже много лет назад (в виде неко-

торой модификации теории Мизеса) и до сих пор

уверен, что она (после некоторых минимальных улуч-

шений, которые я произвел с тех пор) находится вне

сферы досягаемости обычных возражений. Таким об-

разом, мой поворот к интерпретации вероятности как

предрасположенности вовсе не был вызван осознанием

справедливости этих возражений (как предположил

Нил во время обсуждения одного моего доклада2).

2 В этой дискуссии Нил сказал: «Сравнительно недавно стали

широко известны некоторые недостатки частотной интерпретации,

а именно та путаница, если не сказать прямые противоречия, которые

можно обнаружить у Мизеса, и я предполагаю, что именно эти со-

ображения привели Поппера к отказу от такой интерпретации вероят-

ности» [3, с. 80]. Я не вижу никакой «путаницы» и никаких «проти-

воречий» в частотной теории, которые бы стали широко известны

«сравнительно недавно». Наоборот, я считаю, что уже обсуждал все

такие возражения, имеющие хоть какое-нибудь значение, в моей кни-

ге [12] (при ее первой публикации в 1934 году). Я не думаю, что

высказанная Нилом в его книге [2] критика частотной теории дает

правильное описание ситуации, преобладающей в какой-либо период,

начиная с 1934 года. Правда, одно из возражений Нила (см., в част-

ности, [2, с. 156]) не обсуждалось в моей книге [12]. Это возраже-

ние заключается в том, что вероятность, равная единице, в частотной

теории не означает, что рассматриваемое событие будет встречаться

без исключений (или «с достоверностью»). Однако это возражение

просто неверно. Можно показать, что любая адекватная теория ве-

роятностей (применимая к бесконечным множествам) должна вести

к такому же результату.

Фактически же я отошел от частотной интерпретации

вероятности в 1953 году по двум причинам:

(1) Первая связана с проблемой интерпретации

квантовой теории.

(2) Вторая заключается в том, что я обнаружил

некоторые упущения в моей трактовке вероятности

единичных событий (в противоположность последова-

тельностям событий), или «сингулярных событий», как

я назвал их по аналогии с «сингулярными высказыва-

ниями».

Основная часть этой статьи будет посвящена обсуж-

дению второго из этих пунктов, однако я хочу кратко

упомянуть некоторые моменты, связанные с первым из

них, поскольку именно он был исходным и по времени,

и по значению. Только после того, как я разработал

идею вероятностей как физических предрасположенно-

стей, сравнимых с ньютоновскими силами, мне удалось

открыть некоторые упущения в моей трактовке вероят-

ности сингулярных событий.

Я всегда был убежден, что проблема истолкования

квантовой теории тесно связана с проблемой интерпре-

тации теории вероятностей в целом, а интерпретация

Бора — Гейзенберга является результатом субъективи-

стской концепции вероятности. Мои предыдущие попыт-

ки построить истолкование квантовой теории на основе

объективной интерпретации вероятности (в качестве

последней использовалась частотная концепция) при-

вели к следующим результатам.

(1) Так называемая «проблема редукции волнового

пакета» оказалась проблемой, присущей любой вероят-

ностной теории, и поэтому она не создает каких-либо

специфических трудностей.

(2) Соотношение неопределенностей Гейзенберга

следует интерпретировать не субъективно, как нечто

утверждающее о нашем возможном знании или недо-

статке этого знания, а объективно — как соотношение

рассеяния. (Это устраняет асимметрию p и q, которая

присуща гейзенберговской интерпретации, если мы

не связываем эту интерпретацию с феноменалистской

или позитивистской философией (см. мою книгу [1%

с. 451].)

27-913 417

(3) У частиц имеются траектории, то есть импульс

и координаты, хотя мы и не можем предсказать их в

силу соотношения рассеяния.

(4) Этот вывод следует также из воображаемого

эксперимента («мысленного эксперимента») Эйнштей-

на, Подольского и Розена.

(5) Я также предложил объяснение экспериментов

по интерференции («эксперимента двух щелей»), но

впоследствии посчитал его неудовлетворительным.

Именно раздумья над последним пунктом — интер-

претацией эксперимента двух щелей — в конце концов

привели меня к теории предрасположенностей. На при-

мере этого эксперимента я убедился в необходимости

считать вероятности «физически реальными». Вероят-

ности должны быть физическими предрасположенностя-

ми — абстрактными реляционными свойствами физиче-

ской ситуации, подобными ньютоновским силам. «Реаль-

ность» их проявляется не только в возможности влиять

на экспериментальные результаты, но и в способности

при определенных обстоятельствах (когерентности) ин-

терферировать, то есть взаимодействовать друг с

другом.

Таким образом, оказалось, что выделенные мною

предрасположенности являются предрасположенностями

к реализации сингулярного события. Именно этот

факт привел меня к полному пересмотру статуса син-

гулярных событий в частотной теории вероятностей, в

ходе которого я построил рассуждение, которое пред-

ставляется мне независимым аргументом в пользу ин-

терпретации вероятности как предрасположенности. Из-

ложение этого рассуждения как раз и составляет основ-

ную задачу настоящей статьи (см. также [9]).

Субъективная интерпретация вероятности может,

пожалуй, оказаться пригодной для интерпретации не-

которых азартных ситуаций типа лошадиных бегов, в

которых объективные условия совершения событий не

полностью определены и невоспроизводимы. В дей-

ствительности я не верю в применимость ее даже к

подобным ситуациям. Я считаю, что при необходимости

можно было бы привести сильные доводы в пользу

взгляда, согласно которому при определении ставки

игрок, или «рациональный держатель пари», всегда

старается выявить объективные предрасположенности,

объективные шансы совершения события. Действитель-

но, человек, который делает ставки на лошадей, скорее

стремится получить побольше информации о лошадях,

чем о состоянии своего множества убеждений или логи-

ческой силе совокупной информации, находящейся в

его распоряжении. Поэтому в типичных случаях азарт-

ных игр — рулетке или, к примеру, бросании костей

или монеты — и во всех физических экспериментах субъ-

ективная интерпретация вероятности полностью прова-

ливается. Причем во всех этих случаях причиной ее

неудовлетворительности является зависимость вероят-

ности от объективных условий эксперимента3.

В последующих разделах этой статьи наше рассмот-

рение будет ограничено исключительно проблемой ин-

терпретации вероятности «сингулярных событий» (или

«явлений»). Поэтому везде, где речь в дальнейшем

пойдет о частотной интерпретации вероятности в про-

тивоположность интерпретации вероятности как пред-

расположенности, я буду иметь в виду только частотную

интерпретацию вероятности сингулярных событий.

С точки зрения частотной интерпретации, вероятность

событий определенного рода — типа выпадения шестер-

ки при бросании конкретной кости — не может быть ни-

чем иным, как относительной частотой появления со-·

бытия этого рода в максимально длинной (возможно,

бесконечной) последовательности событий. Когда же

мы говорим о вероятности сингулярного события, на-

пример о вероятности выпадения шестерки во время

третьего бросания, произведенного сегодня утром в на-

чале десятого именно данной костью, то, согласно чи:с-;

то статистической интерпретации, при этом подразуме-

вается только возможность рассматривать это третье

бросание как элемент некоторой последовательности

бросаний. Являясь потенциальным элементом этой по-

следовательности, наше событие имеет вероятность,

присущую данной последовательности. Иначе говоря,

событию приписываются вероятности, являющиеся огно··

сительными частотами совершения этого события, ко-

торые присущи данной последовательности.

3 Критику субъективной теории вероятностей читатель найдет

в уже упоминавшихся моих статьях [5; 8; 11], а также в,[10]. "' "

27* 419

В этом разделе я выдвину некоторые доводы против

такой интерпретации в пользу интерпретации вероят-

ности как предрасположенности. Я предполагаю дви-

гаться по следующему пути. (1) Вначале я покажу,

что с точки зрения частотной интерпретации против ин-

терпретации вероятности как предрасположенности мо-

гут быть выдвинуты возражения, которые, как кажется,

делают последнюю неприемлемой. (2) Затем я дам

предварительный ответ на эти возражения и (3) про-

демонстрирую некоторые затруднения, с которыми

должна неминуемо столкнуться частотная интерпрета-

ция, хотя с первого взгляда эти трудности не выглядят

действительно серьезными. (4) В заключение я покажу,

что избавления от этих затруднений следует искать на

путях модификации частотной интерпретации, и, хотя та-

кая модификация выглядит незначительной, ее проведе-

ние оказывается эквивалентным принятию интерпрета-

ции вероятности в терминах предрасположенностей.

(1) С точки зрения чисто статистической интерпре-

тации вероятности интерпретация вероятности как пред-

расположенности представляется неприемлемой. Дело в

том, что.предрасположенности можно трактовать как

возможности (или как меры, или «веса», возможностей),

обладающие тенденциями, или диспозициями, к само-

реализации и ответственные за статистические частоты,

при помощи которых эти возможности фактически са-

мореализуются в длинных последовательностях повто-

рений эксперимента. Таким образом, предрасположен-

ности вводятся для того, чтобы помочь нам объяснить

и предсказать статистические свойства некоторых по-

следовательностей, «это их единственная функция.

Следовательно, заявляет сторонник частотной теории,

они не позволяют предсказывать единичные события

или вообще что-либо говорить о них, за исключением

того, что повторение события при определенных усло-

виях порождает последовательность с определенными

статистическими свойствами. Это рассуждение, по его

мнению, показывает, что интерпретация вероятности

как предрасположенности ничего не может прибавить

к частотной интерпретации, за исключением нового сло-

ва —· «предрасположенность» — и ассоциированных с ним

новых образов или метафор, таких, как «тенденции»,

«диспозиции» или «побуждения». К тому же эти антро-

поморфные и психологические метафоры приносят еще

меньшую пользу, чем бытовавшие в свое время психо-

логические метафоры типа «силы» или «энергии», кото-

рые стали полезными физическими понятиями только в

той степени, в какой они потеряли свое первоначаль-

ное метафизическое или антропоморфное значение.

Такова в общих чертах точка зрения сторонника

статистической теории вероятностей. Защищая интер-

претацию вероятности как предрасположенности, я со-

бираюсь использовать два различных аргумента: сна-

чала в (2) я дам предварительный ответ на высказан-

ные в (1) возражения, а затем построю аргумент, ко-

торый сводится к попытке поменяться ролями со сто-

ронником частотной теории. Этот последний аргумент

будет рассматриваться в пунктах (3) и (4).

(2) В качестве предварительного ответа на сформу-

лированные возражения мне представляется уместным

принять предположение об аналогии понятия предрас-

положенности с понятием силы, особенно полей сил.

При этом сразу же следует оговориться, что, несмотря

на весь возможный метафизический психологизм и ан-

тропоморфизм терминов «сила» и «предрасположен-

ность», принципиальная аналогия между этими поня-

тиями касается не их метафизической плоскости. Эта

аналогия выражается в том факте, что оба названных

понятия привлекают наше внимание к ненаблюдаемым

диспозиционным свойствам физического мира и по-

этому помогают построить интерпретацию физической

теории. Именно здесь они демонстрируют свою полез-

ность. Понятие силы, или, лучше сказать, понятие поля

сил, вводит диспозиционную физическую сущность,

описываемую определенными уравнениями " (а потом

уже соответствующими метафорами) с целью объяснить

наблюдаемые нами ускорения тел. Аналогичным обра-

зом понятие предрасположенности или поля предраспо-

ложенностей вводит диспозиционное свойство син-

гулярной физической организации эксперимента, то есть

сингулярных физических событий, с целью объяснить

наблюдаемые частоты в последовательностях повторе-

ний этих событий. В обоих случаях введение этих новых

понятий можно оправдать только ссылкой на их полез-

ность для интерпретации соответствующей физической

теории. Оба эти понятия «оккультны» в том смысле

этого слова, который вкладывал в него Беркли, и







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия