Студопедия — Путь к мастеру
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Путь к мастеру






С чего начинается дорога к душе писателя? Конечно, с его книг. А дальше – со знакомства с его истоками, его малой Родиной.

Мы уже бывали в Толмачево много лет назад, когда Евгений Иванович Носов был еще жив, полон сил и бодрости зрелых лет, какие бывают у человека, умудренного опытом и сложностями жизни.

В нынешнем путешествии всем было грустно оттого, что не было рядом замечательного человека и писателя, но было и радостно: впереди ждал его «окоем детства», красоты природы, деревенское приволье, воспоминания и встречи с людьми, хорошо его знавшими.

Рассуждая о том, что породила в отце деревня, ее поэзия, сын Евгения Ивановича говорил: «Только подходишь к деревне, этот запах какой-то стелется, солнцем придавливает к земле. Стелется он над землей, полумедовый, полулимонный. А на запахи очень стойкая память. Можно забыть лица, можно забыть имена, многое, но только повеет каким-то старым запахом, сразу все всплывает, вспоминается. Так уж человек устроен. Вот и отец, наверное, когда писал, запахи напоминали, вызывали образы, те тянули воспоминания, и дальше всплывало, как разворачивались события…»

На дороге появились двое молодых мужчин с вилами. Мы спросили, знают ли они кого-нибудь из Носовых. Ответили, что живут здесь недавно, а потом все же один, узнав, что мы снимаем для телевидения, как-то задумчиво произнес: «Это для фильма о писателе Евгении Носове?» – и показал, где живут его родные. Оказалось, что их несколько таких домов, а из родственников, двоюродных, живет в деревне человек пятнадцать.

Искали… И словно оживали страницы рассказов Евгения Ивановича. Вот магазин. В точности такой, как в рассказе «Жених». И место на пустыре, на особицу, возле дороги… Вот и знойный полуденный выгон. Мы там были к двенадцати часам, но все же здесь обитала кое-какая живность. Семейно с петухами бродили разномастные куры. Возле пересохшей болотины толокся гусиный выводок. Встряхиваясь, туда-сюда переходил кудлатый рыжий бычок. Самое интересное, что прямо под машину, словно со страницы этого же рассказа, выскочил песик, настоящий Жучок. «Как похож!» – не удержалась я. Из-за забора донеслось: «Жук, Жучок, ты куда?». Тут уж меня самообладание покинуло, как и самого песика в рассказе. Такого не бывает! Правда, этот Жучок оказался совсем стареньким, несмотря на всю его веселость и ласковость, он семнадцать лет живет на свете. Возможно, мы его и видели двухлетним в том пятнадцатилетней давности походе.

Нашли мы сначала Евгению Ивановну Шкарутину, жену двоюродного брата Евгения Ивановича. Радуясь встрече, волнуясь, она рассказывала: «Вот на этом месте в палисаднике стоял старенький домик. Евгений Иванович всегда к нам сюда приезжал со своими друзьями. Они у него были писатели, врачи. Всегда любил природу, побыть на речке, погулять. Любил спать всегда на сене. Я старалась гостям постель предоставить. А он: «Нет-нет, Женя, мы на дворе, там сено. Мы на природе…» Приезжал всегда таким добрым, отзывчивым. Он вообще был человек необыкновенный… Идет, бывало, руки назад, размеренной походкой. Шевелюра у него такая седеющая. Русский богатырь…»

Снимали потом церковь, любимый писателем цикорий возле нее. Проехали мимо бывшей барской усадьбы, снова через переезд. И потом хотели добраться до любимой клюквинской поляны Евгения Ивановича, где растет дуб по имени Добрыня. Но не случилось: поехали не по той дороге, заплутали. Жалко… Мастер изобразил дуб послушными ему красками.

В Толмачево к деду и бабушке будущий писатель приезжал летом, по весне, иногда и зимой. А жил он тогда с родителями постоянно в Курске, на улице Красноармейской, в доме номер тридцать семь. Дом этот сохранился, теперь он числится под тридцать пятым номером. Совсем недавно, в апреле этого года (речь идет о 2001 годе), Евгений Иванович был возле него, делал фотографии родных мест.

В «Книге о Мастере» есть очерк «Повесть о детстве». Так можно все вместе озаглавить его рассказы о детских годах. «Далекое мальчишество мое… Уж не сон ли оно?» – пишет он в рассказе «НЛО нашего детства», где повествует о прилете в Курск дирижабля, невиданной штуковины, похожей на переросший огурец. Мальчишки, в том числе и будущий писатель, бежали на сеймский луг смотреть на это чудо как раз от этого дома. Евгений Иванович вспоминал о нем: «Что касается нашего дома, то это был единственный коммунальный дом на всей улице. Он стоял в глубине двора за большими воротами, всегда распахнутыми на улицу»…

Когда на встрече со студентами Носова спросили о его родителях и годах детства, он рассказал о трудном довоенном житье-бытье: «Мама – крестьянка, папа – рабочий. Оказали ли они какое-то влияние? Это было трудное время, и родителям было некогда заниматься нами. Отец приходил с работы очень поздно. У него были разные специальности, но все слесарного толка. Одно время он работал котельщиком. У меня есть об этом рассказ «Мост». Что касается мамы, то она в прошлом крестьянка. Но когда приехали в Курск, то она поступила на завод. Работа у нее была тяжелая, связанная с ржавой пылью, с осколками металла. Часто она приходила домой с опухшими и покрасневшими глазами. Ей было недосуг заниматься с детьми».

Однажды мне довелось беседовать с мамой Евгения Ивановича – Полиной Алексеевной. Ее не стало в 1992 году. Это была удивительно энергичная, добрая, веселая, остроумная женщина, и ее любовь к сыну была на редкость трепетной и нежной. И я записала буквально дословно рассказ Полины Алексеевны о нем: «Таких мальчиков теперь нет. Учился он хорошо, в школе его любили. Он что-то изобрел – его в Артек послали. Вернулся – вся грудь в значках. Никогда не обманывал. Другие курили, а он – нет. Много читал, рисовал, мастерил всяческие игрушки. Рано ходить, говорить начал. Дома один с трех лет был. Брошу одного с карандашом, он и занимается сам. Сестренку Свету вынянчил. Как-то дала ему денег себе купить что-нибудь на ярмарке, а он Свете куклу купил, как потом в рассказе «За горами, за долами» написал».

Материнское сердце всегда радовалось успехам сына.

А между тем исподволь подкрадывалась Вторая мировая война. И, как говорится, вчерашние мальчишки стали солдатами. Но это уже другая повесть…

(По Е. Спасской)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 573. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия