Студопедия — Тигр действует согласно своей природе и не знает ничего иного — потому он божественен и нет в нем зла. Усомнись он в себе хоть на миг, он станет преступником.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тигр действует согласно своей природе и не знает ничего иного — потому он божественен и нет в нем зла. Усомнись он в себе хоть на миг, он станет преступником.






 

Каким было бы по-настоящему естественное состояние человека? Почему он задает себе вопросы об этом?

Человек на земле[11] является переходным существом. Поэтому в ходе своего развития он последовательно проходил через различные природные типы, идущие по восходящей кривой, и он будет продолжать следовать по ней до тех пор, пока не достигнет предела супраментальной природы и не преобразуется в сверхчеловека. Эта кривая представляет собой спираль супраментального развития.

Мы склонны называть «естественным» любое спонтанное явление, не являющееся результатом выбора или заранее принятого решения, то есть, совершенного без вмешательства любой ментальной деятельности. Это потому, что человек, обладающий витальной спонтанностью, лишь в небольшой степени ментализированной, кажется нам более «естественным» в своей простоте. Но эта естественность весьма схожа с естественностью животного, и он находится на очень низкой ступени эволюционного развития. Он возвратится к этой спонтанности, свободной от ментального вмешательства, только тогда, когда достигнет супраментальной стадии, то есть, когда превзойдет уровень своего ума и воспарит к более высокой Истине.

Конечно, до этого все его поведение было естественным! Но с появлением разума эволюция стала не то чтобы извилистой, но искаженной, потому что по самой своей природе разум открыт ложным толкованиям, и почти с самого начала стал извращенным или, если быть точным, был извращен Асурическими силами. И это состояние искажения дает нам впечатление, что разум неестественен.

Почему он задает себе вопросы? Просто потому, что такова природа ума.

С индивидуализацией разума начало возникать очень острое чувство разделения, и некоторое впечатление — более или менее точное — свободы выбора; и всё это, все эти психологические состояния являются естественными следствиями ментальной жизни, и они открывают путь всему, что мы сейчас наблюдаем, от заблуждений до наиболее строгих принципов. Человеческий ум создает впечатление, что он имеет возможность выбора, но это впечатление является искажением истинного принципа, который полностью реализуем только тогда, когда душа или психическая сущность пребывает в сознании, или когда душа управляет существом. Тогда человеческая жизнь воистину стала бы проявлением Высшей Воли, выражающей себя индивидуально, сознательно. Но для нормального человеческого состояния это исключительно и экстремально, и сознанием обычного человека это не воспринимается как естественное — это кажется почти сверхъестественным!

Человек задает себе вопросы, потому что его ментальный инструмент предназначен для изучения всех возможностей. И прямым следствием этого является концепция добра и зла, или правоты и неправоты и всех несчастий, которые отсюда проистекают. Нельзя сказать, что это плохо; это промежуточный этап — не очень приятный, но все же... неизбежный для полного развития ума.

17 марта 1961 г.

 

Животное, пока не развращено, еще не отведало плодов с древа познания добра и зла; божество отказалось от них ради древа вечной жизни; человек же пребывает посредине между высшими небесами и низшей природой.

Верно ли, что существовал рай на земле? Почему человек был выведен из этого рая?

С исторической точки зрения — именно с исторической, а не психологической, если я могу положиться на свои воспоминания; только я не смогу привести доказательств; ничего невозможно доказать, и я не думаю, что существует какое-либо серьезное историческое доказательство, то есть, то, которое было бы сохранено, и никаких доказательств не найдено до сих пор — но судя по тому, что я помню, в человеческой истории безусловно был момент, когда существовало нечто вроде земного рая; в том смысле, что жизнь была полностью гармонична и естественна, то есть, проявление разума было в согласии, все еще в полном соответствии с восходящим развитием Природы и было полностью гармоничным, без нарушений и искажений. Это было первой стадией проявления разума в материальных формах.

Как долго это продолжалось? Трудно сказать. Но для людей это была жизнь, напоминающая расцвет животной жизни. У меня есть воспоминания о жизни, в которой организм был идеально приспособлен к природной среде, климат адаптирован к потребностям организма, а организм к требованиям климата. Жизнь была полностью спонтанной и естественной, как раз такой, какой могла бы быть более просвещенная и более сознательная животная жизнь, но без усложнений и искажений, которые позднее внес разум в ходе своего развития. У меня есть воспоминания о такой жизни — я имела их, и я вновь пережила это, когда стала осознавать жизнь земли в целом. Но я не могу сказать, как долго это длилось и какой ареал занимало. Я не знаю. Могу только вспомнить состояние, условия, то, на что была похожа материальная Природа, на что походили человеческая форма и человеческое сознание, и тот вид гармонии со всеми другими элементами на земле — гармония с животным миром, а также великая гармония с миром растительным. Было некое спонтанное знание о том, как использовать силы Природы, свойства растений, фруктов и всего, что может дать нам растительная Природа. Не было агрессии, страха, противоречий, раздоров, извращений — разум был чист, прост, ярок, неусложнен.

Только в ходе эволюции, когда разум стал развиваться сам по себе, для себя, начались все усложнения и искажения. Поэтому история Сотворения, кажущаяся такой примитивной, содержит некоторую долю истины. В старых традициях, подобных истории Сотворения, каждая буква[12] несла особое знание; она являлась графической суммой традиционного знания той эпохи. Но кроме этого, даже символическая история имела реальность в том смысле, что действительно существовал период жизни на земле — первое проявление ментализированной материи в человеческих формах — который все еще был в полной гармонии со всем, что предшествовало ему. Только это было позже...

И символическое древо познания означает тип знания, которое не является более божественным, — материальное знание, происходящее из чувства разделения и все портящее. Как долго длился этот период? Потому что и в моей памяти он был подобен почти бессмертной жизни, и кажется, это был, так сказать, несчастный случай эволюции, заставивший формы разъединиться... ради прогресса. Поэтому, я не могу сказать, как долго продолжался этот период. И где? По некоторым впечатлениям — но ведь это всего лишь впечатления — кажется, что это было где-то поблизости... Я не знаю точно, было ли это на Цейлоне или в Индии (Мать указала на карте на Индийский океан, сначала на западную часть острова Цейлон, затем на восток, между Цейлоном и Явой), но это, безусловно, место, которого сейчас не существует, оно ушло на дно моря. У меня есть совершенно отчетливое видение этого места и очень ясное представление о жизни и ее формах, но я не могу рассказать какие-нибудь существенные подробности. По правде говоря, когда я снова переживала эти моменты, то не испытывала любопытства в отношении подробностей. Находишься в другом состоянии ума и не интересуешься материальными подробностями; все эти вещи становятся психологическими факторами. А это было... это было так просто, так светоносно, так гармонично, за пределами всех наших забот — именно за пределами всех наших озабоченностей временем и местом. Это была спонтанная, исключительно прекрасная жизнь, и такая близкая к природе, подобно естественному расцвету животной жизни. И не было никаких противопоставлений, никаких противоречий и тому подобного — все происходило наилучшим образом.

(Молчание).

Это воспоминание повторялось несколько раз при разных обстоятельствах. Сцены или образы не были в точности теми же, потому что это не было что-то, что я видела, — это была жизнь, которой я жила. В течение некоторого времени, ночью или днем, в определенном состоянии транса я возвращалась к жизни, которой я жила, и полностью осознавала, что это был расцвет человеческой жизни на земле — первых человеческих форм, способных воплотить божественное Существо. Это было так. Впервые, когда я могла проявиться в земной форме, в отдельной, индивидуальной форме — не вообще в жизни, а в индивидуальной форме, то есть, впервые, когда Бытие свыше и бытие внизу соединились путем ментализации материальной субстанции. Я пережила это несколько раз и всегда в одном и том же окружении и с тем же ощущением такой радостной простоты, без усложнений, без проблем, без всех этих сомнений; не было ничего, абсолютно ничего из всего этого! Это было цветение радости жизни, просто так, в универсальной любви и гармонии; цветы, минералы, животные — все было в гармонии.

Лишь долгое время спустя — но это личное впечатление — лишь по прошествии долгого времени положение дел ухудшилось. Вероятно, потому, что нужна была некоторая ментальная кристаллизация, необходимая для общей эволюции, чтобы разум смог подготовиться к переходу к чему-то иному. Это как... Уф! Это похоже на падение в яму, в безобразие, в темноту; после этого все становится таким темным, таким безобразным, таким трудным, таким болезненным, что действительно ощущается как падение.

(Молчание)

Я знала оккультиста, который говорил, что это не было — как бы это сказать? — неизбежным. При тотальной свободе проявления это добровольное отделение от Источника и есть причина всего беспорядка. Но как это объяснить? Наши слова так бедны, что мы не можем говорить об этих вещах. Поскольку это случилось, мы можем говорить, что это было неизбежно; но если мы выходим за пределы творения, мы представляем себе — или могли бы представить — творение, в котором не произошло бы такого беспорядка. Шри Ауробиндо говорил практически то же: что это был, так сказать, «несчастный случай», но он дал проявлению гораздо более великое и гораздо более полное совершенство, чем если бы его не произошло. Но это все же относится к области спекуляций, а такие спекуляции по меньшей мере бесполезны. Во всяком случае, переживание, ощущение такое... (Мать показывает жест резкого падения) О! Все так внезапно!

Для земли, вероятно, это было так — внезапно: восхождение, потом падение. Но земля — это лишь очень малая точка концентрации. Для вселенной это выглядит по-другому.

(Молчание)

Таким образом, воспоминание об этом времени хранится где-то в земной памяти, в той области, где хранится вся память земли; и те, кто способны контактировать с этой памятью, могут сказать, что земной рай все же где-то существовал, но я ничего не знаю об этом, я не вижу.

 

А как насчет змея? Почему змей имеет такую скверную репутацию?

 

Христиане говорят, что он — дух зла.

(Молчание)

Но все это — недоразумение.

Оккультист, о котором я упоминала, говорил, что подлинная интерпретация библейской истории о Рае и змее в том, что человек хотел подняться из состояния животной божественности — как у животных — к состоянию сознательной божественности через развитие ума — это и есть то, что обозначает символ вкушения плода с древа познания. А насчет змея он всегда говорил, что этот змей был радужный, то есть он был всех цветов радуги — это вовсе не дух Зла, змей был эволюционной силой, силой потребности в эволюции, и конечно, именно потребность эволюции заставила их вкусить плод познания.

Таким образом, согласно его словам, Иегова был вождем асуров, высшим асуром, эгоистическим богом, который хотел доминировать над всем, поставить все под свой контроль. И раз уж он занял позицию высшего бога в отношении земной реализации, он, конечно, был недоволен тем, что человек начнет прогрессировать ментально, поскольку такой прогресс даст ему знание, которое позволит ему больше не подчиняться! И это привело его в ярость! Потому что давало человеку возможность стать богом, использую эволюционную силу сознания. Вот почему они были изгнаны из рая.

В этом большая доля истины, большая доля.

И Шри Ауробиндо полностью согласен. Он говорил то же самое. Именно умственная способность ведет человека к знанию, разделяющему знанию. И это факт, что с ощущением добра и зла человек стал осознавать себя. Но конечно, это все испортило, и он не мог оставаться там. Он был изгнан своим собственным сознанием. Он не мог более оставаться там.

 

Но они были изгнаны Иеговой или своим собственным сознанием?

 

— Это просто два разных способа сказать одно и то же. Я считаю, что все эти древние Писания и древние традиции имеют несколько смысловых уровней (Мать делает жест, показывающий разные уровни); и соответственно периоду, людям, потребностям выбирается и используется тот или иной символ. Но приходит время, когда вы выходите за пределы [transcend] всех этих вещей и видите их с позиции того, что Шри Ауробиндо называет «другой полусферой» — когда вы осознаете, что все это лишь способы изложения, необходимые для установления контакта, своего рода связи или моста между более низким путем видения и более высоким путем познания.

И для людей, которые спорят и говорят: «О нет! Это так, а это вот так», — приходит время, когда все это кажется таким смешным, таким смешным! И само это спонтанное возражение множества людей: «О! Это невозможно», — само это слово так нелепо! Потому что малейшее, я бы сказала, самое элементарное интеллектуальное развитие дает вам возможность осознать, что если какая-то вещь невозможна, то вы не смогли бы даже подумать о ней.

(Молчание)

О! Если бы только мы могли найти это снова! Но как?

В самом деле, они испортили землю, они испортили ее — испортили атмосферу, они испортили все! И теперь, чтобы атмосфера снова стала такой, как раньше — о! мы должны пройти долгий путь, и в первую очередь — психологически. Но даже сама структура материи (Мать щупает воздух вокруг себя) — со своими бомбами и испытаниями, о, они сделали из всего этого такую кашу!.. Они действительно сделали из материи кашу.

Возможно — нет, не возможно, а вполне определенно — что нужно было перемешать ее, взболтать, подготовить так, чтобы она могла воспринять это: новую вещь, которая еще не проявлена.

Она была очень простой, очень гармоничной, очень светлой, но недостаточно усложненной. И эта усложненность все испортила, но она принесет бесконечно более сознательную реализацию — бесконечно. И когда земля снова станет гармоничной, простой, светлой, чистой — простой, чистой, божественно чистой — одновременно сохранив эту сложность, тогда мы сможем что-то сделать.

(Уходя, Мать заметила сверкающий красный цветок Канны [13].)

Ландшафты земного рая изобиловали этими цветами, красными, такими красивыми.

11 марта 1961 г.

 

Одно из великих утешений религии состоит в том, что время от времени вы можете схватить Бога и задать ему хорошую трепку. Люди насмехаются над глупостью дикарей, которые бьют своих богов всякий раз, когда не получают ответа на молитвы; однако, сами насмешники и есть истинные глупцы и дикари.

Как это возможно — задать хорошую взбучку Богу?

 

— Религия всегда склонна создавать Бога по образу человека, по образу величественному и возвышенному, но в конечном итоге это всегда бог с человеческими качествами. Это дает людям возможность обращаться с ним так, как они обращались бы с противником-человеком. В некоторых странах люди бросают бога в реку, когда он не делает то, чего они хотят.

 

Но разве эти идолы не просто творения людей? Имеют ли они какое-либо существование сами по себе? [14]

 

— Каким бы ни было изображение — то, что мы презрительно называем идолом — какой бы ни была внешняя форма божества, даже если нашему физическому глазу она кажется безобразной, обыденной, ужасной, карикатурой, в ней всегда присутствует то, что она представляет. И всегда есть кто-то: священник, или посвященный, или садху, или саньясин, который обладает способностью привлекать — это обычно работа жрецов — привлекать эту силу, это присутствие внутрь.

И это реально: совершенно точно, что эта сила, это присутствие там есть; и именно этому поклоняются люди, а не форме из дерева, камня или металла — этому присутствию.

Но люди в Европе совсем не имеют этого внутреннего чувства. Для них все поверхностно — даже не так: просто тонкая внешняя пленка, под которой ничего нет; поэтому они не могут ощутить этого. И все же это факт, что присутствие есть; это абсолютно реальный факт, я это гарантирую.

 

Многие говорят, что учение Шри Ауробиндо — новая религия. Вы сказали бы, что это религия?

 

— Люди, которые это говорят — глупцы, которые даже не знают, о чем толкуют. Вам нужно лишь прочесть все написанное Шри Ауробиндо, чтобы понять, что невозможно основать религию на его трудах, потому что он показывает каждую проблему, каждый вопрос во всех его аспектах, показывает истину, содержащуюся в любом взгляде на вещи, и объясняет, что для достижения Истины вы должны реализовать синтез, выходящий за пределы всех ментальных представлений и входящий в трансцендентность за пределами мысли.

Так что вторая часть вашего вопроса бессмысленна. Кроме того, если вы прочитали то, что опубликовано в последнем «Бюллетене»[15], вы не могли бы задать такой вопрос.

Я повторяю, что когда мы говорим о Шри Ауробиндо, не может возникнуть никакого вопроса об учении или даже откровении, а только о действии Высшего; на этом нельзя основать никакой религии.

Но люди так глупы, что все могут превратить в религию, так велика их нужда в жестком обрамлении своих узких мыслей и ограниченных действий. Они не чувствуют себя уверенно, пока не смогут заявить, что «это истина, а это нет»; но такие утверждения невозможны для всякого, кто прочитал и понял то, что написал Шри Ауробиндо. Религия и йога не принадлежат одному плану бытия, и духовная жизнь во всей своей чистоте возможна лишь тогда, когда она свободна от всех ментальных догм.

26 апреля 1961 г.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 733. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия