Когда наше знание ново, оно непобедимо; когда оно старо, оно теряет свои заслуги. Это потому, что Бог всегда движется вперед.
Шри Ауробиндо говорит здесь о знании через вдохновение или откровение, когда что-то внезапно нисходит и просветляет понимание. Внезапно у вас появляется впечатление, что вы что-то узнали впервые, потому что это приходит напрямую из области Света, истинного Знания, приходит с внутренней силой своей истины и просветляет вас. Когда вы только что его восприняли, кажется, что ничего не может противостоять этому Свету. И если вы позволите ему действовать в вас, он осуществит в своей области всю трансформацию, какая возможна. Такое переживание может приходить часто. Когда оно приходит на некоторое время, — не очень долгое, — кажется, что все естественным образом организуется вокруг Света. А потом оно понемногу смешивается со всем остальным; интеллектуальное знание остается, — оно формулируется тем или иным образом, — оно остается, но оказывается как бы пустым. В нем уже нет той движущей силы, которая трансформирует все движения существа по образу этого Света. Вот что имеет ввиду Шри Ауробиндо: мир быстро движется, Господь всегда идет вперед, и все это просто след, который Он оставляет позади себя, но в нем уже нет той непосредственной и всемогущей силы, как в тот момент, когда Он спроецировал этот мир. Как будто дождь истины падает за землю; каждый, кто сможет уловить хотя бы каплю, получает откровение. Но если сами они не движутся вперед с фантастической скоростью, Господь со своим дождем истины уже далеко впереди, и им нужно бежать очень быстро, чтобы уловить его! Вот, что он хотел сказать.
— Да, но чтобы это знание имело подлинную силу трансформации... — Да. Это более высокое Знание, Истина, выражающая себя, то, что Шри Ауробиндо называет истинным Знанием, и это то знание, которое трансформирует все творение. Но Он — Он как будто бы постоянно изливает его вниз, и вам нужно торопиться, чтобы не опоздать! Было ли у вас когда-нибудь ощущение ослепительного света в голове? А потом оно переводилось как: «А, ну конечно же!» Иногда это что-то, что вы уже знали интеллектуально, но оно было вялым и безжизненным, а тут вдруг приходит как огромная сила, которая организует все в сознании вокруг этого Света. Это продолжается не очень долго. Иногда лишь несколько часов, иногда несколько дней, но не дольше, кроме тех случаев, когда ваше движение слишком медленно. А тем временем источник истины все движется, движется, движется...
— Это все психологические трансформации, но когда затронуты Материя и тело, какого рода знание требуется? — В данный момент я ничего не могу сказать об этом, дитя мое, потому что не знаю.
— Это знание другого рода? — Нет, не думаю. (Молчание) — Возможно, это другой вид действия, но не другой вид знания. (Молчание) По правде говоря, мы только тогда сможем говорить о том, что трансформирует Материю, когда сама Материя будет хотя бы немного трансформирована, когда будет положено начало трансформации. Тогда мы сможем говорить о процессе. Но на данный момент... (Молчание) Любая трансформация в существе, на любом плане, всегда имеет определенный отзвук на более низких планах. Эффект всегда есть; даже то, что кажется чисто интеллектуальным, несомненно, оказывает какое-то воздействие на структуру мозга. Такого рода откровения могут появиться только в безмолвном уме — по крайней мере, в уме, который спокоен, совершенно тих и спокоен — иначе они не придут. Или если даже они приходят, вы не замечаете их из-за всего этого шума, который производите. И конечно, они помогают этому спокойствию, этому безмолвию, этой восприимчивости утверждаться и становиться совершеннее. Это ощущение чего-то такого спокойного, но не замкнутого; спокойного, но открытого; спокойного, но восприимчивого — оно становится устойчивым при повторении переживаний. Существует большая разница между мертвой, вялой, неотзывчивой тишиной и восприимчивой тишиной спокойного ума. Большая разница. Это результат таких переживаний. Вполне естественно, что весь прогресс, совершаемый нами, это результат истин, приходящих свыше. Они оказывают воздействие; все эти вещи оказывают воздействие на работу тела — работу органов, мозга, нервов и прочее. Безусловно, это случится раньше, много раньше, чем проявится воздействие на внешнюю форму. На самом дела, когда люди говорят о трансформации, они думают главным образом о внешней трансформации, не так ли? Красивая внешность! — просветленная, гибкая, пластичная, изменяемая по собственной воле. Но трансформация органов — довольно неэстетичное дело — о таких вещах они не думают! И вся она, безусловно, произойдет раньше, гораздо раньше трансформации внешности.
— Шри Ауробиндо говорил о замене органов действием чакр. — Да, да. Он сказал — это займет триста лет! (Мать смеется) (Молчание) Если вы как следует подумаете, вы легко поймете. Если бы дело было в том, чтобы прекратить одно и начать другое, это можно было бы сделать достаточно быстро. Но сохранить тело живым, так, чтобы оно продолжало функционировать, и в то же самое время начать вводить новое функционирование в том количестве, чтобы тело осталось живым, и производить трансформацию — это комбинация, которую очень трудно реализовать. Я это очень хорошо понимаю, очень хорошо... огромное количество времени требуется, чтобы осуществить это без катастрофы. Особенно, когда мы доходим до сердца: сердце, замещенное центром силы, огромной динамической силы! (Мать смеется) В какой момент нужно прекратить кровообращение и пустить в ход силу? Это трудно. (Молчание) В обычной жизни вы сначала обдумываете вещи, потом делаете их — здесь же как раз наоборот! В этой жизни вы сначала должны сделать, а потом, по прошествии долгого времени, поймете. А сначала вы должны сделать, не думая. Если вы будете думать, вы не сделаете ничего стоящего, вы вернетесь к старому. 6 октября 1962 г.
|