О Смерть, наш тайный друг и творец возможностей, когда ты откроешь врата, не забудь сообщить нам заранее, потому что мы не из тех, кто дрожит от их железного лязга.Временами смерть как грубый слуга; но когда он меняет свою земную одежду на более светлые одеяния, его грубые шутки и дерзость можно простить. 285. — Кто может убить тебя, о бессмертная душа? Кто причинит тебе боль, о Господь вечнорадующийся? — Почему смерть изначально ассоциировалась с печалью? — Причина печали — человеческое невежество и эгоизм. Но эта печаль тоже сыграла свою роль в эволюции человечества. 13 января 1970 г. — Какую роль сыграла печаль в эволюции человечества? — Печаль, желание, страдание и все другие подобные им реакции в чувствах и ощущениях внесли свой вклад в то, чтобы заставить сознание выйти из бессознательности и пробудить в этом сознании волю к прогрессу. 14 января 1970 г. 286. — Когда части твоего существа начнут заигрывать с депрессией и слабостью, думай так: «Я Вакх, Арес и Аполлон; я Агни, чистый и непобедимый; я Сурья, мощно пылающий вовеки». Не подавляй в себе дионисийской радости и восторга, но смотри, чтобы не стать соломинкой в его бушующих волнах. Ты должен научиться вмещать в себя всех богов, не терять устойчивости при их вторжении и не ослабевать под их бременем. Это учит человека не пугаться и не попадать под власть различных религий, потому что человек несет в себе возможность соединения с Высшим Господом и осознания Его. 15 января 1970 г. Человечество устало от силы и радости и называет добродетелью печаль и слабость; устало от знания и называет невежество святостью; устало от любви и называет бессердечие просветлением и мудростью. Есть много видов терпения. Я видел, как трус подставляет щеку бьющему. Я видел, как физически слабый под ударами сильного и самодовольного негодяя смотрел на агрессора спокойно и внимательно. Я видел, как воплощенный бог ласково улыбался тем, кто бросал в него камни. Первое было смешно, второе — ужасно, третье — божественно и свято.
Шри Ауробиндо говорит нам, что при всех обстоятельствах излучать любовь — это знак Божественного, которое одинаково любит и бьющих его, и поклоняющихся ему — какой урок для человечества! 17 января 1970 г.
Прощать тех, что причинил тебе вред — благородно, но не так благородно прощать вред, причиненный другим. Тем не менее, прости и это, но когда нужно, мсти спокойно. Когда азиаты устраивают бойню — это зверство; когда европейцы — это военная необходимость. Оцени разницу и поразмысли над этими мирскими добродетелями.
Все это заставляет нас весьма глубоко почувствовать глупость человеческих суждений, основанных на корысти и реакциях эго. Пока люди остаются в нынешнем состоянии невежества, их суждения и мнения ничего не стоят перед лицом Истины и должны так и расцениваться. 20 января 1970 г. Понаблюдайте за чрезмерно возмущающимися праведниками. Очень скоро вы увидите, что они совершают или смотрят сквозь пальцы на то же самое преступление, которое они так яростно порицали. 294. — «Не так уж и много в людях подлинного лицемерия». Верно, но очень много дипломатии и еще больше самообмана. Последний бывает трех видов: сознательный, подсознательный и полусознательный; третий — наиболее опасен. — Мне кажется, что сознательный самообман хуже всего, разве не так? — Сознательный самообман редок, потому что подразумевает большое развитие сознания наряду с извращенной волей к самообману, что приводит к самым опасным видам лжи; но от него, пожалуй, легче всего избавиться, потому что сознание уже пробуждено и должно лишь осознать свою ошибку и принять решение исправить ее, чтобы иметь возможность сделать это. Другие сначала должны осознать, что они делают, а это обычно требует много времени. 21 января 1970 г. Не обманывайся показной добродетелью людей и не возмущайся их явными или тайными пороками. Это неизбежные издержки долгого переходного периода человечества. Не пугайся извращений мира; мир, это извивающаяся ядовитая змея, ползущая к тому, что ей предопределено — сменить кожу и достичь совершенства. Жди, ибо это божественный расклад; и из этой низости выйдет Бог, светлый и торжествующий. Шри Ауробиндо говорит нам, что человек — переходное существо, и что из этих мировых страданий возникнет существо света, способное проявить Божественное. Поэтому все, кто неудовлетворен тем миром, каков он есть, знают, что их стремление не пропадет зря, и мир изменится. Если посвящение и усилие соединятся со стремлением, дело пойдет быстрее. 22 января 1970 г. 297. — Почему ты отшатываешься от маски? Под ее отвратительным гротескным или ужасным видом лицо Кришны, смеющегося над твоим глупым гневом, твоим еще более глупым презрением или отвращением и твоим в высшей степени глупым страхом.
|