Студопедия — Батик. Техника штампа на Руси.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Батик. Техника штампа на Руси.






УРОК ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ №1

Класс: 8 «А» класс общеобразовательной школы

Количество человек в группе:24

Руководитель практики от ОУ: Герасимова Светлана Владимировна

Тема урока: «Батик. Техника штамп на Руси».

Дата проведения: 20.01.2014

Цель урока: Сформировать знания о технике «штамп» на Руси.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Батик это — рисунок, нанесенный особым способом, специальными несмываемыми красками на ткань. Само слово "батик"- яванского происхождения, что в переводе означает "рисование горячим воском".

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.

Сейчас батиком называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, роспись с помощью аэрографа. А так же нанесение рисунка с помощью техники штампа, которую далее мы рассмотрим несколько подробнее.

На Руси с незапамятных времён известны способы художественного оформления ткани путём набивания узора в дальнейшем получившие названия печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки» от слова «набивать».

Суть этого способа заключалась в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, её простукивали деревянным молотком. Таким образом и набивался рисунок на ткань.

Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в 16-17 веках, хотя развитие этого вида украшения ткани относится к 10 веку.

Старинная русская набойка выполнялась масляной краской, сваренной на олифе, по льняным и шерстяным тканям. Способов оформления ткани было несколько.

Если поле на доске оставалось выпуклым, а сам узор углублялся, то ткань называлась выбойкой. А если узор был выше общего фона, то набойкой. (Кстати, только в 18 веке установилось единое название — «набойка»). (См. Приложение 1, рис. 1,рис. 2)

Несколько позже появился ещё способ кубовой набойки. Когда на рисунок (на доске, а потом и без неё) наносился резервирующий состав (глина и воск), а затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань прокрашивалась, Её просушивали и резерв смывали горячей водой. Получался светлый узор на цветном фоне.

Русская набойка испытывала большое влияние иностранных тканей - Китая, Японии, Персии, Турции, Индии и даже Франции. С Востока же пришли к нам так называемые «огурцы», занявшие впоследствии большое место в орнаментике русских тканей.

Разнообразие рисунков было необыкновенным. Об этом говорят их названия: «травчатый», «уступами», «лапчатый», «дорогами», «струями», и т. д.

В конце 19 — начале 20 веков набивные ткани стали богаче по цветовой гамме и разнообразнее по кругу используемых мотивов. Но способ подготовки рисунка — резные доски — остался прежним. Привозные печатные машины появились только в конце 19 века, но печать досками сохранилась в отдельных производствах и до сих пор. На протяжении длительного периода развития набойки отбирались и отшлифовывались узоры. И народная, и современная набивки по мотивам орнаментации делятся на геометрические и растительные. (См. Приложение 1, рис. 3, рис. 4, рис. 5, рис. 6.)

Наибольшее распространение получили мотивы разных кружочков, гороха, квадратиков, которые можно густо или редко размещать по фону. Очень популярным был мотив "звездочек", полос.

Все средства технического и художественного решения набивки можно применять в современных домашних условиях. Набойку, или штамп можно выполнить из любого подручного материала: пробки, детали конструктора, колечки, крышки и баночки из-под крема - словом, все, что может оставлять отпечаток. Интересную фактуру даст и старый плетеный пояс, и ручка от сумки, и косой или круглый срез веточки, и головка болта или гвоздя, и всевозможные формочки для печенья. Поиски таких материалов превращаются в увлекательное занятие. Делая пробные отпечатки, можно создать целую картотеку фрагментов, из которых потом будут составлены орнаменты.

Отдельного упоминания заслуживают штампы из фруктов и овощей. Луковица, разрезанная поперек, даст рисунок концентрических окружностей, разрезанная вдоль, позволит подробнейшим образом передать рисунок чешуек. Луковицу лучше взять старую, проросшую, в которой чешуйки отстают друг от друга. Свежая луковица позволит отпечатать только силуэт овоща без внутренней разработки. Головку чеснока лучше разрезать поперек - тогда ее отпечаток будет похож на цветок. Еще интереснее будет смотреться рисунок, выполненный в две краски. Сначала печатают изображение светлой краской, например желтой. Вытирают штамп и поверх первого делают отпечаток более темной краской.

Из картофеля и моркови можно изготовить штампы с простым рисунком - кругов, звездочек, цветов, квадратов, грибов, стилизованных фигурок животных. Конечно, фигурки должны быть достаточно простыми, без мелких деталей. Для каждой детали рисунка придется изготовить собственный штамп. Например, для простейшего изображения гриба понадобится три штампа - шляпки, ножки и травы у основания ножки. Штамп делают следующим образом. Картофелину разрезают пополам. Срез промакивают чистой тканью. Фломастером рисуют контуры изображения. Острым ножом делают надрез по контуру примерно на 0,5 см. (См. Приложение 1, рис. 7, рис.8, рис. 9, рис.10.)

Поверхность вокруг рисунка срезают и получают штамп с выпуклой поверхностью. Можно, наоборот, изготовить штамп, где рисунок будет углубленным, а на ткани будет получаться отпечаток фона. На круглом срезе моркови удобно делать круглые рисунки - цветы, звездочки. На штампе цветка можно кроме внешнего контура лепестков вырезать еще и серединку и впоследствии напечатать ее другим цветом, использовав круглый штамп.

Штампами с изображением лука, чеснока, грибов и т.д. можно украсить предметы для кухни - прихватки, мешочки, салфетки на банки с домашними консервами.

С помощью штампов можно выполнить панно с крупными мотивами, например вазу с фруктами или букет сирени. Штампы для цветов сирени можно выполнить из моркови небольшого диаметра или из наклеенных на картон четырех лепестков из кусочков ластика. Если штамп будет сделан из ластика, можно наклеить на картон целую группу из отдельных цветов. Такой большой штамп ускорит процесс печати. Чтобы букет казался более живым, разведите сиреневую краску нескольких оттенков, тогда, поочередно опуская штамп в разные краски, можно будет добиться в работе игры света и тени. Листья сирени вырезают из картофеля. Они должны быть разного размера и нарисованы как бы в разных поворотах. Тогда букет получится как живой.

Фрукты в вазе можно напечатать настоящими фруктами, например, разрезать лимон вдоль и напечатать его ярко-желтой краской. Можно вырезать силуэт лимона на срезе картофеля. Для изображения ананаса вырезают рисунок одной его чешуйки в форме пяти или шестиугольника. Контур ананаса заполняют отпечатками чешуек, располагая их рядами. Характерный пучок листьев на верхушке составляют из штампов, вырезанных также из картофеля.

Изобразить банан можно, отпечатав настоящий плод, разрезанный вдоль. Для этого лучше брать крепкий, зеленый банан. Силуэты яблок, груш, киви вырезают из картофеля.

Розовый бочок на фруктах печатают отдельным штампом или окунают штамп разными сторонами в краску двух цветов - розовую и желтую или зеленую.

Для более тонких рисунков штампы вырезают из ластика, пробки или картона. Красивую салфетку с виноградными листьями можно напечатать как раз картонными штампами. Стилизованные листья, направленные от центра к краям и дополненные завитками, образуют кайму салфетки. Внутренняя площадь круга заполняется силуэтами кругов - виноградин.

Симметричный рисунок листа состоит из нескольких частей, разделенных прожилками. Такой штамп изготавливают следующим образом. Вырезают из толстого картона силуэт листа. Рисуют на нем прожилки и разрезают деталь по этим линиям. Теперь детали раскладывают на поверхности, к которой они будут приклеены (деревянный брусок), слегка раздвинув ближе к основанию листа и совместив вершины листьев. Найдя оптимальное положение, детали приклеивают. Завитки, стилизованные усики выполняют каждый в зеркальном отражении, так как они должны размещаться по обе стороны от листа. (См. Приложение 1, рис.11, рис. 12, рис.13, рис. 14, рис. 15.)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 951. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия