Студопедия — Принципы, ценности профессиональной и управленческой этики.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Принципы, ценности профессиональной и управленческой этики.






План:

1. Мораль и этика.

2. Профессиональная этика. Принципы профессиональной этики.

Профессиональные этические кодексы.

3. Этика бизнеса.

4. Управленческая этика. Дополнительные обязательства для руководителей.

 

Ключевые понятия:этика,сущность морали, нормы, ценности, цели, кодекс.

Основное содержание лекции

Моральная ответственность предполагаетосуществление действий, которые не обязательно регулируются законом и соображениями прямых экономических выгод корпорации.

Мораль рассматривается социальной философией как один из основных способов неформальной регуляции деятельности и поведения людей во всех областях общественной жизни. Это система ценностей, норм, оценок поведения людей и социальных явлений, признанных и разделяемых членами культурной общности. Мораль есть отношение человека к себе в перспективе собственного стремления к совершенству, идеалу, которое не умещается в границах закона причинности и принципа полезности. Она ответственна за человеческое общежитие, она есть то, что связывает, соединяет человеческое общежитие, делает его возможным. Чтобы человеческое сообщество, человечество в целом могло состоятся, необходимо осознать его в качестве первоценности (А.А. Гусейнов).

Мораль – всеобщая форма отношений, делающая возможным все прочие, предметно обусловленные отношения между людьми; это такое объединяющее начало, которое дано до всякого рода различий, пространственно-временной разъединенности людей. Она мыслима только в сопряжении со свободой. Как говорил Кант, в морали человек подчинен «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству». Здесь осуществляется единство двух противоположных полюсов человеческой деятельности: добровольно-личностного и объективно универсального.

В таком понимании мораль воплощается в моделях суждений о добре и зле, справедливости и порядке. Моральные чувства и представления выражаются в разнообразныхдействиях, в которых проявляется отношение человека к другим людям, самому себе, обществу в целом.

Нравственные нормы и ценности передаются в рамках культурной традиции от поколения к поколению и имеют в какой-то степени объективный статус. Индивид в этом смысле не создает собственных правил, он может их выбирать, в определенной степени усваивать или не принимать их. Правильность моральной позиции часто принимается без рациональных аргументов, на интуитивном уровне.

Этика – область теоретического знания, предметом которого является мораль. В ней рассматриваются те или иные аргументы в пользу определенной нравственной позиции, приводятся обоснования (доказательства) ценностного суждения.

Субъектами теоретического морального сознания являются представители профессий, связанных с воспитанием и обучением, с трансляцией культурного и идейного наследия (философы, священнослужители, учителя, писатели).

Профессиональная этика (или функционально-ролевая) относится к подразумеваемому набору норм или кодексу поведения, которым руководствуются принимающие решение в своих профессиональных ролях. Она должна оказывать полезное влияние при разрешении возникающих этически спорных вопросов в профессиональной сфере (например, может или должен ли врач говорить пациенту, что тот неизлечимо болен?).

Ролевое поведение – та практическая сфера, где своеволие ограничивается нормами, поддерживающими принципы иерархичности и субординации, которые обеспечивают воспроизводство отношений управления. Функционально необходима для организации совместной деятельности также социальная дистанция участников ролевого общения, обусловленная различием статусов.

Реализация управленческой роли возможна только при наличии определенных форм управленческого общения и предполагает управление собой как процесс совершенствования своих личностных качеств взаимодействующими субъектами Последнее относится, прежде всего, к личности самого руководителя.

Глубокое осознание этих положений позволяет принять понятие социального, организационного порядка как ценности, как идеи рациональной системы, в которой (по Т.Парсонсу) все люди осуществляют свое право на формирование целей и выбор средств их достижения, где нравственная составляющая выполняет роль латентного регулятора социального напряжения.

Воспитание исполнительности, формирование ценности "конструктивного" конформизма (подчинения) могут стать односторонними и даже бессмысленными вне понимания роли личности, ее "самочувствия" в коллективе. Это понимание основано на исследованиях гуманистической антропологии и социальной психологии, в особенности теории потребностей и мотиваций.

Гуманистический идеал межличностных отношений – такая "счастливая" включенность в систему ролевых отношений в группе, при которой узы солидарности, основанные на функциональной и эмоциональной взаимозависимости, не омрачены (интеллектуально и чувственно) ограничением свободы. Подобное "идеальное" сообщество, таким образом, способно "удовлетворять две потребности человека: быть тесно связанным и в то же время свободным, быть частью целого и быть независимым" (Э. Фромм).

Профессиональная этика сосредоточена на дилеммах, противоречиях между универсальной этикой и функционально-дифференцированными нормами.

Для удобства сравнения можно достаточно условно сформулировать принципы персональной этики и дополняющие их принципы профессиональной этики.

Принципы персональной этики основаны на так называемых общечеловеческих ценностях, проявляющихся во всех мировых религиях, - любви и сострадании (выражающихся как "беспокойство за благополучие других") и отражающих общие ожидания каждого человека. Они включают:

§ беспокойство за благополучие других людей;

§ уважение права других быть самостоятельными;

§ честность;

§ справедливость (в том числе отказ от несправедливого преимущества перед другими);

§ добровольное подчинение закону (кроме гражданского неповиновения);

§ возможность приносить пользу (благотворительность и милосердие);

§ предупреждение вредных последствий.

Принципы профессиональной этики характеризуют бремя дополнительной этической ответственности в рабочих, деловых отношениях. К ним условно можно отнести:

§ беспристрастность, объективность;

§ должное старание (обязанность заботы);

§ прямоту;

§ точное исполнение обязанностей, дисциплина;

§ конфиденциальность;

§ терпимость (избегание неконструктивных конфликтов).

Для руководителей высокого уровня, имеющих возможность влияния на общество, дополнительные обязательства включают в себя определенные глобальные принципы:

§ социальной ответственности;

§ заботы о сохранности окружающей среды;

§ взаимозависимости и ответственности за целостность;

§ уважения культурного наследия.

Сообщества тех профессионалов, специальная деятельность которых непосредственно влияет на судьбы и саму жизнь людей, оказываются перед необходимостью разработки собственных этических кодексов. Для обоснования последних создаются специальные дисциплины: например, для юристов – юридическая деонтология, для врачей – медицинская деонтология и т.п. Во многих странах приняты этические кодексы государственных чиновников.

В связи с нарастанием процессов модернизации, глобализации, либерализации, институциализации менеджмента появляется потребность кодификации организационных культур.

Функции кодексов

Этические (по сути – поведенческие) кодексы служат средством закрепления, формализации специфики данной субкультуры, а именно:

- закреплять особый социальный статус или авторитет сообщества/организации;

- способствовать процессам групповой идентификации, а также самоидентификации индивида;

- содействовать ускоренной адаптации к условиям и вживания в архетипы;

- обеспечивать продуктивное взаимодействие в его оптимальных формах;

- систематизировать и объяснять историко-научные сведения, характеризующие специфику профессиональной деятельности (управление знаниями);

- фиксировать способы жизненно-практического усвоения новаций, творческих достижений (когнитивная социализация);

- защищать социальный порядок, устои в условиях нестабильности, угрозы аномии;

а следовательно, выполнять функцию сохранения устойчивости развития, преемственности, т.е. - скорее консервативную.

В системе организационной культуры этико-поведенческие кодексы закрепляют ценностно-нормативный минимум; прямо указывают на социализирующую функцию организационных отношений; служат формализованным инструментом разрешения конфликтов.

При формировании этических кодексов следует учитывать, что слишком жесткая регламентация поведения приучает служащих во всем опираться на правила (автоматизм выполнения предписаний, отказ от морального выбора), сковывает инициативу, ослабляет волю.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия