Студопедия — ПОЛОНЕЗ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛОНЕЗ






Нашим современникам полонез знаком главным образом по оперно-балетным спектаклям, где он украшает сцены балов, празднеств, церемониальных шествий.

Как бальный танец полонез стал широко известен в начале XVIII столетия. Его исполнение не требовало особого труда. В отличие от менуэта и гавота движения полонеза не нужно было старательно разучивать и запоминать в их строгой последовательности.

Основу полонеза составляет ритмический, плавный и мягкий неизменяющийся шаг, несмотря на причудливость и сложность композиционного рисунка. Изящный и легкий шаг полонеза сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. В танец входили также реверансы и поклоны. В полонезе нет сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз. Но вместе с тем ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.

На первый взгляд можно подумать, что в полонезе просто ходят, что танец этот не что иное, как обычное шествие, унаследован-


ное от променадов рыцарских времен. Но полонез XVIII века, как подметил Лист, «вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого все общество, так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения» *.

Полонез как нельзя лучше подходил для грандиозных, обставленных с необыкновенной роскошью балов XVIII века. Им открывались торжественные танцевальные вечера, придворные балы.

В придворных кругах полонез исполнялся строго по рангам. Нарядно одетые гости с важностью проходили по залу. Кавалеры относились к своим дамам с особой учтивостью, галантно указывая направление танца. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Во время танца мужчины часто молодцевато подкручивали усы, перекидывали шляпу с одной руки на другую, подавали даме то одну, то другую руку. В полонезе могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста.

Хозяин дома танцевал в первой паре с самой знатной и уважаемой дамой. Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной. Поэтому рисунок полонеза всецело зависел от устроителя бала. Он имел право создавать ходы по своему желанию. «Длинной змеей с отливающими всеми цветами кольцами веселое общество, скользя по паркету, то вытягивалось во всю длину, то свертывалось, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами: глухо звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали тяжелые великолепные шали, вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали доносился веселый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока»**

Полонез, начавшись в парадном зале, мог продолжаться в саду. Иногда первая пара уводила колонну в глубь сада или в отдаленные комнаты, куда почти не доносились звуки музыки. Гости двигались, подчиняясь только внутреннему ритму. Здесь движения были более оживленными. По возвращении в зал, откуда начиналось шествие, танец снова обретал свой торжественно-церемониальный характер.

Во время исполнения полонеза существовал обычай «отбивания дамы». Любой из гостей, находившийся в зале и не принимавший участия в танце, склонясь перед дамой и хлопая в ладоши, просил оказать ему честь и пройтись с ним в полонезе. Обычно обращались к первой даме. Хозяин дома обязан был уступить свою партнершу, а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров, как они менялись у всех дам.

* Лист Ф. Шопен. М., 1956, с. ИЗ. *» Там же, с. 109—110.


«Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставил проделывать... Он показывал свое искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства и толкотни» *.

Лист дает очень яркое описание полонеза. Но уже он указывает на то. что «сейчас довольно трудно угадать первоначальный характер полонеза — этого исконно польского танца. — настолько он выродился по свидетельству тех, кто наблюдал его исполнение еще в начале XIX века» **.

Полонез берет свое начало от народного танца, называемого в Польше «ходзоны». С момента своего возникновения он исполнялся на свадебных торжествах, но затем, несколько видоизменившись, сделался любимым танцем и других празднеств. Так, в некоторых местностях его танцевали с хмелем, с подушкой, со свечами, откуда он получил название «ходзоны с хмелем», «ходзоны с подушкой», «ходзоны со свечой».

И на народных праздниках, и на пирушках полонез был тем танцем, который начинал веселье. Нередко молодежь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и быстро переходила на веселые и задорные танцы, такие, как мазурка пли оберек. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь снова переходила на полонез. Иногда им заканчивалось веселье. Таким образом, ходзоны, пли народный полонез, обрамляли целую группу танцев. В каждой местности ходзоны имели свои отличительные черты. Так, в Краковском воеводстве ходзоны исполняли несколько напряженным шагом, делали «голубцы». Танцующие в паре не держались за руки. Очень часто парень саблей «расчищал» дорогу девушке. На Куявах шаг полонеза был мягче, более скользящим, а ритм исполнения — более медленным. Парень и девушка держали за два конца платок, проходили под ним, девушка брала его в свободную руку и плавно проводила по воздуху. Во время исполнения допускались различные импровизации. В Силезии ходзоны танцевали медленно и строго. Здесь они походили на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

Во всех областях Польши ходзоны танцевали с припевами. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 777. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия