Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКМЕЛИКА





Экмелика (или екмелика; от греч. έκμελής, букв. — «внемелоди­ческий», то есть вне закона мелоса, нестройный) — система, харак­теризующаяся применением высотно неопределенных, высотно не­стабильных звуков. Это глиссандирование, свободно-высотная мелиз­матика, несистемная микрохроматика, применение сонорных (высотно недифференцированных) звуков-шумов, «темброзвуков» (как, напри­мер, на некоторых ударных инструментах — колоколах, тарелках, восточных гонгах и т. п.). Хотя отношения между высотно неопреде­ленными, скользящими, нестабильными звуками (тем более мелиз­матическими опеваниями, несистемными микротонами) могут быть

поняты как своего рода интервалы (иррациональные интервалы), резкое отличие их от интервалов других родов делает отнесение экмелики к интервальным родам в некоторой степени условным.

Слово «экмелический» встречается у древнегреческих теорети­ков (у Клеонида, Гаудентия, Птолемея) в значении «немелодичный» (например, интервалы септимы, сексты, тритона у Птолемея), «ин­тервально-усложненный», «нестройный» (у Клеонида). Однако это слово не было понятием в греческой науке, следовательно, не было там и обозначением определенного интервального рода.

Исторически экмелика представляет собой материал «доладо­вой» формы звуковысотной организации, где доминирующее сред­ство воздействия не тонкость звуковысотных, интервальных связей, а ритм (который, таким образом, в самом деле был «в начале»: ритм трудовых процессов, игры, магических, культовых обрядов, ритм в разных жизненных ситуациях — скандирование слов и слогов, зву­ковая сигнализация; танцевальная, процессионная и иная музыка на одних ударных инструментах и т. д.) и мощь тембро-динамических факторов со свободным распоряжением всем диапазоном голоса, его регистрами, где несвязанность переступанием по ступеням лест­ницы размеренных звуковысот обеспечивает полную свободу изъявле­ния непосредственно-жизненного чувственного ощущения. Исследо­ватели начальных стадий развития музыкальной системы отмечают использование огромных диапазонов, громадных скачков, глиссан­дирования, красочную россыпь тремоло, трелей, форшлагов и при­звуков. P. И. Грубер пишет о наличии в этой музыке «животноподобного звукопроизводства шумового порядка», «чувственного бо­гатства, натуралистической свежести неупорядоченных звучаний» (История музыкальной культуры. С. 41). Э. E. Алексеев, исследуя истоки ладового мышления на материале якутской народной песни, подчеркивает, что «еще до формирования узкообъемных ладов на­родная песенность переживает целую эпоху неопределенно-широ­ких, приблизительных, количественно не регламентированных ин­тервальных соотношений» (Проблемы формирования лада. С. 36).

Элементы экмелики постоянно встречаются в народной музыке, в частности в русской (не образуя, однако, системы), в виде выкриков, глиссандирующих форшлагов, экспрессивных глиссандирующих «подъездов», сонорно-шумового сопровождения и т. п. Вне экмелики немыслим потрясающий эффект искусства русских народных пла­кальщиц, чье интонирование «хватает за душу» любого слушателя.

«Сладко-воющий» эффект экмелической интонации нередок в джазе. Здесь широко применяется запретный для «культурной» тра­диционной европейской музыки «нечистый» звук — дерти (англ. dirty tones, букв. — «грязные тоны»). Сущность его в интонацион­ном блуждании голоса вокруг гармонического тона наподобие неак­кордовой мелизматики, но вне определенной высоты. Прорвав кор­сет рационально выверенной сетки звукоряда, исполнитель обретает экстатическую свободу экспрессии.

Как определенный род интервалики (пусть и вспомогательного значения) экмелика установилась в XX в., ρ интонационно-новой музыке. Это всевозможные глиссандо, в том числе многоголосные, использование звуков без определенной высоты (группа ударных инструментов, а также на инструментах свободного строя — струн­ных смычковых, в вокальных партиях певческих голосов). В неко­торых случаях в функции экмелики может использоваться и микро­хроматическая интонация, если микрохроматические интервалы не могут быть проинтонированы точно и употребляются в целях деста­билизации строя и ради достижения при этом выразительных эф­фектов звучания (преимущественно сонорных).

Примеры экмелики. В V части «Русских сказок» Н. Сидельникова сказочно-фантастический яркий и сочный момент — завывающий го­лос лешего в густой чаще — выражен экмелическим звучанием интер­вально не дифференцированных, зычно скользящих тонов валторны.

В произведении P. Щедрина «Звоны» художественная стилиза­ция «малинового звона» русских колоколов сопровождается сонор­ным «гудением» и красочными «переливами» звучания в виде глис­сандо струнных, «полосы» которых переплетаются с мерными бие­ниями остинатного слоя (пример 82).

82 P. Щедрин. «Звоны»






Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 177. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия