Студопедия — Модальные аккорды различных ладов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Модальные аккорды различных ладов






ская 7, эолийская 7,локрийская 5) — вверх, а высокой (лидий­ская 4, дорийская 6) — вниз.

Специфически-модальная функциональность (обычно в соедине­нии с традиционной функциональностью и в дополнение к ней) со­стоит в достижении выразительного эффекта своеобразной модаль­ной краски, чем и определяется ее логика: показ модальной (либо модально-окрашенной) гармонии и приведение ее к гармонии тони­ки. Отсюда основной модальный кругооборот, чаще всего начинаю­щийся тоникой и ею же заканчивающийся.

В простейших случаях это оборот: тоника-модальный аккорд-тоника (см.: Мусоргский, «Хованщина», хор раскольников «Враг человеков», начальный гармонический оборот).

В более развернутых последованиях специфичность ладофункцио­нального движения регулируется процессом показа специфически-модального участка звукоряда (в одном из голосов), причем выбор гармоний определяется порядком последования соответствующих то­нов этого звукоряда (по типу выбора аккордов эолийского лада соглас­но порядку последования звуков в нисходящем фригийском тетрахор­де 8-7-6-5 при так называемом «фригийском обороте»).

Рассмотрим пример 128.

128 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (протяжные удары монастырского колокола [Cis1] не выписаны)

Для передачи старинного церковного пения Мусоргский избира­ет чисто диатонический эолийский лад. Источник модальных оборо­тов — мелодические ходы 8-7, 7-3, 3-7, 7-8. Несмотря на преобла­дание в развивающей части (такты 7-9) «функциональных» оборо­тов (°S-°T-°D-°T) и на автентический каданс, общая тональная структура не имеет «твердости» венско-классического типа, струк­тура несколько «рыхловата»: показательно отсутствие классической метрической экстраполяции (см. главу 12) и квадратности (I часть —

2l/2 + 31/2 такта; срединный раздел — 11/2 + 1 такт). Общая смягченность контуров гармонической структуры сочетается с такой же смягченностью функциональности; преобладает не динамизм разре­шений и целеустремленность, а ладовая колористичность, «модаль­ная» малоподвижность гармонии. Показательна трактовка VI ступени в такте 9: если в классическом прерванном кадансе она воспринима­ется как «мнимый консонанс» (термин Римана; см. об этом в гла­ве 11), то есть тоника с нарушающим устойчивость звуком в басу, то здесь консонантность VI ступени «мнимой» не является и эта гармо­ния — такой же полноправный консонанс, как и Т параллельного лада (см. пример 128 такты 10-11).

Смягченности гармонической экспрессии способствует и двузнач­ность тональной структуры вследствие сильного влияния параллельно-переменного лада fis-A. Вопреки подготовке в несомненном fis-moll

I часть пьесы колеблется между fis и А, причем количественно A-dur явно преобладает (в первой фразе — в соотношении 9:1); мелодия в 11 такте завершается на а1, а не на fis1.

В результате ставится под сомнение сама правомерность тонально-функционального анализа модальной музыки. Так, в приведенных в примере 128 обозначениях гармонии указания на тонику, на от­клонения действительны при условии наличия сквозного тяготения (классического типа) к тонике fis. Иначе они — фикция. Но колеб­лющаяся тональность (переменный лад) fis-A в I части как раз и не имеет обычного тонального тяготения. Не случайно вначале нет ни доминанты (+D), ни субдоминанты в их обычных формах, ни вводно­го полутона, то есть нет именно тех гармоний, которые создают классическую тональную связь (квинтовость отношения S-T-D, по­стоянное поддерживание этой высшей связи через повторение гар­моний T-D-T, T-S-T), и нет соответствующего ведения голосов. (Так, в высшей степени характерно для необычной модальной гар­монии гетерофонно-параллельное голосоведение в тактах 1-5, род­ственное народной подголосочности и предельно далекое от класси­ческих тональных норм с их «общими звуками», «гармоническим соединением».)

Не случайно и отсутствие диссонансов, не только «характерных», но и всяких — как если бы любой опорный аккорд мог принимать функцию устоя, тоники. В подобных расхождениях с классической функциональностью уже проглядывает антиномия «тональность-модальность», которая станет проблемой еще не скоро — в модаль­ной музыке XX в. (Стравинский, Мессиан и др.). Очевидна связь этих явлений с ладовостью старинной крестьянской песни, о чем И. В. Способин сказал: «Народная музыка обладает свойством рав­ноправия всех ступеней» (см. Лекции по курсу гармонии. С. 28).

Поэтому выписанные тональные значения аккордов не неверны, но только односторонне ориентированы и требуют развернутого дополни­тельного объяснения (подобного сделанному), в котором детально разъяс­нялась бы сущность модальной (а не тональной) стороны гармонии.

Ослабление в модальной гармонии традиционной тональной функциональности и однозначно направленного тонального тяго­тения, вызывающее необходимость укрепления чувства тонально­сти, иногда используется и как средство создания функциональ­ной неустойчивости. Так обстоит дело в середине хора «На кого ты нас покидаешь» из «Бориса Годунова» Мусоргского (от слов «Мы да все твои сироты»), колебание между миксолидийским Es, до­рийским b, лидийским Des, локрийским с (как доминантой фри­гийского f) в результате дает эффект неустойчивой середины трех­частной формы в f-moll.

Натуральные особые диатонические лады могут рассматриваться и как производные, как лады смещенной тоники (подобно доминан­товому), то есть как обычные мажор и минор с тоникализацией не на I ступени, а на какой-либо другой.

(В XIX в. они часто трактовались именно так, воспринимаясь как «различные октавные отрезки <...> основной гаммы», — см.: Риман. Музыкальный словарь. М., 1901-1904. С. 1387.) Например: дорийский — как мажор с тоникой на II ступени; фригийский — как минор с тоникой на V ступени; лидийский — как мажор с тоникой на IV ступени и т. д.

Отсюда одна из «негативных» закономерностей гармонии осо­бых диатонических ладов — избегание основных тонально-функ­циональных последований «материнского лада» (проявление функ­циональной инверсии). Поэтому особым диатоническим ладам обыч­но присуща функциональная двойственность гармоний. Например, в песне Лумира из «Млады» Римского-Корсакова ясно ощущается, что «материнский лад» — D-dur, а фригийский fis — производный от него (не без связи с замещением основной формы тоники [Dv—] ti ее побочной формой [Dv—] ТIII, с неполным разрешением). В хоре раскольников «Враг человеков» из «Хованщины» Мусоргского та­кой «материнский лад» обнаруживается, и фригийский e заканчи­вается в a-moll.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1807. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия