Студопедия — ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ






Своеобразную противоположность модальным функциям, при известных моментах сходства, представляет собой классическая си­стема тональных функций, «то есть гармонических значений в пре­делах одной тональности» (Риман Г. Упрощенная гармония или уче­ние о тональных функциях аккордов. С. 14). Система модальных

функций относится к древнейшей стадии развития музыкального мышления, тональные функции — к высокоразвитой культуре мно­гоголосной музыки европейского нового времени (Бах, Моцарт, Бет­ховен, Шуберт, Шопен, Вагнер, Глинка, Бородин, Чайковский и др.). Система тональных функций поэтому есть главный отдел теории гармонических функций.

Эта система базируется уже не на отношениях между звуками и их сочетаниями — горизонтальными интервалами; исходный пункт системы заключен вее материале — аккорде, явлении принципи­ально многоголосном. В духе просвещенческого рационализма Рамо свел многообразие всего накопленного практикой генерал-баса ак­кордового материала к одному лежащему в основе всех созвучий типу — «совершенному аккорду», консонирующему трезвучию, су­ществующему в двух видах — мажорном и минорном. Один из «со­вершенных аккордов» (по французской терминологии) выполняет роль ЦЭ в новых ладах — мажорном и минорном (получающих свои наименования от вида ЦЭ).

Функцией здесь является, соответственно, не отношение звука к звуку, как в модальности, а отношение аккорда к аккорду — со­вершенно новый тип связей, неслыханный и немыслимый в модаль­ности. Притом тональная система нового времени (как отражение идеологии эпохи Просвещения) характеризуется новым типом един­ства, сочетающим диалектические противоположности: с одной сто­роны, каждое трезвучие в качестве потенциального автономного цен­тра, с другой — целое как таковое, только при условии его органи­ческой целостности, где любые части не просто рядоположены, а существуют лишь в качестве подчиненных общему центру благодаря достаточно сильному и очевидному для слуха тональному тяготе­нию. Последнее есть, таким образом, отражение в воспринимающем сознании объективно существующей, предельно сильной и предель­но разветвленной всепроникающей звуковой связи (звукового род­ства) при столь же предельно ясной централизации целого. Во взаи­модействии этой связи с тяготением диссонансов к разрешению ко­ренится эффект классического тонального лада.

Свойство ЦЭ на данном этапе эволюции гармонического созна­ния — объединение двух главнейших натуральных интервалов: (чи­стой) квинты и (большой) терции (см. пример 144), причем квинта дает сильнейший фактор централизации — ясный основной тон (за­родыш всей тональной функциональности), а терция, делящая квинту в противоположных пропорциях (4:5:6и10:12:15), порождает двухладовость всей системы.

Став ЦЭ системы, «совершенный аккорд» перестраивает струк­туру мелодической модели того и другого лада, внося отношения функционального тождества через ступень (точнее, по звукам од­ного и того же аккорда), обостряя тем самым значение секундовых отношений (проходящих, вспомогательных) как функциональных контрастов, стабилизируя звукоряд основных ступеней отношениями чистых квинт к каждому из звуков ЦЭ (отсюда сведение ряда основ­ных ступеней — тех, что указываются при ключе, — к двум соста­вам: ионийскому для мажора и эолийскому для минора) и вместе с тем закрепляя в составе мелодической модели одно из завоеваний тонального лада — всемерно подчеркивающий тоническую приму вводный тон («глагол» новых европейских ладов), пример 145.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 649. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия