Студопедия — Л. Бетховен. Соната ор. 106
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л. Бетховен. Соната ор. 106






В качестве переменной функции (или ) однотерцовая к мажорной тонике гармония допускает объединение с ней в качестве очередного расширения сферы неустойчивости, в роли функ­ционального спутника второго порядка.

278 Д. Шостакович. «Три фантастических танца» функционально точная орфография - авторская орфография

Функционально точная нотация примера 278Б расшифровывает скопление функциональных модификаций: III как Т; нV6< как

(побочная дубль-доминанта); нII> (записана как вI>) как причем опасно отдалившегося от функционального родоначальника (звука С) функционального спутника второго порядка des> «перема­нила» функция (побочной) субмедианты (ср. также с приме­ром 276А, В).

Другое значение однотерцовой гармонии в мажоре (вI>) пред­ставляет последование C-cis-C в главной теме финала 8-й симфонии Шостаковича: отклонение в параллель к медианте (Мр); по теории Карг-Элерта это доминантовая «медиант-параллель», то есть парал­лель к E-dur в тональности C-dur (соответствует ходу C-E-cis в тактах 9-12 темы Шостаковича).

Однотерцовая гармония к минорной тонике применяется анало­гично. При двух указанных выше возможностях энгармонизма возни­кают те же два способа связи с тоникой (см. на рисунке схемы I и II):

В c-moll

Рассмотрим примеры 279А, Б.

279 А) С. Прокофьев. «Золушка», «Большой вальс»

Б) С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини», вар. VI

В примере 279А ступень es первоначально вступает так:

то есть по типу малой хромы (6/5 · 4/5 = 24/25; см. схему II). Однако по выходе в субдоминанту 4/3 оказывается, что в области S —

не 24/25, a 128/135, то есть большая хрома (схема I). Следовательно, однотерцовость связана с микрохроматической перестройкой при хро­матическом соотношении e-es.

В примере 279Б аналогичная картина: однотерцовая гармония As вступает с тем же отношением a --> c --> as = 24/25, а далее as 24/25 прирав­нивается (энгармонически) к gis = 15/16 и в этом качестве через доми­нанту (3/2) возвращается в тонику. Энгармоническое приравнивание равнозначно поправке на малую диесу 128/125 - 24/25: 128/125 = 15/16

Во вступлении к I части 4-й симфонии Чайковского — аналогич­ное введение:

E - С6> - f

DM - D - °Т

(аккорд E-dur еще яснее чувствуется также как мнимый e-as-h, что отражает процесс превращения сложных внутриаккордовых соотно­шений при простом внутритональном контексте в простые внутриаккордовые соотношения при сложном внутритональном контексте).

Таким образом, обе возможности связи (через энгармонизм общей терции и через энгармонизм примы и квинты однотерцового трезвучия) дают в рамках тональности сложные хроматико-энгармонические ин­тервальные отношения, сравнимые с интенсивностью далеких модуля­ций. Если, например, хроматические квинтовые ряды «укладывались» в тональность при условии равномерно-темперированного «выравнива­ния» основных тонов аккордов, то в подобных соотношениях хромати­ческой системы это «выравнивание» заходит уже внутрь аккордов и, по существу, начинает пронизывать все отношения гармонии, что со­здает специфический оттенок звучания гармонии, примиряющейся с постоянным «слуховым обманом» энгармонизма. Подобные явления, сплачиваясь вместе, еще более реорганизуют внутреннюю структуру тональности, лишая ее стабильности строгой функциональной орга­низации звуков и насыщая становящимися теперь уже непрерывны­ми хроматико-энгармоническими коррекциями. В гармонико-системном аспекте это означает реорганизацию диатонической (миксодиатонической) ладовой системы в (энгармонико)-хроматическую.

На уровне тональных планов однотерцовость также функциони­рует в согласии со своим тональным значением отдаленного, хрома­тического родства (более далекого, чем мажоро-минорное). Так, «Песнь Маргариты» Глинки основывается на контрасте h-moll (с характером мучительного переживания) и, в средней части, B-dur (образ невозвратимого счастья; с последним словом «поцелуй»). Ни­когда однотерцовая тональность не выступает в качестве одно­именной (Лист, «Забытый вальс»; Шопен, вступление к Фантазии f-moll, Вальс ор. 64 № 3; Бетховен, 3-я симфония, I часть, эпизод в разработке; Чайковский, «Евгений Онегин», Des-dur — d-moll в сце­не письма Татьяны; Шостакович, I часть 10-й симфонии).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 628. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия