Студопедия — Глава V
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава V






Примеры отношения

к девственности в Японии и Китае

 

В одном из японских литературных произведений мною было обращено внимание на описание брачной ночи, в котором говорилось, что перед тем, как познать девственную супругу, муж освобождал её от сплетенного из рисовой соломы пояса, надетого на обнаженное тело. Сразу вспомнился древний японский обычай окружать синтоистские храмы обережным кругом из витой рисовой соломы. Соломенные веревки (симэнава) менялись на новые только во время ритуального очищения и уборки храмов. Перед отправлением культа священослужители также натягивали вокруг своего жилья соломенную веревку, чтобы предотвратить возможные соприкосновения с нечистой силой и «грязными» вещами, а также людьми. Параллель между этими обычаями дает однозначный вывод – в Японии знали, что к девственнице следует относиться как к святому храму. В храме ты находишь утешение и помощь, очищаешься телом и душой. Обращаясь к богам, в храме можно оставлять подношения предкам, облегчая их участь на небесах, просить любви на земле и желать рождения ребенка для продолжения своего рода. Каждому мужчине судьбой даруется возможность найти свою женщину и войти на поклонение в свой храм, в храм её девичьего лона. Этот храм подарит ему родных детей и сделает его род бессмертным. Только раз в жизни девушке дается шанс принять в своем чистом храме единственного, самого благородного и дорогого человека – мужа. Понимающий это мужчина должен вести себя самым благородным образом согласно торжественному событию. Есть такие народные изречения: «Можно ли домогаться дружбы предательством, добродетели – обманом, благополучия – оскорблениями, знаний – бездельем, женщины – грубостью? Лишь явный глупец способен на это». «Когда девушкой овладевают поспешно, не овладев сначала её сердцем, она чувствует страх, трепет, смятение и ненависть. А не испытав удовольствия в любви и подавленная тревогой, она становится ненавистницей мужчин или же, возненавидев супруга, идёт к другому».

Примером особо бережного отношения к дефлорации девушки и началу её сексуальной жизни следует отнести и имеющий место в Японии обряд посвящения майко (девушки-ученицы) в гейшу. Понятие «гейша» в японском языке включает в себя два всеобъемлющих символа: гей – означает «искусство» и ша – «человек». Быть искусной в общении с мужчиной – вот предназначение гейши. Для того, чтобы девушка стала отзывчивой и на сексуальном поприще, опытными гейшами была разработана специальная церемония мицуаге, в переводе означающая «извлечение из воды», с ассоциацией свежести и чистоты целомудрия. К девственнице относились как к дорогой и «новой вазе» – арахачи, требующей особенного, бережного отношения. Обряд посвящения планировался с учётом особенностей психики и физиологии девушки. Недопустимым считалось нанесение психических травм или причинение физической боли, способных отвратить девушку от желания испытывать удовольствие и приносить счастье в сексуальных отношениях с мужчиной. Поэтому первым мужчиной будущей гейши становился опытный взрослый учитель. Ритуал посвящения длился семь дней. В течение этого времени каждую ночь мужчина разбивал три яйца и проглатывал содержащие афродизиаки желтки, а белками растирал ноги и промежность майки. Потом он смазывал скользкой белковой смазкой кисть и пальцы рук, с каждым днём всё глубже и глубже погружая их во влагалище девушки. Ежедневная стимуляция эрогенных зон майко, её груди, ног, клитора и влагалища, тихая беседа и нежное обращение со стороны мужчины подготавливали девушку к седьмому, решающему дню. Расслабленная и обольщенная, испытывающая полное доверие девушка благодарно и безболезненно, с наслаждением теряла девственность в объятиях учителя. Сорвав «первый цветок» как награду за обучение, мужчина первой ночи исчезал из жизни появившейся на свет новой гейши навсегда. Важность происшедшего события инициации подчеркивалась ношением новой гейшей в течение определенного времени прически особой формы, которая называлась «разрезанный персик». Колоритным элементом этой прически был кусок красного шелка, видимый в зачесе волос. Таким образом, факт дефлорации и перехода девушки из разряда майки в гейшу становился известным всем окружающим.

Обращая внимание на прическу «разрезанный персик», следует отметить, что в японской и китайской традициях с плодом и цветком персика связаны многие суеверия. Плоды персика считаются символом бессмертия, весны, супружеского счастья и служат составной частью «эликсира жизни» в даосской религии. Персики бессмертия росли в волшебном персиковом саду, который плодоносил один раз в три тысячи лет и находился в обители богини Запада Сиванму. Богиня Сиванму сим-волизировала женскую силу природы Инь и была покровительницей женщин, вставших на путь бессмертия. На амулетах долголетия наиболее часто изображался именно плод персика. Налицо ассоциация девушки и её лона с любовью, свежестью, вкусом персика и даруемым ею мужчине долголетием. Созерцание ярких и утонченных цветов персика вызывало у многих поэтов не только эстетическое наслаждение, но и напоминало лицо юной, кокетливой красавицы с «персиковыми щечками». Об этом говорит поэзия многих веков. Надо ли напоминать, насколько прекрасен внешним видом и вкусом, дарящий неземное наслаждение, созревший персик? А какие чувства и желания, прекрасные мечты вызывают волнительные мысли об ароматном, бархатистом сладком и благоуханном плоде, своим видом напо-минающим женские гениталии? В образе юной девушки «как персик», мечта перед вами и обращаться с нею надо соответственно!

В обряде посвящения майко в гейшу, на наш взгляд, имеется важный момент удаления от девушки её первого мужчины. Это правило опирается на весь опыт взаимоотношения женского и мужского полов, говорящий об особой привязанности людей, впервые познавших друг друга на ложе любви. У девушки, которую готовят к профессии особого рода, забирают её первого мужчину для того, чтобы лишить её искреннего любовного чувства, способного в дальнейшем исключить близкие взаимоотношения и измену с другими муж-чинами. В профессии гейши, принадлежащей всем, любить и отдавать предпочтение одному избраннику – непозволительно!

Любить запрещено и властителям народов. В ритуале подготовки маньчжурских императоров к супружеской жизни имел место следующий обряд. Перед тем как вступить в настоящий брак, молодому императору устраивался «пробный» брак. Во время посвящения его в супружеские таинства возле «брачного» ложа стояла опытная женщина с куклами, изображающими священных будд женского и мужского пола. Выполненные со всеми натуралистическими подробностями, эти куклы можно было двигать, демонстрируя сексуальные различные позы и показывая способы проникновения мужского полового органа во влагалище женщины. «Пробных» жен обычно выбирали из фрейлин императорского двора, которых после «посвящения» императора сразу удаляли от двора. Известны случаи умерщвления первой девушки императора, с целью исключить возникновение между молодыми людьми той привязанности, которую люди называют первой любовью.

Предсказательницей людских судеб и покровительницей домашнего хозяйства в Китае считается необычайно красивая девушка Хэ Сянь-гу. Один из богов, предвидя будущее девочки, подарил ей персик бессмертия, и она с четырнадцати лет стала помогать бедствующим, странствуя по горам и долинам, едва касаясь земли, с необычайной легкостью перепархивая с одной вершины горы на другую. На рисунках она обычно изображается с цветком лотоса в одной руке, а в другой руке она держит широкую плетеную корзину, иногда наполненную цветами, фруктами или волшебными травами. Цветок лотоса в руке символизирует чистоту, красоту и благородство богини. В Древнем Китае была широко распространена легенда о существовании в Восточном море волшебных островов, на землях которых произрастает чудодейственная трава, делающая человека бессмертным. Достигнуть этих островов человеку мешают бури и шторма, подводные течения и морские чудовища. Преодолеть все препятствия и добыть траву бессмертия может только человек, живущий чистыми помыслами, совершающий добрые поступки и ведущий целомудренный образ жизни. Понятно, что таким человеком может быть только неискушенный соблазнами жизни девственник. Желающий обрести бессмертие император Цинь Ши-хуан, поверив этой легенде, отобрал несколько тысяч девственных юношей и девушек и отправил их во главе с даосским монахом на поиски недоступных островов. Большая численность молодых людей должна была гарантировать выполнение задания хотя бы одним из девственных избранников.

На уровне императора использование целомудренной силы мужского и женского начала было признано единственной воз-можностью в достижении волшебной цели!

В древней китайской церемонии дано – «великое изгнание злых духов» участвовали невинные юноши чжэньцзы, специально отобранные для изгнания демонов поветрия и мора. Из родственников евнухов отбирали сто двадцать мальчиков, которые надевали красные платки и черные платья, а в руках несли большие барабаны тао, своим грохотом отпугивающие зло и прогоняющие болезни.

Известен своей тысячелетней историей, поражающий жестокостью, обычай бинтовать китайским девушкам ноги с пяти – семилетнего возраста с целью получения уменьшенной формы стопы, получившей название «Золотой Лотос». Описаны 58 разновидностей ног «женщины лотос». Боль и страдания, которые испытывали девочки при бинтовании ступней описаны не одним китайским автором. На мольбы дочерей облегчить их участь, матери отвечали, что только через эти муки можно надеяться выйти замуж и обрести в обществе почёт и уважение.

Крошечная ступня свидетельствовала о добропорядочности и красоте женщины, её благородном происхождении. Существовало искусство лежания, походки и прочих элементов движения таких «усовершенствованных» ног. Женщины с нормальными ногами вызывали в определенных сословиях отвращение и ужас. Как «мужеподобные», они были первыми претендентками на безбрачие. Считалось, что забинтованные, крошечные ступни необычно сексапильны и как ничто другое привлекают внимание окружающих, вызывая сильнейшее, сексуальное желание мужчины. Крошечные ступни не позволяли женщинам передвигаться или делали возможным только мелкий семенящий шаг с шатанием тела из стороны в сторону. Соответственно резко возрастала нагрузка на бедра и ягодицы. Утверждалось, что чем меньше нога женщины, тем более необычные формы, пласт за пластом, принимают складки ее влагалища. Ягодицы и бедра при такой ноге становятся более чувствительными, а «жизненные соки» концентрируются в верхней части женского тела, делая лицо более привлекательным. Насколько необычны физи-ческие и сексуальные последствия бинтования ног, в наши дни трудно проверить. Главную цель этого ритуала некоторые исследователи китайской культуры видят в создании на государственном уровне условий для сохранения женщинами целой нации вынужденного целомудрия. Женщины с крошечными ступнями в буквальном смысле физически были не способны покинуть семью, познакомиться с посторонним мужчиной, изменить мужу или сбежать из дома без посторонней помощи. Жестокое бинтование женских ног обеспечивало семьям сохранение девочками девственности, понуждало жен хранить верность своим мужьям и гарантировало рождение законных детей!

В зороастризме, индуизме и буддизме, во времена античности, христианства и появления ислама мир многоголосно славил «непорочных» дев. Но можно предположить, что особое отношение к этому, определенному природой первичному состоянию девушки, на каком-то историческом этапе развития общества способствовало появление законов о наследовании имущества семьи по линии отца. В социуме возникла потребность в крепкой семье и гарантах доверия в отношениях между супругами. Не исключено, что в появлении особого отношения к девственности главную роль сыграли сами заинтересованные женщины. Ведь им природой предназначено вынашивание, рождение и сохранение рода людского, сохранение имущества семьи.

В древнейших идолах и скульптурах перво-начально главенствовали божества женской при-роды, символизирующие Землю Мать как источник плодородия, прародительницу жизни и растительности. Культ Богини Матери – один из важнейших в большинстве религий мира. Племенные тотемы наследовались только по женской линии. На основании изучения древних захоронений, языческих капищ, археологи утверждают, что именно у женщин возникло религиозное ощущение, потребность в религиозном познании и почитании Высшего существа. Такому мировосприятию, видимо, способствовали обостренные природой чувственные реакции на проявления окружающего мира и последствия интимной близости, заложенная в тело и сознание женщины жажда материнства, впитываемая с кровью матери преданность семье и способность отказа от самой себя в воспитании детей. Не исключено, что свой особый выход к самоутверждению искала у женщин подчиненность авторитету и физической силе мужчины. Уязвимость, потребность в собеседнике и заинтересованном хранителе тайн, нужда в покровителе любовных отношений и их защитнике, а также многое другое заставили женщину связать свою душу с небом.

Уже в самом юном возрасте девочку значительно больше, чем мальчика интересует своя внутренняя жизнь, тайна деторождения и сопровождающие воспитание ребенка отношения между женщиной и мужчиной. Уверен, что предполагаемый некоторыми учеными и богословами духовный энергетический посыл Высшей Сущности, в самые древние времена, на определенном уровне развития разума и духовности, именно в женщине в первую очередь мог найти своего благодарного и верного проводника. Этот посыл отслеживается (в том числе в матриархальных порядках) как основа общинного устройства, ставивших во главе рода авторитетнейшую из женщин.

Закономерно первыми слушательницами про-поведей Христа являлись именно женщины, и они же были первыми свидетельницами его воскрешения. Не лишним будет вспомнить и неоспоримую роль женщины в уникальном качестве хранительницы всевозможных поверий и обрядов, обычаев и фольклора, тайн лекарственных трав и целительства.

В религиозных культах многих народов, порой существующих на огромном расстоянии друг от друга, разжигаемый на алтаре жертвенный огонь сравнивали с женщиной, обнимающей мужчину. При извлечении огня с помощью трущихся друг о друга палочек верхняя палочка рассматривалась как мужчина, нижняя – как женщина и в этом случае появившийся огонь становился как бы их ребёнком.

Жертвоприношения сопровождались гимном и мелодией, своей чувственной экспрессией также олицетворяющих жаждущих друг друга мужчину и женщину. Ритуальное сливание во время празднеств опьяняющих или галлюциногенных напитков с водой, изливающийся на землю дождь, пахота земли, сев на поле, компоненты изготавливаемых блюд, движения в танцах и многое другое – вызывали ассоциации соединения мужского и женского начал в самых различных человеческих сообществах.

Во многих случаях символические изображения отношений между женщиной и мужчиной заняли достойное место в искусстве. Этим, например, очень богата культура Индии и Китая. Достаточно часто в лирике китайских поэтов и на полотнах художников присутствуют тучи и дождик – поэтическая метафора, намекающая на любовную связь. Этот образ восходит к легенде о неком князе, которому явилась во сне прекрасная дева. Она разделила с князем ложе, а при расставании сказала, что будет являться к нему по утрам в виде тучки, а вечером – в виде дождя. Отсюда такие игривые выражения в литературе и поэзии Китая, как «играть в тучку и дождик» и наслаждаться «прорывом туч».

В древнейших ведических ритуалах мотивы целомудренного воздержания, приводящего к накоплению оплодотворяющей сексуальной энергии и преодолевающей все преграды женской страсти являются определяющими. Последующая эволюция духовности, социаль-ных и семейных отношений пришла к равноправному разделению женской и мужской сущностей на «Землю» и «Небо» (в китайской натур-философии – Инь и Ян). В брачной церемонии, отождествляемой как единение с космическими силами, физическая близость противоположных полов становится актом продолжения жизни не только семьи, но и всей природы. Естественно, что акт такого глобального уровня должен иметь гарантии благополучного существования на всех подуровнях и в дальнейшем. В эво-люционирующих социально–экономических отношениях между частным лицом и родом, а потом и государством, волею общества союз юноши и девушки из чувственных сфер изменчивой любовной страсти и непостоянного партнерства переходит в стабильную форму обязательств «священного брака».

То, что сегодня понимается под браком с юридической регуляцией имущественных отно-шений, появляется лишь у «культурных» народов в историческую эпоху. Одним из убедительных символов накопленных жиз-ненных сил, крепости и чистоты брачных уз становится добродетель и девственность партнеров. «Смотри на добродетель, а не на красоту; смотри на поступки, а не на происхождение; смотри на достижения, а не на знание; смотри на пользование богатством, а не на богатство», – рекомендовали служители Будды. Считалось, что «девушек выдают замуж лишь однажды». «Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз выдают замуж девушку – три этих дела делают лишь раз», – говорили мудрецы Индии. Вторичное замужество рассматривалось в большей степени как сожительство, чем законное супружество. Показательны фрагменты из свадебной песни греческой поэтессы Сапфо с острова Лесбос: (Невесте) «Твоя девственность принадлежит не только тебе, но и родителям – треть отцу, треть матери, и лишь треть твоя. Поэтому не противься родителям. Твой долг подчиниться им и следовать за мужчиной». «Как цветок наша невеста в хранимых ухоженных садах, её ветер ласкает, солнце питает, поит ночная роса, но скоро сникнет она, потеряв кровь невинности, она уже никого не привлечет, и девушки будут чуждаться её».

У многих народов существовали обряды сакрального омовения и проверки девственности невесты. Порою эти обряды были весьма спорны. По Плутарху, у некоторых живших на берегах Каспийского моря племён, невеста перед надеванием свадебного покрывала становилась обнаженной напротив пчелиного улья. Поскольку рабочие пчелы бесполы и живут «целомудренно», то на чистую девушку они не должны были реагировать, в противном случае пчелы жалили обманщицу и обращали её в бегство. Рабби Гамалилель предлагал садить вызывавшую подозрение невесту на корточки над отверстием винной бочки. При утрате девственности и, как следствие, потере естественной преграды, винный запах должен был проникнуть в лоно девушки и оставаться в нем. Таким образом, судьям оставалось только принюхаться к лону девушки.

В неканоническом Евангелии Иакова рассказывается о пройденном беременной Марией испытании «водою ревности». Согласно очень древнему обычаю подозреваемая в прелюбодеянии должна была прилюдно выпить воду, смешанную с грязью. Отсутствие болезненных последствий после потребления этого отвратительного пойла служило дока-зательством невиновности подозреваемой.

Подобные обычаи можно было бы отнести на определенную «дикость» бытовавших в стародавние времена нравов, нездоровую нравственно-сексуальную «озабоченность» не-которых лиц мужского пола или орто-доксальность священнослужителей, но ра-циональное объяснение их существования всё же имеется.

В Древней Индии девственность невесты помимо доказательства ее нравственности служила обоснованием законности прав на женщину ее супруга, как мужчины, впервые «завладевшим полем». К тому же по закону: «Все что родилось на поле, принадлежит хозяину поля». (В поземельных отношениях индусов хозяином участка являлся тот, кто вырубил на нем деревья). Только сохранив себя до брака и гарантируя этим фактом, рождение законных детей, девушка могла располагать в семье статусом главной, а ее родившиеся сыновья получали преимущественные права при получении семейного наследства. Отсюда вытекает традиция демонстрации утром после брачной ночи испачканной кровью рубашки новобрачной, становящейся своеобразным юридическим документом для свидетелей. Присутствующий при этом показе свя-щеннослужитель уносил окровавленную ру-башку и зарывал в землю. Женщина становилась полноценной хозяйкой дома. Отчасти так укреплялась уверенность, и реализовывались изречения: «Дом – это не помещение, дом – это жена», «Отца почитать надо в сто раз больше, чем учителя, но мать, в тысячу раз достойнее почитания, чем отец».

При продаже и выдаче замуж целостное физическое состояние девушки характеризовалось арабами как «несверленная жемчужина» или «кобылица, другим не объезженная». Акцент на таких характеристиках свидетельствует о несомненном присутствии в мужчине психологического фактора удачливого «первооткрывательства» и горделивого осоз-нания себя единственным собственником и обладателем женщины. Мужчина, лишивший девушку девственности, мог с гордостью считать себя мужем, подарившим и открывшим ей чувственную любовь, давшим возможность родить законного ребенка и стать матерью семейства. Насколько этот факт был важен для мужчин Древней Греции видно из такого примера: даже свинопас, человек самой неуважаемой в обществе того времени профессии, в Афинах отказывался жениться на «обесчещенной»!

Пословица «Береги честь смолоду» самым непосредственным образом и в первую очередь обращена к девушке. Она также является программной в воспитательной практике родителей юной красавицы. Обращает на себя внимание предостережение проповедника Иисуса, сына Сирахова, жившего в Иудее между 200 и 140 годами до н. э.: «Дочь была и остается для отца бесценным сокровищем, однако она доставляет ему бессонные ночи… Легкомысленную дочь надо держать в строгости, чтобы весь город не стал шептаться о ней, и тебе не пришлось стыдиться. Пусть там, где она прибывает, не будет окна; там, где она ночует, замкни дверь. Пусть не говорит она наедине ни с мужчиной, ни с женщиной». В священном Коране подчеркивается: «Разрешается вам брак с воспитанными под строгой охраной дочерями верующих и с воспитанными под строгой охраной тех, которым прежде воздано писание, когда дадите им вознаграждение для них, и будете строго хранить себя, не распутничая, не держа наложниц» (сура 5, аят 7). Там же: «А кто из вас не обладает достатком, чтобы жениться на охраняемых верующих, то – из тех, которыми овладела десница ваша, из ваших верующих рабынь… Женитесь же на них с дозволения их семей и давайте им плату с достоинством, – целомудренным, не распут-ничающим и не берущим приятелей. И если они были целомудренны… А если совершат мерзость, то им – половина того, что целомудренным, из наказания» (сура 4, аяты 29-30). Женщина, будучи продаваемой или выдаваемой замуж с приданным, осознавала значение своей «чистоты». Известен обычай, сохранившийся на Ближнем Востоке и в нынешние времена, обязующий супруга преподносить очень дорогие подарки невесте перед брачной ночью и в последующее после свадьбы утро. Принимая эти подарки, женщина как бы приобретала возможность не только законно отдавать, но и «поменять» свою девственность, не без выгоды в дальнейшем для себя и своих будущих детей. Драгоценные свадебные дары оставались неоспариваемой в суде собственностью женщины и её сыновей, даже после развода или смерти мужа.

В пещерах у Мертвого моря найдены документы, датируемые 135 г. н.э. с такой ри-туальной формулировкой некоторых условий бракосочетания: «…согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар в размере 200 динаров. Если ты уйдешь от меня в дом вечности (умрёшь), твои сыновья должны получить в наследство всё (твоё имущество)».

Показательно, что Великая французская рево-люция в борьбе против морального распада об-щества в области половых отношений выставила требование целомудрия до брака и верности суп-ругов в браке. Становление в XIX веке буржуазной морали на первых этапах также сопровождалось требованиями соблюдения сексуальной сдержанности и добрачной чистоты. А вот пролетарская революция в России, наоборот, разломала рамки сексуальных отношений. Местными органами советской власти во Владимире в 1918 году был издан такой декрет: «Каждая незамужняя женщина, начиная с 18 летнего возраста, объявляется достоянием государства и обязана заре-гистрироваться в Бюро Свободной Любви, где мужчины в возрасте от 19 до 50 лет могут выбрать себе женщину независимо от её желания». В некоторых российских городах висел «Декрет об отмене частного владения женщинами». Появились и «научные» труды, в которых говорилось, что «…Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сочленов…». Попрание чести и достоинства женщины, игнорирование таких чувств, как любовь и уважение, во многом повредили главной идее большевиков, идеи свободы, равенства и братства всех людей. В отношениях к женщине должны главенствовать уважение и любовь, ответственность за её благополучие и здоровье, забота о достойной жизни дарованных любовью детей. Насилию здесь нет места!

Интересны сведения о воспитании дочерей в семьях японских самураев. При достижении брачного возраста девушек наряду с другими вещами учили владеть очень острым коротким кинжалом, которым следовало убить себя, если грозила опасность лишиться чести. Согласно ритуалу этим кинжалом перерезалась сонная артерия или в определенном месте пронзалась грудь. К месту вспомнить достаточно часто встречающиеся в народном эпосе, летописях и сказаниях описания случаев добровольной гибели девушек или их убийства родителями с целью избежать позора надругательства от победившего в войне врага.

Как красиво обращается в стихах к своей стареющей жене живший почти две тысячи лет назад Децим Магн Авсоний:

 

Будем жить, как мы жили, жена!

Тех имен не оставим,

Что друг для друга нашли в первую брачную ночь!

Да не настанет тот день, что нас переменит:

пусть буду

Юношей я для тебя, девушкой будь для меня!

 

Через всю жизнь, достигнув преклонной старости, пронес поэт воспоминания о первых любовных переживаниях со своей юной женой на брачном ложе. «Тех имён не оставим…». Очень красивые и целомудренные строки. И всё же, как сохранить в памяти драгоценные даты и остаться благодарной своему избраннику на всю жизнь?

В пословицах и поговорках большинства народов мира можно отследить следующую закономерность в выборе невесты: «Не бери жену богатую, бери непочатую», «Пей вино, да не брагу, люби девку, а не бабу», «Кто первый пришёл, тот и смолол» – убеждают русские. «Хоть и старую – да девицу, хоть окольный путь – да гладкой дорогою» говорят казахи. Им вторят азербайджанцы: «Честь дочери – всё богатство отца», «Сколько бы девушка в девках ни засиделась, а всё равно – золото». Соглашаются татары: «Мёд не прокиснет, девушка не состарится». Сдержанно сравнивают эстонцы: «Лучше старая дева с честью, чем замужняя с позором», и добавляют англичане: «Красота женщины подобна весеннему цветку, но её целомудрие – это звезда на небе». «Добропорядочность выше красоты» – подтверждают ирландцы. «Красота без чести – роза без аромата» убеждены датчане и с ними итальянцы: «Красота без добродетели – вино без вкуса». Румыны свидетельствуют: «Честность девушки подобна снегу: когда он тает, белизны уже не заметишь». Непальцы отмечают: «Приданое девушки – её целомудрие». В Лесото и Либерии воспитывают: «Следи за своим поведением, когда ты молоденькая девушка, и мир сохранит интерес к тебе». В свою очередь, китайцы убеждены, что «Жену берут за целомудрие, наложницу – за красоту», поэтому «Для сына выбирай добродетельную девушку и не зарься на щедрое приданое». В противном случае «Женившийся на вдове мечтает о девушке» – считают в Македонии. Болгары: «Надкушенного стручка не ешь, разве-дённую в жены не бери». «У вдовы обычай не девичий», «Вдова – проторенная тропа», «Бойся вдову взять – будет многих знать»,– говорят русские.

Великий азербайджанский поэт Низами со всей искренностью считал, что у мужчины может быть только одна настоящая любовь и одна жена:

«У мужа, у которого много жен, никого близкого нет… /Если хочешь, чтоб цельным был твой сын, словно сердце, / Пусть имеет одного отца и одну мать». «Счастлив тот, кто нашел добродетельную жену» – глубокомысленно констатируют евреи и с ними солидаризуются исландцы: «Есть ли более ценное сокровище, чем добродетельная жена?». «Доброю женою и муж честен» – добавляют украинцы. «Если имя твое славное – это слава мирская, если жена твоя славная – это гордость мужская» – считают узбеки и предупреждают: «Бойся козы, что базар повидала». Мордвины говорят: «Гулящая девушка – словно кривое веретено». У такой девушки «Сверху – рысья шапка, снизу – грязная вода» – убеждены якуты и называют ее «поношенным чулком». Кроме того, из-за беспорядочных добрачных связей:

«У девушки, потерявшей девственность, не будет хороших детей» – свидетельствуют йоруба Бенина, ведь в этом случае у родившегося ребенка – «От кого рука, от кого нога» считают дигорцы. «Каково дерево, таков и клин; каков батька – таков и сын», «Каково семя, таково и племя» – подтверждают славяне. «От кривой ветки – кривая тень» – заключают японцы.

У многих народов принято, что во время свадьбы и исполнения сопровождающих её ритуалов, родственники жениха с особым вниманием следят за поведением невесты и окружающих ее подруг. Предшествующая свадьбе слава далеко не всегда объективна в оценке поведения девушки, поэтому первая брачная ночь как бы окончательно определяет общественное мнение и последующее отношение к ней мужа. У украинцев психологическим испытанием невинности невесты и жениха служила хлебная дежа, на которую они садились во дворе или на пороге дома до отправления в церковь или после (дежа – кадка, в которой квасят и месят тесто на хлебы). Этот, прикрываемый шубой, домашний своеобразный алтарь доказывал целомудрие брачующихся и символизировал будущее богатство в доме. Жениху, в знак инициации, подпаливали кончики волос. Используемые в обряде трава и цветы, белые платье и фата (в наше время), также призваны символизировать природную невинность. Венок из цветов, как символ чистоты невесты, возлагают только раз в жизни. Потеряла до свадьбы честь, значит, «загубила венок».

В русской традиции нечестная, но верящая в приметы невеста избегает садиться на кадку для теста, которую ей подставляют для сидения

 

 

 

 

родственники. Ведь последствием такого акта могут стать самые различные, страшные несчастья, вплоть до смерти детей, родных и близких.

Один из вариантов индикации невинности – сидение новобрачной на сидушке скамеечке с дыркой посередине, предназначенной для обучения ребёнка ходьбе. Считается, что: «Особенно плохо, если дружки славят невесту, когда она недостойна этого. Тогда обязательно умрёт её свекровь и в одну неделю падёт скот». Благополучное испытание новобрачной обеспечивало почётную передачу супругам «семейной чести», гарантировало рождение законных наследников, устраняло возможность подлога или обмана, исключало появление незаконнорожденного ребёнка, отношение к которому в обществе было во все времена в целом негативно.

У простого народа в отношении к целомудрию невесты были свои свадебные традиции. Если после возлежания молодых на брачном ложе следов девичьей чести не обнаруживалось, то приглашенные на свадьбу крушили и били в доме всё, поносили бранными словами и оскорбляли близких невесты. Для осуждения «прогулянной» невесты перед тёщей ставили пустую ступу, как метафору пустого лона, могли насыпать к ногам кучу навоза, надеть на шею лошадиный хомут и заставить бегать по деревне и т.д. Разочарованный жених был в полном праве прогнать невесту или в противном случае приготовиться снести все оскорбительные речи по этому поводу. У кавказских народов обольстителя девы обычно подвергали смерти, а избежавшая такой же участи девушка изгонялась из дома или даже продавалась в рабство. Но следует понимать, что обычно вступающие в брак стороны заблаговременно решали, как благополучно пройти испытание и исключить обострение ситуации, особенно в случаях, имевших место до свадьбы близких отношений. Принародно, в дни свадьбы определяющей становилась правильная ритуальная передача девичьей чести от одной семьи к другой.

Но вот пример сегодняшнего дня. После длившихся 26 лет дебатов бразильский парламент в 2004 году утвердил новое гражданское законодательство, в том числе и новый закон о браке. Отныне бразильский мужчина не вправе будет требовать развода на том основании, что жена его вступила в брак не девственницей. Отменён и запрет вступать в повторный брак гражданам, уличенным в супружеской измене. Конечно, эти законы продиктовала жизнь. И всё же, как относиться к такому сообщению «Рейтер»: «Ученые из Ливерпульского Университета Джона Мура изучили выводы многочисленных исследований, проведенных в США, Финляндии, Новой Зеландии, Южной Африки и Мексике, которые были посвящены установлению истинности биологического отцовства. Средняя цифра составляет около 5%. Это предполагает, что один из 25 мужчин в мире не знает, что не приходится биологическим отцом «своего» ребёнка»?

На личностном уровне мировосприятия к подобным бразильским изменениям в законодательстве можно относиться по-разному. На уровне семьи в странах Латинской Америки принято чествовать достигшую половозрелого возраста девушку специальным обрядом. В присутствии родственников и ближайших друзей семьи девушка в красивом белом платье дает торжественную клятву в церкви сохранить свою девственность до свадьбы. Затем следует застолье, перед которым она танцует символический танец пробуждающейся женственности со своим отцом.

Часть тех или иных народных пословиц можно оспаривать или не соглашаться с имеющимися в них клеймящими и обидными определениями, но остается ещё такое важное наблюдение, как зависимость физического здоровья и душевной гармонии в семье от чистоты отношений между мужчиной и женщиной.

В древнейших диалогах между Жёлтым императором и Богиней – Наставницей, Искренней Девой, вошедших в часть «И синь Фан», собрание сочинений китайских мудрецов, показательны следующие элементы беседы. Искренняя Дева: «Женщин следует ценить не только за красоту, в них нужно видеть средство укрепления здоровья и продления жизни. Лучше всего для этой цели выбирать молодую девушку, девственницу, чьё Цветочное Поле ещё не засеяно. Её грудь, в которой ещё не было молока, должна быть сформировавшейся, а её сущность – Инь – нерастраченной. Сама она должна быть упитанной, кожа её – гладкой и мягкой на ощупь, все суставы должны быть гибкими и легкими в движении. Тело девушки не должно быть слишком длинным или слишком коротким, характером ей надлежит быть нежной и ласковой».

У китайцев считалось, что гармония в сексуальных сражениях между женской сущностью Инь и мужской сущностью Ян успешнее достигается, если мужчина в два раза старше женщины. Жёлтый император явно следовал этим рекомендациям, поскольку в легендах говорится, будто у него было три тысячи наложниц, и он имел царственное соитие с двенадцатью сотнями женщин в течение «каждых десяти полных лун».

В продолжение высказанного мнения о пользе для здоровья брака и правильно упорядоченных сексуальных отношений можно привести позицию ряда даосских школ, убеждённых, что раз матка женщины вскармливает всё человечество, являя собой воплощение высшего вдохновения и наслаждения мужчины, то производимая ею Жизненная Сила с большей вероятностью энер







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 609. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия