Суррогатное материнство Эвтаназия
Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».
Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику. 2) Исторические и логические модели биоэтики "Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие многовековое существование мировой медицины. Возможно ли в этом многообразии вычленить подходы, имеющие непреходящие значение для современного врача? Если мы обозначим все многообразие врачебно-нравственного опыта понятием "биомедицинская этика", то обнаружим, что сегодня она существует в 4 формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики. Исторические особенности и логические основания каждой из модели определили становление и выработку тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики" [10, с.25.]. Интересно будет проследить, как меняются основные цели врачебной этики в ходе исторических перемен и как соотносятся существующие в каждом историческом периоде уровни научно-медицинских знаний и морально-этических норм. Можно предположить, что накопление научно-медицинских знаний будет расширять возможности терапевтических вмешательств в область человеческого бытия, что должно укреплять здоровье как отдельных людей, так и общество в целом. По мнению Всемирной Организации Здравоохранения /ВОЗ/, здоровьем считается полное физическое, психическое и социальное благополучие. Под словом "социальный" мы понимаем "общественный", значит согласованный с общепринятыми нормами этики и морали. Поэтому медицина должна быть служительницей не только телу, не только душе, но и духу общества. 3) Модель Гиппократа. Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа. Этика Гиппократа была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы. Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». Речь шла об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне. Основополагающим является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия (условие и основание признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь). Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности. Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного (такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление). Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение. Основные положения врачебной этики Гиппократа: корпоративность; врачебный патернализм; «не навреди»; цель медицины – благо больного; безусловное уважение к человеческой жизни; запрет эвтаназии, аборта и «ассистирования при самоубийстве»; врачебная тайна; оправдание «святой лжи» в медицине; обязательность элемента филантропии во врачебной профессии; разоблачение лжеврачей; научная критика медицинского оккультизма; совет не пользовать неизлечимых больных; обязанность заботиться о своем профессиональном авторитете и др.
|