Студопедия — МЕХАНИЗМА ТЕХНОЛОГИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕХАНИЗМА ТЕХНОЛОГИИ






Традиция кричать “горько!” молодоженам появилась еще в древности и опять-таки была связана с кознями злых духов. Нечистая сила — любительница горя и бед не переносила счастья всего честного веселящегося люда. Наши суеверные предки старались ее обмануть и убедить ее, что будущему мужу и его жене совсем не сладко. Злые духи, постоянно слыша “горько”, покидали молодоженов и шли искать счастливую жертву.

 

Вельветовый Кролик», Марджери Уильямс

pinterest

— Ты только тогда становишься Настоящим, — внушала Вельветовому Кролику мудрая старая Кожаная Лошадь, — если кто-то долго-долго любит тебя. Не просто играет с тобой, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любит.
— А это больно? — спросил Кролик.
— Иногда, — ответила Кожаная Лошадь, потому что всегда говорила только правду. — Но если ты Настоящий, ты готов стерпеть боль.
— А как это происходит? Раз и готово, словно тебя завели ключиком, или постепенно?
— Постепенно, — сказала Кожаная Лошадь. — Ты же становишься Настоящим. На это требуется много времени. Поэтому-то это так редко происходит с теми, кто запросто ссорится, несговорчив или требует к себе особого отношения. Обычно бывает так к тому времени, когда ты становишься Настоящим, у тебя уже потертая шерсть, вываливаются глаза, болтаются конечности, и вообще у тебя очень жалкий вид. Но это не будет иметь ровным счетом никакого значения, потому что тот, кто стал Настоящим, не может быть безобразным. Разве что в глазах тех, кто ничего не смыслит.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ

МЕХАНИЗМА ТЕХНОЛОГИИ

 

В первом разделе автор подробно рассмотрел один из основных компонентов механизма технологии, каковым является цель. Целеполагание немыслимо без одухотворенности нравственного воспита­ния. В своей деятельности специалисты кулыурно-досуговой дея­тельности опираются на факты, ибо их творчество основано на отборе материала, его переработке в соответствии с той целью, кото­рая ставится перед программой.

"Технология — писал А.М. Горький, — это логика фактов, созда­ваемых трудовой деятельностью людей, идеология — логика идей, то есть логика смыслов, извлекаемых из фактов, — смыслов, кото­рые предуказывают пути, приемы и формы творчества новых фак­тов"1. Выразительные средства, формы и методы, будучи составной частью технологического процесса в учреждении культуры, дают возможность специалисту проявить свою творческую фантазию.

Фантазия здесь одновременно и опасное и благородное дело, ко­торое без опоры на факты может оказаться безотрадным и лишен­ным воображения творчества. Проникая во все сферы человеческой жизни, фантазия все же является особым свойством творческой лич­ности, которая реально смотрит на жизнь и назначение культурно-досуговой деятельности. Поэтому к технологии культурно-досуговой деятельности, автор относит такие понятия как "искусство", "мастер­ство", "умение", т. е. "совокупность методов", "изменение состояния, свойств". Это тем более оправдано, если речь идет о влиянии на сферу культурно-досуговой деятельности людей.

Опираясь на социально-психологические механизмы межлично­стного и межгруппового воздействия, технология реализует цель культурно-досуговой программы через раскрытие смысла, реальные действия специалистов, самых различных по характеру и уровню подготовки. Поэтому мастерство в технологии культурно-досуговой деятельности является сущностной характеристикой, связанной с важнейшими условиями ее функционирования, которые позволяют достичь адекватности наиболее прогрессивному для каждого времени стилю мышления и образу действия. А структурно-типологическая характеристика технологии культурно-досуговой деятельности нахо­дит свое отражение как в определенном типе творчества, так и в способе (методе) реального подхода и действия в подготовке и про­ведении программы.

 

 

Глава 8. ПОЛИФОНИЧНОСТЬ СТРУКТУР В ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Все вышесказанное подводит к необходимости анализа многооб­разия структур в технологии культурно-досуговой деятельности. Это достаточно строгий и полифоничный в структурном отношении фе­номен, обеспечивающий бесконечное разнообразие возможностей восприятия аудиторией происходящего в зале, около учреждения культуры, или на улице, площади, на реке, море, в небе, дома.

Структура в технологии культурно-досуговой деятельности рас­сматривается как внутреннее строение, как единство устойчивых взаимосвязей между компонентами и элементами, функционирую­щими на основе только им присущих закономерностей. Отсюда структура — важнейшая характеристика технологического процесса, обладающая неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, осуществляющая постоянные изменения в технологии. Мно­гообразие структурных вариантов в технологии культурно-досуговой деятельности, их взаимообусловленность и взаимодействие делают систему саморегулирующейся, творческой.

Разнообразие структур в технологии культурно-досуговой дея­тельности предполагает ие ограничение, а творческую инициативу субъектов и объектов. Внутреннее регулирование творческим про­цессом является условием сохранения целостности самой технологи­ческой системы, где художественный тип творчества представлен очень широко.

Основу художественного типа творчества в технологии культур­но-досуговой деятельности составляют:

— совокупность социально-педагогических фактов, источников и носителей формирующего воздействия на аудиторию;

— разнообразие содержания, способов, форм, методов и средств их взаимодействия, отражаемых в сознании людей;

— регулирование процессов и взаимодействия, направленных на достижение социальных и педагогических целей культурно-досуговой деятельности;

— овладение специфическими особенностями всего инструмента­рия культурно-досуговой деятельности, детерминированного целост­ным характером соединения, содержания и формы;

— знание традиций, обычаев, сохранение преемственности поко­лений;

— умение развивать инициативу населения.

Эти составляющие находятся в органическом единстве, образуют механизм функционирования технологического процесса в учрежде­ниях культуры. И управлять этим механизмом должен творческий человек, который "реализует свои способности в единении с другими людьми любых культур, регионов, уровней технологической продвинутости сосуществующих рядом разных цивилизаций"1. Здесь в каче­стве структурных единиц выступают: знания, получаемая информация, ее анализ, отношения, творчество, события, происходящие в жизни.

В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следую­щим образом: целевая установка -> задача -> форма -> методы -> средства -> результат.

Эти компоненты находятся в так называемой линейной зависимо­сти", когда каждый последующий компонент зависит от всех преды­дущих.

Структуру совместной деятельности субъекта и объекта в техно­логическом процессе можно представить так: субъект -> деятельность -> объект -> совокупность действий (действенных актов) -> средства воздействия —> содержание -> восприятие -> отношение зрителей -> самодеятельность, инициатива аудитории -> поступок.

Каждый из компонентов технологической цепочки может быть рассмотрен и по горизонтали, и по вертикали, т. е. в каждом из них можно выделить некоторое число элементов, взаимосвязанных и находящихся в отношениях скоординированности.

Совместную деятельность субъекта и объекта можно представить так: действия субъекта предмет совместной деятельное и действия объекта влияние окружающей среды.

В процессе просмотра программ предметной деятельности у лич­ности формируются отношения только при наличии определенного эмоционального фона. Сам термин "отношение" служит для определения смысловой и эмоциональной характеристики действия. В учреждениях культуры в поведении человека, в каждом его поступке сливаются во­едино интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны психики личности, и поступок как таковой обладает определенной целостностью. При дальнейшем расчленении элемента действие в технологическом процессе теряет свою целостность, утрачивая эффективность.

Рассматривая структуру технологического процесса на линейном уровне, следует сначала раскрыть многообразие организаторских структур. В настоящее время в России насчитывается свыше 200 различных видов и типов учреждений культуры, которые, исходя из местных условий, трансформировались в рыночные отношения. Главным критерием их структуры теперь является соотношение творческих и коммерческих структур. Поскольку нет единой тарифи­кационной сетки, которая их раньше разъединяла, то стали созда­ваться структуры, не имеющие материально-технической базы. Стали возникать различные ассоциации деловых людей как один из вариан­тов мобилизации всех ресурсов кульурно-досуговой деятельности.

Во главе всех подразделений стоит Ассоциация (совет) деловых людей. В ее непосредственном подчинении находятся Фонд социаль­ных инициатив и деловых предложений, Центр социально-психологических исследований (общественно-кооперативный), рекламно-внедренческая фирма (общественно-кооперативная)", Фонд материальных и финансовых средств. При Ассоциации действует целая сеть деловых клубов, кооперативов, платных школ, кружков, курсов услуг и форм (в зависимости от выявленных в регионе по­требностей и интересов). Деятельность Ассоциации строится с уче­том общерегиональных проблем, в решении которых могла бы при­нять участие молодежь района, города.

В Ассоциацию входят деловые клубы: молодых учителей; молодых врачей; молодых работников сферы обслуживания; неформалов; инже­нерно-технических работников; студентов; подростков; работников

культуры; молодой семьи и другие всевозможные клубы (в зависи­мости от состава населения). Объединяющим началом является клуб деловых людей, в котором происходит обмен идеями, опытом, рож­даются и умирают те или иные инициативы.

В составе Ассоциации деловых людей созданы фирмы: проблем­но-публицистических и художественно-развлекательных программ; организации творческих вечеров, встреч, концертов, вечеров отдыха, свадеб, праздников, фестивалей, конкурсов и т.п., добрых услуг по оказанию помощи престарелым, молодым семьям и т. п.: покупка продуктов, уход и присмотр за детьми и т.д. Ассоциация деловых людей разрабатывает комплексную долгосрочную программу, в ко­торой раскрываются общие региональные проблемы и общий твор­ческий потенциал региона. Создание принципиально новой модели структуры культурио-дрсуговой организации в регионе позволяет раскрыть конкретные формы ее реализации, механизмы финансовой и хозяйственной деятельности, средства и методы, рычаги управления.

В рамках комплексной программы развития культуры могут быть созданы и такие структуры: группы самодеятельной общественной инициативы (клубы, ассоциации, фонды, советы и т. п.); проблемно-публицистических и художественно-развлекательных программ; культурные, культурно-бытовые центры, труппы, объединения, пред­приятия закрытого типа; система различных платных кружков, кур­сов и прочих услуг.

В городе Кондрово Калужской области в рамках Ассоциации соз­даны фирма "Стресс" с подразделениями социально-психологи­ческой рекреации, социально-психологической службы семьи, служ­бой знакомств, телефоном доверия и т.п., фирма "Друг" по трудоуст­ройству подростков и молодежи; учреждения культуры, сфера об­служивания, общепит, сезонные сельскохозяйственные работы и т.п., кооперативы индивидуалов, народных промыслов, "Деловой подрос­ток"; молодежное издательство и типография, школы: менеджеров, экспресс-школа "Повседневное общение и деловой этикет"; школа организаторов молодежного досуга, кружки и курсы: обучение языку, музыке, рисованию, скорочтению, машинописи, скорописи, кройки, вязания, вождения автомобиля, мотоцикла и т.п., молодой хозяйки, садовода-любителя и т.п.; репетиторство.

Все это многообразие структур увязывается с обобщенными соци­альными программами и направляется на решение этих проблем с организацией соответствующей рекламы и оказанием необходимой помощи со стороны учреждений и организаций города фирмам, коо­перативам, школам (сырье, помещения, транспорт, оборудование, финансы). Такого рода комплексные культурно-досуговые програм­мы носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества населения. Здесь следует подчеркнуть, что ученые подсчитали: человек на досу­ге может выбрать себе предметную деятельность из 400 видов типов и форм. Это расширяет рамки домашнего досуга, но и усложняет деятельность учреждений культуры, которые сами могут предложить до 200 различных форм культурно-досуговой деятельности. Слож­ность и многоплановость подобных культурно-досуговых программ требует от специалистов глубокого понимания механизма их дейст­вия. Предпосылкой приведения механизма технологии культурно-досуговой деятельности в действие является определение идеи, явле­ния, события, факта, отраженных в программе, рассчитанной на массовую аудиторию. Поэтому технология подготовки и проведения различных форм культурно-досуговой деятельности предполагает систе­му знаний как о самом событии, которому посвящена программа, так и о характере, специфике, приемах рационального и эмоционального воз­действия и способах раскрытия содержания. "Содержание, — писал Гегель, — есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму".

Классическая классификация форм культурно-досуговой деятель­ности: массовые, групповые, индивидуальные. Каждая форма куль­турно-досуговой деятельности содержит в себе четыре основных компонента: содержание; композицию, или гармоничное расположе­ние элементов содержания; масштабы и характер аудитории и ее расположение в пространстве; набор средств рационального и эмо­ционального воздействия.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности—самые доро­гостоящие: театрализованные праздники, зрелища, представления, обря­ды, торжественные реквиемы, праздники улиц, фестивали, конкурсы, слеты, дни традиций, недели памяти, слайд-спектакли, гала-концерты, занятия в народных университетах. Каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл, способны нести огромный смысловой и эмоциональный заряд.

Массовые формы многофункциональны, носят комплексный харак­тер с точки зрения технологического процесса. Они могут видоизменять­ся, трансформироваться, обретать новое звучание, оттенки, определяе­мые происходящими переменами в общественной психологии, которая оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение.

Массовые формы культурно-просветительной работы, носящие активный преобразовательный характер, выступают как необходи­мая предпосылка общественного творчества масс. Это позволяет на основе принципа социальной детерминации понять происходящие в сознании человека процессы. "В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психологических явлений, — писал С.Л. Рубинштейн, — это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону. В этом основное значение, основной жизненный смысл вопроса о детерминации психологических явлений. Конкретно постичь детер­минированность, закономерную обусловленность психических явле­ний — психической деятельности и психических свойств человека — это значит найти пути для их формирования, воспитания".

В соответствии с принципом социальной детерминации техноло­гия подготовки массовых форм культурно-досуговой деятельности начинается с изучения состояния социальной среды, которая образу­ет совокупность конкретно-исторических общественных отношений, объективных и субъективных условий и факторов. "Человеческая среда, — отмечает А.Н. Леонтьев, — это уже не только то, к чему должен приспосабливаться человек, в ней кристаллизован опыт че­ловеческих поколений, исторически сложившиеся человеческие спо­собности — способы и средств человеческой деятельности. Среда для человека — это прежде всего то, что создано человеком. Это — человеческое творчество, это культура"2.

Введение в структуру массовых форм различных видов искусства и художественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия. Поэтому массовые формы по степени мобилизации выразительных средств и масштабам вовлекаемых людей стали специфическим способом самодеятельной организации населения. Образность и выразительность придают им необыкновен­ную силу эстетического воспитания. Форма художественных явлений определяется способами организации материала, при которых наи­лучшим образом может быть раскрыто его содержание, а зритель будет эмоционально подготовлен для восприятия происходящего. Поэтому технология подготовки и проведения массовых форм куль-турно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как о самом событии, которому посвящено, так и о характере, специфике, приемах интеллектуально-эмоционального воздействия и способах их применения, соответствии содержания и формы. И здесь сущест­вуют два критерия: правда и выразительность. Если в культурно-досуговой деятельности нет правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если в ней нет выразительности, т. е. убеждающего начала. Поэтому эти критерии трудно анализировать в отрыве друг от друга.

Прав А.В. Сасыхов, определивший признаки, которые характери­зуют массовые формы:

- содержание мероприятия, популярная или, напротив, "специаль­ная" форма его раскрытия;

- способ организации материала, жанр мероприятия;

- запланированный способ общения приглашенных, желаемая мера их активности;

- организационно-материальные условия, имеющиеся помещения, аппаратура, численность и квалификация активистов и т.п.".

Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наибо­лее ответственны по подготовке, сложны по своей структуре театра­лизованные праздники и обряды, поскольку участие в празднике или обряде может удовлетворить различные общественные, материаль­ные и духовные потребности, побуждающие к деятельности. При этом специалистам необходимо знать историю возникновения и разви­тия праздников, их специфические черты, присущие им в современном обществе. Поэтому прежде всего следует рассматривать праздник как массовое действие, организованное в ознаменование общественно-политического, трудового, семейного или личного события, отра­жающее настроение и отдельного человека, и широких масс и выра­жающееся как в символической и аллегорической формах, так и в праздничных шествиях, движении, народных гуляниях.

Обряд — это совокупность действий, следующих в строго уста­новленном обычаем порядке для оформления событий, занимающих особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряд — составная часть праздника, являющаяся как бы его стержнем, отличи­тельным признаком, поскольку прочие составные, такие, как концер­ты, спортивные соревнования, танцы, игры, аттракционы и т. д., могут походить друг на друга. Обряды обусловлены обычаем, тради­цией, а иногда и законом. Как целостная структура они раскрывают событие, отражая общественные отношения.

Ритуал — основа обряда, порядок совершения традиционных действий, соответствующих обряду. В ритуале должны сочетаться рациональные и эмоциональные начала, создающие нужный психо­логический настрой, благодаря которому участники действия сопе­реживают происходящее или, иначе говоря, эмоционально воспри­нимают значение и смысл отмечаемого события.

Церемония — особо торжественная часть ритуала, официальный акт (вынос знамени, вручение наград и т. д.). В День Победы, на­пример, это минута молчания.

Надо иметь в виду, что при классификации праздников и обрядов эти формы, как правило, рассматриваются вместе. В основу их по­ложены социальная значимость, масштабность проводимых про­грамм, степень их воздействия на участников и зрителей. Содержа­тельную основу подготовки и проведения праздника составляет событие, которому он посвящен, отражаемое в сознании людей в процессе их познавательной, общественной и трудовой деятельности. Раскрыть значимость события и донести его до зрителей — цель, стоящая перед специалистами.

Существующая система праздников и обрядов не носит пока ло­гического характера. Значительная часть праздников осталась от прошлого нашей страны. Для нынешней системы не характерны и преемственность как национальных, так и интернациональных тра­диций, сохранение прогрессивного культурного наследия прошлого, поэтому она отражает очень хаотичный спектр мировоззренческих, морально-этических и психологических аспектов.

Современный этап в жизни нашего общества влияет на празд­ничную ситуацию, которая, как всякое социальное явление, развивается по законам переходного периода. И естественно, что в общественной жизни какой-то период будут сосуществовать старые праздничные фор­мы (советские праздники) и новые (12 июня — День независимости).

Такого сосуществования бояться не стоит. Ведь и после октябрь­ского переворота новые власти отнюдь не спешили (по крайней мере в первые годы) отменить привычный для народа календарь религи­озных праздников И в этом был свой резон, известная прозорли­вость: недальновидно разом отменять все и вся из устоявшегося ве­ками (в нашем случае — десятилетиями) уклада жизни миллионов людей. Поэтому сейчас необходимо не только "развенчивать" неко­торые так до конца и не состоявшиеся советские праздники, объясняя их чужеродность российской идее и традиции (скажем, Международ­ный женский день, который так и не прижился даже в странах Вос­точной Европы), не просто наполнять, как советует кое-кто, иные советские праздники новым содержанием (например, превратить 7 ноября в день протеста против красного террора) Делать это, воз­можно, необходимо. Но куда важнее пристальнее присмотреться к народным традициям нашей многонациональной России. Праздни­ков, как свидетельствуют старые месяцесловы, у нас было немало.

Если говорить о церковных православных праздниках, то это прежде всего Рождество Христово, Пасха и Троица, а также праздне­ства, связанные с многовековым культом Богородицы —ее Рождест­во и Успение. У исповедующих иные религии есть свои особо почи­таемые дни Так не пора ли воскресить их в качестве обще­российских праздников? Ведь та же Пасха ассоциировалась у народа со столь любезной нашему сердцу идеей воскресения, возрождения. Троица со времен Сергия Радонежского олицетворяла стремление к единству и сплоченности. Как это отвечает сейчас нашим помыслам!

Праздники в жизни общества и личности всегда играли важную роль. Народу, в конце концов, праздники просто необходимы для демонстрации своего единства и сплоченности, ибо они наглядно и масштабно подтверждают, что у государства есть свои незыблемые ценности.

Технология подготовки н проведения праздника предусматривает прохождение трех этапов: создание предпраздничной ситуации в жизни социальной группы, коллектива, семьи н т.д., затем празднич­ной атмосферы (как результат деятельности в предпраздничный период) и, наконец, анализ, осмысление комплекса акций, действий, \силий в послепраздничный период. Но все трн этапа определяются единым "ядром" — событием, которое играет цементирующую роль. В этом же ключе выступал и Д.М. Генкин, считая, что "праздничная ситуация характеризуется, во-первых, причастностью к общему ощущению, к единой идее или цели; во-вторых, широким социаль­ным общением, объединяющим людей, создающим огромные люд­ские общности; в-третьих, возникающим в этих общностях коллек­тивными эмоциями — своеобразным резонатором праздничного настроя". Многолетние наблюдения и практическая деятельность по подготовке и проведению праздников в учреждениях культуры по­зволяют сделать вывод о том, что успех в этом деле зависит от уме­ния влиять на сознание и поведение аудитории на всей дистанции из трех этапов. Стремление добиться максимального смыслового и эмоционального воздействия может быть реализовано только тогда, когда специалисты в совершенстве овладеют психолого-педа­гогическим и организационно-методическим искусством создания условий стимулирования внутреннего настроя, готовности к совмест­ным коллективным действиям активистов и участников в предпразд­ничный, праздничный н послепраздничный период. Арсенал разно­образных способов здесь чрезвычайно велик, но их использование эффективно только тогда, когда целеустремленно формируется ши­рокий актив. В то же время нельзя недооценивать значение индиви­дуальных форм работы, у которых есть свои преимущества, и надо стремится к органическому сочетанию различных способов.

Для того чтобы эффективно подготовить праздник, необходимо не только знать его структуру, но прежде всего предопределить его место в классификационной иерархии как важнейший методологиче­ской позиции.

Так, для того чтобы подготовить праздник, в учреждении культуры следует создать праздничное настроение, т. е. условия для выражения всей гаммы чувств и настроений, которые подарят улыбки людей и пленительную радость, радость жизни на земле. Это задача, которую может выполнить учреждение культуры, располагающее соответст­вующими структурами, а также коллективами художественной само­деятельности, имеющее возможность привлечь к работе профессио­нальных деятелей искусства и участников любительских объеди­нений. Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры наиболее популярными являются следующие:

 

Формы работы Число Показатель
  учреждений распространенности в %
Дискотеки   98,0
Праздники   85,0
Устные журналы   75,0
Вечера-встречи с артистами   60,5
Обряды   33,8
Вечера отдыха   23,6
Встречи с депутатами   21,5
Литературно-музыкальные композиции   20,0
Книолекции   8,2
Встречи с интересными людьми   8,0
Массовые представления и зрелища   0,6
Выставки   0,5

 

Из приведенных данных видно, что наиболее популярной формой культурно-досуговой деятельности до сих пор остается дискотека. Преимущества этой формы-программы состоит в том, что она рас­считана прежде всего на молодежную аудиторию.

Автор связывает это с тем, что до сих пор неясно, кого считать здесь профессионалом, а кого — любителем и какие функции дискотеки надо считать полем деятельности любителей, а какие — профессионалов. Другие ученые считают, что "дискотека является плодом совместного творчеств целого, пусть небольшого коллектива, где сплавляются воедино общая культура, организационные способности, где харак­тер совместной деятельности заставляет специалистов постоянно наращивать свои знания, проявлять свою гражданскую позицию", она способна стать "коллективной формой творческого освоения, осмысления и переосмысления культурных ценностей человечества в их сопоставлении, столкновении не только между собой, но и с ре­альными проблемами современной жизни", т.е. дискотека может очень хорошо выполнять основную задачу самодеятельного творчест­ва — способствовать гармоничному развитию личности ее участников.

Что говорит в пользу профессиональной дискотеки? На этот во­прос можно ответить, указав, какими огромными возможностями располагает дискотека в плане ее воздействия на аудиторию: широ­кое использование мощного аудиовизуального комплекса, способно­го в значительной степени влиять на психику посетителей, и через это влияние, через слово, произносимое ведущим, через содержание дископрограмм — возможность изменять внутренний мир, систему ценностной ориентации личности. "Музыка есть сильное возбуж­дающее могучее оружие, подобное медикаментам. Она может и от­равлять, и исцелять... Как медикаменты должны быть во власти спе­циалистов, гак и музыка". Перефразируя это высказывание К.Э. Циол­ковского применительно к дискотекам, можно сказать, что дискоте­ка — сильное средство, которое может принести и большую пользу, и большой вред, а поэтому пользоваться этим средством "неквали­фицированно в такой же степени недопустимо, как заниматься вра­чеванием, не имея медицинского образования".

Время показало, что вся деятельность дискотек имеет четко опре­деленную идеологическую направленность, а это диктует необходи­мость формирования у руководителей самодеятельных дискотек в процессе их подготовки знаний общественно-политического харак­тера. Поскольку деятельность коллективов дискотек опредмечивается в создаваемых ими дископрограммах, то сценаристы и режиссеры должны обладать глубокими знаниями и умениями технологии соз­дания дископрограмм.

Другой наиболее популярной формой-программой являются те­матические вечера, которые могут проводиться для всех возрастных и профессиональных категорий населения. Структура тематических вечеров чрезвычайно широка, поскольку они отличаются жанровым богатством, композиционным построением, широким набором выра­зительных средств.

Тематические вечера классифицируются по двум признакам: по содержанию (общественно-политические, военно-патриотические, морально-этические, производственно-технические, научно-просве­тительные и т.д.) н по драматургической композиции материала (вечер-рассказ, вечер-рапорт, вечер-портрет, вечер-митинг, вечер-ритуал, вечер-хроника, вечер-церемониал, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллектуальный и спортивный), киновечер, вечер друж­бы, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, музыкальный, вечер песни, вечера содружества цехов, вечера-переклички, вечера-комментарии, вечер отдыха, вечера вопросов и ответов н др.) Подоб­ных типов тематических вечеров насчитывается свыше тридцати.

В то же время вечер отдыха, вечер-ритуал, вечер-конкурс, вечер-митинг — формы неоднозначные. У каждой из них свое назначение, свои специфика и методика подготовки и проведения. Когда понятие "вечер" употребляется в буквальном смысле, то определяющей ха­рактер мероприятия является вторая часть термина — "митинг", "смотр", "конкурс", "рассказ", "ритуал" и т.д. Вторая часть названия обусловливает специфику формы, ее содержание, а главное, указыва­ет на жанровые особенности тематического вечера.

Игнорирование жанрового определения запланированного вечера решающим образом сказывается на его подготовке и проведении. Как правило, не удается реализации всего многообразия средств регионального н эмоционального воздействия на сознание, чувства аудитории, что в свою очередь снижает включение аудитории в соз­дание необходимой психологической атмосферы, эмоциональной направленности. В этом случае никакая концентрация выразитель­ных средств не гарантирует качества. Поэтому суть структуры средств не гарантирует качества. Суть ее не в обилии разнообразных художественных приемов, а в творческом и целесообразном, опти­мальном их использовании в данных условиях и для данной аудитории

В научной литературе существуют разные точки зрения понима­ния жанра программы. В основе жанра каждой формы культурно-досуговой деятельности лежит эмоциональная направленность ауди­тории как способ отображения содержания в человеческих поступках и поведении Жанр позволяет раскрыть сущность и специфику данной формы. Вечер-митинг имеет несколько жанровых характеристик: торжественный, траурный, митинг протеста и т.д. Здесь наглядно видна жанровая характеристика, которая и определяет его содержа­тельную направленность и эмоциональное отношение аудитории и структуру.

Анализ показывает, что, несмотря на бурное развитие средств массовой информации, не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал, занимающая десятое место по популярности в городе н седьмое на селе. Возник­нув как оперативная информационная форма культурно-просве­тительной деятельности, устный имел журнал свою специфику и получил дальнейшее развитие.

Структура технологии устного журнала предъявляет к нему такие требования: время проведения всего журнала в целом, его отдельных страниц, композиционное построение. Принципы отбора материала: интересный, зрелищный, эмоциональный для большинства слушате­лей. Для реализации всех принципов используют метод контраста, основанный на смене впечатлений и позволяющий разнообразить подачу информации. Законченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения материала, введение метода иллюстрирования позволяют работнику культуры использовать уст­ный журнал как транслятор современной культуры.

Существуют еще сотни массовых форм культурно-досуговой дея­тельности с огромным арсеналом структур, позволяющих раскрыть творческие способности специалистов-профессионалов и актива. Техно­логия массовых форм культурно-досуговой деятельности позволяет вовлекать в подготовку и проведение программ большой актив, ко­торый участвует в выполнении разнообразных заданий. С другой стороны, сам процесс восприятия массового действия способствует раз­витию творческого потенциала личности. Взаимообусловленность структуры и массовых форм культурно-досуговой деятельности по­зволяет установить специфику технологического процесса.

Итак, технология массовых форм культурно-досуговой деятельно­сти включает:

— четкое осмысление и понимание цели всеми участниками — организаторами будущей программы;

— органическое соединение всех видов предметной деятельности, обеспечивающих творческий процесс (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной);

— определение содержания, соответствующего цели программы, его нравственного наполнения, создание условий для его осуществления;

— выбор рациональных методов и приемов рационального и эмоционального воздействия, который требует учета особенностей контингента аудитории, реальных возможностей учреждений культу­ры, профессионального мастерства специалистов н их актива

Рассматривая технологию групповых форм культурно-досуговой деятельности, следует отметить, что она осуществляется по трем основным направлениям: проведение групповых программ силами коллектива учреждения культуры, силами любительских объедине­ний н клубов по интересам, а также коллективов художественной самодеятельности. Это определяет формы, структуру и жанровые особенности групповых культурно-досуговых программ.

Главное, что отличает групповую методику от массовой, —созда­ние особой, непринужденной дружеской атмосферы, которая сближа­ет людей, создает им оптимистическое настроение Как отмечал известный театральный режиссер А Д. Попов, "атмосфера — это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей".

У человека активно-действенное положительное отношение к жизни возникает в атмосфере открытости, свободного обмена мнениями, когда он осознает социальную ценность своей предметной деятельности. В условиях учреждения культуры коллективы художественной само­деятельности могут быть в форме кружков, студий, народных кол­лективов и т.д Диапазон структур в коллективе художественной самодеятельности очень широк. Для самодеятельного коллектива особую ценность и значение имеет групповой, коллективный характер труда

Т







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 898. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия