Студопедия — Теоретические основы биомедицинской этики.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теоретические основы биомедицинской этики.






Тематический план семинара:

1. Этика, медицинская этика: история вопроса, основные понятия.

Слово «этика» впервые встречается в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.).

Этика – наука о морали, а мораль – ее объект изучения. Таким образом, этика (греч. ethos – характер, обычай, привычка) – это наука о морали, нравственности и об их классовой сущности.

Основополагающими из понятий морали являются добро и зло. Сущностью знания о добре и зле является нормативность.

Мораль представляет собой нормативное сознание. Понятия добра и зла - это нормы и оценки (образцы) поведения людей, а не дискурсивное (логически строгое) описание пространственных связей и отношений или временных связей.

Добро - это нравственно-позитивное, нравственно-подобающее в нашем поведении, а зло - нравственно-негативное, нравственно-неподобающее.

Мораль пред­полагает знание о нормах, определяющих мотивацию нашего разум­ного поведения, которое всегда должно стремиться к добру и из­бегать зла.

Таким образом, можно сказать, что наука — это знание по преимуществу объективное, а мораль - по преимуществу субъ­ективное. Наука описывает изучаемые объекты, мораль же пред­писывает нормы и оценки поведения человека в обществе.

Особой, и весьма непростой, проблемой среди специалистов по этике, является соотношение понятий «мораль» и нравственность. Часто они выступают как синонимы, однако между ними есть определенные различия

Мораль (лат. mores – нравы, поведение) это нормы, принципы, определяющие правила поведения людей, с помощью которых регулируется их отношения друг к другу, к классу или к обществу.

Нравственность при таком понимании морали характеризует реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам, т.е. нравственность - это совокупность норм поведения.

Моральное сознание - не просто знание о неких социаль­ных нормах поведения в обществе, а глубокое знание нравственных ценностей. Нравственные ценности - это высшие социальные ценности, так как они обеспечивают устойчивость и солидарность в человеческом сообществе. Добро — это высшее благо. Смысл нравственных ценностей заключается в том, что через них человек осознает свою общественную природу, свое предназначение. Моральные нормы и оценки универсальны для всего общества.

Профессиональная этика представляет собой специфическое приложение общих нравственных норм к той или иной отрасли человеческой деятельности. Она приобрета­ет особую значимость и действенность в тех профессиях, где предметом деятельности является человек и возникает необходимость в его лечении (медицинская этика) или вос­питании (педагогическая этика).

Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика, которая отражает интересы, как боль­ного, так и здорового человека, нуждающегося в помощи, заботе, чуткости и внимании, а также интересы общества в целом. Медицинская этика и деонтология — специфи­ческое проявление общей этики в особых условиях про­фессиональной деятельности медицинских работников.

Медицинская этика — раздел науки и роли, нравствен­ных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отно­шении к больному, как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека. Она рассматри­вает принципы регулирования взаимоотношений и нормы поведения медицинских работников всех категорий. Ме­дицинский работник, наряду с соблюдением общих норм морали должен обладать особыми моральными качества­ми, которые помогали бы ему в общении с больным и здо­ровым человеком, облегчали бы страдания людей, способ­ствовали их выздоровлению.

Конкретные и обоснованные морально-этические тре­бования, адресованные медицинским работникам всех сте­пеней, преследуют цель улучшения охраны здоровья лю­дей [7].

Медицинская этика, как и породившая ее медицина, существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к медицинскому работнику в эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения.

Историки, археологи, этнографы убедительно доказали, что в эпоху нового каменного века – неолита (8-3 тыс. лет до н.э.) – первобытное человеческое стадо превратилось в родовую общину. В эпоху неолита произошел первый демографический взрыв, люди стали стремиться к оседлости, у них появилось разделение труда. Жизнь в коллективе помогла защищаться от врагов, облегчала добычу пищи, строительство жилья. Появились понятия о тотеме и табу. Тотемизм – архаическая форма религиозных верований и обрядов – указывал на связь человека с окружающим миром, являясь формой осознания его связи с коллективом. Табу (запреты) пищевого и полового характера, охотничьи, экологические, имущественные и т.д. были начальной формой гражданского законодательства. Нарушение табу было тягчайшим преступлением и жестоко наказывалось. Первобытная мораль гласила: разрешено все то, что не запрещено. В эту эпоху сложились определенные представления о добре и зле. Весь миропорядок зависит от борьбы Добра и Зла, Света и Тьмы, Жизни и Смерти.

Палеопатологи при изучении костных останков людей эпохи неолита неоднократно обнаруживали на них следы заживших переломов. Люди с такими повреждениями могли выжить лишь при условии длительного ухода за ними. В уходе нуждались женщины после родов, маленькие дети. В эпоху неолита лечение больных стало видом профессиональной деятельности, т.к. уже существовала «формирующая медицина». Очевидно, тогда и начался первый этап развития науки о регулировании поведения медика (знахаря), опиравшийся на основные моральные ценности – понятия о добре и зле, ставшие впоследствии фундаментальными категориями этики.

Первый закон этой науки, гласивший: «Оказание помощи больному – добро, неоказание – зло», назовут впоследствии принципом добродеяния.

Первобытная культура приучила людей эпохи неолита к мысли о том, что болезни вызывают какие-то темные силы, злые духи и жестокие боли.

Д.Д. Фрезер в книге «Золотая ветвь», убедительно показал, что магия вселяла в древних людей надежду, указывала на способы воздействия на злых духов. Людей, знавших эти способы, у славян называли – знахарями, чародеями, колдунами, ведунами, у индусов – вайдиями, у древних евреев – левитами, у древних греков – асклепиадами.

Различалось отношение к ним в разные времена и у разных народов: их одаривали, если молитвы и действия приносили пользу, иногда обожествляли, а иногда и убивали, если больной, которого они лечили, умирал.

Первобытный врач (знахарь) должен был подобрать соответствующие «чары», заговор и четко, убедительно произнести их. Поскольку он обращался к какому-то Богу или многим богам, можно сказать, что деятельность этого первобытного врача определялась, регулировалась теургическим способом (от греч. theurgia: Theos – Бог и ergon – работа).

В первобытных государствах наряду с гражданским существовало и «медицинское законодательство».

В Древнем Вавилоне на основании законов Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) хирургу разрезавшему руку больного и не излечившего от болезни, отрубали его собственную руку или требовали выплатить огромный штраф. Таким образом, к теургическому способу регулирования профессионального поведения древнего врача стали добавляться законодательный и экономический. Размер оплаты за различные медицинские услуги иногда устанавливали законодательно, а иногда определяли путем соглашения между больным и врачом.

По мере перехода к монотеистическим религиям (от греч. monos – единственный и Theos – Бог) функции священника и врача часто совмещались.

В Библии, Авесте, Коране и других священных сводах в форме религиозных законов изложены правила вступления в брак (очевидно с целью профилактики кровосмешения – инцеста) запреты использования в пищу мяса различных животных (возможно с целью профилактики чумы, сибирской язвы, глистных инвазий) и другие рекомендации. Наряду с этим там имеются и нравственные правила поведения в обществе. Общеизвестны «10 заповедей» Моисея, содержащие такие нравственные нормы, как почитание родителей, запреты убийства, кражи, лжесвидетельства и т.д. Постепенно складовалась наука о морали – этика.

«Отцом» античной этики считается Сократ (469-399 до н.э.). Он не открывал законов бытия, но он был одним из первых, кто начал изучать поведение людей, в той или иной ситуации. Первый и основной принцип этики Сократа - разумное поведение есть синоним действительно человеческого поведения. Именно Сократу принадлежит мысль о том, что все частные цели, интересы и поступки людей, живущих в обществе и обществом, должны подчиняться общей и высшей цели, которая и есть высшее благо.

Платон (427-347 до н.э.) – один из самых выдающихся философов эпохи античности, в своем этическом учении исходил из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Он считал, что добродетель – это порядок и гармония души. Платон различал четыре основных добродетели: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Принцип справедливости – важнейший в общечеловеческой и медицинской этике. Все добродетели необходимо, по мнению Платона, для создания идеального государства, а само государство – это человек, но только в более крупном масштабе. Главная идея Платона – создание совершенного человека, живущего в идеальном государстве, оказалась утопической.

Аристотель предложил и название науки – этика (от греч. ethos – привычка, мораль, обычай, нрав, характер), и считал эту науку практической философией: Этика становится учением о назначении и смысле жизни человека, о моральных принципах и нормах поведения. Говоря о медицинской этике, или медицинской деонтологии, ее часто называют «мудростью врачевания».

Одним из первых самых древних медико-этических документов является всем известная «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самый известный ее выпускник – Гиппократ II Великий Косский, родившийся в 460 г. до н.э.

Труды медицинской школы на острове Кос в Эгейском море включают и другие соглашения, посвященные проблемам медицинской этики: «О благоприличном поведении», «Закон», «О враче», «Наставления» и т.д. В этих трудах рассмотрены проблемы, которые и сегодня являются предметом изучения медицинской этики: взаимоотношения врача и больного, врача и родственников больного, врачебная тайна, отношение к ошибке, эвтаназия, межколлегиальные взаимоотношения.

 

2. Типы этических теорий:

а) идеалистическо-деонтологический (учение о моральном долге И. Канта) и его связь с моральными проблемами современной медицины.

б) натуралистическо-прогматический (утилитаристические концепции блага, понятие принципа полезности в трудах: Юма, Бентама).

Либеральная и консервативные тенденции в этике и медицине.

3.Определение понятия биомедицинской этики; основные аспекты. Биомедицинская этика как быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований.

Во второй половине ХХ столетия произошли качественные изменения в медицине. В нее вторглись высокие технологии. Врачевание поднялось на более высокую ступень. Медицине стало доступно недоступное ранее. Возросло его могущество. Взаимоотношения медицинского работника и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей. Есть человек, предлагающий свои услуги в охране здоровья – медицинский работник - и есть потребитель этих услуг - больной человек. Следовательно, возникла необходимость правового регулирования их взаимоотношений.

Возникла самостоятельная область права – медицинское право. Целый ряд взаимоотношений медицинского работника и больного стал регулироваться законами.

В России разработан и официально принят целый ряд важных правовых документов, регулирующих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинских процедур, вмешательств в различные области генетики и биологии. Достаточно жестко стал регламентироваться медицинский эксперимент, как на людях, так и на животных, научно-исследовательская работа, связанная с людьми, лекарственное вмешательство и многое другое.

Особенно сложными в правовом и деонтологическом отношениях являются вопросы, связанные с новыми активными и рискованными методами диагностики и лечения, не вошедшими в широкую практику, операциями пересадки органов от одного человека другому, а также от трупа и т.д.

Касаясь проблемы трансплантации органов, необходимо рассматривать пациента даже в тяжелой стадии болезни, прежде всего как личность, представляющую самую высокую ценность для общества и государства в плане всех максимальных возможностей спасения жизни современными апробированными средствами. Врач всегда должен помнить о золотом правиле, которое рекомендовано нашими учителями, русскими врачами, о том, что мы можем предложить больному тот или другой метод лечения, даже опасный, рискованный или новую операцию лишь в том случае, если мы можем рекомендовать применение этого метода самому себе или своим близким. Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицинским работникам все новые требования.

Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи, надежды, но и заставляет перестраивать систему медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм не только врачебной тактики, но и этико-деонтологических основ.

Арсенал средств современного медицинского работника в борьбе за жизнь человека небывало вырос – от искусственного дыхания, массажа сердца – до искусственного кровообращения, искусственных желудочков сердца и гипербарической оксигенации. Изучения вопросов оживления сердца, создания искусственных органов (прежде всего сердца), вероятно, будут способствовать гуманизации этого раздела с позиции деонтологии. Деонтологический конфликт постоянно возникает между родственниками донора и трансплантологами, что приводит к судебным процессам (ЮАР, США, Великобритания).

В условиях научно-технического прогресса научная деятельность приобрела массовый и коллективный характер, существенно изменилась как сама ее суть, так и, особенно, этика, и деонтология научного творчества. Сейчас формируется новый тип науки, все активнее обращающийся непосредственно к человеку, тесно соприкасающийся с практикой, социально-этическими нормами, культурой. Все более очевидной становится необходимость найти какое-то измерение научно-технического прогресса. При этом наука должна быть еще теснее связана с человеческими ценностями.

Современная наука все более воздействует на все стороны общественных отношений, превращаясь в мощную социальную силу. В ее орбиту включены культура, средства массовой коммуникации, международные отношения и сам человек с его природно-биологическими и социально-культурными характеристиками. Наука не только взаимодействует со всеми сферами человеческого быта. Она и сама существенно зависит от социальных и человеческих факторов.

Серьезного обсуждения заслуживают конфликты в научной среде. Смотреть на конфликт между учеными как на, безусловно, отрицательный факт ошибочно. Конечно, имеются в виду, прежде всего научные споры, а не конфликты престижно-должностного характера или иные, разбирающиеся обычно дирекцией, раньше (в Советское время) парткомом, месткомом. Однако грани здесь выделить далеко не всегда легко, и конфликт идей нередко может стать конфликтом людей. Нельзя игнорировать и тот факт, что конфликты могут быть связаны с нежеланием портить отношения с руководителем. Конфликтные ситуации бывают различные, но нравственность, порядочность человека градаций не знает. Академик М.А. Леонтович считал, что очень подлые люди встречаются, но очень честных людей не бывает: человек или честный или нет. Это относится к взаимоотношениям – и на лестничной площадке, и в научном коллективе. Наука – не этический остров! Все, что способно превратить естественное в науке столкновение идей и взглядов в неистовый и недопустимый «пожар страстей», должно энергично осуждаться и отбрасываться прочь.

2. Конечно, коллективное творчество ученых-медиков в современных условиях предполагает соответствующую служебную субординацию сотрудников. Но последняя должна быть построена на демократической основе, ибо, чем более демократичным по своему духу и взаимоотношениям является коллектив, т.е., чем меньше значения в нем играет иерархическая лестница, тем более полными будут отношения между членами коллектива, тем шире требования друг к другу, тем важнее подбор людей, взаимно совместимых друг с другом, тем сильнее будут сказываться личные отношения на результатах работы.

4. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики врача. Гуманистическая специфика медицинской науки и практики. Профессионализм и профессиональная ответственность.

 

Рекомендуемая литература:

1. М.Я. Яровинский. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). Учебное пособие. М.: Медицина, 2001, с. 5-34.

2. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М., 1998.

3. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с 9-59.

4. И.А. Шамов. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов. Махачкала. ИПЦ ДГМА, 2005, с. 5-21.

5. Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX – начало XX вв.) /Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М. 1998, с. 93-111.

6. А.Н. Орлов. Клиническая биоэтика. Учебное пособие. М.: Медицина, 2003,

с. 10-20.

7. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. М., 1995.

8. Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. 1997, вып. 2, 1998, вып. 3, 2002.

9. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.

10. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.

11. Лопухин Ю.М. Биоэтика. / «Вестник РАМН», № 3, 1993.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 2376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия