СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ОРГАНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Г. СПЕНСЕРА.СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В ОРГАНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Г. СПЕНСЕРА. Теоретической установкой социологии является стремление установить общие законы эволюции. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Научное творчество Герберта Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма. Его теоретические взгляды формировались под влиянием достижений естественных наук. Идеи Г. Спенсера оказали большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Основные работы были опубликованы в 1862-1864 г.г.: «Основные начала» (1862), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893). Г. Спенсер первым стал разрабатывать всесторонний подход к исследованию общества, рассматривая его как совокупность взаимосвязанных элементов, предвосхитив идеи А.А. Богданова и Л. фон Берталанфи о сис-темном строении общества. Его считают родоначальником структурно-функционального и эволюционного анализа общества. Представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия. Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Для Г. Спенсера эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения, и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение. Пределом эволюции выступает равновесное состояние объекта, т.е. его полный покой. При нарушении равновесия начинается этап распада органического единства, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Мир проходит циклы развития и распада, всего их три типа: неорганический, органический и надорганический. Они подчиняются общим законам, но за-коны развития высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз, поэтому в надорганическом типе существуют явления, которые не встреча-ются в неорганическом и органическом мире. С точки зрения Г. Спенсера, человеческое общество является естественным объектом. Оно - часть природы, и не создано людьми в результате «общественного договора», или Абсолютом в акте божественной воли. Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ, общество есть итог численного роста популяции людей. Рост численности потребовался для выживания и формирования социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Содержанием естественной эволюции является социализация человека, превращение его из биологического объекта в социальное существо. Общество существует для блага своих членов, для успешного социального развития необходимы принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов, и ничем не ограниченной конкуренции. Общество подчиняется закону «естественной причинности», поэтому задача социологии - изучение массовых, типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Социология должна отличать массовые, повторяющиеся явления от индивидуальных, случайных, единичных фактов. Социальные факты нельзя увидеть в микроскоп, их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. В них проявляются эволюционные процессы, через изучение факта можно выявить, например, дифференциацию структуры и функций, усложнение политической органи-зации, прогресс или регресс общества. Социальные институты, с точки зрения Г. Спенсера, - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспе-чивают превращение Homo sapience, по сути - биологического объекта, животного, зверя - в социальное существо, способного к совместным коллективным действиям. Институты необходимо возникают по мере роста человеческой популяции, поскольку прирост массы закономерно приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Институты есть органы самоорганизации и управления общества. Основным свойством организма является взаимодействие его частей, следовательно, задача социологии со-стоит в изучении связей частей общества, в исследовании социальных институтов. В процессе эволюции выделилось несколько типов социальных институтов. Г. Спенсер подробно исследует домашние институты: семью, брак, механизмы воспитания. Он воспроизводит этапы развития семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает закономерную связь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса. Следующий тип социальных институтов Г. Спенсер обозначил как обрядовые (церемониальные). Они регулируют повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет, нормы вежливости и допустимой агрессии. Обрядовые институты возникают раньше других и действуют в любом обществе как необходимый элемент социальной организации. Преувеличенное (гипертрофированное) значение им придаётся в примитивных, военных сообществах, где велика значимость внешних проявлений социального статуса, где положение человека определяется количеством перьев в его прическе или рисунком татуировки. Политические институты появляются, когда вооруженные стычки внутри группы перерастают в конфликты между группами людей. Г. Спенсер считал, что войны обуславливают возникновение и становление классовой структуры общества. Классы возникли как результат подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война требует управления, навыков стратегического и тактического мышления, дисциплины и специальных качеств воинов. Она приводит к имущественному неравенству: добыча не распределяется по принципам справедливости. Война привела к организации общества по принципу примата воли вооруженных людей, т.е. по политическому принципу. На политической традиции сформировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, выполняемых политической организацией социума, объясняет похожесть системного устройства различных обществ. На начальных этапах эволюции роль насилия и военных конфликтов была решающей. Потребность выживания в борьбе с жестоким противником сильнее всего сплачивает и дисциплинирует общество. На поздних этапах объединяющей силой становятся общественное производство и разделение труда, вооруженное (политическое) насилие уступает место более мягким механизмам регламентации поведения индивидов, но не исчезает совсем из социальной жизни. Г. Спенсер считал, что государство неизбежно ведет к ограничению индивиду-альной свободы, поэтому он был сторонником ограничения роли политических институтов в современном обществе. Церковные институты выполняют функцию духовного объединения (интеграции) общества. Ритуалы духовенства восходят к действиям первобытных шаманов и колдунов. На заре цивилизации жрецы образуют привилегированную, закрытую касту, которая обладает сакральным знанием и поддерживает традиции, обычаи, верования. Касты жрецов, брахманов полностью контролируют духовные сферы общественной жизни. Церкви со-временного общества наследуют и развивают эти функции. Профессиональные (промышленные) институты возникают на основе разделения труда. Объединения ремесленников, гильдии, цехи, союзы работников консолидируют группы людей по признаку профессионального труда, они обеспечивают стабильность производственной структуры общества. По мере перехода от военизированных к индустриальным сообществам людей значение этих институтов возрастает. Промышленные институты начинают выполнять значительную часть общественных функций, регулируют трудовые отношения. Социальный прогресс предполагает постепенное совершенствование человеческой природы, и промышленные институты вы-полняют эту задачу наиболее эффективно. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад «социального организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению Г. Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме». Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Концепция институтов воспроизводит образ общества по прямой аналогии с биологическим организмом. Понимая условность любого сравнения, он «кровяные частицы» уподоблял деньгам, считал, что «различные части социального организма, подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой за пищу и полу-чают большее или меньшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности». Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. Он подчеркивал сходство принципов системной организации организма и социума: 1. В процессе эволюции общество, как и биологический организм, непрерывно наращивает свою массу (численность населения, материальные ресурсы); 2. И в природе и в обществе рост массы приводит к усложнению структуры, которая сопровождается дифференциацией функций, выполняе-мых отдельными частями. 3. Природная и социальная эволюция имеют результатом усиление взаимозависимости и взаимодействия частей; 4. В социуме, как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части; его стабильность обеспечивается сохранением функций и структур. С точки зрения Г. Спенсера, общество и организм довольно резко различаются по следующим основаниям: 1. Если члены биологического организма образуют оформленное, конкретное “тело”, локализованное в пространстве и времени, то элементы об-щества «рассеяны» в пространстве, они обладают автономным существованием. 2. Пространственная со-расположенность элементов общества делает необходимой символическую коммуникацию между ними. В организме протекают физиологические процессы. 3. Биологическое тело имеет единый орган управления – мозг. В обществе нет единого органа, обладающего способностью чувствовать и мыслить. Организм имеет довольно жесткую структуру сорасположености членов, общество отличает пространственная подвижность его элементов. 5. Главное отличие состоит в том, что в биологическом организме части служат для целого, а в обществе целое существует ради частей. Классификация Г. Спенсера располагает все общество по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется пре-обладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием специальных органов управления, простотой и наивностью отношений. По мере развития в социуме формируется сложное переплетение элементов. Образуется иерархия отношений, место и роль индивида в общественном производстве жизни обуславливается его принадлежностью к определенному роду или касте. Г. Спенсер различал два главных типа общества – военное и промышленное. Он видел существенное различие между ними в двух типах борьбы за существование. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или агрессии. Классическим примером организации социума по военному типу является древняя Спарта. Для него характерны приоритет коллективных целей над личными интересами, развитая система физического принуждения, жесткая, иерархическая структура управ-ления, господство военной касты, прямое наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания. Институты военного общества влияют на все сферы общественной жизни, воспитывают патриотизм, лояльность, конформизм, самопожертвование. Институты военного общества создают систему, эффективную в периоды конфликтов и катаклизмов, но не приспособленную к обычному, мирному этапу развития, не готовую к социальным изменениям. Такие общества консервативны, отторгают новации, и в этом главная причина гибели агрессивных государств и империй. Промышленный тип общества и его институты в XIX веке только начинали формироваться, но многие их черты Г. Спенсер сумел предсказать. С его точки зрения, институт управления обществом будет основан на принципах самоорганизации и самоуправления. Его девиз: «Все, что не запрещено, разрешено!». Единая идеологии будет заменена плюрализмом мнений, оплачиваться будет не статус индивида, а его труд. Общества станут открытыми для кооперации и сотрудничества, восприимчивы к новациям, сословное право сменится гражданским, контроль личности со стороны социума будет ограничен, а сфера частной (интимной) жизни расширится. Борьба за существование проявляет себя не как «война всех против всех», а в форме промышленной конкуренции, где побеждают усердные, способные, умные, талантливые, работящие. Конкуренция увеличивает объем общественного богатства и повышает шансы на выживание всего об-щества. Она - общественное благо, поскольку отсеивает людей с низкими интеллектуально-моральными качествами - «слабейших», и возвышает «сильнейших». Фазы в развитии общества Г. Спенсер объясняет на основе биологического закона борьбы за существование. По его мнению, социальная революция начинается с орды, которая является наиболее простой и гомогенной общностью. На этой ступени первоначальная дифференциация выступает как результат борьбы за существование между ордами, ведущей к созданию в них военной организации. Такая организация, в конечном итоге, ведет к созданию милитаристского общества. В этом типе общества индивиды служат обществу, и эта служба основывается на принудительном сотрудничестве, которое распространяется на всех. Дальнейшее развитие общества определяется смягчением борьбы за физическое существование. Принудительное объединение индивидов не являет-ся более условием существования. Теперь индивиды существуют за счет тру-да и других видов деятельности, в которых проявляется их предприимчивость и которые контролируются обществом не столь жестко. Это уже тип индустриального общества. Оно защищает индивидуальность граждан и стремится примирить различные интересы индивидов, чтобы все могли сво-бодно себя проявить. Это общество основывается на свободном сотрудничестве, поэтому исчезает потребность в строго централизованной власти, и общество начинает децентрализоваться. В государстве индустриального типа наибольшее число индивидов приспособлено к промышленному труду, по-этому в нем лучше учитываются личные желания индивидов. По мнению Г. Спенсера, социализм представляет собой некую болезнь общества, поскольку поощряет «худших» за счет «лучших». Всякое вмешательство в естественный ход эволюции приводит лишь к биологическому вырождению человечества, поэтому социализм опасен. 1.2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ Т. ВЕБЛЕНА.
|