Студопедия — Ролевые игры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ролевые игры






Ролевая игра выступает одним из эффективных методом развития социальных навыком человека. Ее сущность заключается м гим, что участники временно принимают определенную социальную роль и демонстрирую! поведенческие модели, которые, как они считают, соответствуют ей.

Социальная роль - это модель поведения, связанная с определен­ной позицией, занимаемой человеком в обществе. Она относительно мало зависит от самого человека, зато существенно - от окружа­ющих. (Так, работники магазина, находящиеся в социальной роли продавцов, должны, в идеале, общаться с покупателями примерно одинаково. Но они будут общаться совершенно по-другому с налого­вым инспектором или директором магазина.)

Слово «роль» этимологически восходит к корню -roil- [1], обозна­чавшему в средние века свиток пергамента, на котором записыва­лись актерские реплики. Распространение данного понятия на по­вседневное поведение людей связано с потребностью «суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплекс­ным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека» (Менте, 2001, с. 17).

Отметим, что процесс социализации человека проходит, в зна­чительной степени, именно как освоение разнообразных моделей ро­левого поведения и повышение гибкости их применения. Те люди, которые испытывают наиболее серьезные проблемы во взаимодейст­вии с окружающими, обычно обладают недостаточно сформирован­ной гибкостью ролевого поведения. Они или полностью отождеств­ляют себя с какой-то одной социальной ролью (типичный пример - те футбольные фанаты, которые в любой жизненной ситуации ведут себя так же, как и на стадионе), или вообще не понимают, в какой ситуации как надлежит себя вести. Ролевая игра, позволяя хотя бы частично преодолеть подобные проблемы, выступает эффективным методом социализации подростков.

Ролевая игра не сводится к воспроизведению дословно описан­ных действий персонажа, как при разыгрывании пьесы. Задаются только социальная роль и игровая ситуация, конкретные же действия, подразумеваемые ими, участники определяют сами. Это осуществля­ется либо в процессе импровизации, либо после короткой подготов­ки. В большинстве случаен в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполни­теля, либо характерную для пего, но в абсолютно другой обстанов­ке», что позволяет получить новый опыт поведения (Смид, 2000). Обстановка же создастся гаким образом, чтобы оптимизировать воз­можности для обучения новым поведенческим моделям.

Ролевые игры выступают основными «строительными блоками» при конструировании психологических тренингов. Их широкое при­менение обусловлено рядом преимуществ данного метода и широтой решаемых с их помощью задач.

Ролевые игры обеспечивают следующие преимущества.

♦ Они подразумевают активную позицию занимающихся, поэтому полученные в подобных играх знания и умения личностиы и лег­ко актуализируются в деятельности.

♦ Возрастают мотивация, степень эмоциональной включенности в тренинг.

♦ Результаты большинства игр нельзя точно предсказать заранее, поэтому их выполнение сопровождается неизменным интересом, любопытством.

♦ Задействуются естественные потребности участников, которые при традиционном обучении могут выступать помехами (напри­мер, стремление к физической активности и желание побеседо­вать со сверстниками).

♦ Игровые методы относительно некритичны к числу участников. Применение ролевой игры в тренинге позволяет решить ряд задач.

1. Сформировать у участников новые модели поведения в ситуаци­ях межличностного взаимодействии.

2. Расширить гибкость поведения благодаря возможности прини­мать на себя роли разных участников общения.

3. Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуа­циях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).

4. Продемопстрировать условность предписываемых ролями спосо­бов поведения, их зависимости от контекста общения.

5. Создать условия для осознания и коррекции собственных неадек­ватных поведенческих моделей.

6. Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проиг­рываемыми ситуациями (эффект катарсиса). Этот же эффект ле­жит в основе психотерапевтического воздействия многих техник психодрамы и игровой психотерапии.

Ролевая игра не обязательно должна дословно воспроизводить какие-либо элементы реальности, и не следует стремиться к тому, чтобы она буквально, во всех деталях копировала ее. Будучи моде­лью какой-либо реальной социальной ситуации, игра обладает свой­ством изоморфности: "одностороннего соответствия» с действи­тельностью. Иными словами, любой элемент игры подразумевает наличие параллелей с реальностью (хотя они вовсе не обязательно просматриваются на уровне содержания игры, но, вполне вероятно, касаются отношений, переживаний участников и т. п.). В то же время в игре представлены далеко не все элементы реальной ситуации, а лишь те, которые наиболее важны с психологической точки зрения.

Разнообразие ролевых игр велико. Мы предлагаем классифици­ровать их по особенностям сюжетов, на которых они базируются.

Рассмотрим основные варианты игровых сюжетов и решаемые с их помощью задачи, а также приведем некоторые примеры игр, относя­щихся к каждой из этих групп. Их применение уместно при проведе­нии психологических тренингов со старшеклассниками и студента­ми, в том числе имеющими ограниченные физические возможности или проявляющими социальную и педагогическую запущенность.

Игры - тренировки конкретных социальных навыков. В них воспроизводятся, обычно многократно, заданные ведущим ситуации межличностного взаимодействия, и участники тренируют навыки конструктивного поведения в них. Образцы такого поведения в боль­шинстве случаев предварительно демонстрируются или описывают­ся; игра строится по принципу «учись делать так же». С помощью та­ких игр могут тренироваться как широкие (например, неагрессивное отстаивание своей позиции в конфликте), так и связанные с кон­кретными видами профессиональной деятельности (например, на­выки беседы продавца с покупателем) социальные навыки.

Участники проигрывают в микрогруппах несколько конфликт­ных ситуаций, последовательно репетируя две техники отстаивания своей точки зрения.

1. «Заезженная пластинка»: спокойное повторение своей позиции вне зависимости от того, что говорит собеседник.

2. «Бесконечное уточнение»: в ответ на любое возражение оппонента задается уточняющий вопрос, после чего, вне зависимости от его ответа, следует повторение' своей позиции (т. е. включается «заез­женная пластинка»).

Примеры конфликтных ситуаций.

1. Возвращение в магазин приобретенного там некачественного товара.

2. Необходимость мягко «отбояриться» от друга, желающего втя­нуть участника в сетевой маркетинг.

Игры-ностановки. Участникам даются описания игровых ситуа­ций, а они, работая в микрогруппах, самостоятельно готовят неболь­шие драматические постановки, демонстрирующие либо сами эти ситуации, либо возможные способы выхода из них. Нередко в основу таких игр положены фрагменты сюжетов сказок или других литера­турных произведений, каких-либо популярных фильмов и т. п. При этом происходят тренировка навыков экспрессивного самовыраже­ния, сплочение участников, обучение координации совместных дейст­вий, эмпатии (понимания состояний и переживаний других людей).

Так, в некоторых тренингах воспроизводятся ситуации, когда участники находятся в ролях людей с ограниченными физическими возможностями и разыгрывают специфические ситуации затрудне­ний, возникающие в их жизнедеятельности. При этом физические возможности участников игры ограничиваются искусственно (по­вязка на глаза, обездвиживание ног или рук и т. п.).

Игры-драматизации. В таких играх воспроизводится какая-либо эмоционально окрашенная для участников ситуация (зачастую взя­тая из их личного жизненного опыта), и акцент делается на тех пере­живаниях, которыми сопровождается ее воспроизведение. Обычно подобные игры не подразумеваю! предварительной репетиции, стро­ятся на импровизации. В принципе в основу такой игры может быть положена почти любая ситуация межличностного взаимодействия, которая актуальна для участников и принципиально воспроизводи­ма с учетом пространственно-временных ограничений занятия. Чаще всего проигрываются ситуации конфликтов в отношениях молодых людей между собой или с родителями, педагогами. Задачи таких игр отработка навыков конструктивного поведения п подобных ситуациях, а также регуляция собственных эмоциональных состояний.

Вот несколько вариантов ситуаций для разыгрывания, обычно вызывающих интерес старшеклассников:

♦ «Чай, в половине двенадцатого ночи»: парень с девушкой в упомя­нутое время суток находятся наедине и пьют чай. Парень хочет остаться на ночь, девушка же не вполне разделяет это желание.

♦ «У дверей девушки»: девушка осталась дома без родителей, к ней решил зайти в гости парень, который к ней неравнодушен. Она же еще не решила, нужен ли он ей.

♦ «Треугольник»: суть ситуации сводится к тому, ч то парень в ка­ком-нибудь общественном месте встречает свою девушку с дру­гим или, наоборот, она его с другой. Как поведут себя дейст­вующие лица?

Игры-дилеммы. В основу сюжета таких игр положена необходи­мость совершить выбор с опорой на какие-либо кри терии и отстаивать его перед другими участниками. Задачи этих игр - тренировка навыков уверенного поведения и отстаивания своей точки зрения.

Пожалуй, самый известный вариант такой игры - «Катастрофа на воз­душном шаре». Участникам предлагается представить себя командой, ле­тящей на воздушном шаре над морем. Вдруг шар начинает падать, и для того чтобы облегчить его и избежать катастрофы, участникам предлага­ется поочередно выбрасывать различные предметы (дается их список, обычно из 15 наименований). Необходимо путем групповой дискуссии определить, в каком порядке будут выброшены предметы, и аргументи­ровать выбор. Существует и «жесткий» вариант этой игры, иногда при­меняемый па тренингах личностного роста: с воздушного шара предлага­ется поочередно выбрасывать не предметы, а самих игроков.

Игры со скрытыми целями сторон. Суть сюжета подобных игр состоит в том, что перед играющими ставятся скрытые от других участников и чаще всего противоположные их интересам игровые цели. Такие игры позволяют развить навыки уверенного поведения, тренировать наблюдательность и чувствительность к нюансам эмо­ционального состояния собеседников, а также отрабатывать умение противостоять манипулятивному влиянию. Обсуждение подобных игр сконцентрировано на том, поняли ли участники скрытые цели друг друга и как, удалось ли достигнуть своих целей, и если да, то ка­кими именно способами.

Разыгрывается ситуация консультации перед экзаменом. Два-три чело­века играют роль членов экзаменационной комиссии, остальные - школьников или студентов, которым предстоит сдавать экзамен. Общая инструкция предписывает «студентам» выведать детали предстоящего экзамена, а «преподавателям» - продемонстрировать уверенное поведе­ние в ситуации, когда необходимо отвечать на неожиданные вопросы (ведь они даже не знают заранее, по какому предмету предстоит экзамен, это определяется в ходе импровизации). Наряду с этим «студенты» по­лучают еще одну скрытую инструкцию: выведать причины отсутствия на консультации председателя экзаменационной комиссии (имеющего ре­путацию самого строгого педагога) и попытаться добиться, чтобы он от­сутствовал и на самом экзамене.

Игры-провокации. В таких играх участники намеренно ставятся в затруднительные ситуации, а от них требуется сохранять невозму­тимость и демонстрирован, уверенное поведение. Игры направлены на тренировку навыков саморегуляции.

Нескольким добровольцам предлагается взять на себя роли «йогов, по­груженных в медитацию», сесть в «позу лотоса» и сохранять отрешен­ность и невозмутимость, что бы ни происходило вокруг, но не закрывая и не опуская глаза. Задача остальных участников - вывести их из это­го состояния, делая все что угодно, но без физического прикосновения к ним. Проводится соревнование: кто из «йогов» сумеет дольше сохра­нить невозмутимость.

Игры со свободным сюжетом. В этих играх участники получают определенную социальную или профессиональную роль без дальней­шей конкретизации связанных с ней действий, знакомятся с кратким описанием игровой ситуации. Дальше игра развивается спонтанно, в соответствии с их стереотипными представлениями о том, как обычно действуют представители такой роли. Такие игры позволя­ют, помимо демонстрации социальных стереотипов, раскрепостить участников, повысить уровень спонтанности их поведения.

Участникам предлагается представить, что они приехали в другой город, где им необходимо поселиться в отель. Л там в связи с проведением кон­ференции все места забронированы для юристов/психологов/спортсме­нов и т. п. (могут называться различные специальности, стереотипные представления о которых необходимо прояснить). Задача играющих - убедительно продемонстрировать администрации отеля (обычно эту роль берет на себя ведущий, приглашая и помощники еще двух-трех участни­ков), что они представители именно тех специальностей, для которых за­бронированы места.

При проведении ролевых игр целесообразно руководствоваться следующей последовательностью действии.

Описание ролей, задействованных в игре. Короткие, простые роли могут задаваться устно, в случае сложных описаний целесооб­разно подготовить для игроков инструктивные карточки. Последние могут содержать указание на то, кто этот персонаж, характеризовать его с позиции знаний, навыков, мотивов и убеждений, имеющихся ограничений и др., а также описывать предполагаемые действия пер­сонажа. Однако дословно действия и высказывания игроков не опи­сываются, инструкция содержит лишь общую схему действия. Не ре­комендуется также излагать взгляды игрока или его чувства - это не «вводные» данные игры, а то, что должно получиться «на выходе».

Ввод в ситуацию ролевой игры. Прямой ввод в ситуацию, когда участники получают инструкцию и сразу же переходят к осуществ­лению игры, оправдан отнюдь не всегда, поскольку может вызвать у участников сопротивление. Зачастую целесообразен постепенный ввод в ситуацию игры через групповую дискуссию (сначала идет обсуждение ситуации, а потом предлагается представить и показать ее) или через разминку (см. главу «Подвижные игры»).

Выбор участников, распределение ролей. Роли могут распреде­ляться добровольно, или участники предыдущего упражнения выби­рают участников следующего, или же роли распределяются веду­щим. Поскольку прямое назначение на роль может вызвать протест, ведущие иногда идут на небольшие хитрости, чтобы оформить свой выбор как волю случая. Вариант с полностью добровольным распре­делением ролей самый простой для ведущего, однако в большинстве случаев он неоптимальный, поскольку приводит к тому, что все игры монополизируются несколькими самыми активными подростками, а пассивные вообще ни в чем не участвуют.

Инструктирование. Инструкции ведущего о том, как именно осу­ществлять игру, должны быть четкими, наглядными и лаконичными. Следует избегать ситуаций, когда инструктаж продолжается дольше, чем сама игра. На данной стадии обсуждать с участниками предпола­гаемый смысл игры преждевременно - более целесообразно сделать это при подведении итогов.

Собственно осуществление ролевой игры. Если ролей меньше, чем участников, то игра может быть организована как «аквариум» (несколько человек разыгрывают сюжет, остальные находятся во­круг в роли наблюдателей) или же разыгрываться параллельно - сразу в нескольких микрогруппах. Ведущий по ходу игры выполняет одну или несколько из следующих функций:

♦ контроль за соблюдением правил и временных рамок игры;

♦ разъяснение неправильно понятых указаний;

♦ наблюдение за действиями участников с целью обеспечения об­ратной связи по окончании игры;

♦ при необходимости - дальнейший инструктаж.

Иногда ведущий и сам участвует в игре. Но к этому следует подхо­дить с осторожностью, так как гикая ситуация может привести к сни­жению активности участников и невозможности для ведущего эф­фективно выполнять другие свои функции. В то же время самим участникам обычно более комфортно, если ведущий играет вместе с ними, а не находится в позиции внешнего наблюдателя.

Прежде чем переходить к следующей стадии, ведущему нужно четко обозначить момент окончания игры и выхода из ролей. Не следу­ет допускать ситуации, когда некоторые участники уже прекратили игру и обсуждают ее «со стороны», а некоторые так и не вышли из своих ролей и продолжают говорить от их лица.

Обсуждение игры. На данной стадии участникам следует, оста­вив роли, подробно обсудить и проанализировать, что происходило в игре, и сделать выводы. Это очень важно, и зачастую целесообраз­но отвести на такую стадию в два-три раза больше времени, чем на саму игру. Ход обсуждения обычно включает следующие фазы.

1. Установление фактов: констатация тех поведенческих проявле­ний, которые имели место в игре.

2. Анализ мотивов поведения, обсуждение возникавших в ходе иг­ры эмоций.

3. Выяснение того, как полученный опыт может быть использован в жизни, проведение параллелей между игрой и действительно­стью.

В простых, коротких играх обсуждение обычно представлено не всеми тремя этапами, а организуется более компактно, концентри­руясь вокруг вопросов о том, какой новый опыт получили участники и в каких реальных жизненных ситуациях он применим.

В основу ролевой игры может быть положена почти любая ситуа­ция межличностного взаимодействия, которая актуальна для подро­стков и принципиально воспроизводима с учетом пространственно- временных ограничений тренингового занятия. Даже не столь важ­но, какая именно ситуация обусловливает игру, более значимо то, как выстроен сюжет, насколько ясно и четко даны инструкции, каче­ственно ли организовано обсуждение. Если в ролевой игре воспроиз­водятся эмоционально значимые проблемные ситуации, заявленные самими участниками, подобная работа приближается к психодраме и обладает значительным психотерапевтическим эффектом. Однако для ее успешного проведения часто требуются специальные навыки, выходящие за рамки владения методикой проведения тренингов.

Во многих случаях ценность ролевых игр заключена именно в их содержании «проигрывается» конкретный материал, содержание которого важно для подростков. Однако довольно часто эта сторона ролевой игры сама по себе ценности не представляет, а иной раз бы­вает и откровенно фантастичной. В подобных вариантах ценность игры в том, что она позволяет интенсифицировать межличностное взаимодействие, эффективно продемонстрировать или выработать какие-либо поведенческие модели. Интерес смещается к взаимоот­ношениям, возникающим в ходе игры, ситуации же подбираются та­ким образом, чтобы максимально четко и динамично продемонстри­ровать рассматриваемые явления.

Иногда в тренингах используются модификации ролевой игры, в которых участники не сами разыгрывают сцены, а используют для этого мягкие игрушки, куклы (в том числе самостоятельно изготов ленные бумажные куколки) и т. п. В остальном же схема проведения игры остается прежней. На наш взгляд, это оправданно, когда харак теристики роли очень сильно отличаются от исполнителей (напри­мер, подросток играет новорожденного) или же когда непосредствен ное ролевое включение может оказаться болезненным для участников.

В заключение отметим некоторые типичные ошибки при исполь­зовании игровых методов в психологических тренингах.

♦ Недостаточная связь полученного в играх опыта с повседневной реальностью, превращение игрового действия в самоцель.

♦ Слабое осмысление полученного в ходе игры опыта, отсутствие когнитивной составляющей, недостаточное время для обсуждения.

♦ Избыточно частое применение игр развлекательного плана при недооценке других методов, что ведет к превращению ведущего в массовика-затейника.

♦ Игнорирование эмоционального состояния участников (как рав­нодушие, так и чрезмерно сильные эмоции становятся помехами в работе).

♦ Потеря чувства такта, превращение тренингового занятия в «ду­шевный стриптиз» или психотерапевтическую сессию.

Методы групповой дискуссии

Под групповой дискуссией в тренинге понимается «совместное обсуждение ка­кого-либо спорного вопроса, позволяю­щее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участни­ков группы в процессе непосредственно­го общения» (Бачков, 2000, с. 40). В ходе дискуссий чаще всего обсуждается сле­дующее:

♦ События, непосредственно происходя­щие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия). Подобная групповая дис­куссия обычно не выделяется в качестве отдельного структурного элемента тренинга, однако именно она используется в тренингах наиболее широко. Как раз к таким дискуссиям относятся обсуж­дения упражнений и других событий в группе, обмен чувствами и впечатлениями по поводу выполненных упражнений, ряд тех­ник получения обратной связи. На обсуждение упражнений за­частую уходит в 2-3 раза больше времени, чем непосредственно на их проведение.

♦ Проблемы, значимые для большинства участников группы (те­матическая дискуссия). С одной стороны, задачей такой дискус­сии выступает обмен субъективным опытом по соответствующей проблеме, демонстрация разнообразия ее видения и возможных путей ее решения. С другой стороны, если это конкретная пробле­ма, стоящая перед группой, задачей дискуссии может быть выбор пути ее решения.

♦ Прошлый опыт участников группы (биографическая дискус­сия). В тренингах изучение прошлого опыта, как правило, не слу­жит самоцелью, к данному виду дискуссии следует прибегать лишь в случае необходимости решения проблем, встающих перед группой в настоящем. Кроме того, такая дискуссия позволяет выстраивать параллели между тем, что происходит на тренинге, и накопленным ранее жизненным опытом участников.

Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз (Марасанов, 1998, и др.).

1. Ориентировка. Определяются тема и цели дискуссии. Необходи­мо проследить за тем, чтобы тема была понята всеми участниками в одном ключе. В противном случае разговор может оказаться бессмысленным.

2. Сбор информации. Участники высказывают свои мнения, чувст­ва, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы, целесообразно предложить участникам высказывать все возмож­ные решения, которые приходят им в голову, исключая их крити­ческую оценку (т. е. применить метод мозгового штурма).

3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации. На этой же стадии происходит критическая оценка предложенных ранее вариантов решения по­ставленных проблем.

4. Завершение дискуссии: подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась кон­кретная проблема, формулируется способ ее решение. Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при обсуждении любых упражнений, получении обратной связи и т. д. Однако она часто выступает и в качестве самостоятельной тренинго- вой техники. В таких случаях цель ее применения - поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой, или же обмен субъек­тивным опытом участников по значимым для них вопросам, связан­ным с тематикой тренинга. Так, в подростковых тренинговых груп­пах часто обсуждаются взаимоотношения со сверстниками, бурные дискуссии по этому поводу в ряде случаев возникают спонтанно. Кроме того, для подростков актуальны проблемы, связанные с собст­венным будущим. В группах, где сложился высокий уровень взаим­ного доверия, часто на первое место выходит именно эта тематика.

Вот еще несколько вариантов тем, которые обычно актуальны для подростков и могут быть положены в основу групповой дискуссии:

♦ «Симпатия и любовь» (почему нам нравятся именно те, кто нра­вится; как добиться взаимности).

«Как выбрать дорогу в жизнь» (психологические основы выбора профессии).

♦ «На экзамен - без страха» (повышение эффективности подго­товки к экзаменам, стратегия поведения на экзамене, методы сня­тия экзаменационной тревожности).

♦ «Детки и предки» (проблемы взаимоотношений с родителями; пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в отно­шениях с родителями).

По степени активности ведущею групповые дискуссии можно ус­ловно разделить на структурированные (задается тема и регламен­тируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема вы­двигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника). Замечательно, когда подростки сами выдвигают для обсуждения важные для них темы; но полностью свободные дискус­сии в подростковых группах, как правило, не очень продуктивны. Даже если дискуссия начинается как свободная, ведущий обычно вносит в нее определенный элемент структурированности. Рассмат­риваемые далее приемы управления ходом дискуссии - это, по сути, как раз и есть способы ее структурирования.

Рассмотрим основные приемы управления ходом групповой дис­куссии.

1. Задавание вопросов. Позволяет направлять групповую дис­куссию, активизировать ее ход, подключать пассивных участников, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Иногда высоко­структурированная дискуссия целиком строится с помощью вопро­сов ведущего. Наиболее продуктивно использовать открытые или косвенные (задаваемые в форме утвердительного предложения) во­просы. Закрытые вопросы, подразумевающие очень короткий, одно­сложный ответ, следует задействовать весьма осторожно. Они не располагают к дискуссии, а если таких вопросов много, у участников может возникнуть ощущение допроса, что вызывает сопротивление. В то же время подобные вопросы оправданны при необходимости свернуть ход дискуссии и подтолкнуть участников к подведению ее итогов, при чрезмерной активности подростков, а также в противо­положной ситуации - при полной пассивности группы и отсутствии ответов на открытые вопросы. В таком случае закрытые вопросы, предполагающие хоть какой-то, пусть короткий ответ, все равно дают возможность завязать диалог и впоследствии перейти к открытым вопросам. Рекомендуется также избегать вопросов, начинающихся со слова «почему». Они обычно вызывают только ответ «потому...», содержащий лишь ссылки на внешние причины и не несущий психо­логической ценности.

2. Введение правил. Понятно, что при групповых дискуссиях должны соблюдаться все основные правила тренинговой работы, о чем при необходимости можно напоминать участникам. Кстати, эти пра­вила наиболее полно регламентируют порядок прохождения именно групповой дискуссии, а не других видов деятельности. Если в про­цессе дискуссии дается обратная связь, следует настаивать на соблю­дении правил конструктивной обратной связи (см. выше). И, глав­ное, подростков следует приучить придерживаться правила «когда один говорит, другие слушают». Если оно соблюдается слабо, можно ввести дополнительные условия:

- Правило «Микрофон»: среди участников от одного к другому пе­редается предмет - например, небольшая мягкая игрушка. Гово­рит только тот, у кого этот предмет окажется в руках, остальные слушают. Иногда полезно иметь два таких предмета, один из ко­торых постоянно находится в руках у ведущего (который ос­тавляет за собой право высказываться независимо от того, у кого в руках второй предмет).

- Правило «Перефраз»: свою мысль участник может высказывать только после того, как изложил своими словами основную мысль выступавшего перед ним.

3. Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях зачастую присутствует возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как организовать беседу. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила мозгового штурма. Его алгоритм таков:

♦ изложение проблемы ведущим;

♦ генерирование участниками максимального числа вариантов ре­шений без их критической оценки;

♦ критическая оценка предложенных вариантов;

♦ выбор наиболее подходящего из них.

Иногда целесообразно построить обсуждение по типу так назы­ваемой Балинтовской группы. Такая дискуссия протекает по сле­дующему алгоритму:

- один участник излагает суть рассматриваемой проблемы и задает группе вопросы, на которые хотелось бы получить ответ;

- другие участники по кругу задают ему уточняющие вопросы;

- каждый по кругу излагает свое видение проблемы и дает ответы на поставленные перед группой вопросы;

- участник, излагавший проблему, излагает ее видение с учетом вы­слушанных мнений.

4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мне­ние, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения п т. и. С одной стороны, фразы ведущего обычно оцениваются как значимые, участники восприни­мают их непосредствен нос содержание. С другой - ведущий выступа­ет при этом в роли эталонного участника, демонстрирующего психо­логически грамотное построение высказываний.

Чтобы организовать дискуссию более эффективно, ведущему необходимо придерживаться следующих правил.

1. Не нужно принуждать участников следовать в обсуждении именно тому порядку идей, который кажется правильным ведущему. Даже структури­рованная дискуссия подразумевает довольно большую свободу для уча­стников.

2. Позвольте дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые осознаются подростками во время их диалога друг с другом.

3. Стремитесь подкреплять любые теоретические рассуждения жизненны­ми примерами и практическими упражнениями. В противном случае под­ростки не смогут соотнести их со своим жизненным опытом.

4. Поощряйте участников создавать свои собственные психологические идеи. Ведь если идея воспринимается в качестве своей собственной, она куда скорее повлияет на реальное поведение, чем если она навязана извне!

5. Поощряйте участников говорить друг с другом. Дискуссия, превращен­ная в монолог ведущего, теряет свою эффективность, а лекция - это от­нюдь не самый результативный метод передачи информации подросткам и, тем более, изменения их взглядов.

6. Помогайте участникам осознавать их собственные предложения, идеи, вопросы, которые возникают у них в процессе дискуссии. Учите их слу­шать не только окружающих, но и самих себя.

7. Старайтесь сами внимательно слушать то, что говорится участниками, и поощряйте их слушать друг друга.

8. Одобряйте участников, когда они находят аргументы или подтвержде­ния собственным идеям, верованиям, убеждениям.

9. Демонстрируйте участникам, что сказанное ими заставляет слушателей, в том числе и вас, задумываться.

10. Не настаивайте на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каж­дый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ.

11. Будьте осторожны при утверждении и изложении собственных взглядов, больше поощряйте участников думать самостоятельно. Избегайте мани­пулирования ими, для того чтобы представить свою точку зрения как наиболее оправданную.

12. Не превращайте дискуссию в сеанс психотерапии, попытку решить сугу­бо личные проблемы участников.

Разнообразие тренинговых упражнений

Тренинговое упражнение представляет собой относительно обособ­ленный в структурном и смысловом отношении блок работы, по­строенный вокруг какого-то конкретного действия и направленный на решение общих задач. Иногда для обозначения такого блока ис­пользуется понятие «номер» (Растянников, 1994).

Упражнения обычно построены на интеграции разных методов, основные из которых - интерактивная игра и ее обсуждение (груп­повая дискуссия). Количество тренинговых упражнений велико, и со­риентироваться в их многообразии бывает довольно сложно. Кроме того, многие психологи, имеющие опыт работы в соответствующей области, разрабатывают и авторские упражнения. Чтобы эффектив­но вести тренинг, из обширного набора упражнений нужно выбрать для каждого занятия лишь несколько наиболее подходящих, т. е. по­зволяющих максимально эффективно решать задачи, стоящие перед конкретной группой в конкретных условиях работы.

Для того чтобы обоснованно совершать такой выбор, следует опираться на классификацию упражнений. Однако общепризнанно­го подхода к ней не выработано. В разных учебных и методических пособиях упражнения классифицированы по сильно различающим­ся схемам, а иногда вообще предлагаются «россыпью». Приведем в качестве примера несколько классификаций тренинговых упраж­нений (табл. 1).

Эти и многие другие классификации не являются ни взаимоис­ключающими, ни противоречивыми. Просто существует немало ос­нований, по которым можно систематизировать упражнения. Кроме того, авторами классификаций таковые обычно не оговариваются, что приводит к снижению системности изложения материала. В каж­дой из приведенных классификаций используется сразу несколько оснований. Рассмотрим наиболее важные, по которым можно выде­лить те или иные тренинговые упражнения.

По организации выполнения упражнения можно разделить так.

♦ Выполняемые каждым участником индивидуально. Такая работа может быть организована фронтально (упражнения выполняют­ся всеми участниками одновременно), а может быть индивиду­альной - упражнение выполняет один человек, остальные участ­ники в это время образуют группу поддержки, выступают в роли наблюдателей, дают обратную связь и т. п.

♦ Выполняемые в парил. Как п в предыдущем случае, возможен ва­риант с параллельной работой нескольких пар или единовремен­но работает лишь одна пара. 11ри переходе к следующим упражне­ниям состав пар рекомендуется менять, чтобы участники получи­ли разнообразный социальный опыт.

♦ Выполняемые в микрогруппах. Могут работать несколько подгрупп одновременно. Если же одна микрогруппа сидит в кругу и ве­дет работу, а остальные участники находятся за пределами круга в роли наблюдателей, то мы получаем форму организации работы «аквариум».

♦ Выполняемые в общей группе.

Выделяемые группы тренинговых упражнений Источник
Разогревающие упражнения и упражнения на знакомство Упражнения, выполняемые в парах Упражнения для малых групп Исследование зрительного контакта Исследование чувств Гештальт-упражпення Упражнения на оценивание Упражнения па развитие навыков проведения консультиро­вания Упражнения на развитие навыков асссртивиого поведения Упражнения на развитие навыков интервьюировании Упражнения па развитие навыков фасилитапии Бурнард, 2001
Разминки Упражнения на работу с именем Упражнения на «интенсивное пространственное взаимодей­ствие» Упражнения на новый сенсорный опыт Упражнения на «границы психологических пространств» Упражнения на речевые действия Эмоциональная гимнастика и изобразительные игры Сюжетно-ролевые игры Проективные упражнения Упражнения на быстрый отдых и расслабление «Испытания в узком смысле слова» Упражнения на обратную связь Телесно-ориентированные упражнения Упражнения на личностную внимательность и личностную лексику Лидерс, 2001
Упражнения, связанные с наблюдением и вниманием Упражнения, связанные с умением сосредоточиться Упражнения па взаимное понимание Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге Упражнения-шутки Сюжетно-ролевые





Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 551. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия