Студопедия — Творчество и взаимопонимание
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Творчество и взаимопонимание






Занятие направлено на активизацию творческого потенциала при общении, нахождении взаимопонимания с окружающими. С одной стороны, если к процессу общения подходить креативно - возмож­ностей установить контакт с разными собеседниками оказывается больше, чем если общаться шаблонно, всегда и со всеми одинаково. Но, с другой стороны, креативного, оригинально мыслящего и живу­щего человека понять зачастую нелегко, особенно тем, кто сам не склонен к творчеству. Эту дилемму и предлагается исследовать.

Упражнение «Глаза, рты, руки»

Описание упражнения. Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего» или какие-либо подходящие по размеру предметы, из которых можно построить небольшие сооружения (ку­бики, спичечные коробки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, пред­ложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломасте­ры и карандаши или создавать сооружения из бумаги.

Участники делятся на тройки. Каждой из них понадобится неболь­шое сооружение из деталей «конструктора», включающее порядка 10-15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще одни комплект таких же деталей, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. В каж­дой из троек между участниками распределяются следующие роли. ♦ «Глаза» - способны видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и сами совершать какие-либо дейсгвия с «конструктором». Их возможности ограничиваются пере­дачей информации о том предмете, который копируется, с помо­щью мимики, жестов и т. п.

- «Рты» - способны говорить и видеть то, что строится, но не ви­дят, что копируется.

- «Руки» - слышат и создают копию сооружения, но ничего не ви­дят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат от «рта».

Задача каждой из троек - работая в таком распределении ро­лей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 минут).

Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает умения действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, реконструировать позицию партнеров по общению на основе этих неполных данных. Кроме того, происходит развитие навыков вербального и невербального общения.

Обсуждение. Первая стадия обсуждения проходит внутри троек: участники сравнивают оригинальное сооружение и его копию, де­лятся возникшими в ходе упражнения эмоциями и чувствами, анализируют, что способствовало адекватной передаче информации в таких условиях, а что ей препятствовало (5 минут). На второй ста­дии участники объединяются в три группы: те, кто были «глазами», «ртами» и «руками», - и обсуждают, какие затруднения возникли у них и каким жизненным проблемам можно уподобить ситуацию, в которой они оказались в этой игре (5 минут). На третьей стадии представитель от каждой из этих подгрупп рассказывает аудитории, к каким выводам пришла их подгруппа (2-3 минуты на подгруппу).

Упражнение «Поднос» Описание упражнения. Для выполнения этого упражнения понадо­бится поднос, к каждому из углов которого привязана веревка двух­метровой длины (в случае отсутствия подноса его можно изготови ть из плотного картона). Четыре участника берут концы каждый сво­ей веревки, расходятся так, чтобы поднос поднялся примерно на уровень пояса, и практикуются переносить его таким образом. После небольшой пробы, когда переносят пустой поднос, на него ставит­ся пластиковый стакан, в который наливают немного воды. Задача участников - нести поднос за веревки таким образом, чтобы не раз­лить эту воду. Можно усложнить траекторию движения (например, дать задание обнести «змейкой» несколько стульев) и провести меж­ду подгруппами соревнование на скорость преодоления заданного маршрута.

Психологический смысл упражнения. Упражнение обучает участ­ников координировать совместные действия при командном реше­нии творческой задачи.

Обсуждение. Какие эмоции возникали в процессе работы, с чем они связаны? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Упражнение «Формализм в искусстве»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изображением (пример рисунка см. ниже) и рассказы­вает партнеру о том, что на ней нарисовано. При этом можно исполь­зовать только названия геометрических фигур и слова - указания на расположение («выше», «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображение не показывается) руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, по его представлению, изображено на оригинальной карточке (4- 6 минут).

Когда рисование завершено, парт­неры показывают друг другу изобра­жения и сравнивают их. Потом уп­ражнение проводится еще один раз, но партнеры получают новые кар­точки с изображениями и меняются ролями: тот, кто в первой попытке рисовал, теперь рассказывает. Если в первой попытке участники спра­вились с заданием хорошо, то во второй имеет смысл ввести допол­нительное ограничение: партнеру, который рисует, запрещается зада­вать уточняющие вопросы. Если же выполнение задания вызвало за­труднения, такое ограничение не вводится.

Психологический смысл упражнения. В упражнении моделируется ситуация, когда искусственно «сужается» канал передачи информации с помощью слов, поэтому тому партнеру, который рассказывает, приходится подбирать нетривиальные ассоциации, а тому, кто рису­ет, - действовать в ситуации с высокой степенью неопределенности, пытаясь при этом реконструировать позицию партнера. 11омимо раз­вития креативности, упражнение служит хорошим способом совер­шенствования навыков взаимопонимания.

Обсуждение. Сначала обсуждение выполняется в парах: участ­ники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся ко пии, конкретизируют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки п что послужило их причиной. Вторая часть обсуждения происходит в об щей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упраж­нения.

Упражнение «Угадай знаменитость»

Описание упражнения. Водящий загадывает какого-либо известного человека (актера, певца, спортсмена, политического деятеля и т. п.), который заведомо известен всем или подавляющему большинству участников. Не обязательно должен загадываться ныне живущий персонаж, это может быть и историческая личность. Задача участ­ников - отгадать его. Для этого можно задавать водящему вопросы о человеке, которого загадали, подразумевающие ответ либо «да», либо «нет» (допускаются также варианты ответов «не знаю» или, если вопрос неясен или неприменим к загаданному персонажу, «сложно ответить»). Участники по кругу задают водящему такие во­просы, а когда у кого-то из них возникает версия, о ком же идет речь, он может озвучить ее. Если ответ верен, он сам становится во­дящим и загадывает следующую знаменитость, если ошибочен - вы­бывает из игры до конца раунда. Игра обычно включает 3-4 раунда, но может, при желании участников, продолжаться и дольше.

Психологический смысл упражнения. Обучение умению понимать информацию при недостатке исходных сведений для этого, нелепа правленно задавать вопросы для получения недостающих сведений.

Обсуждение. Какого рода вопросы наиболее результативны для понимания того, о каком персонаже должна идти речь? Можно ли выявить какие-то общие стратегии угадывания этих персонажей?

Упражнение «Тот, кого загадали»

Описание упражнения. Водящий выходит за дверь, участники в это время загадывают кого-то одного из их числа. Потом водящий воз­вращается, и участники поочередно озвучивают свои ассоциации, связанные с «таинственным» персонажем, отвечая, например, на та­кие вопросы.

- На какой предмет он похож?

- Какое растение он напоминает?

- На кого из знаменитостей он похож?

Задача водящего - отгадать, о ком идет речь (обычно на это отга­дывание дается 3 попытки). Помимо отмеченных выше он может за­давать и другие вопросы, направленные на выявление ассоциаций, связанных с загаданным персонажем.

Психологический смысл упражнения. Развитие экспрессивности, тренировка ассоциативного мышления, создание условий для полу­чения обратной связи (загаданные участники получают информа­цию о том, какие ассоциации они вызывают у других людей, что соз­дает почву для самопознания).

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали при выполнении этого упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о других?

Упражнение «Мост»

Описание упражнения. Участникам, объединенным в команды по 4-6 человек, выдается по 40-50 листов бумаги (возможно, предна­значенной в макулатуру) и дается задание: построить из этой бумаги как можно более длинный мост, перекинутый между двумя стульями или столами. Он должен быть целиком подвесным, без промежуточ­ных опор. Запрещается пользоваться какими-либо скрепляющими материалами или дополнительными предметами, входящими непо­средственно в конструкцию моста (хотя если кто-то додумается ис­пользовать дополнительные предметы в качестве противовесов, рас­положенных на опорах, то не следует запрещать это делать, однако не надо специально подталкивать участников к такому «техническо­му решению»). В распоряжении «строителей» имеются ножницы. На работу отводится 10-12 минут, потом каждой из команд пооче­редно дается слово для презентации своей постройки (1-2 минуты на команду). Лучшая постройка определяется голосованием.

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет тре­нировать умения выдвигать и отстаивать творческие идеи в команд­ной работе, способствует повышению групповой сплоченности, дает материал для обсуждения распределения ролей между людьми, со­вместно занятыми творческим делом (генераторы идей, разработчи­ки, фасилитаторы).

Обсуждение. Как распределилась работа между участниками, вхо­дящими в команды? Кому принадлежали самые интересные «кон­структивные идеи» моста, а кто предпочел позицию воплотителя чужих идей, организатора взаимодействия или отстранившегося от активной работы участника? С чем связан такой выбор позиций, на­сколько он характерен для участников и в других жизненных ситуа­циях?

8. Командное творчество

Занятие направлено на выработку навыков творческой работы в ко­манде. Люди, занятые творческим трудом, зачастую привыкают вы­полнять его в одиночестве и испытывают дискомфорт, если это приходится делать публично. Между тем выполнение креативных заданий в сфере производства и бизнеса (например, осуществление проекта, результатом которого должен стать некий творческий про­дукт, будь то новое промышленное изделие, рекламный ролик или проект развития организации) в большинстве случаев подразумева­ет именно командную работу. Предлагаемые упражнения позволяют выработать необходимые для нее навыки, а также проследить, кто какую роль склонен занимать при работе в команде.

Упражнение «Шарики»

Описание упражнения. Участники, объединившиеся в тройки, полу­чают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шари­ка, а потом сделать так, чтобы они лопнули, зажав между своими те­лами. При этом нельзя наступать на них, использовать какоие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения. Разминка, сплочение, разру­шение пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Необычные названия»

Описание упражнения. Упражнение предполагает придумывание наи­большего числа необычных, но понятных названий чего-либо. В каче­стве предметов для называния могут выступать, допустим, сложные геометрические фигуры (см. примеры рисунков), движения челове­ческого тела, кулинарные блюда, предприятия по производству ка­кой-либо продукции, рабочие инструменты и т. д. Упражнение луч­ше проводится в подгруппах по 3-4 человека. Время на обсуждение необычных названий одного предмета - 4-6 минут, после этого уча­стники озвучивают предложенные варианты.

Психологический смысл уп­ражнения. Обучение команд­ной генерации идей, связанных с поиском альтернатив, отка­зом от наиболее типичных ва­риантов трактовки предметов и явлений. Демонстрация од­ного из ключевых принципов творческого мышления: лю­бая точка зрения на что-либо - лишь одна из возможных.

Обсуждение. Насколько велико оказалось разнообразие предло­женных названий, какие ассоциации, свойства или функциональные возможности предметов или действий легли в основу этих наимено­ваний? В каких жизненных ситуациях полезно отказаться от наибо­лее привычных способов трактовки известных вещей, а озадачиться поиском альтернативных, необычных вариантов пх восприятия?

Упражнение «Мина-растяжка»

Описание упражнения. Ведущий растягивает веревку приблизитель­но на уровне груди участников и закрепляет ее[26]. Участники стоят по одну сторону от веревки. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы - команда разведчиков. Вы шли по горной тропинке и вдруг заметили, что поперек нее, на высоте вашей груди, натянута веревоч­ка, ведущая к мине-растяжке. Вы не можете ни обойти ее, ни обез­вредить, ни проползти снизу (на земле под ней, похоже, установлено еще несколько обычных мин). Единственный способ преодолеть препятствие - всем переправиться сверху над растяжкой, не задев ее. Выполняйте!» Если участников много (больше 15-16 человек), имеет смысл разделить их на 2-3 команды и организовать соревно­вание между ними.

Эту технику, как и предыдущую, не рекомендуется проводить в не­достаточно «разогретых» или трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Наряду с моделированием задачи, для решения которой следует проявить креативность и сла­женную командную работу, техника способствует сплочению, фор­мированию взаимного доверия участников.

Обсуждение. Сначала участников просят поделиться своими эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упраж­нения, потом обсуждается, каким способом удалось преодолеть «рас­тяжку», какие психологические качества участников оказались наи­более важны, чтобы придумать этот способ и воплотить его. И где еще важны такие психологические качества?

Упражнение «Преодоление пространства»

Описание упражнения. Участники располагаются около одной из стен аудитории и получают задание - всем добраться до другой сте­ны таким образом, чтобы не касаться пола ступнями ног (например, двигаясь ползком или перемещаясь по стульям), но чтобы каждый способ перемещения использовался лишь один раз. Однако те, кто один раз уже преодолел это пространство, могут возвращаться назад и помогать переправиться оставшимся участникам. Сами они имеют право перемещаться нормальным образом, но те участники, которым они помогают, по-прежнему не должны касаться ступнями пола (их можно, например, перенести различными способами или «перевез­ти» на руках, держа на весу их ноги). Способы перемещения не должны повторяться.

При количестве участников менее 13-14 человек упражнение выполняется сразу всей группой, при большем же целесообразно разделить участников на 2-3 подгруппы и организовать между ними соревнование на скорость (оптимальный размер команды - 8-10 че­ловек, по возможности, юноши и девушки должны быть равномерно распределены между командами).

Психологический смысл уп­ражнения. Создание условий для выдвижения и воплоще­ния идей о способах дейст­вия в нестандартной ситуа­ции, сплочение группы, фи­зическая разминка.

Обсуждение. Сначала уча­стники обмениваются эмо­циями и чувствами, потом озвучивают все способы, ко­торыми осуществляли пере­мещения (ведущий кратко записывает их на доске или на листе ват­мана). Дальше участников просят поделиться соображениями, какие из этих способов можно оценить как более, а какие - как менее твор­ческие, и пояснить, на основании чего они пришли к таким выводам.

Упражнение «Покорители воздуха»

Описание упражнения. Участникам предлагается, объединившись в подгруппы по 3-4 человека, разработать модель, которая будет очень медленно опускаться на пол под действием силы тяжести, когда ее отпустят с высоты. Для этого каждой подгруппе выдаются по 2 листа бумаги, 4 скрепки, скотч, ножницы. Время на разработку и изготовление модели - 10 минут. Потом проводится соревнова­ние: каждая из моделей поочередно отпускается с заданной высоты (обычно в пределах 2-3 м) и фиксируется время ее нахождения в воз­духе. Правилами запрещается подкидывать модель вверх или «за­пускать» в сторону, крепить ее к чему-либо, поддерживать на лету с помощью восходящего воздушного потока или прибегать к каким- либо Подобным уловкам - изделие должно держаться в воздухе ис­ключительно за счет особенностей своей конструкции. Побеждает та команда, чья модель планирует дольше всего.

Психологический смысл упражнения. Помимо тренировки генери­рования идей и воплощения их, работая в команде, упражнение в боль­шинстве случаев позволяет продемонстрировать важность использования аналогий при решении необычных проблем. Кроме того, оно показывает, что творческий процесс при использовании предвари­тельных знаний (в данном случае - из физики) результативнее, чем придумывание идей с «чистого листа».

Обсуждение. Выстраивается вокруг двух вопросов.

♦ Какие особенности моделей обеспечили возможность их длитель­ного планирования?

♦ Как удалось за время работы над моделью определить, в чем должны состоять эти особенности? Была ли это опора на пред­варительные знания участников (например, из курса физики), аналогия с какими-то изделиями (парашютом, планером, игру­шечной «летающей тарелкой» и т. п.), изобретение чего-либо принципиально нового?

Упражнение «Волшебный ключ»

Описание упражнения. Участникам, сидящим в кругу, дается замоч­ный ключ, к которому привязана длинная веревка (длина определя­ется из расчета один участник =1,5 м), и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого таким образом, чтобы она входила под нее сверху, на уровне воротника, а выходила снизу - на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ в зо­не видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна ко­манда».

Психологический смысл упражнения. Сплочение группы, происхо­дящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»), обучение координации совместных дейст­вий при решении креативных задач.

Обсуждение. Обмен эмоциями, возникшими при выполнении уп­ражнения, а также соображениями по поводу того, в каких жизнен­ных ситуациях участники оказываются «связанными одной нитью».

9. Творчество в бытовых ситуациях

Задача занятия - изучение того, где и как креативность может проявляться в реальных жизнен­ных ситуациях. При обсужде­нии и осмысливании упраж­нений следует делать акцент на том, что все узнанное на пре­дыдущих занятиях актуально и для этого и связано с жизнью, а также подчеркнуть, где и для чего можно использовать соб­ственную креативность.

Упражнение «Кто умеет»

Описание упражнения. Участники сидят в кругу. Каждый из них, по­очередно выступая в роли водящего, говорит: «Поменяйтесь те, кто умеет...», - и называет какое-либо умение. Те, кто обладает им, долж­ны быстро встать и поменяться местами.

Психологический смысл упражнения. Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга и раскрыть свои сильные стороны перед другими участниками.

Обсуждение. Что удалось узнать нового и интересного о группе при выполнении этого упражнения? Что из названного вы еще не умеете делать, но чему хотели бы научиться?

Упражнение «Применение умений»

Описание упражнения. Каждый из участников вспоминает и называ­ет какое-нибудь практическое умение, которым он владеет (напри­мер, вышивать крестиком, кататься на сноуборде, выращивать огур­цы на даче, играть в боулинг, делать интернет-сайты и т. п.), после чего остальные участники предлагают возможные варианты приме­нения этих умений. Упражнение выполняется в общем кругу.

Психологический смысл упражнения. Оно обучает генерировать идеи о ракурсах практического применения имеющихся у участни­ков ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повы­шает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Обсуждение. Участники обмениваются своими впечатлениями о работе и соображениями о том, какие ракурсы применения умений заинтересовали и вызвали желание претворить их в жизнь, а также о том, какими новыми умениями им захотелось овладеть в ходе вы­полнения упражнения.

Упражнение «Шпаргалки»

Описание упражнения. Участникам предлагается небольшой текст (15-20 слов) и дается задание сделать 2-3 варианта шпаргалок, с ко­торых в дальнейшем можно было бы списать его незаметно для на­блюдателей. Можно изготовить шпаргалки из бумаги или восполь­зоваться другими способами: написать слова на какой-нибудь части тела, собственной авторучке и т. п., обратившись к известным по соб­ственному экзаменационному опыту или вновь придуманным улов­кам такого рода. На подготовку дается 10-12 минут.

Потом группа делится пополам, одна подгруппа выступает в роли «учеников», а другая - «экзаменаторов». «Ученики» садятся за пар­ты и получают по чистому листу бумаги. Их задача - незаметно спи­сать на нее текст со своих шпаргалок (10 минут). «Экзаменаторы» наблюдают и, если замечают у кого-то шпаргалку, конфискуют ее, однако из игры этот участник не удаляется, у него остается еще один шанс. Если он попадается во второй раз, то выбывает из игры. Чтобы она была не слишком простой для «экзаменаторов» и трудной для «учеников» (в силу соотношения наблюдателей и «списывалыци- ков» 1/1 решить свою задачу последним очень сложно), вводится до­полнительное ограничение: «экзаменаторы» наблюдают за «учени­ками» издалека, не имея права подходить к ним ближе, чем на 3 м.

Потом «ученики» и «экзаменаторы» меняются ролями, и игра по­вторяется. Когда второй раунд завершен, производится выставка созданных шпаргалок. Отдельно демонстрируются те, которые были замечены, и те, которыми удалось воспользоваться незаметно.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено не на то, чтобы научить школьников или студентов обманывать экзаме­наторов, а на то, чтобы убедительно продемонстрировать, как много креативных решений возникает при решении актуальной для моло­дых людей задачи: создать себе «протезы памяти» к экзамену или контрольной работе. Как свидетельствуют результаты опросов, хотя бы иногда к таким действиям прибегают более 90% обучающихся. Упражнение дает почву для обсуждения, как изготовление шпар­галок создает почву для креативной переработки учебного материа­ла и чем оно может реально помочь не в списывании, а в усвоении и систематизации знаний. В конце концов, в материале нужно не­плохо разобраться, чтобы уместить конспект целой лекции на клочке размером со спичечный коробок.

Обсуждение. Какие переживания возникали у участников в ролях «экзаменаторов» и «учеников»? Какие основные разновидности шпаргалок можно выделить, что более эффективно, почему? Что по­буждает учеников делать шпаргалки? Какую реальную пользу может принести изготовление шпаргалок в процессе подготовки к экзаме­ну? А на самом экзамене, если ими не воспользоваться? А если вос­пользоваться?

Опытные преподаватели на экзаменах обычно не испытывают нуж­ды внимательно следить, не пользуется ли кто шпаргалкой, потому что по ответам и так чувствуется, знает ли человек то, что говорит, или просто списал это. А для того чтобы вывести списывающего иа чистую воду, достаточно задать ему пару дополнительных вопросов.

Упражнение «Восточный базар»

Описание упражнения. Каждого из участников просят найти какой- нибудь «никчемный предмет», имеющий минимальную ценность или не имеющий ее вовсе. Если позволяет окружающая обстанов­ка, то целесообразно предложить участникам покинуть аудиторию на 10-15 минут, отыскать такой предмет за ее пределами и принести с собой (наиболее интересно делать это, если тренинг проводится за городом). Если же искать подобные предметы поблизости негде или обстановка не позволяет покидать аудиторию, можно предложить участникам провести ревизию содержания своих сумок и карма­нов - можно быть уверенным, что какие-нибудь «никчемные пред­меты» отыщутся там почти у каждого.

Когда предметы найдены, каждому предлагается придумать как можно больше аргументов, почему окружающим имеет смысл купить его предмет (5 минут). Потом инсценируется «восточный базар» - участники выкладывают свои предметы и озвучивают причины, почему же их необходимо приобрести. В принципе, на этом упражне­ние можно завершить и перейти к обсуждению. Однако иногда аргу­менты звучат так убедительно, что у кого-то действительно возника­ет желание купить некий предмет. Когда происходит подобное, игру стоит продолжить, дав участникам возможность поторговаться и, если будет достигнуто соглашение о цене, совершить сделки.

Психологический смысл упражнения. Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет тренироваться в аргумен­тации своей позиции.

Обсуждение. В какие смысловые группы можно объединить при­водимые аргументы, и какие из них, с точки зрения участников, оказались более действенными? Что было важнее - содержание аргументов или форма их представления, с чем это связано? Возни­кал ли у кого-то дискомфорт в ходе работы, и если да, то чем он вы­зван? Каким еще жизненным ситуациям, помимо реальной торговли, можно уподобить этот «восточный базар»?

Упражнение «Значимые события»

Описание упражнения. Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом или происходить в настоящем либо же плани­роваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально, на составление списка отводится 6-8 минут. После этого участников просят отметить, какие события касаются прошлого, какие - настоя­щего, а какие - будущего.

Затем ведущий рассказывает, что наше восприятие времени мо­жет существенно отличаться от его объективного, физического тече­ния. С определенной долей условности можно утверждать, что пси­хологическая длительность нашей жизни определяется не столько числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми для нас жизненными событиями. Как поется в песне Вячеслава Малежика:

Жить на свете много лет - это дело третье,

Головешкой тлеть всю жизнь - дикая тоска.

Но бывает день один больше, чем столетье.

Хорошо бы этот день и жизни отыскать!

Если исходить из того, что наиболее значимые события распределе­ны на нашем жизненном пути приблизительно равномерно, а прожить нам предстоит, в среднем, 70 лет (по статистике, эта цифра в совре­менной России меньше, но будем оптимистами), то «цена» каждого из 10 самых значимых событий - примерно 7 лет. Подсчитайте, сколько из отмеченных вами событий уже в прошлом, умножьте эту цифру на 7 и получите свой «психологический возраст».

Психологический смысл упражнения. Оно способствует повыше­нию осмысленности взгляда на свой жизненный путь, дает хороший повод задуматься, какие же события для нас действительно значимы. Кроме того, упражнение позволяет выйти на разговор о психоло­гическом времени и его взаимосвязи с организацией нашей жизни.

Обсуждение. У кого психологический возраст получился меньше календарного, у кого примерно равен, а у кого больше? (Как прави­ло, примерно у 80% участников он оказывается больше.) О чем, с ва­шей точки зрения, свидетельствуют такие результаты? Психологи утверждают, что с возрастом нам кажется, будто время течет все бы­стрее и быстрее: для ребенка день тянется, а для старика года бегут. Наблюдали ли вы нечто подобное на себе? С чем еще это связано, по­мимо того, что в молодости обычно выше «концентрация» значимых событий? Можно и нужно ли организовывать свою жизнь таким об­разом, чтобы свести к минимуму этот эффек т; если да, то как? Какие выводы вы сделали лично для себя из этого упражнения?

Упражнение «Ресторан "Грибоедов"»

Описание упражнения. В качестве «затравки» для этого упражне­ния участникам читается фрагмент романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где описывается, как Коровьев и Бегемот пытаются попасть в принадлежащий московской литературной ассоциации ресторан, называемый «Грибоедов». Удостоверений членов лите­ратурной ассоциации у героев, естественно, нет. Их останавливает вахтерша, и...

- Ваши удостоверения? - она с удивлением глядела на пенсне Коровье-

- ва, а также и на примус Бегемота, и на разорванный Бегемотов локоть.

- Приношу вам тысячу извинений, какие удостоверения? – спросил Коровьев, удивляясь.

- Вы - писатели? - в свою очередь, спросила гражданка.

- Безусловно,- с достоинством ответил Коровьев.

- Ваши удостоверения? - повторила гражданка.

- Прелесть моя... - начал нежно Коровьев.

- Я не прелесть, - перебила его гражданка.

- О, как это жалко, - разочарованно сказал Коровье» и продолжал:

- Ну, что ж, если вам не угодно быть прелестью, что было бы весьма прият­но, можете не быть ею. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете делос писателем. Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было! Как ты думаешь? - обратился Коровьев к Бегемоту.

- Пари держу, что не было, - ответил тот, ставя примус на стол рядом с книгой и вытирая пот рукою на закопченном лбу.

- Вы - не Достоевский, - сказала гражданка, сбиваемая с толку Ко ровьевым.

- Ну, почем знать, почем знать, - ответил тот.

- Достоевский умер, - сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.

- Протестую! - горячо воскликнул Бегемот. - Достоевский бессмертен!

- Ваши удостоверения, граждане, - сказала гражданка.

- Помилуйте, это, в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почем вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове? Или в этой голове? - и он указал на голову Бегемота, с которой тот тотчас снял кепку, как бы для того, чтобы гражданка могла получше осмотреть ее.

Участникам предлагается ролевая игра по мотивам дан­ного отрывка. Три-пять че­ловек принимают роли «вах­терш», а остальные изобража­ют желающих попасть в пред­назначенный только для писа­телей ресторан «Грибоедов». Их задача - убедить «вах­терш», что они писатели и по­этому их следует туда пропус­тить. Никаких формальных подтвержден и й своего статуса (удостове­рений, копий собственных публикаций и т. п.) у них нет. Каждый из них получает минуту для публичного выступления, в ходе которого должен попытаться убедить «вахтерш», что именно он достоин прой­ти в этот ресторан, поскольку относится к ««творческой элите». Когда выступления завершены, «вахтерши» после краткого совещания го­ворят, кого они приняли решение пропустить в ресторан, а кого нет, и поясняют, чем они при этом руководствовались.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация и обсуждение стереотипов о творческом труде и занимающимся им людях, трениров­ка навыков публичного выступления, а также уверенного поведения.

Обсуждение. Какими способами участники демонстрировали, что они являются писателями или поэтами, что оказалось более убе­дительным? Какие стереотипы при этом проявились? Имело ли место психологическое манипулирование если да, то в чем именно оно состояло?

10. Креативное решение проблем

К. Э. Циолковский придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...

Л. В. Хуторской

Занятие направлено на то, чтобы обучить пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, поста­новке и достижении целей. Упражнения демонстрируют, что креатив­ность - это не просто «вещь в себе», а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных си­туациях.

Упражнение «Случайный предмет»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить о какой-либо проблеме, которая для них в данный момент актуальна и способы решения которой они ищут, и кратко записать ее суть (3 минуты). После этого каждому участнику предлагается найти любой случай­ный предмет, который чем-либо привлечет его внимание (5-10 ми­нут). Возможны различные способы его поиска.

♦ Отправиться за пределы аудитории, отыскать такой предмет за ее пределами и принести с собой (способ наиболее интересен, но прибегнуть к нему не всегда позволяют окружающие усло­вия).

♦ Найти такой предмет в куче «безделушек», предварительно под­готовленных ведущим.

♦ Провести «ревизию» содержания собственных сумок и карманов: скорее всего, там отыщется не один подобный предмет.

Когда предметы найдены, участников просят вновь посмотреть на записи, сделанные ими по поводу своей проблемы, и выдвинуть как можно больше идей-ассоциаций, как эти предметы могут быть связаны со способами решения обозначенных участниками проблем (6-8 минут).

Психологический смысл упражнения. Упражнение показывает один из способов использования способностей нашей психики к ассоциа­циям при поиске творческого решения проблем.

Обсуждение. Каждый участник кратко обозначает суть своей проб­лемы, демонстрирует предмет и делится идеями по поводу того, как он может быть связан со способами ее решения. Потом обсуждаются несколько вопросов.

1. Удалось ли с помощью этой техники увидеть проблемы и способы их решения в каких-то новых ракурсах; если да, что именно этому способствовало?

2. Был ли выбор предметов изначально связан с содержанием тех проблем, над которыми размышляли перед этим участники? Так ли «случайны» наши выборы - не только в этом упражнении, но и в других жизненных ситуациях?

3. В каких жизненных и профессиональных ситуациях целесообраз­но применять подобные техники поиска решений проблем?

Упражнение «Электронный перевод»

Описание упражнения. Участникам предлагается выполнить краткое (1-2 абзаца) описание сути беспокоящей их проблемы, которое на­бирается на компьютере и 2-3 раза переводится на какой-либо ино­странный язык и обратно на русский с помощью программы-перевод­чика (например, программа «Prompt» или дистанционная система перевода «Сократ»). В результате получается существенно искажен­ный текст, из которого даже не всегда возможно понять суть пробле­мы, не зная ее заранее. Участников просят, внимательно вчитавшись в такой текст, выдвинуть идеи по поводу того, в каких новых, неожи­данных ракурсах он позволяет взглянуть на эту проблему, и возмож­ные способы ее решения.

Упражнение может проводиться как индивидуально, так и в парах. В первом случае участники работают только со своими текстами. Во втором - каждый сначала знакомится с искаженным текстом своего напарника и выдвигает идеи насчет того, о какой проблеме там может идти речь, а уже потом получает оригинальный текст и пред­лагает, в каких новых ракурсах может показать проблему его иска­женный вариант. Парная работа интереснее, однако она требует вы­сокого уровня взаимного доверия участников.

Для того чтобы не зависеть от наличия в аудитории компьютер­ной техники и соответствующего программного обеспечения, описа­ние проблемы и выполнение электронного перевода можно дать уча­стника







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1858. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия