Студопедия — ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЧУВСТВО СТИЛЯ И ОЩУЩЕНИЕ ЖАНРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЧУВСТВО СТИЛЯ И ОЩУЩЕНИЕ ЖАНРА






Искусство богато разнообразием и неповторимостью ин­дивидуальных стилей. Любой настоящий художник обладает самобытным стилем. Стиль - это особое зрение, устойчивое единство многих характерных черт и свойств, приемов и спо­собов выражения художественной задачи, присущие только данному художнику. В понятие художественный стиль входит и ЧТО (содержание), и КАК (форма). Способность чувствовать, безошибочно угадывать признаки художественного стиля - грань творческого дарования, необходимое качество в режис­серской профессии.

У режиссера постоянно возникает необходимость глубо­ко и тонко понимать жанровую природу художественного про­изведения, искать соответствующий этому способ актерского существования.

Чувство стиля и ощущение жанра художественного про­изведения в разных видах искусства - может выявляться и тренироваться.

«Распределение ролей»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается назвать любимую пьесу, которую хотел бы поставить на сцене. Необходимо распределить роли в данной пьесе между популярными актерами театра. Выбор аргумен­тировать.

Ответ оценивается за соответствие роли исполнителю, ху­дожественную совместимость автора, пьесы, исполнителей, возможность единого «ансамбля»:

(Кроме ощущения стиля и жанра, данное задание выяв­ляет ассоциативно-образное мышление, пластическое виде­ние, способность ощущать художественное целое спектакля и др.).

«Стиль»

Дается несколько репродукций картин известного худож­ника (или сценографа). Определить индивидуальный стиль данного художника, его неповторимое своеобразие.

Цикл составляется из трех (не менее) картин художника, например: репродукции картин литовского художника М. К. Чюрлениса (рис. 25, 26, 27, 28).

Анализ особенностей стиля выявляется в композиции, цве­товой гамме, идейно-тематическом содержании, технике ис­полнения и т. д.

Ответ положительно оценивается за оригинальность ана­лиза, соответствие действительным стилевым особенностям, эмоциональную насыщенность.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание обнаруживает способность к художественному анализу и синтезу, эмоциональному восприятию произведения искусства, внимание к деталям, наблюдательность, творческое воображение и др.).

«Свой театр»

(задание А. А. Гончарова)

Предлагается представить, что испытуемый молодой, пер­спективный режиссер, и у него есть возможность набрать се­бе труппу из ведущих мастеров русской сцены, пригласить: одного художника-сценографа, одного композитора, одного режиссера и трех-четырех актеров. Кого бы он пригласил в свой театр? Ответ аргументировать.

Положительно оценивается удачное объединение раз­личных художников в единый художественный «организм», оригинальность и убедительность аргументов.

(Кроме ощущения стиля и способности оценить творчес­кую и психологическую совместимость различных художников, Задание определяет уровень художественного вкуса, наблю­дательность, творческое воображение и др.).

«Ассоциативное соответствие»

(задание М. М. Буткевича)

Прослушать музыкальный фрагмент и рассмотреть 4 - 5 репродукций картин известных художников. Определить, ка­кая из картин наиболее соответствует данной музыке.

Авторов живописных и музыкальных произведений назы­вать не следует.

Например, предлагаются следующие репродукции:

  • «Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского;
  • «Разборчивая невеста» П. А. Федотова;
  • «Всадница» К. П. Брюллова;
  • «У омута» И. И. Левитана;
  • «Купание красного коня» К. С. Петрова-Водкина.

И музыкальный фрагмент «Революционного этюда» Ф. Шопена.

(Ответ: музыкальному фрагменту из «Революционного этюда» Ф. Шопена соответствует картина К. С. Петрова-Вод­кина «Купание красного коня»).

Аналогично этому могут использоваться другие произве­дения музыкального и изобразительного творчества.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание обнаруживает уровень художественного вкуса, наблюдательность, осведом­ленность в сфере смежных искусств, гибкость ассоциативных связей и др.).

«Авторская стилистика»

Рассмотреть эскиз декораций к спектаклю. Определить пьесу, которую можно поставить в данных декорациях. Автор эскиза и название спектакля абитуриенту не объявляются. (Например: эскиз декорации к балету «Маскарад» Э. Стенберга или др.).

Ответ оценивается за стилевое соответствие стимулу, убе­дительность аргументов.

Вариант: рассмотреть эскиз декораций известного худож­ника-сценографа к драматическому спектаклю. Назвать автора и название спектакля.

(Кроме ощущения стиля и жанра задание выявляет способ­ность к художественному анализу и синтезу, наблюдатель­ность, осведомленность в области сценографии, пространст­венно-временное, ассоциативно-образное восприятие, собы­тийное мышление, пластическое видение и др.).

«Образ спектакля»

Внимательно рассмотреть эскиз декорации. Рассказать, каким видится образ данного спектакля.

Ответ оценивается положительно за адекватность сти­мулу, оригинальность, тропность мышления.

(Кроме ощущения стилевых и жанровых особенностей художественного произведения, задание выявляет ассоциа­тивно - образное восприятие, пластическое видение, способ­ность к творческому воображению и фантазии, анализу и син­тезу художественного произведения и др.).

«Жанровый»

Предлагается сделать этюд на одну из заданных погово­рок или пословиц в трех жанрах:

  • психологической драмы;
  • комедии;
  • трагедии;
  • детектива;
  • водевиля;
  • сказки.

(Например, сделать этюд на тему «Не в свои сани не са­дись», в трех жанрах). Выбор жанра определяет испытуемый.

Пословицы и поговорки могут быть самые различные «Овчинка выделки не стоит», «Услышал звон, да не знаешь где он», «Велика Федула, да дура», «Шила в мешке не ута­ишь», «Первый блин комом», «Новая метла по-новому метет» и т. д. и т. п.

Оценивается положительно соответствие жанру, сцени­ческая реализация смысла поговорки, оригинальность реше­ния.

(Кроме ощущения жанра и стиля, задание выявляет орга­низаторские способности будущего режиссера, ассоциативно-образное и метафорическое мышление, пространственно-временное восприятие, наблюдательность, творческое вооб­ражение и фантазию, чувство юмора и др.).

«Литературная миниатюра»

Сочинить (устно или письменно) короткую миниатюру с оригинальным содержанием. Литературная миниатюра долж­на быть из 12-15 предложений. Темы могут быть самые раз­личные: «Междугородный разговор», «Очередь», «Новый год», «Зеркало», «День рождения», «Мольба», «Сон», «На­ходка», «Анонимка», «Развод», «Прощание», «Попутчик», «Ревность», «Клад», «Выигрыш» и др. Миниатюра должна быть прочитана в трех жанрах, на выбор испытуемого.

На подготовку дается 30 минут.

Задание оценивается за целостность, оригинальность сюжета, соответствие жанру, эмоциональную насыщенность.

(Кроме ощущения жанровых особенностей, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, ассо­циативно-образное восприятие, пространственно-временное и событийное мышление, остроту наблюдения, способность чувствовать художественное целое, литературные навыки и др.).

«Эффект личности»

(задание Б. Г. Голубовского)

Рассмотреть 6-8 фотографий советских и зарубежных актеров театра и кино в роли Гамлета из одноименной траге­дии У. Шекспира.

  1. Назвать исполнителей на каждой из фотографий.
  2. Кратко определить различие в трактовках роли Гам­лета «зерно» образа.
  3. Кто из исполнителей роли Гамлета наиболее интере­сен? Чем?
  4. Какая трактовка роли Гамлета наиболее современна? Почему?
  5. Кто из режиссеров поставил «Гамлета»?

Задание выполняется без предварительной подготовки. Оно рассчитано на широкую осведомленность в области исто­рии, теории и критики театрального искусства, эрудицию в вопросах актерского и режиссерского творчества.

Ответ оценивается за точность художественного мышле­ния, соответствие изображенному на фотографии исполнителю и действительной трактовке роли тем или иным актером.

(Кроме ощущения стиля, задание выявляет образное мыш­ление, пластическое видение, характер творческого вообра­жения, художественный вкус, способность к анализу и синтезу, мыслить действенными и событийными категориями и т. д.).

«Экспертиза»

Читается небольшой фрагмент из драматургического про­изведения, затем называется пять имен драматургов. Опреде­лить, кому из пяти драматургов принадлежит этот текст.

Оценивается правильный ответ.

Варианты:

а) зачитываются три коротких фрагмента из разных дра­матургических произведений, разных авторов. Какой из фраг­ментов принадлежит А. Н. Островскому?

б) зачитываются три коротких фрагмента из пьес. Два - из пьес А. П. Чехова. Какой фрагмент следует исключить?

в) аналогично предыдущим могут быть составлены задания по произведениям русской, советской и зарубежной про­зы, поэзии, живописи, музыки, драматургии.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание выявляет эру­дицию в разных видах искусства и др.).

«Литературный фрагмент»

Зачитывается небольшой прозаический отрывок. Опреде­лить, где заканчивается фрагмент одного автора и начинается другой.

При подготовке задания текст отрывка составляется из двух фрагментов разных авторов (например: В. Быкова и В Распутина). Обнаружит ли испытуемый «шов»?

Оценивается правильный ответ, при этом балл может быть повышен, если будут названы авторы.

(Кроме ощущения стиля и жанра, выявляется способность к анализу и синтезу художественного произведения, ассоциативная гибкость мышления, эмоциональная память, эрудиция в области литературы).

«Выбор эскиза»

Предлагается 3-4 эскиза декорации разных театральных художников к разным пьесам. Выбрать эскиз, который наиболее соответствует одной из пьес А. П. Чехова. Выбор аргументировать.

При подготовке эскизов необходимо учесть, что все эс­кизы должны быть выполнены разными художниками, один из которых - эскиз к пьесе А. П. Чехова.

Оценивается ответ за правильное стилевое соответствие.

Варианты,аналогичные вышесписочному, могут осуществляться на основе различных книжных иллюстраций, произведений живописи и одного соответствующего литературного (или поэтического) произведения.

(Кроме ощущения стиля и жанра, задание выявляет эмоциональную и зрительную память, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, характер творческого во­ображения, эрудицию в области разных видов искусства и др.).

5. ВЫЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

«Организаторские способности - понятие психологии управления; способности к организаторской деятельности. В психологическую структуру организаторских способностей входят элементы: коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к се­бе и другим, самообладание, настойчивость».

Все функции театрального режиссера непременно лидер­ские. Уметь быть всегда впереди коллектива, вести его к новым художественным горизонтам, обладать честностью, принципиальностью, порядочностью, самокритичностью, широкой эрудицией, богатством, интеллекта, суметь завоевать подлин­ный авторитет и признание коллектива своими профессио­нальными, морально-нравственными, педагогическими каче­ствами - таким должен быть режиссер-лидер. В сущности, каждый режиссерский этюд, спектакль демонстрирует организаторские способности.

«Организационный»

(задание В. Д. Тарасенко)

Провести массовое мероприятие с исполнителями:

  • собрание;
  • субботник;
  • вечер отдыха;
  • урок аэробики и др.

В этюде должны быть использованы 7—10 человек ис­полнителей. Тему этюда определяет режиссер.

Вариант: Предлагается провести (открытую) репетицию небольшого отрывка (этюда) с группой исполнителей.

Оцениваются организационные, коммуникативные спо­собности, интересный сюжет.

(Кроме организаторских и коммуникативных способно­стей, задание выявляет задатки лидера у будущего режиссера, способность мыслить событийными, пространственно-времен­ными категориями, наблюдательность, эмоциональную «за­разительность» и т. д.).

«Балетмейстер»

(задание А, А. Гончарова)

Предлагается поставить танец с исполнителями. (Напри­мер: украинский, молдавский, русский, цыганский или др. на выбор).

Оцениваются организаторские и коммуникативные спо­собности, интересный сюжет.

(Кроме организаторских способностей, задание обнару­живает способность мыслить действенными, событийными ка­тегориями, педагогические качества, пластическое видение, эмоциональную возбудимость и др.).

«Танцевальная площадка»

(задание Л. Е. Хейфеца)

Предлагается организовать массовый этюд «Танцевальная площадка». В этюде должны участвовать 6-8 человек.

Возможные варианты задания:

а) партнер выше партнерши на три головы, партнерша привлекательной наружности;

б) партнер и партнерша по два метра высотой, впервые на танцевальной площадке;

в) пара: муж и жена, во время танца поссорились;

г) влюбленная пара: он - очень маленького роста, она - высокая, худая, танцуют без остановок;

д) партнер в новом костюме, робкий, плохо видит, парт­нерша очень полная, веселая, и т. д.

Оценивается создание атмосферы «танцевальной пло­щадки», неожиданная развязка события, эмоциональная на­сыщенность, интересный мизансценический рисунок.

(Кроме организационных качеств, задание-этюд может обнаружить способность мыслить событийно, конфликтно, чувство ритма, зрелищности, композиции и др.).

«Режиссер»

(задание О. Я. Ремеза)

Сделать массовый этюд. «Режиссер» распределяет роли между исполнителями, дает им конкретные задания. После выполнения этюда «режиссер» публично проводит анализ этюда, делает замечания «актерам», отмечает достоинства и не­достатки.

Оцениваются организационные и коммуникативные спо­собности, объективность анализа, внимание к деталям, ориги­нальность замысла.

(Кроме организаторских качеств, обнаруживается гиб­кость творческого мышления, способность к анализу и синтезу, событийно-действенному мышлению, эмоциональная экспрес­сивность, ощущение стиля, чувство композиции, художествен­ный вкус и т.д.)

«Массовик-затейник»

(задание-игра)

Организовать любую массовую игру с участниками кол­лектива.

(Игры могут быть самыми разнообразными: «лапта», «ручеек», «городки», «прятки», «фанты» и т. д.). Выбор игры оп­ределяет «режиссер».

Оцениваются положительно: увлеченность, творческий азарт - способность эмоционального «заражения» других, коммуникативные способности.

(Кроме организаторских способностей задание выявляет педагогические задатки, режиссерский темперамент, комму­никативные способности и др.).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 687. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия