Студопедия — Использование ритма в развитии речи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Использование ритма в развитии речи






Перед тем, как приступить к описанию методических приемов использования ритма в развитии речи, давайте разберемся, что же такое ритм.


Ритм — равномерное чередование каких-либо элементов (звуко­вых, двигательных и т.п.);

внутренняя организация музыкального, поэтического и т.п. произведения, основанная на чередовании звуков, движений; налаженный ход чего-либо, размеренность в протекании чего-либо (ритм жизни, режим дня и т.п.).* Ритмичность заложена в человеке самой природой (режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Выделим характерные особен­ности ритма:

внутренняя организация —то есть ритм обладает способностью организовывать, упорядочивать хаотичные элементы;

повторяемость — для ритма характерно повторение, чередова­ние одних и тех же элементов;

размеренность —в противоположность спонтанности ритм обус­ловливает предсказуемость и налаженный ход чего-либо (напри­мер, режим дня или какая-либо деятельность).

Эти особенности ритма можно с успехом использовать в ходе развития речи. Так, использование стихотворений обеспечивает внутреннюю организацию текста (стихотворный размер), повторя­емость элементов (звуковые созвучия слов-рифм). В песнях поми­мо внутренней организации и размеренности текста, повторяе­мость обеспечивается ритмичным повторением припевов. Кроме этого, малыши вообще любят слушать детские стихотворения и песни по многу раз (повторяемость). Полезно сочетать стихотвор­ные тексты с мелодией или пропеванием, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это по­могает лучше воспринять, понять и запомнить текст. Такая работа является эффективным стимулятором развития у малышей актив­ной речи.

Использование ритма в развитии речи начинается с подгото­вительного этапа — знакомства с текстом (и движениями, если они присутствуют): взрослый многократно повторяет текст, одновре­менно показывая необходимые движения, а ребенок наблюдает и запоминает. На этом этапе от ребенка не требуется активного уча-


Современный толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова, СПб., Норинт, 2004.

 

стия, главная цель — чтобы произведение стало знакомым, узна­ваемым, «своим». Достигнута эта цель или нет, обычно можно уви­деть по реакции ребенка. Если ребенок узнаёт текст и ему нравится игра, возникает эмоциональная реакция — он улыбается, прислу­шивается, может принести соответствующую игрушку или книжку с картинками, иногда ребенок по собственной инициативе делает попытки повторить за взрослым движения, договаривает обрывки-окончания слов. Обычно этап знакомства с текстом не занимает много времени.

После того, как ребенок запомнил текст, становится возмож­ным вовлечение ребенка в игру, побуждение к использованию им ак­тивной речи: ребенок учится повторять за взрослым необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста, допевать слова и строчки в песенках. Для этого при чтении или пении педагог де­лает паузы, пропуская в речи части текста. Таким образом, ребенку предоставляется возможность договорить или допеть часть знако­мого текста. Сначала ребенок может назвать последнее слово в стро­ке, в другой раз — договорить или допеть два последних слова, а потом и целую строку.

Однако часто случается, что дети не понимают или плохо пони­мают значение текста, из-за чрезмерной поэтической образности, большого количества незнакомых слов и выражений и пр. Чтобы восприятие малышами текста было осмысленным, сами тексты стихотворений, потешек, загадок и песенок должны отвечать ряду условий:

Объем. Тексты не должны быть длинными, особенно на на­чальном этапе работы. Короткие тексты легче запоминаются деть­ми, позволяют организовать игру «на одном дыхании» — внимание малышей не рассеивается, они не переутомляются. Кроме этого, недлинные тексты удобны и для педагога, так как все предлагае­мые детям стихи и песни, а также сопровождающие их движения должны быть выучены наизусть, что обеспечивает ритмичность (заминки в ходе игры недопустимы).

Уровень сложности. Тексты должны быть простыми по содержа­нию — состоять из слов, доступных пониманию малышей, знако­мых им по опыту, по книжкам, мультфильмам и пр. Например, дети


могут в жизни общаться с животными и птицами — кошкой, соба­кой, рыбками, попугаем дома, а голубя, воробья и ворону видеть на улице. С другими животными — волк, лиса, заяц и др. — дети зна­комятся, слушая сказки. Кроме этого, по звуковому составу тексты не должны содержать сложных в повторении слов, недоступных для воспроизведения детьми данного возраста и уровня речевого развития.

Стихотворные размеры и рифмы. Тексты должны быть гармо­ничными, рифмы легкими и естественными, не надуманными, а логичными и легко запоминающимися. В этом случае рифмы в стихах, повторяющиеся куплеты в песнях легко воспроизводятся, облегчают, а не затрудняют запоминание и воспроизведение.

Наличие повторяющихся элементов. В текстах должны присут­ствовать повторяющиеся элементы — слова, фразы или целые куп­леты. Этот прием очень часто используется в текстах народных сказок и потешек. Построенный таким образом текст очень гармо­нично воспринимается детьми раннего возраста. Принцип повто­ряемости при изучении простых стихотворений-четверостиший обеспечивается за счет многократного повторения самого стихо­творения.

Чтобы помочь детям воспринять и осмыслить не только отдель­ные слова и фрагменты произведения, но и содержание в целом, необходимо приложить дополнительные усилия — эмоционально обыграть текст произведения, используя игрушки и предметы; или сопровождать чтение (пение) характерными повторяющимися дви­жениями или действиями; использовать иллюстрации к произве­дениям и пр.

Предлагаемые ниже тексты были отобраны в ходе занятий с детьми и успешно проверены на практике. Слова и словосочета­ния, которые предлагаются детям для самостоятельного проговаривания (договаривания, допевания), подчеркнуты. Подбирайте тексты в зависимости от возраста детей, их возможностей.

 

Тексты подразделяются на следующие разделы:

короткие стихотворения и потешки — договаривание слов и строк;

потешки, детские песни — ритмическое сочетание текста с движе­ниями, мелодией; рифмованные загадки — договаривание рифмы (слово-отгадка).

 

Не забывайте похвалить и одобрить попытки ребенка принять участие в игре. Но если малыш продолжает молчать, не стоит рас­страиваться. Наберитесь терпения и обязательно продолжайте занятия — делайте паузы в текстах, а затем сами договаривайте или допевайте нужные слова и строчки. Придет время, и ребенок обязательно включится в игру.

Игры с использованием метода договаривания лучше приме­нять при индивидуальной работе. Некоторые игры проводятся в группе.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия