Студопедия — Leslie Cameron-Bandler Michael Lebeau 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Leslie Cameron-Bandler Michael Lebeau 3 страница






Нет ничего надуманного в вере в то, что дети когда-нибудь вырастут в обществе, где их научили пользоваться преимущества­ми полного эмоционального диапазона и выбора, а также умению деликатно влиять на эмоции окружающих. Мы с Лесли написали эту книгу, чтобы поделиться знаниями и техниками, и полагая, что зная свои возможности, вы возьметесь за эти инструменты, приближая свою жизнь к желаемому идеалу. Кроме того, мы наде­емся, что то, чему вы научитесь, коснется и тех, чьи жизни пере­секаются с вашими, проложит себе дорогу в обществе и во време­ни, сплетая сеть, из которой в итоге сплетется будущее наших де-

тей: будущее, где инструменты, описанные в этой книге, будут нор­мой, а каждому человеку будет гарантирована полноценная эмо­циональная жизнь.

На протяжении многолетнего обучения психотерапевтов, а также непосредственной работы с клиентами и с нами самими мы помогли превратить множество бед и недостатков в благодар­ственный личный триумф — включая и наш собственный. Люди, которым мы помогали, неизменно сталкивались с одним и тем же затруднением: они не видели возможности иного выбора, кроме как вести себя так, как они вели себя в той или иной ситуации. Они знали, что все могло быть иначе, но, похоже, не воплощали эти иные возможности в реальность. Чем больше они жаждали изменений, тем быстрее откатывались к старым, привычным ре­акциям.

В чем видят подобные люди причину своей неспособности ре­агировать желаемым образом? В каком-то врожденном дефекте? По нашему мнению, нет. Взамен им открывается, что в настоящее время они просто не знают, как измениться — точно так же, как вы когда-то не умели завязывать шнурки, пока вам кто-то не показал, как это делается. Свои «неудачи» и «недостатки» мы обычно оправ­дываем, говоря, что «нервничали», или боялись, или злились, или ревновали, или стеснялись. Это — эмоции, и мы, используя их подобным образом, открываем для себя нечто, что держит нас на месте — и вовсе не там, где нам хочется быть.

Если бы вы рассадили несколько человек по креслам и спро­сили, чего им действительно хочется для себя, они назвали бы такие эмоции, как счастье, терпение, надежда, упорство, уверенность — эмоции, которые кажутся недостижимыми, по крайней мере, во многих случаях. Конечно, многие захотели бы вдобавок научиться кататься на лыжах, или стать более расторопными, или найти ра­боту получше. Но, как мы увидим, даже достижение таких целей часто зависит от эмоционального изменения, например от преодо­ления страха перед лыжами, от чувства ответственности, кото­рое мотивирует оперативность, и чувства уверенности, которое толкает на поиски новой работы.

Таким образом, ваши эмоции не всегда соответствуют тем, ко­торые вы хотели бы испытывать в той или иной ситуации. В дру­гих случаях ваше поведение становится, в основном, результатом эмоций, поэтому способность влиять на эмоции может иметь за­мечательные последствия для умения изменять манеру взаимодей­ствия с миром. Если перечисленных доводов недостаточно, чтобы побудить вас к научению эмоциональному выбору, вспомните о сотрудниках центра на мысе Канаверел и задумайтесь над предос­тережением, прозвучавшим в первой главе по поводу высокой ве-

роятности тяжело заболеть и даже погибнуть, если вы будете по­стоянно и терпеливо сносить такие эмоции, как тревога, страх, бес­помощность, беспокойство, унижение, напряжение и несостоятель­ность.

В своих книгах и лекциях доктор Роберт Орнстайн обсуждает последние исследования, касающиеся связи между эмоциями и здо­ровьем. Например, он упоминает случай Нормана Казинса, долгое время бывшего редактором Saturday Review, который в своей кни­ге «Анатомия болезни» рассказывает, как лечился от якобы неиз­лечимой болезни. Когда врачи опустили руки, он отказался от вра­чей. Он переехал в отель и прописал себе лошадиную дозу юмора, начав с братьев Маркс, Лореля и Харди. Он выздоровел. Доктор Орнстайн признает, что один случай еще не может считаться на­учным доказательством, но после перечисляет научные исследова­ния, в которых действительно подтверждается связь здоровья с высвобождением и выражением эмоций.

Что касается единичных случаев со смехом, то они не явля­ются полноценными научными фактами. Но если обратить­ся к изучению рака, то есть одна сфера исследования, где связь между эмоциональной экспрессией и здоровьем под­тверждается многочисленными работами. Во многих иссле­дованиях было показано, что больным с раком легких свой­ственно подавлять свои эмоции. Создается впечатление, что они игнорируют негативные чувства, — враждебность, подавленность и вину. В ходе недавнего сравнительного исследования выживших и умерших больных раком молоч­ной железы был выявлен аналогичный паттерн. Женщины, выжившие и прожившие уже достаточно долго, выражают себе и многим окружающим такие чувства, как тревога, враждебность, отчуждение и другие негативные эмоции го­раздо активнее, чем те, кто живет недолго. Они отличаются более негативным настроением, активнее выражают нега­тивное отношение к своей болезни и едва ли не ко всему вообще. Связь между «излиянием чувств» и смягчением рака на данный момент является вполне доказанной. (Из аудиозаписи «The Feeling Brain: Emotions and Health» («Чув­ствующий мозг: Эмоции и здоровье»).)

Несмотря на субъективно очевидный (и клинически доказан­ный) факт, показывающий, что наши эмоции неразрывно связаны с управлением поведением и благополучием, многие люди, невзи­рая на это, игнорируют важность своих эмоций, одновременно ста­раясь завоевать мир. Ознакомиться с правильным стилем самопо­дачи можно на семинарах по имиджу и манере одеваться, а также по семинарским видеоматериалам. Внимание неизменно заостря­ется на внешнем виде — внешнем проявлении успеха. Эти семина-

ры и симпозиумы научат вас говорить, стоять, ходить, одеваться, пожимать руки и т. д.

Внешне «успешное» поведение может сработать, но при усло­вии, что оно порождает ощущение состоятельности и компетент­ности, необходимое для конгруэнтного закрепления успеха в дан­ной ситуации. Истина.в том, что если ваше благополучие не излу­чается изнутри, то результатом становится неизменное отсутствие конгруэнтности между личиной и внутренним миром. Так, вместо того чтобы быть уверенным, вы приобретаете внешний налет уве­ренности, тогда как внутри продолжают кипеть прискорбные и неприятные эмоции. Напитавшись вашими физическими и душев­ными ресурсами, эти неприятные эмоции рано или поздно «проде­лают» путь наружу, где повлияют на ваше поведение и выставят вас обманщиком.

Есть много разумных причин, по которым вам следует взять под контроль свою жизнь, включая эмоции. Мы говорим не о том расхожем контроле, в рамках которого люди стараются всегда и везде выказывать лишь определенного рода положительные реак­ции. Это не контроль; это пребывание под контролем собственной инертности. Истинный контроль возникает при наличии эмоцио­нального выбора и умении выбирать наилучшие варианты с уче­том текущих желаний и обстоятельств. То, что находится вне ва­шего контроля, вне сферы выбора, способно сделать вашу жизнь ничтожной и жалкой. И даже убить вас.

Движение к выбору

Оглядываясь на минувшую неделю, месяц или год, вы, вероятно, найдете много случаев, когда ваши чувства совпадали со способ­ностью делать, что хочется, быть, какими хочется, достигать того, чего вы хотите достичь. Если вы пересмотрите хотя бы пережива­ния последних часов, то обнаружите, что ваши эмоции образуют большую часть ваших переживаний, и что они в огромной степени определяют ваши реакции. Возможно, например, что тревога или ужас в связи с предстоящим собранием заставили вас сосредото­читься на том, как на него не пойти, а не на максимально эффек­тивной презентации, как было бы в случае, если бы вы испытыва­ли решимость и предвосхищали успех. Или, может быть, вы стес­нялись и чувствовали себя лишним на какой-то встрече, а потому замыкались в себе, и когда к вам подходили, вели себя неуклюже, чего не было бы, отреагируй вы на ту же ситуацию под действием любопытства, сноровки и собственной привлекательности. Быва­ли, наверное, случаи, когда вы хотели испытывать романтический подъем, нежность и любовь, но на деле чувствовали себя как сон-

ная муха, из-за чего страдали ваши отношения. Такое бывало с каждым, — ситуации, в которых чувства не приносили нам пользы.

Иногда эти вредные эмоции приятны, а иногда — нет, но они всегда с нами: вы злобно набрасываетесь на детей, когда вам сле­дует проявить понимание; вы чувствуете, как понимаете и прини­маете кого-то, кто вот уже третий раз подставляет вам ножку, и вам уже пора ощутить гнев; вы боитесь предстоящего собеседова­ния, тогда как уместнее испытывать надежду и уверенность; вы мрачно смотрите на перспективу построения удовлетворяющих отношений, хотя вам лучше набраться решимости воплотить их в жизнь.

«Побившись» головой об эмоциональную стену, вы убеждае­тесь, что людям не дано выбирать себе чувства и что большая часть жизни проходит в борьбе с эмоциональным ненастьем. Однако мы рады сообщить вам, что это совершенно не обязательно. Вы може­те выбирать свои эмоции и, поступая так, испытывать те пережи­вания, которых желаете для своей обыденной жизни.

Как вам узнать, что вы делаете успехи в приобретении эмоци­онального выбора? Чтобы сделать их более очевидными, давайте сперва обратимся к проявлениям отсутствия эмоционального выбора.

Свою неспособность справиться с эмоциями люди выказыва­ют трояко. Во-первых, они постоянно и хронически реагируют на повседневные или текущие жизненные ситуации такими пагубны­ми эмоциями, как чувство несостоятельности, беспомощности, стыда, отчаяния, гнева или фрустрации. Для некоторых людей вечерние новости, вызывающая стрижка подростка, ошибка компьютера в банковском бюллетене или обман становятся поводами для эмо ций, которые выбивают их из колеи.

Во-вторых, люди не умеют справляться с невыносимыми на их взгляд эмоциями — застенчивостью, одиночеством, несостоя­тельностью, страхом или виной. Они часто пытаются убежать от них при помощи крайней замкнутости, насилия, употребления раз­личных химических веществ, вплоть до злоупотребления ими.

В-третьих, многие убеждены, что некоторые эмоции просто нельзя испытывать: например вожделение, зависть, гнев и раздра­жение. Поэтому стоит им испытать подобную эмоцию, их сразу охватывает чувство стыда или вины.

Однако те же самые жизненные ситуации, которые вызывают пагубные эмоции у одних людей, у других порождают реакции, достойные зависти. Все мы знаем людей, способных не только хо­рошо справиться, но даже преуспеть в ситуациях, в которых мы обычно чувствуем себя и действуем неподобающим образом. Эти

люди демонстрируют наличие эмоционального выбора и обладают двумя качествами.

Первый атрибут эмоционального выбора у таких людей — уме­ние пользоваться более широким диапазоном эмоций. Они либо вообще не испытывают пагубных эмоций, либо не увязают в них. Разница здесь заключается в количестве доступных эмоций и лег­кости переключения с одной на другую. Это похоже на разницу между кафе Фостера, где выбор мороженого ограничивается шо­коладным и ванильным, и кафе «Баскин-Роббинс», где морожено­го тридцать один сорт. Вооруженные широким диапазоном эмо­ций, такие люди застревают на негативных эмоциях не дольше, чем на блюде из морепродуктов, которое не понравилось с первой ложки.

Вторым атрибутом выступает умение реагировать на свои эмо­ции (приятные и неприятные) как на реальные и осмысленные сообщения, касающиеся способов улучшить свою жизнь, и не счи­тать их случайными ударами, исходящими из враждебной среды. Пользуясь своими эмоциями на манер измерения пульса собствен­ного благополучия, знающие люди управляют своими вниманием и поведением так, чтобы обеспечить себе желаемые эмоциональ­ные переживания.

Вы вступите на путь, ведущий к эмоциональному выбору, когда

Вы осознаете, что можете испытывать намного больше эмоций,

И

Вы начнете понимать смысл, передаваемый вам каждой эмо­цией в отдельности.

Эта книга — плод многолетнего изучения эмоций и способов получения доступа к ним и их поддержания. Благодаря нашим ис­следованиям мы научились выбирать, изменять и использовать эмоции для обогащения нашей жизни и жизни тех, кто нас окру­жает. То, чему мы научились, мы превратили в методы, которыми может воспользоваться каждый. Вы можете создавать себе эмоци­ональные переживания, в которых нуждаетесь и тогда, когда вы в них нуждаетесь. Вы близки к тому, чтобы научиться и выбору пред­почтительных эмоций, и выражению их в разнообразных ситуаци­ях с учетом вашего личного благополучия и благополучия окру­жающих. Эти инструменты приносят освобождение от пагубных эмоций. С ними приходит сила, позволяющая всегда и во всем оставаться на высоте.

Глава з

Эмоции как источник

Чтобы построить мир, в котором люди наслаждаются эмо­циональным выбором, надо уметь распознавать тот исход­ный материал, из которого будет построен этот мир, то есть эмоции. Вопреки расхожему мнению, распознавание эмоций не про­исходит автоматически и не подразумевается само собой.

Как мы уже намекнули, эмоции не исчерпываются набором обычных чувств, а включают сотни оттенков. Хотя мы и можем разделить эмоции на достаточно обобщенные категории — «пози­тивные», «негативные», «приятные» и «неприятные», — эти кате­гории сами по себе не являются эмоциями.

На одном из наших занятий Лайза, директор средней школы, попросила- о помощи, потому что чувствовала себя «плохо». Когда мы начали вдаваться в подробности, спрашивая: «Как именно "пло­хо"?», она могла ответить лишь: «Просто плохо, и все». Однако про­блема заключалась в том, что мы не знали этого, потому что «пло­хо» — это лишь название класса эмоций, неприятных вообще. Озна­комившись с несколькими примерами разницы между плохим ощущением и ощущением беспокойства, страха или неуверенности, Лайза смогла понять, что ее «плохо» сводилось к тревоге.

Лайза узнала, что эмоции отличаются от общих категорий «хо­рошего» и «плохого», к которым их можно причислить. Знание того, что вам плохо, не дает, по сути, никакой полезной информа­ции о событиях, заставляющих вас чувствовать себя плохо, или о том, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. С другой сто­роны, если вы точно знаете, какую эмоцию испытываете, то мгно­венно получаете полезную обратную связь. Например, как только мы узнали, что Лайза испытывает тревогу, мы сразу же поняли, что ее внимание сфокусировано на будущем, в котором много не-

известного, и что она чувствует себя неготовой к столкновению с некоторыми задачами и ситуациями с потенциально неприят­ным исходом, например к конфронтации со школьным советом. Ей было нужно заполнить пробелы и при необходимости принять на себя ответственность за подобные ситуации в будущем, подгото­вившись к ним так, чтобы сделать их приемлемыми, желательны­ми или, как минимум, терпимыми. Оказанная ей помощь заключа­лась лишь в подготовке к адекватному принятию будущего. Как только она осознала, что может содержательно реагировать на по­добные ситуации в будущем, она обрела способность к их пред­восхищению, а ее чувство тревоги сменилось чувством уверенно­сти и доверия к себе.

Эмоции не равнозначны суждениям, которые мы о них вы­носим, а также действиям, которые они порождают. Мы обнаружи­ли, что многие называют эмоциями лишь несколько переживаний — их список часто ограничивается страхом, любовью, ненавистью, радостью, счастьем и печалью. Остальное — лишь описательные слова. Но ответственность, целеустремленность, амбиции, способность, смущение, фрустрация, гордость, безопасность и страсть — не просто паттерны поведения, но еще и эмоции. Временами вы чувствуете ответственность, чувствуете целеустремленность, чувст­вуете амбиции и т. д. Разница между пропусканием ваших пере­живаний через сито нескольких всеобщих эмоций или пропуска­нием их через открытые шлюзы человеческого опыта подобна разнице между черно-белым и цветным телевидением или же между игрой на фортепиано на восьми клавишах или на всех восьмиде­сяти восьми.

Между поведением и параллельными чувствами нередко име­ется разница. Лесли, например, частенько говорила: «Боже мой, у меня столько дел, что я сама удивляюсь, как мне удается справлять­ся с ними в одиночку. Но мне же за них отвечать!» Она повторяла это без тени юмора или иронии и так часто, что Майкла охватило любопытство и он спросил ее, действительно ли она чувствует от­ветственность. Вопрос застал Лесли врасплох. Она несколько ми­нут моргала, а затем ответила с удивлением: «Знаешь, что? Вовсе нет. Я чувствую только, что все это мне надоело!»

Прозрение Лесли может показаться странным, однако на са­мом деле это достаточно распространенный случай. Иногда мы судим о наших переживаниях по тому, что делаем, — то есть по нашему поведению, — забывая о возможной разнице между делами и чув­ствами. Например, вы вправе считать себя очень успешным в со­циальном общении, потому что прекрасно сходитесь с людьми и ведете разные беседы, но тем не менее глубоко внутри вы чувству­ете себя испуганным, утомленным или считаете себя выше окру-

жающих. Вам может казаться, что вы ничего не понимаете в лек- 37 циях по физике, на которые ходите, но при этом вы не обращаете внимания на то, что данный предмет вам интересен и вы полны решимости. Замечать только свое поведение и реагировать только на него означает игнорировать важный пласт переживаний — соб­ственные эмоции.

То же самое верно, если речь идет о наблюдении за другими и реакции на них. Нередко есть разница между тем, чем вам кажется поведение другого человека, и тем, что чувствует этот человек на самом деле. Это было наглядно продемонстрировано нашим дру­гом, чей сын-подросток весь день ходил, как в воду опущенный. Когда наш друг спросил, что случилось, выяснилось, что сын пе­реживает из-за насмешек друзей. Было бы ошибкой заподозрить по поведению мальчика, что тот чувствует себя угрюмым. Это было не так. Эмоцией, которую он испытывал, была «боль», проявляв­шаяся в поведении, которое отец воспринял как угрюмость. Еще одним частым примером этой точки зрения может быть неистовое и буйное поведение, в которое часто впадают дети, рассерженные на родителей. В большинстве случаев эти дети чувствуют себя не буйными или неистовыми, а одинокими или брошенными. И они реагируют на потребность в связи, о которой сигнализируют эти чувства. Их чувства побуждают их искать любого внимания и кон­такта, пусть даже агрессивного.

Конечно, чувства человека влияют на его поведение, а поведе­ние влияет на чувства, но эти проявления отличаются друг от дру­га и могут быть абсолютно разными в конкретный момент време­ни. Об этом следует помнить, потому что легко предположить, будто мы знаем,.что творится внутри другого человека, из простых на­блюдений за его поведением. Наши суждения в таких случаях мо­гут нам сказать что-то о нашем собственном выражении эмоций в своем поведении, но это неприменимо по отношению к другому человеку.

Эмоция — это общая чувственная реакция в данный момент времени, и она отличается от рациональных способов ее описания. В книге «Язык сердца» (Lynch, 1985) доктор Джеймс Дж. Линч доказывает связь между эмоциями и такими физиологическими проявлениями, как артериальное давление и частота сердечных со­кращений. В главе под названием «Скрытый диалог» он рассказы­вает о том, как в Центральной больнице штата Массачусетс иссле­дователи открыли, что многие пациенты практически не осознают своих чувств или же могут описать их лишь в рассудочных, отор­ванных от реальности и бесстрастных терминах. Для описания та­ких людей один из врачей исследовательской команды предложил специальный термин «алекситимия».

Типичной проблемой для алекситимичных пациентов стано­вится четкая формулировка собственных чувств, как это видно из случая, опубликованного доктором Немией и его коллегами:

Поскольку многим пациентам трудно описывать свои чув­ства и распознавать эмоции, они не могут провести разли­чия между обычными человеческими чувствами. [Один па­циент], например, при ответе на вопрос, каково ему быть испуганным, ответил: «Каково быть испуганным? (Пауза.) Понятия не имею».

Врач: Ощущаете ли вы это физически?

Пациент: Скорее, мне кажется, сознательно.

Врач: Сознательно?

Пациент: В основном это происходит в голове. Все пропускается че­рез голову.

Врач: И не влияет на организм?

Пациент: Не знаю... не уверен. Возможно. Возможно. Может быть, а желудок.

Врач: На желудок? И что вы в нем чувствуете?

Пациент: Он будто в узел завязывается.

Врач: Чем же это отличается от бешенства?

Пациент: Чем это отличается от бешенства? Ну, я... на самом деле, не все едино. Одно и то же, знаете ли.

Врач: Эти чувства похожи?

Пациент: Да. Страх, напряжение, раздражение. У меня они все пере­ходят с головы на желудок... (длинная пауза)... Я и вправ­ду не могу... Скажите, что вы хотите услышать, и я вам от­вечу.

Врач: Я хочу лишь услышать, что вы чувствуете, больше ничего.

Пациент: Ага, ну тогда... Нет, не могу сказать (р. 233-234).

Поскольку люди, страдающие эмоциональной «слепотой», не понимают, что они слепы, они изъясняются непонятно, и окружа­ющие не могут взять в толк, в чем же дело. Проблемы с коммуни­кацией и ошибочное понимание сказанного распространены по­всеместно.

Люди с нормальным цветовым зрением воспринимают его как должное, в то время как люди, его лишенные, даже не понимают, что им чего-то недостает. Цветовая слепота не­редко остается нераспознанной, так как нельзя ощутить от­сутствие феномена, с которым ни разу не сталкивался. Пу­таница привносится тем фактом, что человек, не различаю-

щий цветов, знает, что в языке есть такие слова, как крас­ный, желтый и зеленый, и может с успехом ими опериро­вать, не имея ни малейшего понятия о цветовом восприя­тии. Аналогичным образом, всем известны слова любовь, ненависть, ревность, экстаз и зависть, и все способны ис­пользовать эти слова, беседуя с другими людьми. Однако существует большая разница между рассудочным употреб­лением терминов, обозначающих чувства, которые никогда не испытывались, и использованием тех же слов при нали­чии соответствующего чувственного опыта. Психосомати­ческие больные прекрасно справляются с описанием эмо­ций, хотя и не имеют ни малейшего представления о соот­ветствующих ощущениях.

Проблема усугубляется, когда речь заходит об интенсифи­кации чувства. Сильное эмоциональное возбуждение созда­ет для алекситимичных пациентов особенно серьезные про­блемы. Не будучи способными описать свои чувства, они также теряют способность к различению их соматических корре­лятов. Скачок артериального давления может выражать гнев с тем же успехом, что и наплыв любовного чувства. Озву­чить разницу алекситимичные пациенты совершенно не в состоянии (р. 234-235).

В начале каждой сессии доктор Линч расспрашивает паци­ентов об их самочувствии, тогда как те, в свою очередь, соедине­ны с разнообразными аппаратами, фиксирующими артериальное давление, частоту сердечных сокращений и т. д. Ответы алекси­тимичных пациентов обычно повергают его в чувство досады и раздражения.

Пациент быстро меняет тему, переходя от области чувств к безопасной когнитивной области, спокойному царству рас­судка и мыслей, и отвечает: «По-моему, со мной все в по­рядке». В тот же момент артериальное давление или часто­та сердечных сокращений больного подскакивает на 25-50%. Такие пациенты отвечают на вопросы об их самочувствии рассудочно, жертвуя соматической стороной дела. Однаж­ды, услышав от Пэтти такого рода вежливый ответ, я немно­го вспылил и воскликнул: «Я знаю, как вы думаете, что вы думаете, почему вы думаете, когда вы думаете и где вы ду­маете, но я спросил, как вы себя чувствуете? — а не как вы об этом думаете».

Она улыбнулась в ответ на этот выплеск и сказала: «Что вы имеете в виду, когда спрашиваете, как я себя чувствую се­годня? Я же сказала вам, что я в полном порядке». «Я имел в виду, злитесь ли вы, или печалитесь, или радуе­тесь, или находитесь в бешенстве, или влюблены?» Она снова улыбнулась и вздохнула: «Я думаю, что со мной все в порядке» (р. 237-238).

Невзирая на то обстоятельство, что эмоция представляет со­бой общую чувственную реакцию, имеющую место в данный кон­кретный момент времени, ее не следует путать с некоторыми теле­сными ощущениями, которые вы можете испытывать параллельно. Слова о «желудке, завязанном в узел», прозвучавшие в приведен­ном ранее диалоге врача и пациента, являются примером телесных ощущений. Это — не эмоция. Недавно мы работали с клиенткой, ко­торая на вопрос: «Что вы чувствуете?» ответила: «Я чувствую, будто медленно движусь, не в силах пошевелить рукой. У меня тяжелая голова, и я чувствую что-то вроде пустоты в животе». Она описы­вала различные телесные ощущения, но не эмоции, частью кото­рых они являлись. Мы решили выяснить, какую эмоцию она ис­пытывает, но вместо ответа на вопрос, который мы имели в виду, она ответила на другой, уже звучавший: «Что вы чувствуете?» Мы исправились и спросили ее: «Какие эмоции вы испытываете?»; она, подумав минуту, ответила: «Подавленность. Я чувствую подавлен­ность».

Таким образом, есть разница между ощущениями в различ­ных участках тела и вашим целостным субъективным ощущением момента, или «эмоцией». Важно уметь проводить различия меж­ду вашими эмоциями и соматическими ощущениями, чтобы адек­ватнее реагировать на происходящее с вами. Например, оказалось, что те же самые соматические ощущения наша депрессивная па­циентка испытывала, когда была физически утомлена. (Она знала, что «подавлена», когда стремилась уснуть и убежать таким обра­зом от своих чувств, но если она была счастлива отправиться спать, то понимала, что испытывает «усталость».) На самом деле, если вы пребываете в депрессии, вы будете иначе реагировать на ситуа­цию, чем в случае, когда вы утомлены.

Эмоции — это наши общие субъективные реакции в отдельно взятый момент времени.

Эмоции отличаются от соматических ощущений, могущих воз­никать, параллельно.

Эмоции отличаются от паттернов поведения, возникновению которых они способствуют.

Эмоции отличаются от ценностных суждений, которые мы выносим в их отношении.

Эмоции как сообщения

Для некоторых людей эмоциональным выбором выступает способ­ность останавливаться на эмоциях, которые им нравятся, которые обогащают и разнообразят их жизнь, и жить, ошутттая только яти

приятные чувства. Но если бы вы преуспели в этом, то где бы тогда оказались на самом деле?

Имей вы возможность выбрать прямо сейчас, какие шесть эмо­ций вы оставили бы себе на всю оставшуюся жизнь, а какие шесть предпочли бы навсегда оставить в прошлом? (Вам лучше прервать чтение и ответить на этот вопрос. Когда вы закончите читать эту книгу, вам будет очень полезно вернуться сюда и посмотреть, на­сколько изменились ваши ответы.)

Испытывать Исключить

Неважно, что вы написали в обеих графах: скорее всего, это самообман. Едва ли, например, вы включили в желаемые эмоции «разочарование» или «фрустрацию». И тем не менее разочарова­ние дает вам понять, что вы не получили чего-то важного, чего хо­тели и ждали. Как и разочарование, фрустрация говорит об отсут­ствии некоего ожидаемого и желанного результата. Разница лишь в том, что когда вы фрустрированы, у вас еще есть возможность добиться желаемого результата и вы все еще пытаетесь достичь его. Разочарование говорит о том, что возможность получить «это» исчезла, и все, что вы можете сделать, — это прекратить, бросить это дело; но когда вы реагируете фрустрацией, реакция подразу­мевает, что вы продолжаете преследовать цель.

Подумайте, например, о том, чего вам хотелось на протяже­нии всего минувшего года, но чего вы так и не получили. Позволь­те себе на некоторое время испытать разочарование по этому по­воду. Теперь проверьте: продолжаете ли вы этого хотеть, чем бы оно ни было? Если вам это уже ни к чему, то найдите что-нибудь еще, по поводу чего можно разочароваться, что-то, чего вы хотите до сих пор. Как только у вас появится новый пример, не разочаро­вывайтесь по его поводу, а позвольте себе на минуту представить, что вы можете получить это; это что-то, что вы до сих пор хотите, и вы можете получить это, вы пытаетесь это сделать, но то, как вы это делаете, не приносит результата. Другими словами, испытайте фрустрацию в связи с тем, что вы не можете получить этого. В чем

разница между фрустрацией и разочарованием? И снова ответ, который мы неизменно получаем, задаваясь подобным вопросом, говорит нам, что в состоянии фрустрации люди все еще продолжа­ют борьбу за получение желаемого, даже если точно не знают, что нужно сделать для достижения успеха.

Разочарование помогает нам прекратить преследовать цель, принять это и обратиться к другим, более перспективным делам. Быть может, вполне уместно разочароваться в знакомом, который никак не может отказаться от наркотиков, несмотря на все, что вы для него уже сделали и готовы сделать еще. А если ваш ребенок ненавидит балет вопреки вашим стараниям увлечь его этим заня­тием, то лучше пережить разочарование, принять этот факт и по­дыскать какое-то дело, которое больше устроит вас обоих.

Фрустрация побуждает вас к дальнейшей борьбе. Пока вам не покажется, что все средства уже исчерпаны, адекватнее будет ис­пытывать чувство фрустрации по поводу плохого поведения ре­бенка, или проблем в общении с другом, или по поводу того факта, что ваше здоровье не настолько безупречно, как хотелось бы. Если эти обстоятельства заслуживают фрустрации, то есть смысл при­влечь эмоции терпения и решимости, чтобы задача лежала перед вами как на ладони вплоть до своего разрешения. Поэтому цен­ность эмоции нельзя измерить степенью удовольствия, которое она приносит; она поверяется лишь результатом, для достижения ко­торого предназначена.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 282. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия