Студопедия — Анатолий Занковский 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анатолий Занковский 11 страница






Эффективность работы якоря зависит, в основном, от его проч­ности. При первом якорении эмоции сделайте ваше переживание, связанное с возвращением в ситуацию, где вы уже испытали эту эмоцию, как можно более живым и неотвязным. Вы можете уси­лить переживание, повысив интенсивность своих ощущений и кра­сок вашей картины, увеличив ее яркость, подвижность, объемность, а также ускорив темп того, что слышите. Вы можете также закре­пить якорь путем повторного, неоднократного якорения эмоции, как это сделали Джонелл и Рой. Достаточная интенсификация эмоции иногда требует поиска особенно запомнившегося эпизода из своего прошлого, который, будучи вспомнен, все еще продол­жает оказывать глубокое влияние. Если, например, вы хотите зая­корить любовь к супруге (или супругу), то вам вместо того, чтобы интенсифицировать чувство любви, испытываемое в настоящее время, можно вернуться к тем незабываемым дням, когда вы впер­вые почувствовали влечение к этому человеку*.

Разрыв причинно-следственных связей

Иногда вы можете оказаться в эмоциональном состоянии, вызван­ном ситуацией, которая до того невыносима, что вы становитесь отрезанным от обычных возможностей изменить свои чувства. В подобных случаях происходящее обладает над вами такой влас­тью, что вы не в состоянии ни изменить перцептивные компонен­ты, ни задействовать обычно хорошо срабатывающие паттерны поведения, которые вызывают к жизни стратегию эмоционального выбора. В таких ситуациях даже ранее установленные якоря могут слать бесполезными в преодолении влияния текущей ситуации.

* Подробное изложение техники якорения и ее практического использования со­держится в работе Лесли Кэмерон-Бэндлер «С тех пор они жили счастливо» («прайм-ЕВРОЗНАК», 2004).

Мы говорим о ситуациях, в которых конкретный идентифи­цируемый стимул заставляет вас испытывать нежелательные чув­ства. (На самом деле многие люди полагают, будто все их эмоции являются результатом воздействия разнообразных внешних сти­мулов, а потому пытаются установить контроль над чувствами че­рез контроль над окружением — стратегия, обреченная на провал.) Такими ситуациями могут быть случаи, когда вы испытываете опу­стошительный гнев, обнаруживая, что дядюшка Джо, закоренелый расист, снова сел на своего «конька», или вас охватывает печаль, когда вы слушаете новости, или на вас орут, или вы чувствуете тревогу, получив от налоговой службы уведомление о ревизии. В подобных ситуациях вас контролируют, не оставляя вам выбора, стимулы, в роли которых выступают дядюшка Джо, новости, гром­кость и тон голоса или Внутренняя налоговая служба США.

Когда такое случается, лучшим выбором будет сделать нечто, способное разорвать причинно-следственные связи, — то есть на­чать с того, чтобы свести к нулю контроль стимула над вами. Ког­да причинно-следственная связь будет нарушена, вы сможете, если это необходимо, переместиться в формат «Во время», что явится способом восстановления возможности эмоционального выбора. Разрыв причинно-следственной связи приносит двойную выгоду: выводит вас из-под влияния ситуаций в достаточной мере, чтобы поколебать неприятные и неблагоприятные эмоции, которые вам приходится терпеть, а также предоставляет вам возможность рас­пределить свои перцептивные и поведенческие ресурсы так, что­бы вернуться в ситуацию уже на ваших собственных условиях.

Существует три способа ликвидации контролирующего эф­фекта стимула, которые все подразумевают то или иное устране­ние себя из ситуации. Первый способ заключается в том, чтобы заменить свою точку зрения на другую, отстраненную от происхо­дящего. Вы можете добиться этого, либо рассмотрев ситуацию с точки зрения будущего — так, чтобы взирать на нее как на собы­тие, оставшееся в прошлом, — либо выйдя из нее визуально и на­блюдая за ней с позиции безучастного стороннего наблюдателя: примерно так, как вы следите за телевизионным шоу.

Второй способ устранения эффекта контролирующего стиму­ла требует переключения внимания на другой стимул. Если вам, например, невыносимо скучно на лекции, вы можете целенаправ­ленно обратить свое внимание на какую-нибудь привлекательную особу из числа слушателей или на какой-то предмет в помещении, который выглядит достаточно странно, чтобы возбудить в вас лю­бопытство, — короче говоря, на любой стимул, достаточно мощ­ный, чтобы вызвать у вас иную эмоцию. Сродни разрыву причин­но-следственных связей оказывается постановка вопросов, приво-

дящих к обработке информации. Если в минуту, когда на вас давит 135 некая эмоция, вы приметесь задавать себе вопросы, касающиеся решения проблем, то результатом этого часто будет оказываться эмоциональное отрешение от эффектов, оказываемых стимулом. Например, чтобы свести к нулю невыносимое чувство, вызванное расизмом дядюшки Джо, вы можете задавать себе вопросы: «Как он дошел до такой жизни?», «Как я дошел до таких мыслей?», «Что мне сделать, чтобы изменить то, что делает он?»

Третьим способом является физический выход из ситуации. Если стимул лишает вас возможности выбирать себе чувства, то не обязательно его терпеть. Между бегством и уходом существу­ет огромная разница. Может статься, что вам придется физиче­ски оградиться от стимула, чтобы восстановить свой эмоциональ­ный выбор. Так, в главе 7 мы рассказали, как Лесли сочла нуж­ным выйти из ресторана, чтобы подумать, чего ей хочется в плане эмоций и вызвать в себе эти чувства. Как только она восстанови­ла в себе способность выбирать чувства, она была готова вер­нуться в ресторан, но теперь уже на собственных эмоциональных, условиях. Вот некоторые примеры действий, посредством кото­рых вы можете устраняться из невыносимых, парализующих си­туаций.

Вас раздражает и выводит из себя чей-то насмешливый и скри­пучий голос.

• Переключите все внимание на других присутствующих.

• Постарайтесь вычислить, какие паттерны мышечного напря­жения порождают столь омерзительное звучание.

• Сымитируйте тон.

• Вообразите, что данный тон — симптом смертельной болезни.

• Уйдите.

is

• Завладейте взаимодействием, пользуясь своим естественным» голосом. «

Вы гостите у друга, квартира которого пребывает в таком запустении, что вы испытываете отвращение и гадливость.

• Приберите в квартире.

• Выберите себе чистый уголок, который сможете назвать своим пристанищем.

• Погасите свет.

• Уйдите.

• Рассматривайте окружающую обстановку как специально со­зданное произведение искусства.

• Для каждого слоя грязи постарайтесь представить, какие со­бытия привели к его накоплению.

Вас игнорирует коллектив, и это вызывает у вас чувство уни­женности и негодования.

• Уйдите.

• Устройте сцену.

• Пошепчите кому-нибудь на ухо.

• Наслаждаясь своей невидимостью, понаблюдайте, как забавно ведут себя люди.

• Подслушайте разговоры и подумайте, как использовать услы­шанное.

• Отведите кого-нибудь в сторонку и втяните в беседу.

Эти примеры приведены ради стимуляции ваших раздумий над рядом возможностей, позволяющих вам просто-напросто пре­рвать ход вещей, заставляющий вас реагировать неблагоприятным и неудачным образом. Теперь вам имеет смысл подыскать несколько примеров невыносимых ситуаций, в которых вы чувствовали и вели себя не так, как хотели. Вы познакомились с процессом создания соответствующих альтернатив, и в следующий раз, оказавшись в эмоционально гнетущей ситуации, сможете воспользоваться сле­дующим форматом.

1. Установите, что именно заставляет вас испытывать непри­ятную или неблагоприятную эмоцию (то есть идентифицируйте причину).

2. Выберите способ, позволяющий свести эффект этой причи­ны к нулю путем либо а) изменения перспективы, превращения в стороннего наблюдателя или наблюдения за ситуацией из буду­щего, либо б) переключения внимания на другой стимул, либо в) физического устранения из ситуации.

3. Устранитесь из ситуации способом, который предпочли. Если вы все еще чувствуете себя перегруженным, вернитесь к этапу 2 и выберите другой — возможно, не такой радикальный, — способ ликвидации причинно-следственной связи.

4. При желании, устранив эффект стимула, перейдите к фор­мату «Во время» и другим оценочным подходам.

Возможно, что того облегчения, которое вы ощутите, оградив­шись от причины ситуации, будет достаточно, чтобы почувство­вать себя удовлетворенным. В этом случае вы можете остановить­ся на третьем этапе. Однако прежде чем двинуться дальше, поду­майте, не следует ли вам в конечном счете овладеть такой ситуацией - „„ „^„^„т^. ос ппнчинр подчинять себе ваши пеоеживания так,

как это произошло. Если вам приглянется подобный исход, вое- 1 пользуйтесь возможностью либо перейти к формату «Во время», изменяя свою эмоциональную реакцию на текущую ситуацию, либо к формату «После», изменяя будущую эмоциональную реакцию на похожую ситуацию. Независимо от того, что вы выберете, — воспользуетесь преимуществом указанных форматов или просто сведете к нулю причинно-следственную связь и обратитесь к дру­гим вещам, — цель состоит в том, чтобы поставить ситуацию под контроль и не давать ей контролировать вас.

Реконструкция эмоций

Когда в главе 5 мы знакомили вас с временными рамками, мы рас­сказали о Стивене, маленький сын которого едва не привел его в ярость своей привычкой постоянно встревать в разговор. Затем, когда Стивен уже готов был взорваться, «воображение внезапно перенесло его в будущее. В этом будущем он увидел своего сына уже совсем взрослым человеком, грубым и несдержанным, а пото­му одиноким и несчастным. Разговор, который пытался поддер­живать Стивен, сразу показался неважным. Пламя в его глазах угас­ло. Он присел на корточки рядом с сыном и стал объяснять ему, что значит быть грубым, и что нужно сделать, чтобы этого избе­жать». Стивен очень тонко, хотя и непреднамеренно, изменил свое эмоциональное состояние, перенесясь из временных рамок на­стоящего в рамки будущего. В тот самый миг, когда он изменил временной компонент, его эмоции сместились от нетерпения к тер­пению.

В главе 5 мы также рассказывали о Френсис и ее ссоре с бан­ком. Ей не удалось заставить банк исправить ошибку, так что она была крайне недовольна собой. Но когда друг призвал ее найти в состоявшейся конфронтации хоть что-то ей удавшееся, Френсис вспомнила: «Пусть я перепугалась, но сказала им: "Вы еще меня не знаете", — и ушла». Как только Френсис признала, что доби­лась маленького успеха, она почувствовала себя удовлетворенной.

Многие из нас, как и Френсис, недовольны собой, когда дела идут не так, как нам хочется. Чтобы почувствовать себя удовлет­воренной, Френсис пришлось сосредоточить внимание на том, что она сделала для реализации своих ожиданий. Ей это не удавалось до тех пор, пока она не стала разбивать инцидент на все более мелкие фрагменты поведения (разукрупнять), в итоге добравшись до тех паттернов и результатов, которых она все же добилась, и которые принесли ей удовлетворение.

Временами бывает, что вам лучше приобретать доступ к эмо­ции по частям, как это делали Стивен и Френсис, и не погружать-

ся в нее сразу, как это происходит при пользовании форматами «Поиск эмоции» и «Самоякорение». Вы можете оказаться настолько захвачены своим эмоциональным состоянием, что вам не удастся из него вырваться и переключиться на желаемые эмоции. Неплохо иметь в запасе несколько способов изменения эмоциональных пе­реживаний, и одним из лучших методов является изменение чувств путем видоизменения ощущений на уровне компонентов.

Реконструкция эмоции с превращением ее в более благопри­ятную требует прежде всего осознания компонентов, значимых для ее возникновения. Одним из простейших способов идентифика­ции компонентов эмоции является постановка вопроса: «По ка­ким признакам я узнаю, что ощущаю эту эмоцию?» и ответ на него. Зная компоненты, вы можете начать экспериментировать с их изменением. Из ранее приведенных в других главах примеров вам известно, что компоненты, лежащие в основе отдельной эмо­ции, образуют уникальный комплекс взаимно влияющих ощуще­ний. Измените любой из этих компонентов, и ваши чувства тоже мгновенно изменятся. Кроме того, изменения, произведенные в каких-то одних компонентах, окажут более глубокий эффект на изменение отдельной эмоции, чем изменения, произведенные в других компонентах.

Мы не предлагаем вам изменять тот или иной аспект внутрен­него переживания лишь ради замены вашей эмоции на что-то — «что угодно» — еще. Наверное, вы и сами знаете, какие эмоции вам лучше испытывать вместо тех, которыми вы обременены в на­стоящий момент. Конечная цель, к которой вы хотите прийти с вашим эмоциональным состоянием, должна быть мерилом для из­мерения качества вашего переживания, когда вы намереваетесь его изменить. Перестраивая ощущения, задайтесь вопросом: «Это ли я хочу чувствовать, и если нет, то каких качеств мне все еще не хватает?» Знание конечного пункта эмоционального путешествия позволяет вам продолжать приспосабливать эмоции до тех пор, пока вы не добьетесь намеченной эмоции.

Представим, например, что вы испытываете нетерпение, а хо­тите испытывать терпение. Осознав свое внутреннее переживание, вы понимаете, что ваш темп чересчур быстр. Вы также понимаете, что относите достижение цели к очень близкому будущему, тогда как модальностью выступает модальность необходимости («Я дол­жен это заполучить!»). Экспериментируя, вы начинаете с замедле­ния темпа. Это изменяет ваше эмоциональное состояние, но не так, как вы того хотите. Теперь вам нужно добиться цели быстро, одновременно действуя в медленном темпе, что заставляет вас ощутить собственную несостоятельность. Поэтому возобновите як-г-пегшмент и на сей раз переместите исход в более отдаленное

будущее. Это изменение в сочетании с замедленным темпом дей- '. ствительно приведет вас к чувству терпения.

Можно испытать практически любую эмоцию, набор компо­нентов которой вы в состоянии описать. На первый взгляд это кажется более сложным и проблематичным подходом к получе­нию доступа к эмоциям, но процесс упрощается уже после несколь­ких попыток. Выигрыш при использовании данного метода выхо­дит за пределы приобретения доступа к конкретным эмоциям; этот метод также вооружает вас настроем и растущей информационной базой, которые сделают ваше текущее переживание и эмоциональ­ные реакции окружающих неиссякаемым источником новых зна­ний, касающихся структуры человеческих переживаний. И с этим знанием вы вознесетесь на такой уровень выбора и к такому диа­пазону эмоциональных переживаний, каких не смогли бы добить­ся никакими иными способами.

Предлагаемые ниже примеры, которые наполнят вас понима­нием процесса реконструкции эмоций, вполне заурядны. Мы имеем в виду, что изменения, которым подвергаются компоненты с целью преобразования нежелательной эмоции в желательную, являются теми, в которых нуждается большинство людей, задавшихся целью вызвать указанную желательную эмоцию. Знакомясь с каждым при­мером, найдите в себе описанные компоненты и посмотрите, как изменятся ваши чувства. Если вы не ощутите эмоцию, которую при­зван вызвать данный конкретный набор компонентов, то подумай­те, чего не хватает, и попробуйте добавить недостающее ощущение.

От несостоятельности к состоятельности

Вы согласились выступить на совете, но когда обнаружили, что все его члены имеют более высокие ученые степени, чем ваша, чувствуе­те себя несостоятельным. Часто при создании чувства несостоя­тельности самым важным компонентом является сравнение того, чем вы обладаете или что можете сделать, с достоянием или воз­можностями какого-то другого лица. Можно преобразовать это чув­ство в ощущение собственной состоятельности, напомнив себе о своих возможностях; о прошлых случаях, когда вы демонстрировали свою уникальную компетентность, и т. д., пока не почувствуете, что спо­собны стоять на своем в присутствии этого человека или, в нашем примере, в состоянии выступить в роли члена совета.

От перегруженности к ответственной креативности

Это было то еще предприятие, но вы все-таки ухитрились подго­товиться ко дню рождения вашего ребенка. Однако вы чувствуете, что у вас уже не осталось никаких сил, когда вдруг оказывается,

что в гости придет вдвое больше детей, чем вы рассчитывали. Ког-да вы ощущаете перегрузку, ваш темп стремителен, так как вы пы­таетесь позаботиться сразу о многом без выделения приоритетов. Вы можете вызвать в себе чувство ответственной креативности, произведя три изменения. Во-первых, сбавьте темп, а после этого выделите приоритеты и последовательности действий при выпол­нении стоящих перед вами задач. Вы разукрупняете непомерную задачу и затем сосредоточиваетесь только на первоочередных де­лах. Покончив с одной, вы переходите к следующей задаче: сперва, например, занимаете юных гостей каким-то делом; потом прики­дываете, сколько еще приготовить еды для всех неучтенных, нахо­дите кого-нибудь, кто пойдет за продуктами, и т. д. Во-вторых, добавьте к критерию «переделать все дела» критерий «переделать весело и с огоньком». Одновременно измените модальность «Я дол­жен/Мне придется» на «Я хочу/Я могу». Сочетание этих измене­ний натолкнет вас на мысли касательно развлечений и угощения — игр на свежем воздухе, лепки шариков из арахисового масла, вы­печки, — которые развлекут и вас, и детей, параллельно оказыва­ясь решением проблемы быстрого приготовления пищи.

От тревоги к способности

Субботним вечером вы сидите за столом, в тревоге ломая руки, так как в понедельник вам предстоит экзамен, по результатам которого вы либо перейдете, либо не перейдете на следующий курс. Тревога часто возникает, когда вы обращены к будущему, которое, как вам кажется, таит в себе опасность и к которому вы не готовы. Вы можете преобразовать это чувство и ощутить свою квалифи­цированность посредством того, что, во-первых, будете прислуши­ваться лишь к тому, что происходит вокруг в данный момент, пока не почувствуете себя в безопасности в настоящем. («Дома тепло и уютно, вокруг меня — любимые картины и книги, у меня есть дру­зья, люди, которые меня любят».) Затем вооружитесь модальнос­тью «это возможно» и приступите к разукрупнению задачи, думая о путях практической подготовки к встрече с потенциально опас­ным будущим. («Во-первых, мне нужно достать конспекты и по­смотреть, какие темы наверняка прозвучат на экзамене; затем я изучу их в первую очередь; потом, если у меня еще останется вре­мя, я смогу перейти к другим возможным вопросам».)

От разочарования к фрустрации

Сотрудник, на которого вы возлагали большие надежды и имели насчет него грандиозные планы, разочаровал вас, показав, что не способен реализовать ваши чаяния. Когда вы ожидаете чего-то, чего нам по-настоящему хочется, и не получаете этого, результатом мо-

жет стать разочарование. Важным компонентом здесь выступает ■ тот факт, что вы больше не видите возможности заполучить жела­емое. Помещая желаемое во временной фрейм, включающий буду­щее (например, говоря себе, что ваш сотрудник пока еще не оправ­дал надежд), вы, по крайней мере, перейдете к чувству фрустра­ции. В данном случае это полезный сдвиг, так как фрустрация побуждает вас к дальнейшему преследованию цели: попытаться, допустим, повысить квалификацию вашего сотрудника так, чтобы он в конце концов достиг уровня, которого, по вашему мнению, способен достичь. Если вы хотите перейти от фрустрации к более приятному предвкушению, поищите в прошлом эпизоды, когда ваш сотрудник чему-то учился и повышал свое мастерство. Используя эти примеры в качестве утешения, продолжайте пользоваться вре­менными рамками будущего, но измените модальность «он мог бы измениться» на «он изменится». Это позволит вам рисовать дос­тойные предвкушения картины грядущего. Это также могло бы наполнить вас обновленным чувством энтузиазма и волнения.

От разочарования к принятию

Ваша дочь-подросток уходит подровнять челку и через четыре часа возвращается с зеленым панковским «ирокезом». Вы можете не за­хотеть или не быть в состоянии и дальше преследовать результат, погоня за которым принесла вам разочарование. В этом случае вы, может быть, захотите перейти от разочарования к принятию, осво­бождая себе путь к другим результатам. Вы можете сделать это, переместившись на несколько лет в будущее и после оглянуться на то, чего так и не получили. Оглядываясь на результат, которого вы не добились, делайте его все мельче и мельче в перцептивном отношении, 'все менее и менее важным — до тех пор, пока не по­чувствуете принятие. Оглядываясь, к примеру, на кричащую при­ческу дочери из момента, отстоящего от сегодняшнего дня на де­сять лет, вы увидите, как это событие становится всего лишь од­ним из многих забавных и курьезных случаев, которыми так богата жизнь подростка.

От депрессии к энтузиазму

Вы чувствуете, что не делаете ничего стоящего сейчас и, судя по всему, не делали и в прошлом; при взгляде же в будущее все, что вам удается увидеть, — это лишь продолжение прежнего, бессмыслен­ная суета... и это так угнетает. Когда вы испытываете депрес­сию, дурным выглядит все — прошлое, настоящее и будущее. Что­бы выйти из депрессии, вам нужно начать идентифицировать в настоящем что-то, ставшее лучшим по сравнению с прежними вре­менами. Встройте эту малую разницу в будущее, затем найдите

еще что-нибудь, улучшившееся по сравнению со своим прошлым состоянием, и снова встройте в будущее, и т. д. В итоге, действуя таким образом, вы построите будущее, которое развеет вашу де­прессию и возбудит энтузиазм. Однако весьма вероятно, что чув­ство депрессии не сразу сменится энтузиазмом. Вы должны рассу­дить, что данный процесс сродни подъему тяжелого предмета со дна океана путем закачивания в него все большего и большего ко­личества воздуха.

От надежды к ответственности

Вы узнаете, что ваш шестилетний сын повинен в мелких кражах и, конечно, надеетесь, что он изменится и избавится от этой пагуб­ной привычки. Когда вам чего-то хочется, но вы пассивно ориенти­рованы на результат, вы наверняка так и останетесь полными на­дежд на получение желаемого, не считая себя обязанным сделать хоть что-нибудь ради достижения этого результата. Если же вмес­то этого вы ощутите свою ответственность, то вероятность неких действий, направленных на достижение цели, окажется намного большей. В приведенном примере ощущение ответственности за будущее ребенка побудит вас научить его уважению к чужой соб­ственности. Вы можете переориентироваться на чувство ответствен­ности путем изменения внутреннего «Хочу, чтобы это произошло» на «Это надо сделать» и «Это должен сделать именно я» (модаль­ность необходимости), напоминая себе о других результатах, до­стигнутых вами в ходе воспитания ребенка, так чтобы суметь ска­зать себе «Я могу сделать то, что необходимо сделать», а затем перейти к обдумыванию способов достижения результата.

От скуки к приятному предвкушению

Вы долго едете по малоинтересной местности с непривлекатель­ным ландшафтом и чувствуете скуку. Когда вам скучно, вы пре­бываете в настоящем, но в этом настоящем не происходит ничего, что могло бы вас заинтересовать. Вы можете преобразить ощуще­ние скуки либо в удовольствие, либо в приятное предвкушение, переключив свое внимание на будущее и фантазируя насчет пози­тивных будущих возможностей. Если вернуться к примеру с авто­мобильной поездкой, то вы можете мысленно доставить себя в ко­нечный пункт путешествия, где вас ждут разные приятные вещи.

От горя к принятию

Вы потеряли близкого человека — кого-то, чье будущее переплета­лось с вашим, — и теперь скорбите. Вы можете испытывать скорбь не только при кончине близких, но и при потере работы, дома,

мечты или любви. На самом деле, коль скоро мы склонны ассоци- т.ц ировать горе со смертью, многие люди не сознают, что скорбят по поводу потери чего-то еще — например, работы или любви. В со­стоянии скорби вы вновь и вновь сравниваете то, чего нет в ва­шем настоящем, с тем, что могло бы в нем быть; и то, чего не будет в вашем будущем, с тем, чем это будущее могло бы стать. Чтобы перейти к принятию, вам нужно построить себе ближайшее и от­даленное будущее, берущее начало в настоящем, построенное из того, что принесет в этом будущее удовлетворение; тех дел, кото­рые удовлетворят вас, и того, как вы будете ими заниматься. В этом случае вы будете внимать одному будущему вместо того, что­бы сравнивать два: будущее «того, что будет», и «того, что могло бы быть».

От удовлетворения к восторгу

Ваша семилетняя дочь приходит домой с колонкой примеров на сло­жение и вычитание, которые все решены правильно, и вы испыты­ваете удовлетворение при виде ее успехов. Удовлетворение есть то, что вы чувствуете, когда происходящее в точности соответствует вашим чаяниям. Интенсивность этой эмоции обычно не особенно высока. Если в ситуации, заслуживающей более бурных эмоций (когда, например, ваша дочь овладевает сложением и вычитани­ем), вы испытываете всего лишь удовлетворение, то интенсивность этого чувства можно взвинтить — быть может, усматривая в этом событии доказательство будущих достижений, одаренности и со­вершенства вашего ребенка, — пока не начнете испытывать во­сторг.

Проработайте описанные выше примеры, повторите их несколь­ко раз, и вы обнаружите, что очень быстро превратите их в соб­ственные стратегии, предоставляющие вам новый эмоциональный выбор в ранее проблемных контекстах.

Предложенное ниже упражнение даст вам возможность испы­тать на себе реконструкцию эмоций по вашему собственному вы­бору и поэкспериментировать с ней.

1. Идентифицируйте эмоцию, переживаемую в настоящий мо­мент. (Например: «Я ощущаю любопытство».)

2. Идентифицируйте значимые компоненты этой эмоции, спра­шивая себя: «Откуда я знаю, что испытываю именно________, а не

какую-то другую эмоцию?» То есть: что именно из того, что вы обдумали — временные рамки, темп, модальность, степень учас­тия, интенсивность, соответствие/несоответствие, сравнение, кри­терии и размер чанка — играет важную роль в том, что данная эмоция такова, какой ощущается? (Например: «Когда я испыты-

ваю любопытство, я отмечаю несоответствие между тем, что я знаю, и тем, что мне явлено; я озабочен настоящим, я чувствую свое напряженное участие, а моим критерием выступает критерий "по­нимание". Рассогласованность критерий "понимания" и напряженное участие видятся мне наиболее важными».)

3. Измените один из важных компонентов в каком-нибудь ко­личественном или качественном отношении. Если вы прикованы к настоящему, то можете переключить внимание на прошлое или будущее. Если ваш темп быстр, замедлите его; если медленный — ускорьте. Если вы пользуетесь модальностью необходимости («Я должен», «Я обязан»), смените ее на модальность возможности («Я могу», «Я смог бы»); или же наоборот: замените возможность необходимостью. Если степень участия, которую вы ощущаете, от­личается активностью, то измените последнюю на пассивность, или наоборот: при пассивном участии превратите его в активное. Вы можете либо повышать, либо понижать интенсивность того, что чувствуете. Если вы присматриваетесь к соответствию вещей, об­ратите внимание на их несоответствие или сравните их. Вы може­те изменить один критерий — то есть то, что является для вас в ситуации важным — на какой-то другой. Или же вы можете оста­вить прежний критерий, но либо укрупнить, либо разукрупнить его относительно ваших нынешних взглядов на этот критерий.

4. Следите, как ваши эмоции меняются в результате измене­ний, вносимых вами в компоненты переживания. (Например: «Когда я вхожу в состояние соответствия, я больше не чувствую любо­пытства, но ощущаю себя мотивированным к какому-то делу. Ког­да я снижаю интенсивность моего любопытства, оно сменяется за­интересованностью, а когда я ее повышаю, я начинаю испытывать жгучее любопытство. Когда я смещаюсь к пассивному чувству, я ощущаю заинтересованность».)

Мы призываем вас почаще повторять приведенное упражне­ние, затрагивая в нем как можно более разнообразные комплексы эмоций и компонентов. Упражнение может показаться простым, но оно, тем не менее, замечательно просвещает в отношении струк­туры субъективного переживания. Такого рода экспериментирова­ние бесценно для вас в том смысле, что учит оценивать и опозна­вать внутренние процессы, порождающие ваши текущие эмоции. Оно, по сути, является основополагающим аспектом подлинного эмоционального выбора.

Вот особенно полезный совет для быстрого получения досту­па к разнообразным эмоциям для их последующего использова­ния в ходе вышеуказанного упражнения. Подсказкой является форма вопроса, и мы, задавая его, тысячи раз изменяли человеческие эмо­ции. Мы прибегали к этому вопросу, когда этим людям хотелось

почувствовать определенную эмоцию, или когда мы сами хотели, 1, чтобы они ее испытали. Возьмем в качестве примера амбицию. Вопрос звучит так: «Как вы узнаете, что ощущаете в себе амбици­озность?» Для ответа человеку нужно вызвать эмоцию прежде, чем он сумеет произвести оценку, необходимую для описания компо­нентов. Вы можете опробовать данный вопрос на себе. Всякий раз, когда вам захочется вызвать определенную эмоцию, спрашивайте себя: «Как я узнаю, что чувствую себя амбициозным?» (или благо­дарным, или решительным и т. д.). Начав экспериментировать с эмоцией, вы можете при желании заякорить ее.

Приобретя способность моделировать компоненты эмоций, вы сможете воспользоваться представленным ниже четырехэтапным форматом, призванным реконструировать ваши эмоциональные со­стояния в соответствии с вашими желаниями. Четыре этапа соот­ветствуют стадиям, которые мы обсуждали и на которые ссыла­лись на протяжении всего данного раздела.

1. Осознайте значимые компоненты, лежащие в основе неже­лательной эмоции.

- 2. Измените качества этих компонентов, по одному за раз.

3. Оцените, приводит ли данное изменение к возникновению желаемой эмоции.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 347. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия