Студопедия — В степи тоже водится рыба

В степи тоже водится рыба

В этом году на середину осени у меня была запла- нирована поездка на охоту в Дагестан и Калмыкию. И вот это трехнедельное путешествие позади. Остался ли я доволен? Конечно! Как можно побывать в новых местах, плавать, нырять, стрелять рыбу, на утрянках и вечерках стрелять утку и остаться недовольным?!

В Минводах меня встречал Геннадий, а к середине дня и Владимир подъехал. Между прочем, он в одиноч- ку на своей «Ниве» добирался до своих родных мест трое с половиной суток. С Нижневартовска. Объеди- нив наши усилия, закупив провиант, загрузив снаряже- ние для обычной и подводной охоты в два белых коня ("-Нивы»), мы взяли курс на дагестанский город Кочу- бей.

Получение путевок на право охоты заняло час вре- мени. При этом наши кошельки похудели, аж, на 70 ру- блей! Именно такую мизерную плату берут за право ежедневно отстреливать 15 уток(в том числе 5 гусей) весь охотничий сезон. Еще нам охотовед сказал, что мы можем ловить по 20 килограммов рыбы. Столь де- мократичных правил и щедрых норм я не встречал ни в одном регионе России.

Час езды от Кочубея по асфальту, еще полтора по

степи и мы остановились у одного из приемных пунктов Широкольского рыбокомбината. Его хозяева, друзья Геннадия, были нам очень рады и предоставили для проживания лучшие апартаменты – железный фургон- чик на колесах. В пятидесяти метрах от нас из артези- анской скважины бежала чистая, абсолютно пресная вода, что для тех степных районов довольно редкое явление.

Уже на следующий день мы начали осваивать окру- гу. Она оказалась чрезвычайно богатой на летающую и плавающую живность. Находились мы, как выясни- лось, у озер и ильменей, которые соединяются с рекой Кумой. А река эта с некоторых пор и не без участия человека впадает в Каспийское море. Места эти впол- не можно назвать «медвежьим углом», но не столько за отдаленность, сколько за малолюдность. За неделю нашего там пребывания мы лишь однажды встретили рыболовов на двух машинах.

Местной утки (в основном, это чирок) в тех местах не много, а очень много. Проезжая днем мимо небольшой

«лужи» метров 700 на 100, мы могли наблюдать на ней до тысячи штук. Интереса ради стреляли в воздух и любовались одновременным их взлетом – кра-сотища необыкновенная! Всякий охотник знает, как замирает сердце при виде такой картины. А под утро приезжали к такому водоему, устраивали себе подобие шалаши-

ков, расставляли чучела и ждали рассвета. Утки начи-

нали налетать еще по-темному, а потом летели и лете- ли все время. Полет у чирка стремительный, и цель это маленькая, поэтому мазали мы много. Патроны исче- зали с катастрофической быстротой. Но остановиться было очень трудно, особенно мне, так как охотничье ружье лишь раз в год беру в руки. А охоту на утку ис- кренне и давно люблю.

Посидев на утрянке и ощипав потом добытых уток, отправлялись на подводную охоту. Для этого хобби мест и условий там тоже хватает, хотя и не все озера достаточно прозрачные. Мы успели лишь немного по- знакомиться с тремя из тех, где можно плавать. Из пер- вого вынесли с Володей (Геннадий обеспечивал нас с лодки) с десяток сазанов. Со второго – хороших щук. А в последнем охотились дважды и оба раза очень удач- но. Мой сибирский друг был в восторге от охоты, так как перекрыл все свои прежние достижения, как по ви- дам рыб, так и по их размерам и весам. У себя в Си- бири он ничего подобного не испытал за все пять лет своих занятий подводной охотой.

Увы, все хорошее слишком быстро заканчивается, закончилось и наше пребывание в дагестанских сте- пях. Геннадию необходимо было вернуться в Минво- ды, а мы с Владимиром отправились дальше – в со- седнюю Калмыкию. Там, в городе рыбаков Лагани нас ждали друзья.

Хорошо иметь добрых друзей. В Лагани нас встрети-

ли, поселили, привезли оформленные путевки на пра- во охоты, баньку с дороги устроили. А уже на следую- щее утро повезли на водоем, где мы добыли трех саза- нов и пару добрых щук. От города при этом и двадцать километров не отъехали. Потом было еще одно озеро, где с добычей нам повезло уже больше.

Особенностью как этих, так и дагестанских водое- мов, в которых мы охотились, было то, что они соеди- няются с морем. В зависимости от ветров, в них вода либо прибывает, либо убывает, то есть создается пусть маленькое, но течение. Поэтому рыба в них ведет себя более активно, нежели, например, в астраханских иль- менях. Особенно это важно в осеннее время, когда с похолоданием воды активность рыбы и так резко сни- жается. А охота на «мертво» стоящую рыбу, не инте- ресна и больше смахивает на простое убийство. Еще нам организовали очень наглядное и интересное зна- комство с трудом местных рыбаков. Мы с ними трое су- ток провели в море, наблюдая и помогая вентерями ло- вить частиковую рыбу: сомиков, щук, карасей, красно- перку, линей, лещей и окуней. Подводная охота в том месте, хотя мы и пытались, не очень-то удалась. Са- занов и достойных сомов там не было, а щук, карасей и прочую мелочь стрелять не имело смысла – они все равно пропали бы. Погода стояла очень теплая, будто и не конец сентября вовсе.

В последние три дня нашего пребывания на калмыц-

кой земле мы совершили еще одно маленькое путе- шествие. На этот раз не на лодках и катерах, а на са- мом мощном российском вездеходе – ГАЗ-66. Немного по асфальту, потом по грунтовке, затем просто по сте- пи мы удалились от города на 60 километров к югу. В конце пути наша машина проламывала себе дорогу че- рез густой, четырехметровый тростник. Я залез на кры- шу вездехода, и передо мной на сколько хватало глаз предстало море тростника. От горизонта и до горизон- та на все четыре стороны! Чтобы устроить полянку, мы кружили на машине, приминая тростниковый лес. Во- доем, вблизи которого мы остановились, так же соеди- нялся с морем, но на то время уровень воды был очень низкий: в болотных сапогах можно пройти почти везде. Утки было намного меньше, чем в Дагестане, но тут уже утка крупная, в основном различные виды нырко- вых и лысухи.

В последний день, перед вечерней охотой на уток я все же натянул гидрокостюм и полез в воду. «Все же» я написал потому, что водоем уж больно мелкий, хоть и большой, и не слишком верилось, что там оста- лась крупная рыба. Однако мои опасения оказались напрасными. Первым я нашел хорошего, килограммов на восемь сазана. Он лежал на глубине полметра ко мне башкой, и моя стрела, войдя ему в лоб, вышла у хвостового плавника. А потом пошли щуки. Пожалуй,

столько хищниц я не встречал еще ни разу. Медленно

продвигаясь вдоль края тростникового островка, через метр-полтора, максимум два я видел приличную щуку. А то и две, а то и три! Средний размер 1,5-3 килограм- ма. Одну взял на четыре, еще такую же видел, но к то- му времени уже перестал их стрелять. Проплыл я бу- квально метров 150—200, и плавал не больше часа. Думаю в этом большом озере где-нибудь есть места поглубже, и там вполне можно было найти очень да- же трофейных сазанов и щук. из Лагани, мы получи- ли приглашение приехать к ним весной. Вот тогда, ска- зали наши новые друзья, вы увидите, что такое много рыбы

История одного путешествия (рассказанная Александром Кочубеем)

Только молодые люди могут так, без тщательной проработки маршрута и ясной конечной цели, без должной технической подготовки, отправиться в даль- нее и длительное путешествие. Мы как раз такими и были: три новоиспеченных артиста, недавние выпуск- ники ВГИК,а и молодая жена Николая, одного из нас. От кого-то слышали, что в Карелии все озера про- зрачные и буквально кишат разнообразной рыбой. А нам, увлеченным подводной охотой и рыбалкой, ниче- го больше и не надо. Поэтому, не долго думая, побро- сали в машину туристическое и подводное снаряже- ние, рыболовные снасти и отправились в путь.

Действительность оказалась совсем не такой розо- вой, как нам бы хотелось. Карелия – страна озер, уж это точно. Большие, маленькие и совсем крошечные, глубокие и мелкие, среди скал, леса и среди болот – какие только не встречались на нашем пути. Но вот бе- да: почти все они имели красно-бурую, болотную воду, а в тех, где вода была светлой и прозрачной, совсем не было рыбы. Ну, или почти не было.

Через несколько дней бесплодных поисков, пребы-

вая в полном унынии, мы уже подумывали о возвра- щении в Москву. Но тут один местный житель поведал нам о большом, очень прозрачном и рыбном озере. О наличии в нем рыбы говорило даже название крошеч- ной деревеньки, расположившейся на его берегу. Де- ревенька носила гордое имя – Ерши. Туда мы и напра- вились.

Озеро действительно впечатляло, особенно нас, го- родских жителей. Огромное, такое, что в дальнюю сто- рону и берегов не видно, с красивыми скально-таеж- ными берегами, с хрустальной, хотя и чуть краснова- той, водой. Вот только с рыбой опять что-то не густо было. Потом мы поняли, что крупная рыба в карель- ских озерах есть, только днем она отсиживается в са- мых глубоких местах, недоступных простому ныряль- щику с маской и трубкой. Может ночью и подходит к берегам на кормежку, но в те времена ночную охоту мы еще не освоили.

Так как дело происходило летом, то основное насе- ление деревушки составляли отдыхающие из дальних мест, купившие, а то и просто занявшие пустые дома в почти вымерших Ершах. Очень скоро с некоторыми из них мы завели знакомство, которое опять вселило в нас надежду. Якобы, в дальнем конце озера есть уз- кая протока, соединяющая его с другим, небольшим лесным озером. Озерко это совершенно не посещает-

ся людьми, но известно, что вода там «прозрачная, как

слеза, а рыбы – просто прорва». И, хотя мы уже име- ли богатый опыт легковерия, и много раз из-за него по- падали впросак, снова загорелись надеждой. Так уж устроена душа молодого охотника.

В солнечное, яркое утро загрузили мы в моторную лодку снаряжение, харч на весь день, и один из мест- ных мужиков покатил нас к заветному озеру. Протока оказалась настолько узкой и заваленной упавшими де- ревьями, что пробраться по ней на лодке и пытаться не стоило. Поэтому все выгрузили на берег, нацепили на себя и пешком, имея ориентиром протоку, потихоньку стали пробираться через дремучую тайгу. Хозяин мо- торки укатил обратно в деревню, пообещав вечером вернуться за нами.

Пятьсот метров – не расстояние, и хотя прыгать по камням и, лавируя между живыми и мертвыми дере- вьями, проваливаться в ягодники совсем не то же са- мое, что идти по асфальтовой дорожке, уже через пол- часа мы были на месте. Воодушевлению нашему не было предела, ибо первая часть обещаний явно сбы- лась. Мы впервые за все путешествие стояли перед озером, в котором вода была сказочно прозрачной. Над песчаным пляжиком, где воды было по колено, ее вообще не было видно. А там, где на берегу и в воде громоздились огромные камни и валуны, на глаз труд- но было определить, как глубоко под поверхностью

волшебная подводная картинка начинает подергивать-

ся серо-голубой вуалью и видимость совсем исчезает. Само озеро имело почти круглую форму, в диаметре не более 400—500 метров, лежало оно в углублении, за- щищенное от ветров скалами и лесом со всех сторон.

В очередной (который уже?!) раз, переполненные надеждами на невероятный охотничий успех, мы с Владом заторопились в воду. Через несколько минут, затянутые в черные гидрокостюмы "-Чайка», в ластах

«Акванавт», масках и с подводными ружьями напере- вес, мы вошли и погрузились в воду. Картина под во- дой – сказочная! Первое время даже о рыбе забыли

– настолько красив был сам подводный пейзаж. В ка- кой-то мере он повторял наземную картину: те же ска- лы, те же деревья, только без хвои и листьев и лежа- щие на дне, так же все видимое пространство зали- то ярким светом. Только под водой свет этот с пере- ливами, блестками, неожиданными, яркими стрелами и прыгающими зайчиками. Вот бы фотоаппарат туда! Однако довольно скоро мы вспомнили о цели своего визита в этот сказочный, подводный мир, и начали ис- кать объекты охоты. Увы, в этой части картина была намного менее радостной.

Николай со своей женой остались вблизи протоки и размотали свои удочки. Мы же с Владом поплыли вле- во вдоль берега, намереваясь оплыть озеро вокруг. Я его немного обогнал, а через час был уже далеко впе-

реди. Изредка попадались небольшие щучки и окуни.

Другой более-менее взрослой рыбы не попадалось. Дальше описывать эту историю я буду словами своего друга, стараясь ничего не пропустить и не изменить. И так, рассказывает Влад.

«Саня уплыл вперед, а я умышленно не торопил- ся, чтобы, вспугнутая им рыба имела время успокоить- ся. Кстати, она была там настолько бесшабашной, что небольшие щурята, например, позволяли щелкать их кончиком ружья по носу, а потом только отскакивали в сторону. И то – не далеко.

Плавая в таком озере, ловил себя на мысли, что за тысячи или сотни тысяч лет человек в маске и ластах наверняка впервые погрузился в его воды и встретил- ся с его обитателями. И этот человек – я! Другая, не ме- нее впечатляющая мысль, – возможно справа от меня, в той загадочной, черной глубине еще живет и здрав- ствует какой-нибудь доисторический змей или дракон, вроде лохнес-ского чудовища. Ведь мы даже прибли- зительно не знали, какая в этом озере глубина.

Где-то через час я уже был у противоположного бе- рега. Тут как раз мне попалась приличная щучка, кото- рая после удачного выстрела оказалась на моей стре- ле. Пересаживая ее на кукан, и стоя по грудь в воде, я бросил взгляд на берег. Здесь он был довольно крутой, каменными террасами поднимающийся метров на пят- надцать вверх. И, увидев Саню, который стоял на од-

ной из площадок метрах в пятидесяти от меня и от бе-

рега, и почему-то, задрав голову, пялился на сосну под которой стоял. Я удивился, но не сильно и только тому, что он забрался так далеко от берега, чтобы справить естественную нужду (ничто человеческое подводному охотнику не чуждо!). Позвал его раз, два, но он, похо- же, не слышал. Тогда крикнул. Саня вздрогнул, повер- нулся ко мне боком и медленнс у-шел в лес! Меня по- разила его горилообразная, хорошо видная сбоку су- тулость. Озадаченный увиденным, я поплыл дальше.

Однако никак не мог выбросить увиденное из головы и вновь погрузиться в охоту. Теперь, как-то невольно, я старался плыть подальше от берега, и чаще, чем это требуется для ориентации, бросал на него взгляды.

На берегу меня уже ждали все трое. Все еще на что- то надеясь, я первым делом спросил у Сани, вылезал ли он на берег. Нет, говорит, не вылезал… Тут я по- грустнел настолько, что друзья это заметили. В чем де- ло, спрашивают. Ну, я все рассказал, как было. Мой рассказ не вызвал у них каких-нибудь ярких эмоций, однако желание провести остаток дня на этом месте у них пропало. Мы, не спеша, но быстро собрали свои вещички и отправились обратно к большому озеру».

В деревне всем нам не терпелось рассказать о встрече с кем-то «черным и сутулым», но боялись, что поднимут на смех. Все же рассказали. «Ничего странного, заверили нас бывалые аборигены, – просто

встретились с мишкой, только и всего. Их тут пруд пру-

ди». Хорошо бы, если так. Но вот вопрос, с каких это пор медведи ходят по тайге на задних лапах?

И еще. Как раз в те годы по многочисленным свиде- тельствам очевидцев, сначала в Финляндии, а затем и в Карелии, объявлялся «снежный человек». Мы были именно в тех краях…

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 478. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия