СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ
Всемирно-прогрессивный подход о возникновении государства Киевская Русь
Теория
| Интерпретация
|
Норманнская
(Либеральное направление)
| Государство создано варягами-норманнами. Термин «Русь» — варяжского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор
|
Антинорманнская
(Либеральное направление)
| Государство создано славянами. Термин «Русь» — славянского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор
|
Умеренно-норманнская
(Марксистское направление)
| Признает наличие многочисленных варягов-норманнов в Восточной Европе, но отрицает их роль в создании государственности. Государство — продукт длительного эволюционного развития и не может быть привнесено «извне». Оно является орудием политического господства одного класса над другими. Термин «Русь» — норманнского происхождения, но
|
| ставший этнонимом собирательного характера
|
Причины гибели государства Киевская Русь
Название подхода
| С точки зрения
| Интерпретации
|
Религиозный
| Движение человека к Богу
| «Божий гнев» на гордость и высокомерие князей
|
Всемирно-прогрессивный:
Материалистическое направление
| Прогресс общества.
Классовая борьба,
Ведущая к уничтожению частной собственности
| Переход от раннего феодализма к среднему. Феодальная раздробленность — закономерный и неизбежный этап в развитии феодального общества. Что не регресс, не движение вспять, а в целом — движение по пути прогресса
|
Всемирно-прогрессивный:
Либеральное направление
| Прогресс личности.
Классовый мир
| Деление земель внутри княжеского рода. Наследство переходило не от отца к сыну, а от старшего брата — среднему-младшему
|
Локальный
| Единство народа и среды его обитания
| Гибель государства — это результат спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса (Л. Н. Гумилев)
|
Оценка Русско-ордынских отношения
Название подхода
| С точки зрения
| Интерпретации
|
Религиозный
| Движение человека к Богу
| Отождествляется история Русской православной церкви (988 г.) и история Российского государства. Татаро-монголы (басурманы) угнетали православных. На Православной Руси 240 лет было татаро-монгольское иго.
|
Всемирно прогрессивный
| Прогресс общества
| Татаро-монгольское господство в Восточной Европе явилось причиной отставания России от Запада. На Руси 240 лет было татаро-монгольское иго
|
Локальный
| Единство народа и среды его обитания
| На Руси не было татаро-монгольского ига, а было: 1) союз русских княжеств с Золотой Ордой против католического Запада; или
2) Русь являлась составной частью многонационального государства Золотая Орда. Ранее на территории Восточной Европы подобными объединениями были готы и гунны, а в Северной Азии — Тюркский каганат, а позднее Российская Империя и Советский Союз.
|
Причины возвышения Москвы
Название подхода
| С точки зрения
| Интерпретации
|
Религиозный
| Движение человека к Богу
| Союз московских князей с митрополичьей кафедрой. В 1326 году митрополит Феогност переехал из Владимира в Москву
|
Всемирно-прогрессивный:
Материалистическое направление
| Прогресс общества.
Классовая борьба, ведущая к
уничтожению частной собственности
| Выгодное экономико-географическое положение
|
Всемирно-прогрессивный:
Либеральное направление
| Прогресс личности.
Классовое сотрудничество на основе частной собственности
| Назначение Золотой Ордой князя Калиты генеральным откупщиком по сбору дани со всей Руси. При ослаблении центральной власти в Орде насильственный захват Москвой соседних территорий
|
Локальный
| Единство народа и среды его обитания
| «Пассионарный потенциал Москвы возобладал над богатством Новгорода, силой Твери, династическими претензиями Суздаля...». Тверь ориентировалась на Литву, а Москва заключила прочный союз с татарами. (Л. Н. Гумилев)
|
№ 2. Значение Куликовской битвы (1380 г.)
Название подхода
| С точки зрения
| Интерпретации
|
Религиозный
| Движение человека к Богу
| Защита православия. «Пойди против безбожных и с Божьей помощью победим» (С. Радонежский)
|
Всемирно-прогрессивный
| Общемировой прогресс
| (Позиция Европоцентризма) «Куликовская победа... была знаком торжества Европы над Азией» (С. М. Соловьев).
Был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны, который ускорил распад Золотой Орды
|
Локальный
| Единство народа и среды его обитания
| (Позиция Евразийства) Русские бились не против Золотой Орды, а против Мамаевой Орды. Мамай, отчужденный от монгольского общества, выполнял волю генуэзцев. Русские бились против «всемирной силы, в которой соединились католический Запад и часть азиатского воинства». Русь не ставила целью выход из Золотой Орды посредством войны. Выход состоялся только после распада Золотой Орды
|
№ 1. Причины опричнины Ивана IV (Грозного)
Название подхода
| С точки зрения
| Интерпретации
|
Религиозный
| Движение человека к Богу
| Царь — помазанник Божий. Иван IV — грозный, но справедливый в отношении всего народа
|
Всемирно-прогрессивный:
Марксистское направление
| Прогресс общества.
Классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности
| Опричнина — метод форсированной централизации государства, установления самодержавия. «Дворянская революция», направленная против бояр
|
Всемирно-прогрессивный:
Либеральное направление
| Прогресс личности.
Классовое сотрудничество на основе частной собственности
| Опричнина — геноцид народа психически нездоровой личностью с целью установления личной диктатуры. Цена опричнины — массовая гибель людей. Уроки опричнины — не допустить установления личной диктатуры
|