Студопедия — МЕНЬШИНСТВ В США В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНЬШИНСТВ В США В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ






 

Досліджуються особливості існування релігійних общин у США в ХХ – на початку ХХІ ст.

Ключові слова: буддизм, віротерпимість, християнство, релігійна ідентичність, постмонотеїстичний світ, релігійна свобода, релігійні меншини, міноритарна релігійність, США.

 

После II Мировой войны в религиозной жизни США имело место религиозное брожение и богоискательство за пределами существующих религиозных институтов, этот поиск выразился, в частности, в «секулярной теологии»,. «радикальной теологии», теологии «смерти Бога», теологии «смерти теологии», религиозных нигилистических мотивах, милленаристских и эсхатологических веяниях, увлечении дальневосточными религиями в ответ на состояние духовного кризиса технократического общества, новом утопизме и мистицизме, гедонистическом, проникнутом пантеистическими мотивами, навеянном ЛСД (согласно установкам: «рай – немедленно, вечность – сейчас», «здесь и сейчас, а не там и тогда»).

«Великое переселение» народов потенциализировало важность исследования роли религиозной идентичности во вновь сформировавшихся путем массовой миграции мультирелигиозных обществах. Важным фактором миноритизации духовной жизни стало и развитие коммуникаций: этносы столкнулись, конфигурация их расселения наложилась одна на одну, и сохранение этнокофессиональных маркеров идентичности стало проблемой. На вызовы глобальных тенденций либерализации или экуменизма отвечали неофундаментализм и сепаратизм.

На особенности функционирования религиозных меньшинств и новых религий в США обращали свое исследовательское внимание А.Тойнби, К.Ясперс, Д.Эк, У.Питерс, Р.Хуммель, Дж.Ричардсон, М.Медоуз, Т.Роззак, О.Хаксли, Т.Мертон, Х.Кокс, Б.Фаликов, Р.Лункин, С.Бурьянов, М.Калашников, О.Платонов, Л.Филипович, В.Еленский и др.

Многие западные исследователи (А.Тойнби, М.Медоуз, Т.Роззак, О.Хаксли и др.) видели в заимствовании западной цивилизацией восточных моделей мировосприятия средство выхода из некоторых ее тупиков. К мысли о необходимости интеграции христианских и восточных религиозных традиций пришли К.Ясперс, считавший, что религия будущего должна основываться на «библейско-восточной религии», вобравшей в себя все ценное из индийских и китайских верований; Т.Мертон – проповедник дзэн-католического синтеза; Х.Кокс, призвавший «повернуться к Востоку», и др. Провозглашалось, что настало время отказаться от западного провинциализма в религиозной сфере, обогатиться религиозным опытом Востока [1].

Историк религии Д.Эк считала, что процессы, произошедшие в США на протяжении ХХ в., не имели аналогов в мировой истории: ни одна страна мира на протяжении нескольких десятилетий не превращалась из преимущественно христианского государства в страну, где были представлены практически все религии и новые религиозные движения (НРД). Изменения в численности религиозных общин происходили в результате массовой миграции – пополнение получили индуисты, буддисты, бахаи, сикхи и мусульмане. По мнению религиоведа У.Питерса, религия в США изменялась в сторону еще большей дифференциации: кроме роста адептов восточных и азиатских религий, отмечалось все большее разнообразие внутри уже сформировавшихся конфессий.

С момента создания США превратились в одну из наиболее терпимых стран мира: 54% населения США относили себя к той или иной религиозной группе, однако более 80% всех респондентов называли себя «просто верующими». Американцы представали весьма терпимыми к иным верованиям: к примеру, 77% христиан были убеждены, что в каждой религии есть элементы истины, а три четверти христиан утверждали, что разнообразие религиозной карты Америки являлось источником жизнеспособности религиозной веры каждого жителя США, подобная толерантность была основана на государственных традициях страны [2].

В данном контексте можно упомянуть о таком конвергентном процессе современной религиозной жизни, как американизация, в связи с американским происхождением большинства НРД [3]. Исследуя вопрос взаимосвязи НРД с американской властью, российский религиовед И.Кантеров отмечал, что председатель французской межминистерской комиссии по борьбе с «сектами» А.Вивьен видел причины дружеского отношения к НРД президента США Б.Клинтона в финансовой поддержке «сектантскими» организациями политического курса президентской администрации. Не соглашаясь с призывом Б.Клинтона к проявлению толерантности к религиозным движениям, президент Франции Ж.Ширак отмечал неприкрытую поддержку Белым Домом сайентологов и мунитов; некоторые ограничения деятельности ряда неорелигиозных образований были введены также в Бельгии и Германии [4].

В США в 2000-х гг. популярными являлись восточнорелигиозные воззрения, причем выдающиеся ученые Запада оказали им мощную информационную поддержку. Авторы доклада Института национальной стратегии РФ, констатируя синкретическую смесь восточных религиозных практик, ставшую основой движения «New Age», отмечали: трудно переоценить то влияние, которое оказала в свое время брошенная А.Эйнштейном фраза: «Если и есть религия, которая будет согласована с современными научными потребностями, то это буддизм».

Знаменитому физику вторили и его коллеги: философ М.Хайдеггер говорил, что Д.Т.Судзуки уже написал о том, о чем он только пытался; историк цивилизаций А.Тойнби заметил, что через сто лет наше время вспомнят не потому, что мы создали компьютеры и запустили ракеты, а потому, что «в ХХ в. почти незаметно для всех буддизм начал перебираться с Востока на Запад» и его проникновение по своим последствиям сравнимо с открытием атомной энергии. Вспоминались и слова философа Ф.Ницше: «Осуждая христианство, я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии – буддизму»; вслед за своим учителем философом А.Шопенгауэром он находил буддизм «в сто раз реальнее христианства», «в сто раз холоднее, правдивее и объективнее».

Лидер буддистов Т.Гьятцо являлся одним из наиболее авторитетных религиозных лидеров на Земле: 17 октября 2007 г. в здании Капитолия в Вашингтоне состоялась торжественная церемония награждения духовного главы тибетских буддистов высшей государственной наградой США – Золотой медалью Конгресса [5]. Далай-лама пользовался максимальным уважением у жителей Западной Европы и США: первое место по уважению во всех странах занял Далай-лама, правда, в США его потеснил с пьедестала Т.Блэр [6]. Далай-лама мог бы стать и главой воображаемого Мирового правительства, заняв третье место после президента ЮАР Н.Манделы и президента США Б.Клинтона [7].

Восточнорелигиозные доктрины повлияли на мировоззрение жителей США. Так, религиозные концептуальные построения и картина мира современных американцев о Боге, человеке и вечности были похожи не столько на христианство, сколько на индуизм: треть американцев предпочитали погребению кремацию, больше половины верили в то, что к вечной жизни ведут разные пути, а 30% предпочитали называть свое мировоззрение не религиозным, а «духовным» («spiritual» – это слово подразумевало частные отношения с высшими силами, не связанные ни с каким конкретным вероисповеданием), почти четверть американцев веровали в метемпсихоз [8], 22% христиан верили в реинкарнацию.

Религиозные практики американцев выходили за традиционные рамки: 35% посещали религиозные службы в более чем одном учреждении, 24% бывали на церемониях не своей религиозной конфессии. В астрологические доктрины верили 25% всего населения и 23% христиан, 23% верили в ценность йоги как духовной практики, 26% – в духовную энергию, заключенную в горах, деревьях и кристаллах, почти 30% признались, что им приходилось входить в контакт с умершим, почти 20% имели встречи с привидениями [9]. Тенденцию религиозного синкретизма продемонстрировал в 2008 г. и Б.Обама, нося индейский, христианский и индуистский талисманы [10].

Заметными в религиозной жизни в США были и представители неоязычества. Так, исповедание неоязыческой религии «Викка» было официально разрешено в армии США, а в декабре 2001 г. в американской тюрьме капелланом назначили ведьму, что вызвало протесты; последователи этого НРД добивались в судебных инстанциях признания возможности помещения своего символа – пятиконечной звезды – на надгробиях военнослужащих.

Получили распространение и ряд мифологем относительно деятельности религиозных меньшинств: будто экстрасенсорика, медитация, неоязычество и колдовство, эзотерическое христианство, спиритизм, гуманистическая и трансперсональная психология, измененные состояния сознания, метемпсихоз, шаманизм, астрология, гомеопатия, йога, экологизм и пр. выступали выразителями «New Age» как оккультного крыла мондиализма, а международная еврейская финансовая олигархия не брезговала для своих «черных» целей и черной магией, существовал якобы заговор «оккультных жрецов», пустивших корни в госструктурах и традиционных религиях. По другую сторону баррикад располагались американские евангелисты, требовавшие раскрыть всемирный заговор сатанизма, в США голоса «New Age» и неоязычников были различимы в предвыборной платформе Демократической партии.

Христианской картине мира были свойственны в целом фобийные установки и реакции на религиозное многообразие и убеждение, что множественность религий актуализирует инфернальное: так, у Тертуллиана Дьявол – изобретатель религий, и именно он моделирует религии по подобному образцу. А у основателя НРД «Богородичный Центр» И.Береславского Антихрист – интеллигент, знаток философии, богословия и языческих религий, при этом распространить учение Антихриста «на сотни стран» позволят «телевидение и другие космические средства» – это будет «живой иконостас» врага человеческого, великого мага и гипнотизера, а с телеэкранов будет «воскуряться особое наркотическое средство, обладающее огромной гипнотической силой» [11].

Среди негативно-мифологемных построений относительно деятельности НРД бытовали те, будто деньги на демократию идут через «секты», они же толкают Америку на путь неотроцкизма и перманентной войны, записывая противников демократии конспирологи, исламофашисты, ксенофобы, авторитаристы и пр. [12]. Характеризуя «тоталитарные секты» как западные ТНК, историк В.Силенко отмечал [13], что большинство зарубежных миссионеров приезжало именно из США, «страны сектантов», практически все ее отцы-основатели, первые колонисты и пионеры были носителями нетрадиционных верований, бежавшие за океан от преследования официальных церквей. Поэтому якобы не случайно свобода совести являлась основой американского образа жизни: оказавшись на североамериканской почве, европейские «секты» размножились и трансформировались, а вскоре и США превратились в крупнейшего экспортера «сект» и «ересей», будь то «бренды» Свидетелей Иеговы, Церкви Дианетики или адвентистов седьмого дня [14].

При таком подходе и ООН могла представать как «сектантский притон» и лоббист интересов НРД: например, в СМИ звучали обвинения в адрес Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в принадлежности к южнокорейскому НРД Сан Мен Муна, свое представительство при ООН имело и НРД «Центр Шри Чинмоя», еще в 1975 г. получившее статус неправительственной организации при ООН, подобно НРД «Свидетели Иеговы» и «Посольство Божье». Религиозные движения «New Age» представлялись политическим проектом неоязычества, а лидер мира предполагался неким собирательным образом Христа, Машиаха, Кришны, Будды, Имама Махди, под именем «Господь Майтрейа», который провозгласит и персонифицирует Век Водолея.

Западные ньюэйджеры рассматривали падение коммунистических режимов Восточной Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира как условия для глобального торжества идей «New Age». Один из идеологов «New Age» Б.Крим считал ООН временным органом, подготавливавшим приход к власти Мирового Правительства и зарождение религии Антихриста как продукта западной либерально-капиталистической цивилизации с ее культом расового превосходства над другими народами, зоологического индивидуализма и мистикой делового успеха [15]. Как отмечал российский историк религии С.Спиридонов, во взаимоотношениях «сект» и администрации США царило полное взаимопонимание и идиллия, ряд наиболее «раскрученных» культов, «экспортируемых» в другие страны, с успехом использовали не только Госдепартамент, но и спецслужбы США.

Однако, в то же время, ряд религиозных лидеров в самих США усмотрели в федеральных властях, включившихся в строительство глобального общества, предтечу Антихриста. По мнению американского политика Л.Ларуша, цели американского мессианизма опосредованно способствовало и «извращение» идеологии и религии – для изменения менталитета сторонниками Мирового Правительства якобы была предпринята попытка «сдвига культурной парадигмы»: для этого в массы была запущена «богопротивная» идеология «New Age» и «культура рока, секса и наркотиков» [16].

Глобальным трендом последних десятилетий являлась миноритизация религии, в традиционной и фундаменталистской среде США была распространена консервативная критика безграничного плюрализма за счет отказа от собственных традиций. Отмечалось, будто фактором создания новой мировой религии являлись религиозные меньшинства, вместе противостоявшие традиционным религиям и исполнявшие роль агентов глобализации, и именно на базе миноритарных общностей будет создана единая всемирная религия – религия Антихриста.

Мировые медиа-магнаты якобы пытались разрушить любую идеологию или религию, в результате догматика всех основных мировых религий будет объявлена устаревшей, промискуитет, эвтаназия, гомосексуализм и наркотизация станут обязательными и практически всеобщими, как и всеобщая национализация детей ювенальщиками, будет осуществлено вавилонское смешение всех рас и народов, микрочипизация станет обязательной и совмещенной с некими наркотическими и сексуальными обрядами инициации. Мистическую суть происходящего якобы можно увидеть в создании будущей глобальной гражданской религии (как выражаются по такому поводу православные, у Бога – соборность, у Сатаны – экуменизм), прообразами которой могли стать различные теософские модели, бахаизм и суфизм, христоевроцентризм, что актуализировало библейскую легенду о строительстве Вавилонской башни (Быт. 11 гл.).

Однако, в самих США либерализм СМИ вызывал не только оптимистическую реакцию: так, в 2008 г. 61% американцев ощущали, что религиозные ценности нации в опасности, 43% американцев были убеждены, что Голливуд и медиа-компании целенаправленно разрушают религиозные ценности и уважение к религии, 40% считали, что в библиотеках государственных школ не место пропаганде безнравственности и безверия, столько же выступали за цензуру книг. 49% заявили, что США стали чересчур толерантными к чужим убеждениям и образу жизни [17].

США, позиционируя себя как бастион религиозной свободы, зачастую воспринимались как главный торговец на «рынке смыслов жизни» и глобальный лоббист религиозных меньшинств и сообществ, многие из которых стигматизировались как деструктивные. Как отмечал религиовед В.Еленский, среди мифологем-интерпретаций НРД значились: психологические бомбардировки, информационный джин, кодирование, представления о суперзаговоре как продукте ЦРУ, духовная и идеологическая диверсия США против России, выдумка спецслужб, демократия и антикультизм как религии для установления НМП [18], проект американского культурного империализма, проводник и выразитель американского религиозного глобализма и т.п.

Так, церкви, с которыми связывались американские ценности, исповедники которых формировали элиту страны, теперь утрачивали ведущие позиции в зарубежном миссионерстве. В 1854 г. соотношение традиционных и относительно новых американских деноминаций среди персонала иностранных миссий было 15:1, в 1925 г. оно выровнялось, а в 1985 г. оно было 1:14,2 в пользу нетрадиционных, в настоящее время это соотношение приблизилось уже к 1:20. Миссионерское мышление постепенно отделялось от имперского, хотя происходило это нелинейно. Борьба за «американские интересы» на Кубе, в Пуэрто-Рико, на Филиппинах сопровождалась высокой активностью протестантских миссионеров, которые стремились принести сюда не только Евангелие, но и американский образ жизни [19].

Тематика деятельности миноритарных религиозных общностей является актуальной и значимой в политической истории США. Состояние миноритарной религиозности в 2000-2008 гг. описывалось лексическими конструкциями: постмонотеистический мир, эзотерика модных религиозных брендов, вавилонский проект смешения религий под флагом постмодернизма, концепты «пустоты», «майи», «нирваны» как поп-язык нашего времени; акцентировалась позитивная референтность спиритуальности в стремлении заставить религию сойти с исторической сцены и нейтрализовать ее безграничный потенциал; неоднозначно воспринимались артефакты культуры (неоязычество пантеона «поп-звезд»), философия с ее жрецами как предмет поклонения, вторжение восточной религиозности в культурное поле Запада и т.п.

 

Литература

1.Мчедлов М. Великое переселение религий /М.Мчедлов //Религия и СМИ. – 2006. – 6 апреля.

2.США. Религиозный ландшафт //Washington ProFile: Weekly Digest. – 2006. – 24 сентября.

3.Мартынюк Э.И. Феномен нетрадиционной религиозности как конвергентный процесс второй половины XX века [Електронний ресурс] /Э.И.Мартынюк, Е.Э.Никитченко. − Режим доступу: http://www.e-religions.net/2008/page.php?id=33

4.Кантеров И. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) /И.Кантеров. – 2-е изд.исправ. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 472 с. – С.381

5.Tibet leader awarded top US medal //BBC News. – 2007. – 18 October.

6.Freed J.C. Dalai Lama gets top rating in survey on world leaders /J.C. Freed //The New York Times. – 2008. – November 27.

7.Mandela wins BBC's “global election” //BBC News. – 2005. – 30 September.

8.Hinduism in America //Guardian. – 2009. – 3 September.

9.Many Americans Mix Multiple Faiths. Eastern, New Age Beliefs Widespread [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://pewforum.org/Other-Beliefs-and-Practices/Many-Americans-Mix-Multiple-Faiths.aspx

10.Barack Obama And The Cult Of The Hindu Monkey God [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://www.satansrapture.com/obama3.htm /Проверено: 09.03.2011.

11.Откровение Божией Матери в России (1984-1991) пророку епископу Иоанну. Литургия у Голгофы. – М.: Богородичный центр, 1991. – С.34.

12.Лебедева И. Рыцари сутаны /И.Лебедева //Единое отечество. – 2006. – 16 августа.

13.Силенко В. Тоталитарные секты как западные ТНК / В.Силенко //Единое отечество. – 2006. – 30 октября.

14.Спиридонов С. Тени вако над эльдорадо [Електронний ресурс] /С.Спиридонов. − Режим доступу: /http://www.rusbeseda.ru/index.php?topic=2328.0;wap2

15.Силенко В. Движение «Новый век»: религия «Нового мирового порядка» /В.Силенко //Единое отечество. – 2006. – 21 сентября.

16.Л.Ларуш против либерального фашизма. Союзник мусульман по борьбе [Електронний ресурс]. − Режим доступу: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/larushos/

17.Религиозные ценности Америки в опасности //Новости Федерации. – 2008. – 18 ноября

18.Єленський В. Нові релігії у дзеркалі вітчизняних мас-медіа /В.Єленський //Історія релігії в Україні: у 10-ти т.; [за ред. проф. А.Колодного /Нові релігії України]. – Т.8. – К., 2010. – С.180-185., С.182

19.Єленський В. Прозелітизм і нові релігійні течії /В.Єленський /Історія релігії в Україні: у 10-ти т. [за ред. проф. А.Колодного] //Нові релігії України. – Т.8. – К., 2010. – 828 с. – С.216-220., С.216, 217.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия