Студопедия — Умозрительные главы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Умозрительные главы






 

 

1 (1,39). Изначала мы были семенами добродетели, а не семенами порока. Ибо не обязательно, чтобы мы, будучи способны воспринимать что-либо, обладали и силой этого. Например, мы способны не быть, но не обладаем силой небытия, поскольку силы суть качества, а небытие не является качеством.

 

2 (1,53). Бесы, ведущие брань с умом, называются «птицами»; приводящие в смятение яростное начало души – «зверями»; возбуждающие же желательное начало её – «скотами».

 

3 (1,78). Первое отречение от мира есть добровольное оставление мирских вещей ради Боговедения.

 

4 (1,79). Второе отречение есть отвержение порока, случающееся благодаря благодати Божьей и рвению человека.

 

5 (1,80). Третье отречение есть отделение от себя неведения тех духовных вещей, которые являются людям соразмерно их внутреннему состоянию.

 

6 (1,81). Слава и свет ума есть ведение, слава и свет жизни – бесстрастие.

 

7 (2,6). Душа, с помощью Божией успешно осуществляющая духовное делание и освободившаяся от тела, окажется в тех местах ведения, в которых упокоют её крылья бесстрастия.

 

8 (2,10). Приятны вещи, становящиеся доступными нам посредством органов чувств, но намного приятнее их созерцание. Однако поскольку чувство вследствие нашей немощи не достигает ведения, то оно кажется более предпочтительным, чем еще не обретенное ведение.

 

9 (2,83). Как чувства изменяются, постигая различные качества, так изменяется и ум, воспринимая многоразличные созерцания.

 

10 (3,59). Если всякому пороку присуще возникать из разумного, желательного или яростного начал души, и если эти силы можно использовать либо во благо, либо во зло, то ясно, что пороки рождаются в нас вследствие злоупотребления этими частями души. А если это так, то ничто из сотворенного Богом не является злом.

 

11 (4,31). Подобно тому, как звезда, закрываемая другой звездой, находится выше последней, так и более кроткий в будущем веке окажется выше менее кротких.

 

12 (4,33). Немилосердных после смерти примут немилосердные бесы, а наиболее немилосердных – бесы еще более бесчеловечные. А если дело обстоит так, то от насильственно прекращающих свою жизнь скрыто, какие бесы встретят их после кончины. Ибо говорят, что никто из тех, чья смерть произошла по воле Божьей, не предается таковым бесам.

 

13 (4,68). Тело сохраняет образ дома души, а чувства подобны окнам, выглядывая в которые ум зрит чувственные вещи.

 

14 (4,70). Не всем следует говорить: Изведи из темницы душу мою (Пс. 141,8), но только тем, которые вследствие чистоты души могут предаваться созерцанию тварных вещей и без тела.

 

15 (5,27). Яростное начало души, приведенное в смятение, ослепляет зрящего, а желательное начало, когда оно неразумно движется, скрывает зримые вещи.

 

16 (5,41). Тот, кто носит в себе запечатленный внутри него умопостигаемый мир, обуздывает всякое тленное желание. Он стыдится тех вещей, которым раньше радовался, и разум упрекает его за прежнюю нечувствительность к другим вещам.

 

17 (5,42). Мир, созидаемый в мысли, днем кажется трудноразличимым, поскольку чувства отвлекают ум и нас озаряет чувственный свет; но ночью можно ясно видеть его, поскольку он запечатлевается во время молитвы.

 

18 (5,45). Ум называется главой души, а добродетели подобны волосам на этой главе. Лишившись их, назорей отделяется от ведения и, как узник, уводится врагами.

 

19 (5,57). Подобно тому, как ныне мы постигаем чувственные вещи посредством чувств, так впоследствии, очистившись, мы познаем логосы их. Как прежде мы зрили сами вещи, так, став чистыми, мы сподобимся созерцания этих логосов, вслед за которым, возможно, достигнем и ведения Святой Троицы.

 

20 (5,90). Что касается вещей, каковы они по природе своей, то их зрит чистый ум, либо ясно представляет духовное слово. Лишенный же и чистого ума и духовного слова обычно порицает писателя.

 

21 (6,21). Добродетель есть наилучший навык разумной души, благодаря которому она становится несклонной к пороку.

 

22 (6,22). Если чувственные слова представляют вещи в будущем веке, то тогда, разумеется, и мудрецы века сего получат Царство Небесное. Но если только чистой мысли присуще узревать духовную суть вещей, а соответствующему этой мысли слову – обозначать её, то тогда мудрецы века сего окажутся далеко от ведения Бога.

 

23 (6,25). Когда бесы не могут привести в движение помыслы в умозрителе, тогда они овладевают его очами, охлаждают их и погружают в тяжелый сон; ибо все тела бесов – влажны и подобны льду.

 

24 (6,51). Если разумное начало является наиболее ценным из всех частей души, а оно качественно определяется только мудростью, то последняя является наипервейшей из добродетелей. Мудрый учитель наш называет ее и Духом усыновления.

 

25 (6,52). Многие страсти сокрыты в душах наших и, будучи незаметны, проявляются во время тяжких искушений. Поэтому должно со всяким хранением блюсти сердце, дабы, когда обнаружится та вещь, к которой мы некогда имели страсть, не быть нам уловленными бесами и не совершать чего-либо мерзкого пред Богом.

 

26 (6,55). Ум тогда воспринимает умопостигаемые вещи, когда он уже качественно не определяется помыслами, исходящими из страстной части души.

 

27 (6,62). Бесплодна разумная душа, всегда научаемая, но никогда не желающая придти к познанию истины.

 

28 (6,63). Как те, которые уже очищенными очами слишком пристально взирают на солнце, а поэтому на глаза их навертываются слезы и радужные круги затемняют зрение, так и чистый, но приведенный в смятение гневом, ум не в силах предаться созерцанию, поскольку вещи как бы затемняются некими облаками, окутывающими их.

 

 

Мысли

1. Если кто желает зрить состояние ума, пусть он отрешится от всяких греховных мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и сияющим небесным цветом. Без бесстрастия сделать это невозможно, и требуется содействие Бога, вдыхающего в человека сродный Свет.

 

2. Бесстрастие есть состояние спокойное состояние разумной души, образующееся из кротости и целомудрия.

 

3. Бесстрастное состояние ума есть умопостигаемая вершина, сияние которой подобно небесному цвету. Во время молитвы её озаряет свет Святой Троицы.

 

4. Кадило есть чистый ум, который во время молитвы не соприкасается ни с одной чувственной вещью.

 

5. Подобным псу является созерцательный ум, посредством яростного начала души изгоняющий из ума всякие страстные помыслы.

 

6. Подобным псу является деятельный ум, лающий на все неправедные помыслы.

 

 

7. Воспитание по Богу есть отказ от нечестия и мирских похотей.

 

8. Деятельный ум есть ум, бесстрастно воспринимающий мысли мира сего.

 

9. Есть четыре способа, посредством которых ум воспринимает мысли. Первый – посредством очей, второй – через слух, третий – посредством памяти, а четвертый – через телесный темперамент. И когда ум воспринимает мысли посредством очей, он им только придает форму; когда через слух – то он придает и не придает им эту форму, поскольку слово обозначает чувственные и доступные созерцанию вещи; память же и темперамент следуют за слухом, ибо они и формируют ум, и не формируют то, что представил им слух.

 

10. Поскольку ум воспринимает помыслы из пяти чувств, то следует выяснить, какое из этих чувств является источником наиболее тяжких помыслов. – И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает (Притч. 12,25).

 

11. Искушения приносят людям либо наслаждения, либо печали, либо телесные мучения.

 

12. Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя узы страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы – с помощью духовного созерцания, а это созерцание становится доступным тогда, когда ум озаряется Божественным Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе (Пс. 75,3). Таким образом, «местом Божиим» является разумная душа, а «жилищем» - светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли.

 

13. Ум есть храм Святой Троицы.

 

14. Ум, пребывающий в теле, есть созерцатель всех веков.

 

15. Нечистый ум есть ум, который достойная порицания страсть задерживает в созерцании чувственных вещей.

 

16. Моление есть добровольное обещание благ.

 

17. Молитва есть состояние ума, уничтожающее всякое земное помышление; оно возникает только тогда, когда ум озаряется Светом Святой Троицы.

 

18. Молитвенная просьба к Богу есть собеседование ума с Богом, с мольбой на коленях, содержащее прошение о помощи или о предоставлении благ.

 

19. Призывание Бога в молитве есть просьба о спасении других, приносимая Богу духовно преуспевшим человеком.

 

20. Умозритель есть наемник, сам нанявшийся за ежедневную плату.

 

21. Предающийся духовному деланию есть наемный работник, ожидающий мзды своей.

 

22. Он также есть тот, кто благочестиво и праведно проводит жизнь свою в мысленном мире.

 

 

23. Предающийся созерцательной жизни есть тот, кто созидает чувственный мир в своей мысли только ради ведения.

 

24. Яростное начало есть сила души, гибельная для помыслов.

 

25. Человек, посвящающий себя духовному деланию, правильно пользуется дарованными ему от Бога способностями.

 

26. Бесовский помысел есть возникающий в мысли образ воспринимаемого чувствами человека; приведенный этим в состояние страстного возбуждения, ум втайне начинает говорить и поступать беззаконно, изгоняемый из себя этим помыслом навстречу случайному призраку.

 

27. Бесовские помыслы ослепляют славное око души, которое обращено к созерцанию сущих.

 

28. Из помыслов одни случаются с нами, как с просто живыми существами, другие – как с людьми. Случающиеся как с просто живыми существами суть помыслы, происходящие от желательного и яростного начал души; случающиеся же как с людьми, суть помыслы, проистекающие от печали, тщеславия и высокомерия. А помыслы, возникающие из уныния, суть смешанные: они случаются с нами, и как с просто живыми существами, и как с людьми.

 

29. Из помыслов одни идут впереди, другие – следуют за ними. Например, впереди идут помыслы, происшедшие из высокомерия, а следуют за ними помыслы, возникшие из яростного начала души.

 

30. Из идущих впереди помыслов также одни предшествуют, а другие следуют за ними: предшествуют помыслы, возникшие из чревоугодия, а следуют – помыслы блуда.

 

31. Из помыслов, которые следуют за первыми, одни суть предшествующие, а другие – идущие им вслед: предшествующие – помыслы, возникшие из печали, а идущие вслед – помыслы, рожденные гневом. Ибо сказано: Слово жестоко воздвизает гневы (Притч. 15,1).

 

32. Из помыслов одни нематериальные, другие – маломатериальные, а третьи – многоматериальные. Нематериальные суть помыслы, происшедшие из первой гордыни, маломатериальные – помыслы блуда, а многоматериальные – помыслы тщеславия.

 

33. Из помыслов одни поражают нас посредством времени, другие – посредством внутреннего согласия на грех, а третьи – посредством греха, осуществленного на деле. Помыслы, возникающие вследствие времени, суть естественные; помыслы же, возникающие вследствие времени и действия, суть противоестественные: к ним относятся также бесовский помысел и помысел от злого произволения.

 

34. Благому помыслу противостоят два помысла: бесовский и помысел от злого произволения. Лукавому же помыслу противостоят три помысла: естественный помысел, помысел от правого произволения и помысел, внушенный Ангелом.

 

35. Из помыслов одни обретают свое вещество извне, а помыслы блуда черпают это вещество из тела.

 

36. Из помыслов одни порождаются приведенной в страстное движение душой, а другие возникают извне, от бесов.

37. Из нечистых помыслов одни являют Бога неправедным, другие – лицеприятным, третьи – бессильным, а четвертые – немилостивым. Неправедным представляют Бога помыслы блуда и тщеславия; лицеприятным – помыслы, возникающие из второй гордыни; бессильным – помыслы, рожденные первой гордыней; а немилостивым – все прочие помыслы.

 

38. Из помыслов одни случаются с нами как с монахами, а другие как с мирскими людьми.

 

39. За всяким помыслом, исключая помыслы печали, следует наслаждение.

 

40. У одних помыслов свойственные им ведения предваряются представлениями, а у других ведения идут первыми, за ними же следуют представления.

 

41. Первым из всех помыслов является помысел себялюбия, а за ним – остальные восемь.

 

42. Из помыслов одни происходят вследствие прошения, а другие исходят от общего врага рода человеческого.

 

43. Из помыслов одни формируют мысль, другие – нет. Формируют её помыслы, являющиеся из зрения, а не формируют помыслы, случающиеся с нами вследствие остальных чувств.

 

44. Из помыслов одни находятся в соответствии с естеством, другие – противоречат ему. И противоестественные помыслы суть помыслы, проистекающие из желательного и яростного начал души; соответствующие же естеству – те, которые исходят от отца, матери, жены или чад.

 

45. После поражения остальных помыслов, только помыслы тщеславия и гордыни начинают возникать в нас.

 

46. Общим для всех помыслов является то, что они вредят нам.

 

47. Из приводимых в движение страстей одни возбуждаются в нас памятью, другие – чувством, а третьи – бесами.

 

48. Все нечистые помыслы заключают в оковы ум посредством либо желания, либо ярости, либо печали.

 

49. Из помыслов одни только помыслы печали являются гибельными для всех остальных помыслов.

 

50. Не соответствует ведение человеку неразумному, и малоценный камень не вставляется в золотую оправу.

 

51. Чада мудрецов не удовлетворят неразумного, и несмысленный отвергнет их.

 

52. Долгое время жизни само по себе не сообщает мудрости, и многие годы, прожитые человеком, не даруют сами по себе ему ведения.

 

53. Как неудержимо течение реки, так ненасытна алчность неправедного мужа.

 

54. Червяк – в дереве, а слово злопамятного – в душе его.

 

55. Если стяжаешь любовь, то уразумеешь слова мудрых; тогда взыщешь духовного мира и не презришь плодов утробы их.

 

56. Преисполненный ярости муж не узрит света, а муж нечестивый не воспримет его.

 

57. Муж кроткий пьет воду истинную, а вода лживая дается мужу гневливому.

 

58. Со всем бдением храни богатство отцов и не забывай родившего тебя в Духе.

 

59. Сонливый раб теряет золото, хранящееся за пазухой у него, а пьяный теряет жизнь свою.

 

60. Видел я мужей, взмывающих ввысь, подобно птенцам коршунов, но затем опять спускающихся на землю, поскольку их влек запах трупа.

 

61. Муж милостивый хранит богатство свое, муж же дерзкий отдаст и плащ свой.

 

62. Возлюбив воспитание, ты раздражаешь врагов своих, а взыскуя мудрость, ты изгоняешь их.

 

63. Сыны беззаконные расточают богатство, а сыны неразумные не увидят сокровищ отцов своих.

 

64. Когда расторгаются элементы тела, праведные веселятся, неправедные же сокрушаются о самих себе.

 

65. Нищие разорвут наряды богатых, а смиренные разделят богатство их.

 

66. Голодный волк выслеживает стадо, а дух блуда – набивающих чрево свое.

 

67. Жилища сребролюбцев наполняются зверями гнева, и птицы печали свивают гнезда в них.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия