Студопедия — Закономерности развития моды и основы ее прогнозирования.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Закономерности развития моды и основы ее прогнозирования.






Основные закономерности развития моды. Развитие моды связано с объек­тивными социально-психологическими закономерностями: биофизиологическими изменениями, акселерацией, изменениями общественной психологии. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей развития моды:

связь моды с общественно-историческими явлениями; интернационализацию моды; демократизацию моды; ускорение распространения моды; цикличность развития моды.

В развитии моды прослеживается связь с общественно-историческими явлени­ями: социальными и политическими потрясениями, революционными преоб­разованиями в области искусства, науки и техники. «Толчком» для немедлен­ных изменений в моде служат политические революции, крупные историчес­кие потрясения (войны), например Английская буржуазная революция, Вели­кая французская революция, Тридцати летняя война, Первая и Вторая миро­вые войны. Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бо­напарта, война во Вьетнаме или война в Кувейте) также могут привести к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают вни­мание всего общества, влияют на возникновение новых стандартов и образцов моды (например, горбачевская перестройка во второй половине 1980-х гг. выз­вала на Западе моду на использование советской символики).

По своей природе мода — явление интернациональное, так как к ней мо­жет присоединиться любой желающий, для нее не существует границ. Разви­тие международных связей и средств массовой информации, формирование международного рынка создали основу для интернационализации моды. Этот процесс начался уже в XVI в., когда появилась первая общеевропейская мода — испанская. К концу XVII в. практически исчезли национальные особенности в городском костюме Западной Европы, к концу XIX в. — в крестьянском костюме. Сформировалась европейская мода, которая благодаря колонизаций европейскими странами других регионов мира стала претендовать на роль об­щемировой. Появилось понятие «глобальная мода», т.е. интернациональный стиль в моде и дизайне. Свой вклад в этот процесс внесли транснациональные корпорации, заполнившие своей единообразной продукцией мировые рынки («Кока-кола» — стали говорить о «кока-колонизации» мира, «Макдоналдс» и др.), и развитие новых средств транспорта и связи (авиация, радиосвязь, спут­никовое телевидение, глобальные компьютерные сети). Благодаря этому ин­формация о новой моде практически мгновенно достигает любого уголка зем­ного шара.

Однако экологические проблемы заставили по-иному оценивать последствия глобализации моды. Экспансия в другие страны массовой американской культурой, навязывающей стандартные примитивные образцы, все чаще подверга­йся критике. Даже в Западной Европе нарастает сопротивление «американиза­ций» культуры. Интернациональная мода, ориентированная на западные стан­дарты образа жизни, приобретает новые качества: возникает интерес к свое- дразню культурных традиций разных народов, так как современный мир - это множество национальных и региональных культур, являющихся ценней­шим наследством, полученным современной цивилизацией от предшествую­щих поколений. Культурная терпимость и этнический плюрализм стали важ­ными завоеваниями современного общества.

Переход к массовому производству готовой одежды, предметов быта и фор­мирование массовой культуры создали основу для демократизации моды. Но­вые модные стандарты и образцы становятся доступными практически для всех социальных групп, так как возможности современного производства по­зволяют немедленно тиражировать новую моду и предлагать потребителям мод­ные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяет практически немедленно получать информацию о возникновении новой моды, знакомиться с образцами международной моды.

Создание массового рынка и современные средства массовой информации явились причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, при­водит к сокращению модных циклов.

Важнейшей закономерностью развития моды является цикличность. Нали­чие колебаний и ритмов в развитии моды свидетельствует о том, что система имеет механизмы самоорганизации. Процессы внедрения и утверждения ново­го модного стандарта, т.е. смены модных циклов моды, называются модной инновацией, суть которой заключается в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — «новомодные». Инновация может затрагивать одновременно как модный стандарт, так и модный объект, а может затраги­вать изменение только объекта (как правило, мода в одежде относится к изме­нениям объектов — цвет, длина, объем одежды) или только стандарта (на­пример, когда в моду входит новый способ носить какую-то привычную деталь одежды — в 1930~х гг. и шляпы, и береты было модно носить заломленными на бок) или вовсе отказаться от объекта.

Модная инновация может быть осуществлена различными способами: посредством традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой Моды. «Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда произошло его массовое «забывание». Как правило, «забы­вание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в моде. Именно благодаря инновации посредством традиции появляются многочис­ленные «ретро-моды» путем заимствования из других культур или других областей культуры. В одежде новые модные идеи, стили и элементы появлялись из области изобразитель­ного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических» регионов (этнический стиль в моде), из молодежных субкультур (стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;

путем изобретения (инновация в собственном смысле) — редкое явление в истории моды, когда появляются подлинно новые элементы или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных «изобретений» можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-х гг. Э.Скьяпарелли и В.Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-х гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайне­рами одежды, и т.п.

Модная инновация является результатом противоречия между модными цен­ностями и средствами их обозначения в конкретных модных образцах, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения и многократного воздействия перестают обозначать первичные и вторичные мод­ные ценности. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, кото­рые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирова­ния моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество раз­нообразных стандартов и образцов, из которых делается выбор, и в результате возникает новая массовая мода.

Цикл моды описывает процесс функционирования, развития и смены от­дельных «мод». В основе любых циклов лежат основные стадии существования системы: формирование — установившееся состояние—кризис. Исследователи моды выявили следующие стадии цикла моды:

возникновение новой моды (отличительная стадия, этап яркой индивиду­альности). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды;

распространение (подражательная стадия, «пик», адаптация). На этой ста­дии у новой моды появляется все больше последователей. Эта стадия состоит их двух этапов: 1) «пик», или адаптация, когда к новой моде присоединяются неофициальные лидеры моды, ранние последователи, затем присоединяется «раннее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое под­ражание), когда массовое производство тиражирует модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. К этой моде присоединяется «запоздалое большин­ство», а лидеры моды уже ищут и находят новую моду;

спад (стадия отмирания, исчезновение вследствие замены). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы переста­ют обозначать модные ценности, и их принимают консерваторы («отстающие»).

На стадиях экономического подражания и спада цикла моды, когда на пер­вый план выходит нивелирующая функция моды, с экономической точки зре­ния целесообразно продлить цикл моды путем дифференциации и специали­зации модных стандартов и образцов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массо­вой адаптации.

Одни исследователи моды отрицали существование четких ритмов в развитии моды, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвраще­ния модных стандартов и объектов в моду, особенно связанные с модой в костюме. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие жен­ской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебаний моды 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм предложил следующую продолжительность циклов моды: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-х гг. XX в. — 1 год. Американская исследовательница моды А. Янг на основе изучения явлений женского костюма с 1760 по 1937 г. предложила продолжительность полного цикла!00 лет, в течение которого последовательно сменяют друг друга три типа юбки: но задней полнотой», «трубчатый тип» и в форме «колокола», каждый из которых господствует примерно треть века. Циклические изменения модной формы костюма изучают в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А. Н. Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100, 72, 48, 36, 24 года. К категории модных изменений отнесли циклы продолжительностью 12, 6 и 3 года.

Особая роль моды в рыночной экономике, формирующей и регулирующей запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению циклов потребления в индустриальном обществе. Сознательно ускоряя смену имиджей вещей, закладывая уже при проектировании быстрое эстетическое, а часто и физическое устаревание продуктов дизайна, производитель тем самым заставляет потребителя сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных (концепция планируемого устаревания в коммерческом дизайне).

Прогнозирование моды. Цикличность моды дает возможность прогнозиро­вать моду. Прогнозированием называют специальное научное исследование перспектив развития явления. Прогноз — научно обоснованное суждение о воз­можных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях развития и сроках их осуществления. Виды прогнозов различаются по времени: опера­тивные — до 1 месяца, краткосрочные — от 1 месяца до 1 года, среднесроч­ные — от 1 года до 5 лет, долгосрочные — на 5—15 лет, дальнесрочные — более чем на 15 лет. Очевидно, что актуальность прогнозирования моды вызва­на потребностями массового производства: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т.п. Для мо­делирования одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год—полтора и более до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более. Чаще всего речь идет о краткосрочных и среднесрочных прогнозах моды (2 — 5 лет).

В дизайне существует понятие проектный прогноз (дизайн-прогноз), когда прогноз принимает форму проекта. Проектирование новых изделий изначаль­но включает в себя момент прогноза. Объектом проектного прогнозирования является вещь. Поэтому прогнозирование будущих модных тенденций в одежде можно отнести к разряду проектных прогнозов.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника ин­формации о будущем:

1) оценка перспектив развития прогнозируемого явления с помощью уста­новления аналогии с хорошо известными процессами и явлениями, поэтому при прогнозировании моды в костюме плодотворным может быть проведение аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение фор­мально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компью­терной графике и т.п.;

2) условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, законо­мерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Цик­личность моды как раз дает основания для подобных прогнозов;

3) создание модели явления, разработанной в соответствии с ожидаемыми или желательными условиями, перспективы развития которых известны. В ди­зайне такую модель называют футуропроектом. К футуропроектам можно от­нести коллекции авангардных дизайнеров одежды.

Существует множество точек зрения на возможность прогнозирования моды и выбор определенных методов прогнозирования. Одни отрицают наличие чет­ких ритмов в смене моды, как в природных циклах, и возможность точного количественного измерения модных параметров. Другие признают наличие стро­гой закономерности развития моды и необходимость точного прогнозирова­ния моды, в том числе с помощью методов математического моделирования. Можно выделить два принципиально различных подхода к прогнозированию моды.

Первый подход (российский теоретик моды А. Гофман назвал его «фаталистским», когда модные циклы уподобляют природным циклам, в связи с чем смена «мод» происходит с такой же неизбежностью, как смена времен года) связан с прогнозированием отдельных модных объектов. В дизайне одежды это прогнозирование формы костюма, его структурных элементов. Такой подход можно назвать «формальным», так как исследуется именно форма костюма. В этом случае метод прогнозирования моды основан на изучении закономерно­стей изменения структуры формы костюма во времени как наиболее устойчи­вого признака моды в отличие от мобильных элементов костюма (цвет, орна­мент, отделка). Для выявления этих закономерностей проводится анализ раз­вития форм костюма на протяжении определенного отрезка времени (как пра­вило, исследуется костюм XIX —XX вв. по журналам мод). Для того чтобы ре­зультаты этого анализа можно было обработать с помощью компьютера, пред­лагается «упрощение» информации о форме костюма. Например, в виде одной их трех фигур — трапеции, прямоугольника, овала — представляются основ­ные элементы костюма (юбка, лиф, рукава), при этом учитываются длина и ширина этих элементов. На основании этих данных строятся графики изменения длины изделия, площади проекций формы и расположения линии талии, выявляется взаимосвязь между ними. Затем строится сводная теоретическая или формализованная «модель моды» — модель ритмического движения мод­ных форм в костюме (математическая модель) ~ и определяются циклы моды. Выявленные тенденции развития формы костюма экстраполируются (условно продолжаются) в будущее, и прогнозируется структура формы костюма в нуж­ный отрезок времени, т.е. определяется, в какой момент повторятся те или иные силуэты и формы. По подобной схеме пытаются прогнозировать и цвет в костюме, увязывая изменения цветовых предпочтений с изменением структу­ры формы костюма.

Однако подобный подход к прогнозированию обладает и существенными недостатками: его критикуют за то, что принимается во внимание только один из нескольких способов осуществления модной инновации (на основе тради­ций), только один источник информации о будущем, а также за субъективное упрощение информации о моде прошлого. Но самый главный недостаток тако­го подхода заключается в том, что форма одежды не дает информации о мод­ных ценностях, т.е. исследуется только один компонент структуры моды — модный объект, другие компоненты (модные стандарты, модные значения) остаются вне сферы исследований. Кроме того, по мнению А. Гофмана фаталистское истолкование этих циклов чревато не только ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность «творцов» моды — дизайнеров, которым вместо того чтобы делать моду, остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт им необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременив» его.

Более плодотворным (и распространенным на Западе) является второй подход к прогнозированию моды, ориентированный на все структурные компоненты одежды в целом, когда прогнозируются различные аспекты образа жизни людей и их потребности. В этом случае прогнозируют развитие общества, а не отдель­ные «моды» (формы костюма).

Новая вещь начинается именно с требований потребителей, создателем новой вещи (и новой моды) является потребитель, поэтому прогнозирование моды тесно связано с прогнозированием социальных потребностей. Потребность в вещи на различных стадиях своего развития может выступать в трех аспектах:

1) потребность-состояние, когда объект неизвестен субъекту потребления или существует только как возможность для проектирования;

2) потребность-стремление, когда потребитель знаком с объектом, но при этом сам объект недоступен для потребителя (по финансовым соображениям или отсутствует в продаже);

3) потребность-ориентация, когда потребитель осуществляет момент выбо­ра. Опережающее проектирование в дизайне ориентируется именно на потреб­ности-состоянии. Например, французская писательница М.Дюрас так напи­сала о французском кутюрье И. Сен-Лоране: «Он из года в год предлагает жен­щинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого». Кроме того, один из путей прогнозирования моды — образное мышле­ние и принятие рискованных решений с учетом новых тенденций в Развитии формально-эстетического языка в искусстве.

Прогноз моды основывается на социологических прогнозах — прогнозе со­циальных потребностей, прогнозе образа жизни, демографическом прогнозе, прогнозе занятости и уровня образования и т.п. Социологические прогнозы делаются на основе методов опроса населения и экспертов (которые позволя­ют определить перспективы развития потребностей общества, мотивы поведе­ния и т.п.), изучения структуры и характера деятельности человека или соци­альной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. Именно подобная информация дает возможность прогнозировать будущую моду. В западных фирмах, занимающихся прогнозированием, есть специалисты, на­зываемые «тренд-скауты», которые изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, торговые центру и т.п.), выявляя новейшие тенденции, например нетрадиционные способы ношения одежды, сочетания элементов, предпочтения определенных стилей. Кроме того, Предсказать» будущие модные тенденции можно, внимательно проанализи­ровав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считают «авангардистами в моде». В крупных компаниях обязательно есть свои отделы, зани­жающиеся прогнозированием новых направлений моды, в том числе и на основe исследований спроса покупателей.

Именно по подобной методике занимаются прогнозированием цвета — на основе систематических исследований динамики цветовых предпочтений по­требителей. Колористический облик промышленной продукции зависит от из­менений общественного вкуса в области цвета. Международная ассоциация по цвету как раз занимается изучением проблемы индивидуальных и обществен­ных цветовых предпочтений. Впервые такие исследования стали проводить в Японии. Японский институт исследований цвета занимается изучением вос­приятия цвета разными возрастными группами, проводя тестирование на оп­ределение остроты восприятия цвета, ассоциативное восприятие цвета. Сопо­ставление индивидуальных предпочтений цвета с общей тенденцией вкусов, характерных для конкретного времени, выяснение особенностей индивиду­ального восприятия использования цветов в формировании образных характе­ристик дают основу для определения общей тенденции цветовых предпочте­ний и прогнозирования изменений в области цвета. Подобные исследования позволяют определить тенденции развития цвета, которые затем воплощаются в модные тенденции, представленные на международных салонах и ярмарках тканей.

Ориентация на моду в целом позволяет не просто учитывать моду, но воз­действовать на нее, управлять ею, опираясь на реально существующие цикли­ческие механизмы изменений моды. Для эффективного управления модой не­обходима не только определенная избыточность новых идей в дизайне, но и понимание социальных причин ее возникновения и изменения, знание харак­терных особенностей модного поведения.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 3189. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия