Студопедия — СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ






Стихотворный размер – это абстрактная ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки отдельного стихотворного текста. Размер определяют в зависимости от системы стихосложения.

СИЛЛАБИКА – система стихосложения, основывающаяся на сочетании равносложных стихов. В зависимости от постоянного числа слогов, составляющих каждый стих, определяют размеры силлабики: 5-сложник, 8-сложник и др.

Пойду я, младенька, погуляю,

Я на свои новые на сени;

Посмотрю-ка я далече в чисто поле,

Хорошо ли в поле луги зеленеют. (А.М. Пестов)

СИЛЛАБО-ТОНИКА – система стихосложения, основанная на урегулированном повторении ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно сильное место (позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число слабых мест (позиции, чаще занимаемые безударными слогами). В силлабо-тонике стихотворные размеры определяются в зависимости от количества слабых мест в стопе и по постоянному числу стоп в строках текста. Таким образом, выделяются следующие двусложные и трёхсложные стихотворные размеры:

Ямб – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог в стопе: «Я пришел к тебе с приветом, // Рассказать, что солнце встало» (А.А. Фет).

Хорей – двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог в стопе: «Я помню чудное мгновенье: // Передо мной явилась ты» (А.С. Пушкин).

Дактиль – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог в стопе: «Тучки небесные, вечные странники! // Степью лазурною, цепью жемчужною…» (М.Ю. Лермонтов).

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог в стопе: «Последняя туча рассеянной бури! // Одна ты несешься по ясной лазури…» (А.С. Пушкин).

Анапест – трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог в стопе: «И цветы, и шмели, и трава, и колосья, // И лазурь, и полуденный зной...» (И.А. Бунин)

ТОНИКА – система стихосложения, основывающаяся на сочетании равноударных стихов. В тонике размер определяют по постоянному числу ударений: 3-ударный стих, 4-ударный стих и др. В зависимости от величины межударного (т.е. состоящего только из безударных слогов) интервала различают несколько видов тонических стихов:

Логаэд –тип тонического стиха, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих:

Я сегодня до зари встану.

По широкому пройду полю...

Что-то с памятью моей стало,

Все, что было не со мной – помню.

Бьют дождинки по щекам впалым,

Для вселенной двадцать лет – мало,

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: «Я вернусь, мама!» (Р. Рождественский)

Дольник – тип тонического стиха, в котором величина межударного интервала колеблется от 1 до 2 слогов:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви,

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои! (А. Ахматова)

Тактовик – тип тонического стиха, в котором величина межударного интервала колеблется либо от 0 до 2 слогов, либо от 1 до 3 слогов:

Такая была ночь, что ни ветер гулевой,

Ни русская старуха-земля

Не знали, что поделать с тяжелой головой,

Золотой головой Кремля. (А.А. Луговской)

Акцентный стих – тип тонического стиха, в котором величина межударного интервала колеблется от 0 до 6 слогов:

Не верю, что есть цветочная Ницца!

Мною опять славословятся

Мужчины, залежанные, как больница,

И женщины, истрепанные, как пословица.

(В.В. Маяковский)

 

Близкой к акцентному стиху формой является ВЕРЛИБР – свободный стих, строящийся на интонационно синтаксической основе, не связанный ни постоянной рифмой, ни определенной метрикой:

Она пришла с мороза

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней. (А.А. Блок)








Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия