Студопедия — XI. СИЛА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

XI. СИЛА






у Уэйта VIII

Die Stärke (Die Kraft); Strength (Force); La Force

 

 

 

АРХЕТИП Борьба с драконом.
БУКВА Каф = К или X, символ - полусогнутая ладонь, горсть. Числовое значение = 20.
ЧИСЛО 11 = число греха. Один шаг за пределы Десяти заповедей. Осенний пивной кар­навал в Германии начинается 11 числа 11 месяца в 11:11 по местному времени, а его оргкомитет состоит из 11 членов. Эпагомены - 11 дней, составляющих раз­ницу между солнечным годом (365 су­ток) и лунным годом (354 суток). Об их возникновении рассказывают такую ле­генду: Во времена, когда в году было еще 360 дней, солнечный бог Ра наложил заклятие  

 

  на свою супругу Нут, мать богов: она то и дело изменяла ему с другими любовниками, и Ра сделал так, чтобы она не могла рожать детей от них ни днем, когда царствует он сам, ни ночью, которой правит Луна. На помощь Нут пришел хитроумный Тот (Гермес). Он сел играть с богиней Луны, Селеной, и выиграл у нее одну семьдесят вторую часть года (360:72=5), то есть пять суток. Эти пять суток он прибавил к прежнему году. Так в году стало 365 дней. Эти дополнительные дни, самые жаркие дни года, начинались с восходом «Собачьей звезды» - Сириуса в июле месяце. И, поскольку они не при­надлежали ни Ра, ни Селене, Нут могла рожать детей в это время. Позже богиня Селена, видимо, проиграла кому-то еще один день, потому что в лунном году насчитывают 354 суток. Во многих культурах имелся такой пе­риод «межвременья», когда нормальный порядок вещей переворачивался вверх дном. Именно тогда проводились жен­ские празднества, на которых высмеива­ли мужчин, шабаши оборотней и дере­венский «мировой суд». Эти действия восходили по большей части к древнему культу Артемиды-Дианы, когда-то почи­таемой как «львица».
К.-Г. ЮНГ «Эротика - вещь сомнительная и всегда будет считаться таковой, какие бы зако­ны не принимались в будущем на этот счет. С одной стороны, она составляет неотъемлемую часть природного живот­ного начала в человеке и останется ею до тех пор, пока у человека есть живое

 

  животное тело. С другой же стороны, она сродни высшим формам проявления духа. По-настоящему она расцветает лишь тогда, когда дух и влечение нахо­дятся в гармоничной пропорции. Когда один или другой из этих аспектов отсут­ствуют, возникает перекос, дисбаланс, легко переходящий в болезнь. Преобла­дание животного начала деформирует че­ловека культурного, преобладание куль­туры дает больных животных».
ЦИТАТЫ «Все главные битвы ты носишь в себе самом. Единственная же твоя победа за­ключается в том, чтобы научиться дове­рять самому себе». Шелдон Копп «Не будь в нас животного начала, мы были бы кастрированными ангелами». Герман Гессе «Побороть темные желания можно не бледной, бессильной, не знающей ника­ких влечений добродетелью, а лишь другими желаниями, еще более страст­ными». Никоc Казандзакис
ОБРАЗЫ Основное качество: мужество. Самсон, Геракл, Лягушиный царь, Даниил во рву со львами.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО В противоположность Самсону, Гераклу и др. женщина на карте подходит ко льву ласково, осторожно - и сзади (с неосознаваемой стороны). Лев обычно ассоциируется с мудростью, а также со страстностью и с животным началом в человеке.

 


 

ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Уэйт присвоил этой карте номер VIII. На ней изображена лемниската («лежа­щая восьмерка»), как и на карте Мага (I). Женщина здесь закрывает льву пасть, то есть сила уже укрощена. Лев даст се­бя вести, как на поводке, на гирлянде из цветов («благое иго» и «легкое бремя» Божественного Закона). Красный лев в алхимии обозначает золото.
АНАЛОГИИ Лихо Одноглазое, доктор Джеки ль и мистер Хайд, граф Эдерланд.
СОВЕТ Укроти в себе зверя (с помощью любви и примирения с ним).
КАЧЕСТВО Мягкая сила, моральное превосходство, самодисциплина, мужество, гордость, владение собой, энергичность.
ЦЕЛЬ Укрощение, трансформация животного начала с помощью любви и примирения с ним.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Разрушительная сторона силы, жажда власти. Похвальба. Неудержимое често­любие, безграничное самолюбование. Обыватели, падкие до сенсаций, люби­тели скабрезностей, ханжи, зануды-нев­ротики.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Доверие, обретение новой силы, овладение новыми навыками, духовная и телесная крепость, здоровье, (минус) Опасность получить рану, трав­му, всплеск низменных желаний, дур­ной вкус.
СИНТЕЗ «Карта Силы символизирует осознание и укрощение нашего животного (грешно­го?) начала, а также силу, мужество и энергию, которые возрастут, когда мы

 

  научимся управлять этим природным на­чалом. Нужно не подавлять, а лишь при­нять его таким, как оно есть, признать, что в нас (а не только в других) сущест­вуют "низменные желания", эти древние инстинкты и первобытные влечения. Та радость, которую испытывают буль­варные газетенки по поводу любой сен­сации, повышающей их тиражи, безжа­лостно смакуя самые жуткие детали оче­редного преступления ("чем хуже, тем лучше"), потому что-де их заботит "пол­нота информации", доказывает лишь, что "дух Джека-Потрошителя" по-прежнему жив в каждом из их читателей. И тот тон нарочитого возмущения, с которым эта "информация" подается, говорит лишь о молчаливом сговоре всего "добропо­рядочного общества", соглашающегося признать это пороком лишь за отдель­ными, особо редкостными маньяками. В том-то и состоит главная проблема: если мы не желаем назвать Лихо Лихом, не хотим признать существование в себе "зверя", то рано или поздно можем пасть его жертвой, начав вести себя так, что цивилизованному человеку внутри нас станет стыдно. (Вспомните о свинском поведении пьяных.) Лишь открыто пой­дя навстречу этому "зверю", мы сумеем укротить его. Если посмотреть вокруг, то мы увидим не тысячи даже, а мил­лионы таких непризнанных львов, кото­рые дружно рявкнут "Да!" в ответ на вопрос Диавола (XV), готовы ли они растерзать ближнего своего, хотя потом сами же ужаснутся этому. Неукрощенная Сила Льва имеет и еще одну сторону: это ощущение собственной

 

  одаренности и превосходства, кото­рое, будучи ничем не ограничено, часто перерастает в манию величия, деспотизм и крайние формы самолюбования. Ни готовность к самоуничижению, ни осуждающее морализаторство интеллек­та ничего не могут поделать с этим де­моном честолюбия. Ибо любое деяние, да даже любое высоконравственное намере­ние лишь увеличивают жажду самовос­хваления». Филипп Метман Алхимики, считавшие своей высшей це­лью превращение грубых веществ в благородную материю (золото, серебро), ис­кали для этого катализатор, который на­зывали «философским камнем» или «красным львом». Он олицетворяет риск увлечься материальной стороной алхи­мического Великого Делания, связанны­ми с ним искушениями славой и извест­ностью, вместо того чтобы использовать эти возможности с подобающим смире­нием, в тиши лаборатории, чтобы дове­сти до конца процесс трансформации собственной личности. Женская сила, олицетворяемая этой кар­той, основана на гармонии между живот­ным и цивилизованным началами чело­века. Она открывает второй десяток Стар­ших Арканов и во многом сродни Магу (I), открывающему первый десяток, муж­ская сила которого основана на гармонии между сознательным и бессознательным.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Период энергичной деятельности, муже­ства и повышенного риска. Успех и при­знание публики. Предпринимательский дух. Время ярких переживаний и сильных

 

  ощущений. Открытие животных ин­стинктов в себе (жадность, мститель­ность, жажда разрушения). Работа над собой средствами психотерапии, био­энергетики и т.д.
ОТРЫВОК из ЛИТЕРАТУРЫ Произнося слово «мужество», я имею в виду не только такие его значения, как «смелость» и «решительность», но и бо­лее глубокое, старинное его значение, подразумевающее мощь мысли, чувства и воли. Так оно точнее выражает то но­вое качество, которое ощущает человек, испытывающий «прилив мужества». Греки называли это ощущение enthousi- asmos, от чего идет наше слово «энтузи­азм», означавшее, собственно, «преис­полненный теоса», то есть одухотворен­ный Богом или новым качеством. Прежде, чем вновь преисполниться му­жества, человек должен длительное вре­мя пробыть в покое (карта IX), чтобы по-настоящему увидеть, услышать и ощу­тить саму Вселенную (карта X), а не одни лишь собственные представления о ней, да и то устаревшие (карта XI - «тень»). Однако такое мужество не есть нечто необычное или редкое. Его часто можно наблюдать у людей, возвратившихся из длительного, спокой­но проведенного отпуска (например, за ловлей рыбы). Нередко они начинают оправдываться, что вот, мол, сколько вре­мени потратили «зря», неизвестно зачем и так далее. Однако на самом деле у та­кого рыболова теперь хватит мужества взяться за такие вещи, о которых он две недели назад не смел и думать. Так что время это прошло для него вовсе не «зря».

 

  Это - ложное впечатление, вызванное на­шими культурными условностями. По опыту знаю, что свое мужество чело­век теряет по двум причинам. Первая предполагает некие внешние факторы, выбивающие человека из колеи; я назы­ваю ее «подножкой». Вторая, - я назы­ваю ее «блокадой», - включает факто­ры, действующие почти исключительно внутри каждого из нас. ПОДНОЖКА Впервые берясь за какую-то большую ра­боту, больше всего нужно опасаться под­ножки, которая называется «ошибка при сборке». Ее замечаешь, как правило, ко­гда кажется, что уже почти все сделано. Все детали собраны, подогнаны друг к другу, и вдруг, после многодневного тру­да, откуда-то берется еще одна, которую не знаешь куда пристроить. Какая-ни­будь подшипниковая втулка. Как можно было про нее забыть?! Неужели теперь придется опять все разбирать? И тут твое мужество уменьшается прямо на глазах. Как воздушный шарик: «пфф!» В таких случаях действительно больше ничего не остается, как начать все сна­чала. Разобрать мотор заново... Но то­лько после трех-, а то и четырехнедель­ного отпуска, чтобы успеть привыкнуть к этой мысли. Такие ошибки при сборке разного рода механизмов случаются довольно часто. И когда это происходит, нужно немед­ленно «замерить уровень» своего муже­ства: не снизился ли он, и если да, то насколько? Хуже всего - поддаться «му­жеству отчаяния» и пытаться наверстать

 

  упущенное время диким темпом и нече­ловеческими усилиями. Так можно лишь наделать еще больше ошибок. Как толь­ко мы обнаружим, что работу придется переделывать, нужно немедленно сде­лать перерыв, и чем больше, тем лучше. Другая подножка называется «переме­жающиеся сбои». Самое пакостное в них то, что эти сбои исчезают сами по себе в тот момент, когда мы наконец решили за них взяться. Плохой контакт - наибо­лее распространенная форма таких сбо­ев. Он отходит только тогда, когда мо­тоцикл вибрирует. Когда он стоит, все в порядке. Отыскать такой сбой почти не­возможно. Самое лучшее, что тут можно сделать, это попытаться вызвать его ис­кусственно; если же и это не помогает, то проще плюнуть и забыть о нем. Перемежающиеся сбои ведут к падению «уровня мужества» только тогда, когда человек серьезно верит, что починил свой мотоцикл. Поэтому при любом ремонте лучше прокатиться на нем для пробы пару сотен метров, прежде чем ставить точку. Если сбои все-таки будут повто­ряться, то это, конечно, будет действо­вать на нервы, но можно утешать себя тем, что это все-таки лучше, чем опять тащить мотоцикл в мастерскую, не зная, что же с ним делать. На худой конец можно взять с собой инструменты и, ко­гда опять засбоит, остановить мотоцикл и попытаться ликвидировать сбой «в ра­бочем порядке». БЛОКАДЫ 1. Самый распространенный и самый вредный вид блокады - это шаблонное

 

  мышление. Неспособность отойти от ста­рого шаблона, взглянуть на вещи по-новому, пересмотреть свои прежние пред­ставления. При ремонте мотоцикла надо просто «проснуться» и понять, что же это мы такое на самом деле делаем. Шаблон­ное мышление не позволяет нам этого. Типичный случай - когда мотоцикл про­сто не заводится. Факт налицо, однако человек его не видит. То есть он видит «мертвый» мотоцикл, но ему мешает шаблон: мотоцикл должен заводиться! Наткнувшись на такой шаблон, который вполне способен лишить человека значи­тельной доли мужества, нужно прежде всего замедлить темп действий. Тем бо­лее что его все равно придется замед­лить, раз мотоцикл не заводится. И - еще раз все продумать, проверить даже то, что уже счел до конца доделанным, чтобы убедиться, действительно ли ни­чего важного не забыто... Да просто по­сидеть, поглядеть на свой мотоцикл. Мысленно слиться с ним, как рыболов сливается со своей удочкой, не спуская с нее глаз. И тогда рано или поздно ты почувствуешь своеобразный толчок, лег­кий зов, идущий от какой-то маленькой и незаметной детали: вот она я! Это так же верно, как то, что в конце «Отче наш» в церкви всегда следует «аминь». Этот принцип незыблем, на нем весь мир держится. Главное - открыть глаза и обратить внимание на нужную деталь. Лучшим примером шаблонного мышле­ния я считаю индийскую ловушку для обезьян. Ее делают из пустого кокосово­го ореха, который привязывают к колы­шку. Внутрь ореха насыпают немного

 

  риса, который обезьяна может увидеть и достать через небольшое отверстие в скорлупе. Это отверстие достаточно ве­лико, чтобы она могла просунуть руку, но слишком мало, чтобы вытащить ку­лак с зажатым в нем рисом. Обезьяна хватает рис - и вот она уже в ловушке, и все из-за своего шаблонного мышле­ния. Она не в состоянии пересмотреть свое отношение к рису, понять, что сво­бода дороже риса в кулаке. Скоро при­дут крестьяне, чтобы поймать обезьяну. Вот они уже близко, вот подходят... Все! Обезьяна поймана. Какой общий со­вет - не конкретный, насчет ореха и ри­са, а именно общий - можно было бы дать несчастной обезьяне? Наверное, ей можно было бы повторить то, что я уже говорил о шаблонном мы­шлении - разве что в более резких вы­ражениях. Есть, конечно, конкретный факт, который должна понять обезьяна: разожми кулак - и ты свободна. Но как ей додуматься до этого факта? Только отказавшись от шаблона, согласно кото­рому рис для нее дороже свободы. А как ей от него отказаться? Вот тут-то и надо замедлить темп, продумать все еще раз, проверить даже то, что, как кажет­ся, уже доделано до конца, чтобы убе­диться, действительно ли ничего важно­го не забыто... И - правильно, перестать ковырять свой кокосовый орех, а просто посидеть, поглядеть на него. Мысленно слиться с ним, не спуская с него глаз. И тогда рано или поздно она почувствует своеобразный толчок, легкий зов, иду­щий от какой-то маленькой и незамет­ной детали: вот она я!

 

  Не мучиться из-за своей проблемы, а рассмотреть чистый факт, лежащий в ее основе. Тогда и «проблема» окажется не такой уж большой, как представлялось поначалу. С другой стороны, и сам факт, наверное, покажется уже не таким мало­важным. Вот какой совет, самый общий, можно было бы дать этой обезьяне. 2. Другая блокада, может быть, даже важнее предыдущей. Это - утрата муже­ства из-за завышенной самооценки. Са­мооценка тоже связана с шаблонным мышлением и даже является одной из его причин. Если ты высокого мнения о себе, то твоя способность воспринимать новое ограни­чена. Завышенная самооценка мешает те­бе осознать истинное качество окружа­ющих тебя вещей. И, когда факты неос­поримо доказывают, что ты сделал глу­пость, завышенная самооценка мешает тебе признать это. Когда же ты слышишь речи, пусть лживые, но говорящие в твою пользу, то скорее всего примешь их за истину. Завышенная самооценка обычно препятствует ремонту мотоцик­ла. Человек все время обманывается от­носительно своих способностей, то и де­ло ошибается, а возомнивший о себе ме­ханик просто ненадежен. Если скромность не относится к числу твоих достоинств, то завышенную само­оценку можно компенсировать, научив­шись изображать скромность. Сказав се­бе однажды, что ты не так ловок и умен, как кажется, ты лишь прибавишь себе мужества, когда факты подтвердят эти твои слова. Таким образом, ты сможешь

 

  продержаться на плаву до тех пор, пока новые факты не покажут, что это все-таки неправда. 3. Еще одна причина потери мужества - скука. Скука означает, что ты «потерял качество», выбит из колеи и не видишь, куда едешь, что ты устал быть начеку, а это означает, что твой мотоцикл подвер­гается большой опасности. Ощущение скуки - признак падения уровня муже­ства чуть ли не до ноля: бак пуст и, прежде чем браться за что бы то ни бы­ло, надо его наполнить. Если тебе скучно, выход тут только один: немедленно все бросить! Сходи в кино. Включи телевизор. Предоставь все воле Божией. Делай, что хочешь, только не прикасайся к своему мотоциклу. Ина­че в самое ближайшее время ты совер­шишь свою самую Ужасную Ошибку, и эта ужасная ошибка вместе со скукой окончательно тебя доконают, так что ты лишишься последнего своего мужества, и поделать уже ничего нельзя будет. Для меня самым лучшим средством от скуки служит сон. Когда человеку скуч­но, он засыпает легко и быстро, и наобо­рот: когда человек хорошо выспался, ску­чно ему никогда не бывает. Второе сред­ство - это кофе. Когда ни то, ни другое не помогает, значит, проблемы сидят го­раздо глубже, и это не просто скука. Скука тут - лишь сигнал, указывающий, что пора заняться этими проблемами - ведь ими так или иначе придется заня­ться когда-нибудь, - и решить их, пре­жде чем вернуться к своему мотоциклу. Самое скучное для меня - это мыть мо­тоцикл. По-моему, это вообще лишняя

 

  трата времени. Он же все равно опять заляпается, не успеешь выехать за воро­та. Лучший способ переварить какое-нибудь скучное занятие вроде мытья, сме­ны масла или смазки - это превратить его в ритуал. У привычных работ, как и у работ совершенно непривычных, своя эстетика. Мытье мотоцикла для меня сродни походу в церковь, где я тоже не ожидаю для себя ничего нового, хотя отношусь к службе очень внимательно: меня радует узнавание вещей, давно знакомых. Иногда бывает так приятно пройтись по знакомой тропинке. Очень мудрое отношение к скуке выра­ботал дзен-буддизм. Возьмите его корон­ное упражнение, «просто сиди» - каза­лось бы, что может быть скучнее? Если, конечно, не брать в расчет старинного индийского трюка с погребением зажи­во. Делать ничего нельзя; нельзя шеве­литься, думать, вспоминать о чем-то. Скука смертная, одним словом. И тем не менее, где-то в глубине этой скуки за­ключено то, чему, собственно, дзен-буд- дизм и учит. Что же это такое, что на­ходится в самой глубине скуки? Меня, конечно, могут спросить: «И что же, если я научусь всем этим упражне­ниям, то со мной больше ничего не бу­дет случаться?» Увы, случаться-то будет, причем все, что угодно. Но ведь главное не в этом. Глав­ное в том, чтобы научиться правильно жить. А это означает избегать ситуаций, которые могут лишить тебя мужества, и трезво смотреть на вещи. Хочешь уз­нать, как нарисовать самую совершенную картину на свете? Нет ничего проще!

 

  Сначала надо самому стать совершен­ным, а потом все нарисуется само собой. Ни картина, которую ты хочешь нари­совать, ни мотоцикл, который ты выну­жден чинить, не отделимы от твоего «Я». Если ты шесть дней в неделю, по­ка руки у тебя не доходят до мотоцикла, ведешь себя дурак дураком, то, спраши­вается, откуда возьмутся ум и навык на седьмой день, когда ты наконец решишь им заняться? Это же все взаимосвязано. Если же ты шесть дней в неделю жи­вешь дурак дураком, но на седьмой день действительно даешь себе труд задумать­ся о том, что и зачем делаешь, то, воз­можно, в течение следующих шести дней ты станешь уже немного умнее. Я думаю даже, что те факторы, из-за которых я теряю мужество в очередных жизнен­ных ситуациях, на самом деле служат для меня маяками правильной жизни. А мотоцикл, который мы с вами чиним тут все время, есть на самом деле лишь наше собственное «Я». Это не механизм, который находится где-то там, «во дво­ре», или его хозяин, который отдыхает от него у себя «дома», а две стороны од­ной и той же медали. И перейти в новое качество (равно как и отступить на два шага назад) они могут только вместе. Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за hump







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия