Студопедия — Історія української літературної критики та літературознавства. Хрестоматія: У 3 кн. – кн. 1. – С. 263 – 269.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Історія української літературної критики та літературознавства. Хрестоматія: У 3 кн. – кн. 1. – С. 263 – 269.






 

Несовершенство труда извинительно; по нет оправданий для лености и равнодушия к благородным, важным интересам и вопро­сам,— равнодушия, происходящего как от не­вежества, или от корыстного расчета, или от того и другого вместе.

Белинский

В наше время поставкою повестей в журналы занято очень много грамотного народу, но на повесть, равно как и на другие произведения беллетристики, большинство читателей смотрит как-то слегка. Автору охотно прощают у нас не только поверхностное знание того мира явлений, из ко­торого взята повесть, но иногда —и недостаток здравого Смысла. Те же самые читатели строго осудят подобные недостатки в историке, естествоиспытателе, философе. Мне кажется, что это с их стороны несправедливо и легкомыс­ленно. Ведь и повествователь, и историк, и естествоиспыта­тель, и философ взялись изобразить, каждый по-своему,

1 Стихи с! поен! напечатан! в Хат!, стр.

жизнь в ее истине, а не обманчивый вид жизни. Какое же право имеют читатели строго" порицать их, в случае недо­статка у них фактической точности или верных соображе­ний, и в то же время снисходить к тем же самым недостат­кам живописцев семейной и общественной жизни в повести, романе, поэме и прочая? Ведь осуждая ученого, Не из-за чего другого мы хлопочем, как из-за того, чтобы предохра­нить общество от обмана. Почему же мы равнодушны к обману, в который вводят общество плохие писатели, на счет изображаемых ими явлений жизни? Следствие фаль­шивых понятий по предметам, истории* естествознания, фи­лософии никак не вреднее для успехов общественного раз­вития, как и следствия извращенного взгляда на окружаю­щую нас повседневность, на Отношения людей между со­бою, на общий характер народа, и прочая, и прочая. И ес­ли там, в порицаниях наших, мы управляемся ^сознанием долга честных людей, граждан своего отечества, членов своего общества, то и здесь те же самые побуждения дол­жны внушить нам строго-разборчивую критику. Вникнем, какая цель у каждого общественного деятеля, к какому бы разряду работающих умов ни принадлежал он. Сделать что-то еще не сделанное, то есть такое, в чем чувствуется потребность со стороны общества. Вот прямая и законная цель каждого работающего ума. Как же поступает общест­во с теми, кто возьмется сделать еще не сделанное, да и. кончить ничем? Оно их осмеивает. А с теми, кто не только ничего не прибавит к общественному достоянию, да еще на.-путает, перепортит материалы и затруднит работу истин­ным общественным деятелям? Оно их строго обвиняет. Ска­жите же: не достойны ли осмеянья и упреков те писатели, которые своими затеями говорят: «Господа, вам не все еще известно, положим, об украинской жизни; мы вам покажем, посредством повести, украинскую жизнь с новой сторо­ны»,— и не только этого не исполняют, напротив, затемня­ют и то, что в ней было ясно, как день?; Тут обвинять на­добно не ту критику, которая вооружена всею строгостью истины, а ту, которая смотрит сквозь пальцы на подобные проделки, выдает людей безподезных за приносящих поль­зу и самих их держит в убивающем дух самообольщении. Но, может быть, скажут мне.лто для критики не по си-- лам труд -<- гоняться за всякою фальшью в искусстве и раз­облачать недобросовестность литературной работы относи-телвв(УЙ)рилежно1:6 изучения изображаемой-жизни |>азобла-"чать йЬдельность вдрхндаечад и фальшивую художествен­ность образов. На это я отвечу, что и в области научной умственной деятельности многое множество нелепостей ос-

тавляет критика без внимания, и только на тех обрушива­ется всею грозою своего суда, кто выдвинулся впредь и обратил на себя внимание значительной массы людей, жаж­дущих знания. Так оно должно поступать и в области ху­дожественных изображений жизни. Пусть себе несут вздор люди, которых никто или почти никто не слушает. Может быть, они и сами, поумнев с течением времени, познают тщету презднаго суесловия и, позабыв свои высокие пре­тензии, смиренно и добросовестно примутся за обыкновен­ный, но необходимый труд, 'который не подвинется без дру­жных усилий множества им подобных. Таких достаточно вразумляет уже, одно равнодушие к ним читающего обще­ства. Но эти господа, которые пренебрегают трудом ка-меныцика, чтобы быть архитекторами эфемерных зданий,— которые уверили толцу, что они что-то делают, тогда как они не прибавляют к массе сделанного другими ровно ни­чего,— этих критика должна преследовать со всей неумо-лимостию истины.

Но здесь предстоит вопрос: следует ли критике употреб­лять всю свою разборчивость к литературе юной, только что начинающейся, или же она должна ограничиваться указанием на хорошее, предоставляя публике самой заме­чать и порицать дурное?

Мне кажется, что нам надобно обратить внимание на особенность положения нашей украинской литературы, вместо того, чтобы прилагать к ней правило потворства со - стороны критики. Литература наша началась недавно — правда, но у нее перед глазами литература столетняя, тес­но с нею связанная, и не далеко еще то время, когда в этой, столетней литературе, за пару удачных стихов, производи­ли в поэты людей, глубоко прозаических. Что же из того вышло? Прибавилось только русской критике хлопот — развенчивать несправедливо увенчанных, но русское слово, русская мысль ничего не выиграли; напротив, они запута­лись в такия сети, который и в наше время прорывают не­многие. Независимо от этого примера, рождение нашей ли­тературы (разумеется, не в лице Котляревского и его по­следователей) совпадает с временем, когда общество от каждого творения ума человеческого начало настоятельно требовать несомненно полезного приложения его к общему делу ж из® и когда многие задумались над вопросом: ка­кую именно пользу должны принести обществу высоко развитое слово и высоко облагороженная мысль?' Мы. зна-, ем, кто поощрял, кто покровительствовал и кто сделал сво-,им орудием великорусскую Литературу во времена ее не* разумной юности. Литература украинская родилась посре-

ди иных нянек; ее хранили, во времена сомнительности ее бытия, иные люди; она послужила и должна служить иным целям. Она — создание не небольшого кружка, устроивше­го себе изящную жизнь посреди толпы, для которой оста­лось только подчиняться его вкусу, его понятиям и самой-его жизни: она — голос подобной толпы, но которая, не при­знает своими образцами просвещенных людей, вращаю­щихся вне ея жизненных потребностей, а напротив,/увле-дает_ Р сво|о__здоровую смду самых развитых деятелей про­свещения, со всекРйх учёностью, ^со всем блеском их артистической образованности: Все эти люди, при всех лич­ных преимуществах перед единицами своего простонародья, чувствуют, и сознают умом, что сила народного духа не в их ученых и эстетических кружках, а именно в этой массе, из которой каждая отдельно взятая личное1^ почти без­различно незначительна, но в общности со множеством дру­гих, себе подобных, хранит законы литературного вкуса и народного смысла дЛя самых развитых и самостоятельных представителей нашей народности* Так как наши украин­ские поэты никогда не выходили из большого круга в ма­ленький, никогда не творили для немногих и всегда, во вре­мя творчества, воображали вокруг себя так сказать вече народное (от чего происходят и временная ограниченность сферы их творчества, и самобытная сила его); то произве­дения уй.) должно почитать не игрушками удаленного от. житейских треволнений кружка, а,:'СОзданиями духа народ­ного. Народ же ничего не созидает без практического, жиз­ненного смысла. Народ, в произведениях поэзии^ созна­тельно и инстинктивно ищет удовлетворения своих насущ­ных потребностей!. Народ может построить, с большими из­держками, храм, дорогу, мост и общественное гульбище, но никогда не затеет курьезной беседки, стоющей миллиона. Так и в жизни чисто духовной никогда его великая и стро­гая мысль «ё займется игрушкою, ни к чему не нужною м.ас-се и удовлетворяющею причудливому вкусу только немно­гих, а тем более — игрушкою, передразнивающею Дело серьезное, или подражающего, нелримечимрй у него «уже-'земщине. Таким образом Каждое создание литературы на-шейЪ как литературы, пеЛпреимуществу и почта исключи­тельно народной,, должно служить прежде всего на^пользу нашего морального существований^ от которого находится в совершенной зависимости существование материальное. Ё противном случае, это будет сочинение самозванно-укра­инское и, как таковое, неизбежно подвергнется молчаливо­му осуждению громады, которая останется к нему равно­душна, и громкому осуждению критики, стоящей на сторо-

же чистого вкуса народного и здорового народного смысла. После этого вопрос: «следует ли критике употреблять всю свою разборчивость в литературе юной? разрешается сам собою. Если на беллетристику смотреть, как на услажде­ние праздных досугов человека, гоняющегося только за приятными ощущениями; то конечно.взыскательная крити­ка многих смутит и остановит в их ревностном служений чужой забаве. Но когда писатель выступает перед свежее, развивающееся о'бщество людей настойчиво добивающихся от писателя духовной пищи, удовлетворяющей народному вкусу, тут критику не кстати дремать в покойных креслах и с просонков покрикивать: браво, браво! Он обязан во­ображать себя трибуном народным: он должен постоянно содержать в дун!е своей моральные нужды своего народа и руководствоваться его понятиями о самом себе, выработав­шимися в его быту, в его обычаях, в его изустной словес­ности. Какой же снисходительности может ожидать от по­добной критики псевдо-поэт, извращающий в своих произ­ведениях быт народный и противоречащий обычаям народ­ным, расторгающий связь, которая существует и должна существовать между печатным нашим словом и словом на­родным изустным? Снисходительность в этом случае бу­дет лукавством перед своей громадою, у которой критик служит докладчиком. Как фальшивый историк, так и фаль­шивый жрец беллетристики должны быть изобличены во имя общей пользы, во имя успехов самопознания, во имя стремленья к лучшей будущности народа. Иначе — все бу­дут у нас игрушки да игрушки, и никогда не выйдет наше общество из того.легкомысленного детского возраста, в ка­ком оно было во времена Котляревского. 'Задачею нашей украинской литературы должно быть строгое соответствие (^созданий духу народному и его серьезному, жизненному; а не какому-то псевдо-народному, прихотливому, взгляду на вещи. Задачею нашей украинской критики должна "Выть строгая щ>веркач литературных созданий эстетическим чув­ством и воспитанным в изучении своей народности умом, Лишь только мы уклонимся от этой задачи, лишь только пренебрежем в своей критике общие основания эстетики, приложенной к новейшему народоизучению,— мы сделаем^ ся обманщиками собственного народа и самозванными его деятелями; литература наша возсядет опять на подража­тельном парнасе, как во времена псевдоукраинских вирш киевских академистов (только уж в новой, парижской или петербургской одежде), и народ наш по-прежнему начнет искать от нас убежища в своей безграмотности, которая спасла его от духовных академий и семинарий.

Прибавлю еще несколько слов к общим моим замеча­ниям. Так как я упомянул о серьезных требованиях нашего народного духа, то читатель, невнцкнувший хорошенько в мои слова, может сказать мне, что я этим самым исклю­чаю из украинской литературы элегию, шутку, и что? пред­ставляю себе народ наш суровым мудрецом, который ищет в жизни одной положительно определенной пользы, Отве­чаю заблаговременно, что серьезное в созданиях фан­тазии не одно только то, что разумеется под этим словом в философском трактате, или в обычном ходе житейских/дел. •0Пишь только мы признали за своим' народом имя поэта, то должны предполагать в нем полное разнообразие спо­собности принимать впечатления от внешнего мира и пре­творять их в собственную моральную сущность. Тот же народ, который задумается глубоко над стихами:

Обірана, сиротою

По-над Дншром плаче,—

тот же самый народ увлечется и противоположными, по душевному строю, стихами, как увлекается детскими игра­ми, или надеждами на счастье, срединяющимися в нашей душе с любовью. Было бы странно воображать его сознаю­щим, в подобном увлечении, такую мысль: «это мне полез­но; это ведет меня к тому-то и охраняет от.тогото». Не его дело, как развивающейся инстинктивно массы, рабо­тать в мире отвлеченных идей: это дело его литературных органов. Они то, не переставая идти в рядах своего народа, должны объяснять наиболее развитой его части<внутренний процесс эстетических впечатлений и влиянье их на здоро­вье и возрастание духа народного,— для того, чтобы предо­хранить всех и каждого от нарушения своей народности в литературе. Строгое соблюдение ея во всех без различия беллетристических произведениях полезно потому, что на­род, которого достоянием должны делаться эти произве­дения, сознает, посредством них, свое украинское я, и сле­довательно ' крепнет в своей народности, и следовательно делается в своей массе солидарнее, и следовательно могу­щественнее противостоит всякому разлагающему влиянию другой народности. Вот оно, благотворное, жизненное дей­ствие легких произведений лирики и комизма, в которых может не быть и намека на моральную идею, и в;этом от­ношении Шевченко, в своей элегии: «Нащо меш чорш'бро­ви», такой же великий деятель, как и в своей поэме: «Катери­на». И там, и здесь он заставляет сердце Украинца созна­вать себя украинским, а не каким либо сердцем, а между тем заслуги его, как автора, различны в обеих пьесах.

Вот несколько мыслей, возникших у меня в уме на про­чтении кой-чего писанного по-украински и кой-чего, выда­ваемого за украинскую критику. Считаю не безполезным заявить их в общих выражениях, для тех из наших земля­ков, которые изображают жизнь украинскую художествен­ным способом, и для тех, которые берутся созерцать ее в литературе способом философским. От души буду рад, если мои напоминания предохранят на будущее время наших литературных деятелей от погрешностей, которые уже ими сделаны, но которые бросаются в глаза не каждому. 1 февраля 1861 г. С. Петербург.

 

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.027 сек.) русская версия | украинская версия