Студопедия — Сканер Epson Perfection 4490 Photo 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сканер Epson Perfection 4490 Photo 8 страница






Шикалу, Ликалу! Шагадам, магадам, викадам. Небазгин, доюлазгин, фиказгин. Бейхамаишь, гейлулашанн, эламаин. Ликалу!

Шию, Шию, дан, - ба, ба, бан, ю. Шию, шию, нетоли - ба, ба, згин, ю. Шию, шию, бала, ли, ба, ба, дам ю. 428

00;

«л;

N0"

141!

1ОШ оо;

О вилла, вилла, дам, юхала! Гираба, наюра, юхала! Захива, ванилши, схабатай, янаха. Захива, гиряй, гиряй, добила, янаха. Захива, вилхомай, вилхомай, янаха. Мяу! згин, згин! Гааш! згин, згин! У-у-у! згин, згин!

Бя, - бая! - згин, згин!

Кво - кво! згин, згин!

Бду, бду! згин, згин!

Карра! згин, згин!

Тили, тили! згин, згин!

Хив, чив! згин, згин!

Згин, згин, згин!

Упражнение 156. Прочитайте высказывание Шарля Балли, приведенное в работе Л. П. Якубинского. О каких сторонах функционирования и восприятия звуков говорит Ш. Балли? Приведите свои примеры межъязыковых фонетических оппозиций.

Естественно, что при восприятии иностранного языка, когда наши ассо­циации между представлением и словом недостаточно точно установились, мысль невольно преувеличивает музыкальные эффекты там, где они суще­ствуют, и признает их наличие там, где их нет. Возникают ассоциации почти неуловимые, в которых индивидуальные впечатления играют важную роль и которые немного напоминают «народную этимологию». Глагол глукзспегп по­ражает меня своими звуками, вероятно, гораздо больше, чем немца; но эта иллюзия имеет некоторые основания в смысле слова; но, что сказать о слове вроде егЫекНсЬ (сошМегаЫе), которое производит на меня всякий раз стран­ное и смешное впечатление, совершенно не оправдываемое его значением! (цит. по: Якубинский, 1997, с. 141).

Упражнение 157. Прочитайте стихотворение И. Анненского «Невозможно». Най­дите в тексте стихотворения лексику, «возбуждающую» в читателе особое эмоцио­нальное и психологическое восприятие звуков. Выделите из текста группу слов, выра­жающих ассоциативные, психофонетические смыслы. Номинируйте данные смыслы.

Есть слова - их дыханье, что цвет, Так же нежно и бело-тревожно, Но меж них ни печальнее нет, Ни нежнее тебя, невозможно. Не познав, я в тебе уж любил Эти в бархат ушедшие звуки:

Мне являлись мерцанья могил И сквозь сумрак белевшие руки. Но лишь в белом венце хризантем, Перед первой угрозой забвенья, Этих ее, этих зэ, этих эм Различить я сумел дуновенья.

И, запомнив, невестой в саду Как в апреле тебя разубрали,-У забитой калитки я жду, Позвонить к сторожам не пора ли. Если слово за словом, что цвет, Увядает, белея тревожно, Не печальных меж павшими нет, Но люблю я одно - невозможно.

Упражнение 158. Пользуясь двуязычными словарями, переведите текст стихот­ворения Жака Одиберти, написанное в 1950 г. С какой целью создан данный текст? Какова межъязыковая специфика его фонетической формы?

Вготег \уотап посЬ Нп та1 етта1 а шотап зш" ил Ш Гог 1Ье ЯатепШ &г ту гей апй Ыаск Ьизтезз р1оит, р1ошп пщЫ1 81агз! топ рей! топ51еиг СосЛ Ше §опгеззе зиг ип р1шпагс1 посЬ ет та1 {от еуег 1'ёЧё сотте Гт'уег т1оит! р1оит!

Упражнение 159. Определите значения «трансцендентальных слов», созданных Велемиром Хлебниковым. Определите, какая форма этих слов доминирует - фонети­ческая или словообразовательная. Выделите из данного списка слов фонетические неологизмы. Могут ли функционировать фонетические неологизмы вне поэтического контекста? Придумайте фразы, в которых данные лексемы могут выражать свои но­вые значения:

трепетва варошь жарошь мокошь
зарошь вечазь храмязь вылязь
умнязь плещва плаква нежва
дышва студошь сухошь тамошь
пенязь жриязь будязь новязь
помирва желва лепетва  

Упражнение 160. Прочитайте высказывание С. Ф. Гончаренко. Какие аспекты функционирования фонетических единиц осмысляет исследователь? Сформулируйте определение категории «звуковое сознание», введенной автором в научный обиход. Какова, по мнению С. Ф. Гончаренко, роль звукового повтора в фонетическом смыс-ловыражении?

Скорее всего, языковая система действительно располагает не только лек-сико-семантическими полями, но и лексико-фонетическими группами, объе­диняющими слова на основе звуковой общности. <...> Существуя, по всей вероятности, как некая диффузная и открытая парадигма в сознании (или под­сознании?) носителей языка, эти звукоассоциативные лексические поля обрета­ют в сознании профессионального поэта более четкие контуры. Ведь именно поэту приходится ежедневно «рыться» в звуковых запасниках языка в поис­ках нужной рифмы или аллитерации. Именно поэту необходимо удерживать в памяти: а) наиболее редкие и яркие звуковые находки своих предшественни­ков, чтобы случайно не нарушить негласного авторского права на них; б) став­шие формальными сближения слов на звуковой основе, дабы избежать фони­ческой банальности. Удивительно ли, что его звуковое сознание некоторым образом отлично от сознания и усредненного носителя языка, и даже филоло­га-профессионала. <...> Лексические единицы одного звукоассоциативного ряда имеют тенденцию группироваться в пределах обозримого сегмента по­этического текста; вообще складывается впечатление, словно одно слово вла­стно притягивает к себе другие члены звукоассоциативного ряда, или будто поэт, употребив два объединенных звуковой общностью слова, продолжает по инерции «эксплуатировать» тот же звуковой повтор, пока не переключится на другой фонический комплекс (Гончаренко, 1995, с. 161-162).

Упражнение 161

1. Прочитайте высказывание Вяч. Вс. Иванова.

Таигазга азаппа Затпю серИ, - по Соссюру, анаграмматический стих, содержащий полностью имя Зарю (в слогах с/ + р[ + /о), кроме того, 5 из Затпю серп - в начале группы, где повторяется почти все слово Зарю. Не­точное совпадение гласного в сер1 исправляется с помощью а в слове Сшипа). <...> Наибольший интерес теории анаграмм Соссюра состоит в том, что она не только подготовила понимание им языкового знака, но и предвосхитила понимание целого текста как знака (Иванов, 1998, с. 617-627).

2. Докажите, что анаграмма - это явление в большей степени не языковое, а тек­стовое (на примере стихотворения О. Мандельштама «Кому зима - арак и пунш голу­боглазый...». Приведите примеры языковой анаграммы.

Кому зима — арак и пунш голубоглазый, Кому - душистое с корицею вино,

Кому - жестоких звезд соленые приказы В избушку дымную перенести дано..

Немного теплого куриного помета

И бестолкового овечьего тепла;

Я все отдам за жизнь - мне так нужна забота, -

И спичка серная меня б согреть смогла.

Взгляни: в моей руке лишь глиняная крынка, И верещанье звезд щекочет слабый слух, Но желтизну травы и теплоту суглинка Нельзя не полюбить сквозь этот жалкий пух.

Тихонько гладить шерсть и ворошить солому, Как яблоня зимой, в рогоже голодать, Тянуться с нежностью бессмысленно к чужому, И шарить в пустоте, и терпеливо ждать.

Пусть заговорщики торопятся по снегу Отарою овец и хрупкий наст скрипит, Кому зима - полынь и горький дым к ночлегу, Кому - крутая соль торжественных обид.

О, если бы поднять фонарь на длинной палке, С собакой впереди идти под солью звезд, И с петухом в горшке прийти на двор к гадалке. А белый, белый снег до боли очи ест.

Упражнение 162. Прочитайте фрагмент из книги «Проблемы фоносемантики поэтического текста» Ю. В. Казарина. Определите основные условия и аспекты фун­кционирования анаграммы в поэтическом тексте. Дайте определения фоносмыслово-го рода, анаграмматической лексемы и анаграммы.

Наличие анаграмматических фонолексем (и прежде всего графолексем, что естественно) в поэтическом тексте при наличии повторов типовых звуко-комплексов свидетельствует о том, что фонетическая форма стихотворения в таком случае способна выражать те или иные смыслы в рамках данной звуко-смысловой парадигмы и текста в целом. Анаграмматическим звукокомплек-сам и анаграммам в русском поэтическом тексте свойственны следующие признаки и характеристики:

1) Фоносмысловые ряды/парадигмы свойственны русской поэзии, поэзии не только авангардного, но традиционалистского характера.

2) Фоносмысловые ряды/парадигмы могут - локально - занимать любую дискурсную часть поэтического текста, заполняя позиции в рифме, стихе, стро­фе, целом тексте.

3) Фоносмысловые ряды имеют не только аллитерационный, но и анаг­рамматический характер, т. к. строятся в парадигмы на основе общей тек-стофонемы или общего комплекса текстофонем.

4) Анаграмматические лексемы и лексема-анаграмма (слова в слове и слово, содержащее в себе слова) суть звуковые/текстофонематические повто­ры, не всегда совпадающие по месту в словообразовательной/морфемной структуре. Поэтому явление «квазиморфемы» не регулярно...

5) Характер реализации фоносмысловых рядов в стихотворении зависит от индивидуальных особенностей языковой личности поэта. Так, языковая способность О. Мандельштама характеризуется доминированием в ней фоне­тического компонента, что приводит к тому, что в его стихотворениях наблю­дается постоянное наличие единиц анаграмматической природы.

6) Анаграмма - явление не только разноместное (значит, фонетическое), но и явление лексическое. Анаграмматическая лексема содержит в себе ряд лексоидов (в графофонематическом виде), способных к своей реализации в тексте в функции лексем.

7) Фоносмысловые ряды образуют в тексте смысловое ассоциативное поле. Ассоциативность такого поля регламентируется общей смысловой системой/ структурой поэтического текста.

8) Анаграмматическое слово - это носитель фоносмысловой интерпре-танты, следовательно, оно является словом ключевым в том или ином фоно-смысловом поле.

9) Анализ и интерпретация фонетических смыслов анаграмматической природы возможны лишь с опорой на анализ лексико-смысловой структуры поэтического текста (Казарин, 2000, с. 132-133).

Упражнение 163. Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Соломинка» Найдите в текстах слова, составляющие те или иные фоносмысловые ряды. Найдите в текстах слова, составляющие лексико-смысловые (тематические) группы. Произве­дите сопоставительный фоносмысловой анализ данных групп лексики.

Упражнение 164. Найдите в тексте В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы» неоло­гизмы, в основе образования которых лежат фонетические явления: звукоизобразитель-ность, звукоподражание. Определите контекстное значение фонетических неологизмов.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй - пелся облик,

Гзи-гзи - гзео пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

1908 или 1909

,-858

Упражнение 165. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова «Кузнечик», попытайтесь расшифровать смысл слова «зинзивер», учитывая звукоподра­жательный характер слов «пинь, пинь, пинь». Найдите в тексте неологизмы, организованные по продуктивной словообразовательной модели. Выявите фо-носемантическую специфику данных неологизмов.

Кузнечик

Крылшкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

1908 или 1909

Упражнение 166. Определите функцию аллитерации в стихотворении О. Ман­дельштама «Чернозем». Выявите в тексте анаграмматические явления. Составьте фо-носмысловые ряды. Найдите ключевое анаграмматическое слово.

Упражнение 167. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Гру­зии...». Охарактеризуйте фонетические особенности этого стихотворения, отметьте осо­бые функции в нем гласных звуков. Выявите в тексте типовые (повторяющиеся) зву-кокомплексы. В какие лексемы они входят? Определите контекстные значения этих лексем и произведите интерпретацию фонетических смыслов, выражаемых типовыми звукокомплексами.

Упражнение 168. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Скрипка и немнож­ко нервно». Определите, как соотносятся звуковая организация стихотворения с его содержанием. Найдите в тексте лексему звукоподражательного характера.

Упражнение 169. Какое явление организует данный текст А. Крученого? Почему этот текст можно назвать «доязыковым»? Почему текст поддается только множествен­ной интерпретации?

Дыр - бул - щыл,

убещур

скум

вы - со - бу

р - л - эз

Упражнение 170. Почему Г. Айги назвал свое стихотворение «Песня звуков»? Какие фонетические средства использует поэт в процессе имитации детского мышления 434

и речи? Произведите декодирование и интерпретацию фонетической формы данного текста.

о (Солнце Некое)

в а - Небе (тоже Неком)

е-и-у-ы - Другим (Мирам)

и а-э-у - Другие

деревьям - ю букашкам - е а - детям

6 июля 1983

Упражнение 171. Прочитайте высказывание Н. Л. Степанова о языке В. Хлебни­кова («Заумь»). Как понимает Н. Л. Степанов явление фонетической выразительности и внутренней формы? Как ученый соотносит эти явления с авторской неологизацией? Дайте определение «зауми». Как соотносятся, по Н. Л. Степанову, явления звукопод­ражательности и поэтической неологизации?

Хлебников не ограничился словообразованием путем «корнесловия», ожив­лением «внутренней формы» слова в результате разложения его на составные части. Обращение к звучанию слова, к его фонетической выразительности повлекло за собою отрыв от смысла, создание «заумного» языка. Ведь слово есть единство звучания и значения. Отказ от значения слова, обращение к одному лишь звуку, который сам приобретает смысловую нагрузку, имеющую, однако, субъективный и эмоциональный характер, приводил к отказу от об­щезначимого языка.

Одним из проявлений увлечения звуковой стороной языка является у Хлеб­никова опыт передачи «языка» птиц. «Птичий язык» вовсе не рассматривался Хлебниковым как проявление «зауми». Это - звукоподражание, имитация щебета птиц, которых он смолоду наблюдал и изучал. Это были как бы голо­са самой природы. Недаром Хлебников многозначительно назвал свой фраг­мент: «Мудрость в силке» (добавив в скобках - «Утро в лесу»); записав (как теперь записывают на пластинку) голоса лесных птичек (славка, вьюрок, овсян­ка и т. д.):

Славка: беботэу-вевять!

Вьюрок: тьерти-едигреди!

Овсянка: кри-ти-ти-ти, тии!

Дубровник: вьор-вэр-виру, сьек, сьек, сьек!

Появление «зауми» было подготовлено пониманием творчества как инту­итивно-подсознательного процесса, как попытка предельно утвердить свобо­ду поэзии от «содержания», рассматривать ее как «чистое» выражение формы (Степанов, 1975, с. 134).

28*

Упражнение 172. Прочитайте высказывания Н. Л. Степанова о языке В. Хлебни­кова. Какие языковые аспекты учитывает Н. Л. Степанов, давая определение поэти­ческой неологизации В. Хлебникова? Выделите в стихотворении, которое цитирует автор, неологизмы фонетического и словообразовательного характера.

Самая звуковая форма слова, его смысл, синонимически варьируемый, вырастает из «внутренней формы» слова, как из зерна росток. Таково, напри­мер, стихотворение «Зазовь».

Зазовь.

Зазовь манности тайн. Зазовь обманной печали. Зазовь уманной устали, Зазовь сипких тростников. Зазовь зыбких облаков. Зазовь водностных тайн. Зазовь.

Хлебниковские неологизмы - чаще всего фонетико-семантичес-кая контаминация, представляющая не обычное морфо­логическое словообразование, а словообразование на основе особого вида семантической связи, которую можно назвать «звукосемантической». Фонетическое сходство, «звуковой повтор» порождает у него и новые, неожиданные смысловые свя­зи. Так слово манить перекликается с такими неологизмами, как манности, обманная, уманной, в данном случае образованных от общего корня ман (манить). Такие строки, как «Зазовь сипких тростников / Зазовь зыбких об­лаков», возникают из фонетической близости сипких и зыбких. Так получа­ется своего рода «замыкание» обще фонетической цепи, которая рождает смысловой контакт между сходными звукообразованиями (Степанов, 1975, с. 143-144).

Упражнение 173. Прочитайте фрагмент из книги «Поэтический текст как систе­ма» Ю. В. Казарина. Раскройте основные категории и понятия, относящиеся к про­цессам поэтической неологизации. Сформулируйте основные закономерности процесса поэтической неологизации. Приведите примеры поэтической неологизации.

Поэтической деривационной (словообразовательно-неологической) неоло­гизации свойственны следующие черты:

1) неологизация на основе морфологических способов словообразования;

2) перераспределение и нивелировка роли различных аффиксов (а также и корневых морфем) в процессе неологизации, когда неологической доми­нантой и константой могут быть морфемы любого статуса - как словообразо­вательные, так и формо- и словоизменительные;

3) актуализация внутренней формы неологически реализованной морфемы; 436

4) актуализация новой внутренней формы слова-текстемы;

5) синтагматика морфемная, приводящая к неологическим реализациям слова-текстемы в целом;

6) деривационная неологизация - явление не окказиональное (как это происходит в речи), а регулярное, необходимое и обязательное в рамках дан­ного ПТ [поэтического текста], а также в рамках данного идиостиля, в сфере формирования данной художественной картины мира и всего творчества того или иного поэта в целом;

7) цель словообразовательной неологизации - словотворчество, которое включает в себя такие текстовые деривационные результаты/продукты, как неологизмы и заумь;

8) неологические слова-текстемы имеют изоморфную природу соотноше­ния, взаимообусловленности и функций своих словообразовательных форм (лексем) и смысловых содержаний (в языке и речи такие отношения имеют характер неполного изоморфизма);

9) неологические текстоморфы в определенном поэтическом тексте могут играть доминирующую роль как в смыслообразовании, так и в текстострое-нии, т. е. могут являться словообразовательной константой выражения тех или иных общих текстовых смыслов (Казарин, 1999, с. 167-168).

Упражнение 174. Прочитайте фрагмент из книги «Поэтический текст как систе­ма» Ю. В. Казарина. Определите лингвистическую специфику неологизма и «заумно­го» слова (зауми). Из каких двух процессов складывается поэтическая неологизация? Подберите произведения, авторы которых активно создают новые слова: неологизмы и окказионализмы. Найдите в этих текстах словообразовательные неологизмы и лек­сику заумного характера. Определите степень актуализации внутренней формы в но­вых словах (высокая, средняя, низкая). От чего зависит та или иная степень актуали­зации внутренней формы неологизма?

...Механизм образования деривационных текстовых неологических смыс­лов заключается в процессе словотворчества, который, как правило, объеди­няет в себе черты как синхронического (современного), так и диахроническо­го словообразования (последнее заключается в оживлении и актуализации исторических лексико-грамматических значений морфем). <...>... процесс словотворчества как неологической деривации (словообразования) приводит стихотворца к реализации двух результатов такого процесса - неологизма и зауми. Речь идет о двойной формальной содержательности текстоморфа:

1) фоносемантическаяУзвукообразная форма;

2) лексико-грамматическая/неологическая, деривационная содержательная форма.

Доминирование одной из этих содержательных форм текстоморфа приво­дит к реализации/получению в поэтическом тексте, во-первых, неологизма (доминирует неологическая деривация) и, во-вторых, зауми (доминирует фо-носемантическая/звукообразная форма текстоморфа) (Казарин, 1999, с. 168).

Упражнение 175. Выявите в стихотворении О. Мандельштама «Мой щегол, я голову закину...» авторские неологизмы, определите их контекстные смыслы. Как соот­носятся в семантическом отношении слова «щегловит», «щеголь», «щегол»?

Мой щегол, я голову закину, Поглядим на мир вдвоем. Зимний день, колючий, как мякина, Так ли жестк в зрачке твоем?

Хвостик лодкой, перья черно-желты, Ниже клюва в краску влит, Сознаешь ли, до чего щегол ты, До чего ты щегловит?

Что за воздух у него в надлобье -

Черн и красен, желт и бел!

В обе стороны он в оба смотрит - в обе! -

Не посмотрит - улетел!

10-27 декабря 1937

Упражнение 176. Прочитайте следующее стихотворение О. Мандельштама и уточните контекстный смысл неологизма «щегловит». Определите конкретное значе­ние неологизма «сердцевит». Какова функция данного нового слова?

Когда щегол в воздушной сдобе Вдруг затрясется, сердцевит, Ученый плащик перчит злоба, А чепчик черным красовит.

Клевещет жердочка и планка, Клевещет клетка сотней спиц -И все на свете наизнанку, И есть лесная Саламанка Для непослушных умных птиц. Декабрь 1936

Упражнение 177. Определите образный смысл и функции неологизма и необыч­ной сочетаемости слов в стихотворении В. Хлебникова «Времыши-камыши». Соотне­сите смыслы выражения «мыслящий тростник» и неологизма «времыши-камыши».

Времыши-камыши На озере береге, Где каменья временем, Где время каменьем. 438

На берега озере Времыши-камыши, На озере береге Священно шумящие. 1908 или 1909

Упражнение 178. Выберите из стихотворения В. Маяковского «Стихи о советс­ком паспорте» авторские неологизмы и объясните, почему эта лексика не стала обще­употребительной. Какие из авторских неологизмов созданы поэтом по продуктивным моделям? Придумайте/создайте ряд неологизмов с опорой на использованные В. Ма­яковским словообразовательные модели.

Упражнение 179. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Облака». Найдите авторские неологизмы, оцените их смысл и функции в тексте, а также обратите вни­мание и объясните необычное написание словообразовательной структуры слова. Определите интонационную и синтаксическую функцию графических неологизмов «раз-дался» и «бо-род».

Перерытые - как бритвой Взрыхленные небеса. Рытвинами - небеса. Бритвенные небеса. Перелетами - как хлёстом

Хлёстанные табуны. Взблестывающей Луны Вдовствующей - табуны!

Стой! Не Федры ли под небом Плащ? Не Федрин ли взвился В эти марафонским бегом Мчащиеся небеса?

Стой! Иродиады с чубом -Блуд... Не бубен ли взвился В эти иерихонским трубом Рвущиеся небеса?

Нет! Вставший вал! Пал - и пророк оправдан! Раз-дался вал: Целое море - на два!

Бо-род и грив Шествие морем Чёрмным! Нет! - се - Юдифь -Голову Олоферна! / мая 1923

Упражнение 180. Прочитайте стихотворение В. Маяковского «Из улицы в улицу». Опишите словообразовательные средства создания экспрессивности текста. Назовите эти явления. Почему неологизмы В. Маяковского не обрели статус общеупотреби­тельных слов? Определите функции графических неологизмов в этом стихотворении.

У-

лица.

Лица

У

догов

годов рез­че.

Че­рез

железных коней

с окон бегущих домов

прыгнули первые кубы.

Лебеди шей колокольных,

гнитесь в силках проводов!

В небе жирафий рисунок готов

выпестрить ржавые чубы.

Пестр, как форель,

сын

безузорной пашни.

Фокусник

рельсы

тянет из пасти трамвая,

скрыт циферблатами башни.

Мы завоеваны!

Ванны.

Души.

Лифт.

Лиф души расстегнули.

Тело жгут руки.

Кричи, не кричи:

«Я не хотела!» —

резок

жгут

муки.

Ветер колючий

трубе

вырывает

дымчатой шерсти клок.

Лысый фонарь

сладострастно снимает

с улицы

черный чулок.

1913

Упражнение 181. Прочитайте стихотворение В. Хлебникова «Весны пословицы и скороговорки...», сделайте этимологический анализ слова «стыдесной», учитывая контекст. Образуйте ряд неологизмов по модели «стыд - стыдесной». Уточните значе­ния созданных вами неологлзмов.

Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли. Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополевых тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет. 1919

Упражнение 182. Выявите ряд неологизмов в стихотворении В. Хлебникова «Там, где жили свиристели» и сопоставьте его с набором ключевых слов. Какую роль игра­ют неологизмы в семантическом развертывании темы стихотворения? Определите значение слова «вабна» по словарю В. И. Даля. Какую функцию выполняет это слово в стихотворении?

Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей. Где шумели тихо ели, Где поюны крик пропели, Пролетели, улетели Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней, Где, как морок старых дней, Закружились, зазвенели Стая легких времирей. Стая легких времирей! Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны! В сердце входишь, как волна! Ну же, звонкие поюны, Славу легких времирей! 1908

Упражнение 183. Прочитайте фрагмент из книги Ю. В. Казарина «Поэтический текст как система». Определите место лексической единицы среди единиц фонетичес­кого, морфологического и синтаксического уровней языка. Каковы основные функции слова в языке и в тексте? Сформулируйте определение слова-текстемы.

...Слово - это базовый, центральный, ключевой знак языка, речи и тек­ста, который соединяет в себе и выражает собой черты, характеристики и качества не только различных способов и видов языкового, речевого, тексто­вого мышления, не только выражает и моделирует в тексте реальный и ирре­альный миры, но и формирует на основе той или иной части картины мира особый, сложнейший мир эмоций, мыслей и духовных ценностей человека. Слово - главный строитель и выразитель культуры в целом.

Слово, соединяя в себе формальные и содержательные планы единиц фоновых (подсознательных в отборе) уровней языка, является в процессе функционирования единицей универсального характера и может претерпевать различные трансформации: в языковой системе эта единица существует в ста­тусе слова-ономатемы (слово - «номинатор, информатор»); в речевом функ­ционировании слово выступает в качестве контекстной речевой единицы, т. е. как слово-синтагма; в тексте слово становится частью такой системы, кото­рая превращает данную единицу в текстему (слово-текстема).

Взаимодействуя с единицами трех форм ПТ - с графическими, дискурс-ными и собственно языковыми, - слово-текстема в зависимости от своей струк­турной и смысловой позиции и роли в поэтическом тексте является г р а ф о -лексемой (см., например: Я вас любил: любовь еще, быть может...); фонолексемой (см., например: Воронежблажь, Воронеж — ворон, нож...); морфолексемой, содержащей в себе неологические текстомор-фы (см., например: До чего ты щегловит) (Казарин, 1999, с. 181).

Упражнение 184. Прочитайте высказывания различных ученых, посвященных выявлению функций слова в тексте. Какова, по их мнению, основная функция художе-

ственного слова? Определите, какие, на ваш взгляд, основания существуют для выде­ления подобных «циклов слов»: лексико-смысловые, стилистические, тематические, грамматические и т. д.

Словом проверяется тема: созвучность слов становится ручательством истинного соотношения вещей и понятий в мире, как он был задуман Богом и искажен человеком. Вот это мы и позволили себе назвать «поэтикой слова» у Марины Цветаевой (Гаспаров, 1997, с. 266).

Слово в художественном творчестве и восприятии имеет существенно иную роль, чем в познании. Там оно исполняет по преимуществу номинатив­ную или дефинитивную функцию, т. е. или является средством четкого обо­значения - и тогда оно простой знак, или средством логического определе­ния, тогда оно научный термин. В этой роли оно имеет мало или никакого внутреннего сродства со своими внутренними смыслами. В искусстве оно большей частью символ, т. е. нечто, имеющее внутреннюю органическую связь со своим значением (Аскольдов, 1997, с. 278).

Выявление системы ценностей... художника предполагает выделение и рассмотрение циклов слов, отражающих существенные черты его стиля (По-цепня, 1997, с. 205).

Упражнение 185. Прочитайте определение тезауруса поэтического текста. Сфор­мулируйте определение тематической группы слов. Как соотносятся категории тезау­руса и тематической группы в тексте?

Тезаурус поэтического текста- это система лексико-темати-ческих групп, имеющих свои центры - идеологемы («семантико-тематичес-кое обозначение духовных ценностей»). Тематическая группа [ТГ] в силу иерархичности своей смысловой структуры включает в себя базовое слово-идеологему как родовой идентификатор общей темы и общего комплексного смысла данной ТГ, объединяет вокруг себя, подчиняя себе, слова-конкретиза-торы/вариаторы общей темы и общего комплексного смысла ТГ как части смысловой структуры поэтического текста и как основного средства форми­рования той или иной поэтической картины мира (Казарин, 1999, с. 183).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 592. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия