Студопедия — ПАРТНЕРАМИ ДРУГ ДРУГА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПАРТНЕРАМИ ДРУГ ДРУГА






 

ГЛАВА 3.

 

3.1. Построение образа партнера
по общению

Впечатление от себя самого никогда

не совпадает с мнением о тебе других.

У. Оден

Окончательное благо и наивысшая обязанность

для мудреца — сопротивляться видимости.

Цицерон

 

Одной из глубинных проблем человеческого общения является проблема познания людьми друг друга. Человек — система сложная и скрытая от поверхностного наблюдения, но люди в практике общения склонны к взаимному определению личностных достоинств и недостатков уже на основе восприятия одной лишь внешности и поведения.

Анализируя процесс познания человека человеком в общении, российский психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал:

 

В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению.

 

Вопросы о том, как происходит это «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас в повседневной деятельности и общении. А потому очень важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но и его основ, движущих сил и механизмов.

Чаще всего психологи говорят о четырех механизмах взаимопонимания: идентификации, эмпатии, рефлексии, аттракции.

Идентификация (лат. identificare — отождествлять) в социально-психологическом смысле означает процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Это понятие выражает установленный в ряде экспериментальных исследований факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди прибегают к такому приему, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Это один из механизмов познания и понимания другого человека.

Эмпатия (греч. empathea — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. В отличие от идентификации эмпатия подразумевает не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на чувства другого. Эмпатия — это аффективное понимание. Ее эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации, поскольку и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, «принять в расчет» поведение другого человека. Но одно дело понять партнера по общению, встав на его позицию и действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения и сочувствуя ей, но действуя по-своему. Первое соответствует идентификации, второе — эмпатии.

Считается, что женщины более эмпатичны, чем мужчины. Но здесь многое зависит от того, с какой стороны рассматривать эмпатию. Если мы говорим о способности человека понимать состояние другого, то в этом отношении женщины и мужчины имеют равные возможности. Но в умении выражать внешне свое понимание и сопереживание женщины, как правило, превосходят мужчин. Поэтому и создается впечатление, что женщины более «чуткие» слушатели. Тем не менее эмпатии можно научиться. Опыт мужчин, занятых работой с людьми, — психотерапевтов, психологов, следователей и т.д., показывает, что они в результате обучения и практики достигают высокой способности
к эмпатии и выражению ее. Для этого необходимы желание и постоянная тренировка.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку воспринимаемого. Следует обращать внимание на употребляемые им слова, отражающие чувства: «неприятный», «коварный», «неожиданный» и пр. Необходимо как можно ярче представлять, что мы сами чувствовали бы на месте говорящего в таких ситуациях.

Понимать чувства собеседника желательно всегда, но не всегда полезно произносить это вслух. Если мы поймем человека глубже, чем он того хотел, и прямо выскажем это, результат может оказаться противоположным — он закроется. Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собеседнику в душу со своим «пониманием».

Без учета этого психологического механизма сотрудникам ОВД, например, невозможно эффективно строить общение с гражданами любой категории, но особенно это необходимо в работе с потерпевшими.

Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад) в социальной психологии означает осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. «Я думаю, что он думает...» — это рефлексия первого порядка. «Я думаю, что он думает, что я думаю...» — рефлексия второго порядка. В процессе рефлексии даны как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов общения: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. К ним можно добавить еще две: как партнеры представляют свой образ в сознании другого. Например, рефлексия может оказать неоценимую услугу при опросе свидетелей-очевидцев.

Аттракция (лат attrаhio — привлечение) — особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или интимно-личностного отношения.

При изучении данного социально-психологического феномена важно помнить, что механизмы возникновения аттракции находятся не в области сознания человека, а в сфере бессознательного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органами чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд. Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребностно значимая информация остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации.

Если передать партнеру по общению информацию, имеющую для него положительное значение, способствующую удовлетворению его значимых потребностей и которая им не осознавалась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния.

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, на основе которых складывается образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам, как правило, приводит к так называемым эффектам (парадоксам, иллюзиям, ошибкам) первого впечатления. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о деловом партнере.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеровв той или иной сфере. Ошибки неравенства выражаются в том, что людям свойственно систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Другими словами, при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному качеству, а переоценка (или недооценка) происходит по многим качествам. Эти ошибки в психологии межличностного познания называют фактором превосходства.

Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Если человек нам нравится, то одновременно мы склонны считать его более умным, интересным, симпатичным и т.д. (т.е. опять-таки переоцениваем многие его психологические качества).

В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются психологические характеристики человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности. Иными словами, чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он, считаем мы, во всех отношениях. Если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Следующая схема также хорошо изучена в психологии общения. Те люди, которые к нам относятся благосклонно, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится отрицательно. Это проявление так называемого фактора отношения к нам.

Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон провели следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — подчеркнуто отстраненно. После этого студентов попросили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше оценок «отстраненного». Исследователи пришли к заключению, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и «недосмотру» отрицательных, и наоборот, — негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера общения и выделять отрицательные. Таков механизм рассмотренного фактора.

Рассмотренные нами три разновидности ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола,или гало-эффектом. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее положительное впечатление о малознакомом человеке приводит к его «перехваливанию». Например, Петр видит, что Павел лично приветствует вновь прибывшего участника встречи. В представлении Петра такое поведение — признак душевной теплоты. Далее он ассоциирует душевную теплоту с добротой, а доброту — с честностью. В результате он воспринимает Павла хорошим и честным, а не только душевным. В действительности Павел может быть хорошим актером, использующим свою кажущуюся мягкость для привлечения внимания таких людей, как Петр, вызывая в них обманчивое чувство доверия.

Это пример положительного ореола (Петр наделяет Павла положительными качествами). Подобное происходит и при приписывании людям отрицательных качеств. Психолог Холлман обнаружил, что негативная информация сильнее влияет на наше впечатление о других людях, чем позитивная. Более вероятно, что мы наделяем других отрицательным ореолом, чем положительным.

Эффект ореола чаще всего возникает при следующих условиях:

1) когда воспринимающий судит о чертах, в которых не разбирается;

2) когда черты связаны с нравственностью;

3) когда воспринимающий хорошо знает данного человека.

Механизм ошибок аналогичен во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволяет выделить три основные ошибки — превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Важно отметить, что все эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения. И все-таки первичное восприятие другого человека не всегда ошибочно. Более того, специальные исследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, способен точно определить многие характеристики партнера. Но эта точность бывает лишь в нейтральных ситуациях, которые, как правило, отсутствуют в практике делового взаимодействия. Причем в экспериментальных исследованиях было обнаружено, что при первом знакомстве всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И происходит это потому, что перед человеком никогда не стоит просто задача воспринимать человека. Образ собеседника, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно взаимодействовать в различных ситуациях и с разными категориями партнеров.

В последующих главах будет предпринята попытка научить минимизировать вероятность подобных ошибок восприятия за счет интерпретации тех признаков внешности и поведения человека, по которым с наибольшей вероятностью можно судить о его психологии. А сейчас лишь обозначим эти признаки и определим их влияние на первичную оценку другого человека.

Все особенности, в которых человек внешне проявляет себя как личность и как индивидуальность, подразделяются на три категории: анатомические (признаки внешнего строения тела, головы, лица и т.д.), функциональные, или экспрессивные (манера поведения: особенности голоса и речи, жестикуляции, мимики, пантомимики, позы и др.) и сопутствующие (признаки одежды, обуви, мелких носильных вещей, украшений и пр.).

Психологические исследования показали, что в процессе общения люди прежде всего обращают внимание на анатомические особенности лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего — на форму лица и контуры тела. Однако прижизненные анатомические черты человека подвержены изменению, поскольку на них оказывают влияние условия окружающей действительности, эстетические представления, образ жизни, трудовая деятельность, психические нагрузки, стрессы. Они вносят коррективы в конституционное строение, косвенно влияя на внешность человека. Если человек много и сосредоточенно думает, делает много добра людям, много смеется или, напротив, хмурится, много страдает и т.д., то в силу частого повторения соответствующей мимики на его лице формируется и соответствующее типичное для него выражение (экспрессия), которое свидетельствует о наиболее частом состоянии человека. Это подтверждается примерами сословной и профессиональной «закрепленности черт лица». Эти факторы действуют много сильнее, чем наследственные и конституционные характеристики.

Каждый элемент функциональной структуры человека отличается от других, прежде всего, по своим информативным функциям. Так, мимика в большей степени передает состояния человека, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, направленность взгляда говорит о характере контакта, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку. Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По характерной терминологии человека можно судить о его профессии, увлечении, жизненном опыте.

Прическа человека, его одежда, украшения и др. могут отражать образ жизни, некоторые мотивы поведения, отношение к себе, эстетические представления. На выборе одежды отражаются то или иное настроение, а также бессознательные устремления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки, кресты) указывает нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола. Некоторые признаки оформления внешности говорят о солидаризации с традициями, вкусами определенных социальных групп и т.д.

Не полагаясь полностью на внешние невербальные признаки, тем не менее можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержание высказываний. Однако точность познания партнера как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс его внешних проявлений.

 

3.2. Признаки превосходства

Превосходство — отпрыск заносчивости.

Э. Бошен

 

Выделить фактор превосходства с помощью перечисленных внешних, т.е. наблюдаемых, признаков всегда очень важно. Отметим, что действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по сопутствующим (одежда) и функциональным (манера поведения) признакам.

В прежние времена это было настолько существенно, что одежда не толькомогла, но и должнабыла носиться людьми определенного социального статуса или положения. Так, в эпоху Средневековья церковь диктовала в одежде практически все, вплоть до мелочей. Любой житель средневековой Европы, только взглянув на человека, сразу понимал, кто перед ним.

В Китае, вплоть до XX в. самой распространенной одеждой был халат. Социальное положение определялось не только фасоном, но и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только император, белого и коричневого — сановники преклонного возраста, красного и синего — герои. Халаты голубого цвета носили студенты, крестьяне — белого, нищие — черного.

В настоящее время практически нет запретов или правил и каждый может надеть все, что захочет. Тем не менее связь одежды с тем или иным видом превосходства остается достаточно тесной и почти все взрослые люди могут по одежде определить социальный статус человека, а также указать его род занятий.

В чем проявляется превосходство в манере поведения? Его скорее всего можно определить как независимость в различных ситуациях общения. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние или то, очем он говорит. Такая внешняя независимость может выглядеть и как высокомерие, наглость, самоуверенность и т.п. Вот признаки поведения превосходства, отмеченные одним из участников деловой встречи:

 

Фигура спортивная и атлетичная. Знает толк в дорогой одежде. Очень заботится о том, чтобы произвести впечатление на окружающих. Имеет властный характер. Всю свою энергию направляет в первую очередь на борьбу за лидерство. Силится выглядеть важным. Стремится достичь высокого положения и сделать карьеру. Страдает самомнением. В манере речи чувствуется эгоизм и напористость. Употребляет иностранные слова, когда есть равносильные им русские. Видимо, желает показать и свой интеллект. Однако за фразами скрывается пустота содержания. Поза излишне расслаблена (просто развалился на стуле), что также может означать превосходство. Смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти — явно демонстрирует превосходство или смотрит на меня как сквозь воздух, подчеркивая этим неуважение. Кстати, люди зависимые обычно внимательно слушают и смотрят, заглядывая в глаза…

 

Манера поведения собеседника может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие объективного или только субъективного, а также вследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходства влияют не только функциональные и сопутствующие признаки наблюдаемого собеседника, но и весь жизненный и профессиональный опыт собеседника-наблюдателя1, а также его внутренняя позиция2. Чтобы понять это, обратимся к возможностям изобразительного искусства.

Интересен проведенный профессором Л.М. Колодкиным сопоставительный анализ критических оценок картины известного русского художника П.А. Федотова — мастера совершенно нового для России XIX в. жанра сатирической картины. В 1846 г. он представил на выставку свою первую работу «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик».

Жанровая сценка взята из жизни разорившегося русского дворянина. Чиновник, получивший орден и отметивший это событие накануне, примеряет его на домашний халат, куражась перед молодой кухаркой. Кухарка же показывает ему его собственный прохудившийся сапог. Но сейчас нас в этой картине интересует не столько содержательность и художественный аспект, сколько показ зависимости восприятия превосходства от позиции наблюдателя.

Вот восприятие этой картины известного критика В.В. Стасова:

 

...Перед нами понатореная, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди.

А вот как отзываются о картине авторы монографии о П.А. Федотове:

Федотов срывает маску не только с чиновника, но и с эпохи. Посмотрите, с каким превосходством, с какой иронией и трезвым пониманием действительности глядит на своего барина кухарка. Такого искусства обличения еще не знала русская живопись.

 

На этих примерах очень хорошо заметен субъективизм в «снятии» и оценке информации с одной и той же картины. Критика умеет читать в произведении не только то, что там есть на самом деле, но главным образом то, что ей хочется прочитать.

Человечишка изображен, конечно, ничтожный, мелкий. Но, глядя на него, на ту же самую картину можно опровергнуть каждое слово знаменитого русского критика. А ведь можно прочитать картину и по-другому.

Настоящий карьерист и сухарь, «одеревенелая натура» не будет становиться в позу перед кухаркой, тем более в ночном халате. Одеревенелая натура не прицепит орден на халат. Настоящий карьерист и сухарь будет любоваться орденом наедине перед зеркалом, в полной своей чиновничьей выправке. Мимо кухарки он пройдет, храня ледяное молчание, а не станет с ней фамильярничать в халате.

То, что он куражится перед кухаркой, говорит скорее о его веселом, общительном нраве, о его, если хотите (любимое у критиков словечко), демократизме. О том же говорит и гитара, под которую он поет, вероятно, жестокие романсы, и может быть, — кто знает? — хорошо поет. О нраве же, а не об «одеревенелости» говорят следы бесшабашной вчерашней попойки.

«Продажный взяточник», — пишет В.В. Стасов. Но откуда это видно? С таким же успехом можно про него сказать, что он английский шпион. Если он взяточник, почему столь бедная и убогая обстановка? Настоящие взяточники живут на даче и имеют собственный выезд. «Бездушный раб своего начальника». Но это чисто умозрительное заключение. Ни одна деталь в картине не наталкивает на эту мысль. Если он «свиреп и безжалостен» (на что вовсе уже нет никаких намеков в картине, разве что птичка в клетке), то как же кухарка не боится совать ему со смехом под нос его собственный сапог? Это носорогу-то, то бишь риноцеросу, который «утопит кого и что захочет».

Между кухаркой и чиновником — скорее панибратство и фамильярность, нежели острая идейная борьба. Одним словом, в картине прочитано то, что хотелось прочитать исследователю и критику. Точно так же по-разному можно читать самую действительность, а не только ее отображение на холсте.

Столкновение различных точек зрения по поводу картины П.А. Федотова дает основание сделать вывод не только о большой значимости изобразительного искусства в познании и оценке людей, но и решающей роли в этом процессе позиции, менталитета и даже способностей человека, воспринимающего информацию в ситуации делового общения.

 

3.3. Признаки привлекательности

Красота есть Вечность, глядящаяся в зеркало.

Но вечность — это вы, и зеркало — это вы.

Джебран Халил Джебран

 

Выявление признаков привлекательности — дело не менее трудное. Спросите, к примеру, себя или своих знакомых, каковы внешние знаки, позволяющие считать одного человека привлекательным, а другого нет? Одинакового ответа не последует, хотя практическое определение привлекательности, как правило, проблем не вызывает. Сложность этого вопроса вызвана тем, что все привыкли считать привлекательность только личным впечатлением. Можно сказать, что знаками привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым в определенной группе.

Что значит быть привлекательным человеком? Зависит ли это только от природной красоты внешнего облика? Экспериментальные данные показали, что физическая красота внешнего облика является сильной характеристикой в числе тех, которые определяют эстетическую привлекательность человека. Вместе с тем, нередки случаи, когда внешность воспринимаемого кажется симпатичной не в силу физической красоты, а в силу ее обаяния (шарма), которое состоит в приятном, добром, веселом, умном выражении лица. При этом необходимо отметить, что вторая характеристика (экспрессия) вызывает более стойкое отношение к личностным особенностям человека. И это не случайно, поскольку физическая красота более, чем экспрессия, изолирована от личностной сущности человека. Проиллюстрируем это утверждение.

В многовековой истории человечества имя египетской царицы Клеопатры всегда ассоциировалось с идеалом женской красоты. Современные кинорежиссеры выбирали на роль Клеопатры наипервейших красавиц Голливуда. Так что ныне люди представляют себе легендарную царицу Египта, похожей на Вивьен Ли, Элизабет Тейлор, Софи Лорен.

Но вот в Британском музее в Лондоне открылась выставка «Клеопатра Египетская: от истории до мифа». На ней были выставлены древняя монета с ее профилем и одиннадцать статуй Клеопатры, ранее считавшиеся скульптурными изображениями других египетских цариц и аристократок. Выяснилось, что реальная Клеопатра была коренастой женщиной (не выше метра пятидесяти)
с очень длинным носом, кривыми зубами и складками жира на шее. Но при всем при этом ведь очаровывала же не только Цезаря и Марка Антония, но и многих других правителей своего времени, воспитанных на идеалах античной красоты. Как же это у нее получилось? Вполне возможно, что Клеопатра обладала тем, что знаменитый В.М. Бехтерев, исследуя феномен Григория Распутина, назвал «половым гипнозом». А историки утверждают, что Клеопатра завораживала великих мужей своим умом, способностями, а главное — удивительнейшим обаянием. Да и одна лишь мысль, что ты разделяешь ложе с женщиной, которую ее подданные считают земным воплощением Исиды, скорее всего будоражила воображение сильнее, чем красота и образованность1.

И еще один пример. Известного киноактера Владимира Машкова очень красивым не назовешь. Но за счет внутренней силы, обаяния, юмора он даст фору многим красавцам. Так что все зависит от личности. Даже реакция на привлекательные половые атрибуты — лишь самая первая, самая короткая и самая примитивная. Ее хватает лишь для блиц-флирта, а не для длительных отношений. А вот что на самом деле является решающим в процессе общения, так это способность партнера сочувствовать, умение слушать и понимать. Духовная составляющая сексуальной привлекательности крайне редко подлежит обсуждению. Между тем обольщаться лишь пышной грудью, стройной ногой или героического покроя челюстью долго не удастся — неотвратимо начнут работать иные, неуловимые факторы некоей иной сферы. Именно по этой причине красавицы часто терпят фиаско, тогда как женщины внешне скромные намертво привязывают к себе мужчин.

Важно подчеркнуть, что и сам эталон красоты часто расплывчат, т.е. имеет широкие индивидуальные границы. Говорят, что о вкусах не спорят, также говорят: разные времена — разные вкусы. Если бы красавицы, с которых писал свои картины Рубенс, приняли участие в современных конкурсах красоты, то скорее всего они не прошли бы и предварительный отбор. Это разные эпохи, но даже в один и тот же временной промежуток у каждого человека, у каждого народа было свое представление о красоте. Но существуют и всеобщие эталоны привлекательности.

Интересные данные опубликовала недавно профессор психологии Техасского университета Д. Сингх. Она проводила многолетние эксперименты над мужчинами в возрасте от 18 до 86 лет. Оказывается, в представлении мужчин всех, даже самых нецивилизованных народов, соответствующими идеалу красоты могут считаться женщины практически любого веса, роста и объема груди, лишь бы соотношение талии и бедер у них было около 7/10. Венера Милосская, красавицы, изображенные на полотнах Рубенса, куклы Барби, принцесса Диана, несмотря на свою внешнюю несхожесть и разные размеры, в полной мере соответствуют этой пропорции. Как оказалось, эти пропорции идеально подходят для благоприятного вынашивания плода и разрешения от беременности. Так что женщины с подобными данными наиболее приспособлены к продолжению рода. Из этого сделан вывод о подсознательном «западании» мужчин на пресловутые формы. Куда меньше идеальных женщин среди манекенщиц и актрис. Ближе всех из них Н. Кэмпбелл: 58/81 = 0,71.

Увы, в настоящее время что на подиумах, что на страницах журналов мод — всюду тощие манекенщицы. Но если бы от этого страдали только эстетические чувства, то было бы полбеды. Беда же в том, что, как выяснили медики из американской Ассоциации педиатров, эти худющие особы способны вызвать комплекс неполноценности у юных девчушек в возрасте от 10 до 18 лет. Насмотревшись на «звезд» подиума, они решают, что модели, которых показывают по телевидению, и есть идеал красоты. И чтобы «подогнать» свою фигуру под их стандарты, начинают мучить себя различными диетами. При этом, как отмечают врачи, лишь немногие из них действительно страдают от избыточного веса. Растущему организму это явно идет во вред, к тому же травмируется и психика. А потому задача мам и пап объяснять, что идеал красоты, созданный искусственно модельерами (по одной из гипотез, этот идеал был создан многочисленными кутюрье нетрадиционной ориентации, поскольку тощие девочки уж очень похожи на столь же тощих мальчиков), на самом деле «мифический», не имеющий ничего общего с настоящим идеалом красоты.

Интересно и то, что не только женщины, но и мужчины ошибаются по поводу того, что в них действительно привлекательно в глазах представителей противоположного пола, отдавая предпочтение исключительно чертам лица, росту, весу, фигуре. Развеем же эти заблуждения, обратившись к результатам анкетирования, проведенного европейскими исследователями (см. табл. 3.1).

С подобной точкой зрения на значение экспрессии в поведении человека мы встречаемся в американской социальной психологии, где эта проблема также обсуждается в связи с эротическим влечением. Т. Шибутани в книге «Социальная психология» пишет:

Существуют красивые мужчины и женщины, которые не вызывают влечения... Хотя в этом отношении существует широкий диапазон индивидуальных различий, есть основание считать, что на человека действуют не столько физические свойства, сколько экспрессивные — высота и резонанс голоса, ритм телодвижений, манера смотреть и улыбаться и пр.

Следовательно, психология делового общения может утверждать, что привлекательность партнера вначале обусловлена физической красотой внешнего облика, т.е. его эстетической привлекательностью, а далее — манерой поведения. Когда люди лучше узнают друг друга в процессах взаимодействия, впечатление о личности, сформированное на основе восприятия внешнего облика, может значительно изменяться, если последующее общение не подтверждает первого впечатления. Это происходит потому, что в совместной деятельности люди полнее, всесторонне обнаруживают свою личностную сущность, свои достоинства и недостатки.

 

3.4. Признаки отношения к партнеру

 

Если наблюдать достаточно долго, становится

понятно, что мы получаем не больше,

чем были готовы отдать.

Ш. Копп

 

Признаки превосходства и привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают признакам отношения. Действительно всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему — чаще хорошее, но в некоторых случаях и плохое. Мы прекрасно осознаем, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагают окружающих к доверительному общению, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но, конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что такое «открытый взгляд»? Обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение позитивных чувств. Но если кто-то смотрит на нас пристально и упорно, то такой вызывающий взгляд часто интерпретируется скорее как знак агрессивности, нежели дружелюбия.

Способы демонстрации отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам, используемым искусными льстецами. Они очень точно описаны в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголем.

 

В разговорах с сими властителями он (П. И. Чичиков) очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде — бархатные, и что те правители, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые еще были только статские советники, сказал даже с ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что им очень понравилось.

 

Если проанализировать подобные приемы, то становится понятно, что главное в них — умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не спорить. Часто такие же приемы мы используем в ситуациях делового общения, например, когда мы знакомимся с новым человеком.

Арсенал невербальных средств при этом разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику. Если мы повернулись к собеседнику лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной — другое. Очень хорошо это прослеживается у детей, недаром их называют существами невербальными. Если ребенок относится с симпатией к взрослому, то он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или прячется. Если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно: когда они обижены — отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. Все это — знаки определенного отношения.

Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.

В любом случае важно осознать, что точность первого впечатления о партнере зависит не только от знания типовых схем восприятия, но и умения психологически непредвзято интерпретировать особенности его внешности и поведения.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия