Студопедия — Современный русский язык. Стилистика
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Современный русский язык. Стилистика






Лексический фон (фоновые семантические доли, ассоциативный смысловой потенциал слова) – периферийные семантические доли, наслаивающиеся на основное, предметно-понятийное значение слова, соотносимые с национально-культурными, социальными, профессиональными и индивидуальными знаниями носителей языка. Лексический фон существует в сознании носителей языка в виде отработанного социумом представления о смысловом наполнении слова и выявляется в определенных коммуникативных ситуациях и текстах.

Канцеляризм – вид речевого штампа, связанный с неоправданным использованием элементов официально-делового стиля в рамках других функциональных стилей.

Коннотация – дополнительные к основному предметно-понятийному значению слова функционально-стилистические, эмоционально-оценочные и экспрессивные компоненты узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального (индивидуального) характера. При широком понимании коннотации в ее состав включается и ассоциативный смысловой потенциал слова (лексический фон слова).

Нестилистическая ошибка – нарушение языковой нормы, не связанное с нарушением норм функциональных стилей.

Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу научного общения. Основным семантико-конструктивным принципом научного стиля является абстрактность, точность, логичность изложения научной информации.

Образный штамп (преимущественно в публицистическом стиле) – изначально выразительное языковое средство, утратившее в результате чрезмерного и недифференцированного употребления свою оригинальность и семантическую четкость.

Официально-деловой стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу официального, делового общения. Основным семантико-конструктивным принципом официально-делового стиля является точность, не допускающая инотолкований, стандартизированность, предписывающая характер изложения официальной информации.

Паронимическая аттракция – стилистический прием, строящийся на намеренном сближении слов, имеющих звуковое или структурное сходство: Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов); Листья в августе с астмой в каждом атоме (Б. Пастернак).

Паронимы – генетически родственные (однокоренные) слова, принадлежащие к одной части речи, сходные по строению, но разные по значению: отпечаталиопечатали, существосущность. В силу своего структурного сходства паронимы часто смешиваются в речи.

Парономазы – генетически неродственные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие звуковое сходство: боцманлоцман, галереягалантерея. В силу своего звукового сходства парономазы часто смешиваются в речи.

Практическая стилистика – прикладной нормативный раздел лингвистики, направленный на формирование в процессе обучения у говорящих и пишущих стилистического языкового чутья, способствующий повышению общей речевой культуры.

Публицистический стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу политико-идеологических общественных отношений. Основным семантико-конструктивным принципом публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта, обусловленное ценностной ориентацией передаваемой информации.

Разговорный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу повседневного, бытового, неофициального общения. Основным семантико-конструктивным принципом разговорного стиля является своеобразие норм, обусловленное непринужденным характером речевого общения (сравни, определение разговорной речи как некодифицированной формы национального русского языка (Е.А. Земская). Вопрос о выделении разговорной речи в особый стиль является проблемным.

Речевой штамп – вид стилистической погрешности, связанный с неоправданным использованием элементов официально-делового или стершихся образных выражений публицистического стиля в рамках других функциональных стилей. К речевым штампам официально-делового стиля относятся: расщепление сказуемого (замена глагола глагольно-именным сочетанием), нанизывание форм родительного падежа, отыменные предлоги, универсальные слова, отглагольные имена существительные. К речевым штампам публицистического стиля относятся: ходячие слова и выражения, употребленные в переносном значении, слова-спутники, отдельные экспрессивные словообразовательные модели.

Стилистика – лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным отбором языковых средств в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.

Стилистика ресурсов – раздел стилистики, изучающий стилистически окрашенные средства различных уровней языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм слов и синтаксических конструкций.

Стилистика художественной литературы – раздел стилистики, исследующий взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии.

Стилистическая норма – исторически сложившиеся и закономерно развивающиеся в языковой практике закономерности отбора и организации стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств, обусловленные целями, задачами и содержанием определенной сферы общения.

Стилистическая ошибка – нарушение стилистических норм, касающихся выбора адекватных замыслу говорящего средств речевого выражения.

Стилистические ресурсы языка – совокупность стилистических средств языка, использование которых в речи определяет ее выразительность, тональность.

Стилистическая структура языка – совокупность стилистически окрашенных форм, слов и синтаксических единиц, сопоставимых по своим выразительным возможностям и сферам употребления.

Стилистическая парадигма – ряд языковых единиц, противопоставленных по стилистической окраске и тождественных во всех иных значениях.

Стилистическая окраска языковой единицы – дополнительные к выражению основного номинативного, предметно-понятийного и грамматического значений эмоционально-экспрессивно-оценочные и функционально-стилистические ком­поненты, ограничивающие возможности употребления той или иной языковой единицы определенными сферами и условиями общения.

Стилистическое значение – наслаивающиеся на основное предметно-понятийное значение слова коннотативные (эмоционально-экспрессивно-оценочные, функционально-стилистические и ассоциативные) компоненты, которые имеют постоянный характер и воспроизводимость в определенных условиях и входят в смысловую структуру языковой единицы.

Стилеобразующие факторы – это внешние по отношению к языку условия речевого общения, от которых зависит отбор языковых средств при построении текста, а также собственно языковые черты функционального стиля, позволяющие отграничить один стиль от другого.

Сфера общественной деятельности – это такая область деятельности носителей языка, которую обслуживает тот или иной функциональный стиль (наука, право, политика, искусство, обиходно-бытовая сфера).

Семантико-конструктивный принцип организации текста – ведущий принцип организации языковых единиц как единого композиционного целого в рамках того или иного функционального стиля (например, основным семантико-конструктивным принципом организации языковых единиц в публицистическом стиле является сочетание экспрессии и стандарта).

Стилистическая норма – исторически сложившиеся в том или ином стиле закономерности отбора и организации стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств.

Стиль речи – речевая организация стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств, обслуживающая определенную сферу речевого общения и имеющая жанрово-стилистическую ориентацию.

Стиль художественной речи – одна из функциональных разновид­ностей литературного языка, обслуживающая эстетическую сферу (искусство). Основным семантико-конструктивным принципом художественного стиля является художественно-образная речевая конкретизация, свя­занная с функцией эстетического воздействия (сравни, понимание термина «художественная речь» как особый язык художественной литературы (Л.Ю. Максимов, А.К. Панфилов и др.).

Стиль языка – это совокупность стилистических ресурсов, позволяющих использовать языковые средства разных уровней языка в соответствии с функцией языка в той или иной сфере общественной деятельности.

Функциональная стилистика – раздел стилистики, изучающий специфику и стилевую системность функциональных стилей и других речевых разновидностей.

Функционально-стилистическая окраска – один из видов стилистической окраски языковой единицы, указывающий на ее закрепленность за определенным функциональным стилем.

Функционально-речевой стандарт – типовые формы речи, применяемые в каком-либо функциональном стиле, соотносимые с часто повторяющимися или распространенными понятиями и способствующие экономной передаче информации.

Функциональный стиль – разновидность речи, обслуживающая определенную сферу общественной деятельности (науку, искусство, сферу делопроизводства, сферу официальных и бытовых общественных отношений). Каждый функциональный стиль обладает своим набором языковых средств (стилистически окрашенных и нейтральных), организуемых в систему при реализации в речи основных функций языка (общения, сообщения и воздействия).

Эмоционально-экспрессивно-оценочная окраска – один из видов стилистической окраски языковой единицы, включающий в свой состав компоненты оценки, эмоции и интенсивности проявления признака.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 904. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия