Студопедия — Характеристика понятий морального сознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характеристика понятий морального сознания






Любое учение – будь то политическое, религиозное, эстетическое и др. имеет свой понятийный аппарат, своеобразный "язык", без которого невозможно выразить его основные идеи. Понятия (наиболее общие из них называются категориями) играют важную роль в духовном освоении различных граней окружающего мира. Они, с одной стороны, являются инструментом познания, а с другой стороны ступенями познания, ибо закрепляют полученное знание.

Имеет свои понятия и моральное сознание: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство и др. Наиболее четко, глубоко формулируются понятия морального сознания этикой (нравственной философией), являющейся, как мы уже отмечали, теоретическим стержнем морали.

Добро и зло. Первые среди равных. Так, пожалуй, можно сказать о категориях добра и зла. Именно категории добра и зла можно считать наиболее общими понятиями морального сознания, рассматривать в качестве синонимов понятий нравственное и безнравственное.

Ложное понимание добра и зла способно породить ужасные поступки. Вспомним костры инквизиции, человеческие жертвоприношения, тоталитаризм и пр.

Идея добра упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Зло же является символом диспропорций, анархии, разрушения, приземленности и страданий.

Добро представляется в виде светлого, успокаивающего, облагораживающего образа. Нет и "чистых" носителей добра. В каждом человеке имеются не только достоинства, но и недостатки.

О трудностях в определении добра и зла говорили многие выдающиеся мыслители. "Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет все остальное", – категорично утверждал Л. Н. Толстой.

Некоторые представители неопозитивизма (Дж.Мур и др.) считают, что, хотя человек и не может дать четкого определения добра и зла, он все же интуитивно отличает добро от зла – добрые поступки как бы самоочевидны.

Пожалуй, наиболее категорично говорят о природе добра и зла религиозные мыслители. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана – воплощением зла. Таким образом, добро и зло имеют сверхъестественный источник.

С религиозной трактовкой добра и зла перекликается учение объективного идеализма, которое добро рассматривает как нечто совершенно автономное, независимое от эмпирического мира (Платон, Гегель). Как считал Гегель, добро есть "абсолютная цель мира и долг для субъекта".

Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра и зла выводят из наслаждения и счастья. Добрые поступки ведут к счастью и наслаждению, злые же порождают страдания и несчастье.

Таким образом, различные подходы к определению добра и зла отмечают те или иные моменты доброго поведения, конкретных проявлений добра. Очевидно, добро само по себе есть нечто возвышающее человека, поднимающее его над эгоистическими, узкопрактическими устремлениями, выходящие на самые основы человеческого существования. Без добра существование человеческого общества и личности просто невозможно. Зло же вносит дисгармонию в общество, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Справедливость. Пожалуй, не меньше, чем о добре и зле, люди с давних пор размышляли о справедливости. В справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, распределение различных благ. Сознание справедливости, в отличие от сознания добра, более конкретно, увязано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально более насыщено.

Наконец, нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. С утратой этой веры возможно наступление морального нигилизма, пренебрежения к нравственным устоям общества. А это чревато опасностью для существования государства. Поэтому оно стремиться при помощи права поддержать хотя бы низкий уровень справедливости, формировать веру в справедливость государственных органов.

Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Вера в торжество справедливости является важным моментом нравственной жизни человека.

Долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг врача, фармацевта, учителя, руководителя, офицера и, наконец, долг Человека. Что под этим обычно подразумевается? Пожалуй, совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности. Но моральное поведение осуществляется не автоматически. Поэтому долг необходимо включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим, обществу, Миру через призму высших моральных ценностей.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга, человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

Совесть. Само слово "совесть" означает – "со-ведать" от старославянского – ведать (знать). В совести доминирует ответственность перед самим собой, реальное "я" оценивается идеальным "я", тем самым, каким индивид хотел бы видеть самого себя. Таким образом, можно сказать, что совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей. Суд совести считается одним из самых суровых. Древнеримская пословица гласит: "Совесть – это тысяча свидетелей".

Совесть активизирует всю нравственную жизнь человека, является весьма сложным "механизмом" утверждения добра, справедливости. Совесть, считают религиозные мыслители, есть "внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную и религиозную жизнь человека, живущего верой в Бога".

Религиозное понимание совести проявляется еще в древнем мире. Но в эти же времена проявляются, и другие трактовки и совести, и других проявлений морального сознания. Так, Аристотель пишет, что и ум и совесть люди имеют от природы.

Совесть все оценивает по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей. Именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует другие ее нравственные чувства и устремления.

Счастье. Счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. Счастье, так или иначе, рассматривается как позитивное переживание, причем переживание достаточно сильное, напряженное. Счастье есть достаточно сильное переживание полноты бытия, есть состояние высшей удовлетворенности своей жизнью. Для появления подобного состояния вовсе не обязателен успех во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно достижение в главном, определяющем. Вряд ли верно мнение, будто счастье, может быть длительным. Скорее всего, наоборот, состояние высшей удовлетворенности жизнью недолговечно. Можно утверждать, что полноценное счастье чаще встречается у добрых, справедливых, честных людей.

Переживания счастья зависят от эпох, культурных особенностей того или иного народа, традиций и обычаев, от политического режима и др. факторов.

Надежда на достижение счастья, вера в осуществимость счастья поддерживали, одухотворяли человека во все времена, делали человеческую жизнь осмысленной и содержательной.

Смысл жизни. Что же такое "смысл жизни"? Порой в качестве смысла жизни называют какую-то конкретную цель: стать капитаном крупного корабля, защитить диссертацию, накопить миллион долларов и др. В подобных случаях, по существу, путают два понятия: смысл жизни и цель жизни. Последняя вполне достижима. Но это вовсе не означает, что после ее достижения жизнь теряет всякий смысл, ибо смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека и реализуется в тех нравственных ценностях, которые творятся человеком. Смысл жизни – это ее генеральная линия и она, конечно, может остаться той же самой, если индивид достигает каких-то конкретных целей.

Выделим наиболее типичные варианты ответа на вопрос о смысле жизни. Первый из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению.

Второй вариант ответа на вопрос о смысле жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой Идее, науке. Первый вариант ответа можно назвать преимущественно эгоистическим, второй – альтруистическим. Вслед за молодым Н. Бердяевым можно воскликнуть: "Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни, но поиск этого смысла и составляет смысл жизни". Наконец, нельзя не упомянуть и тех пессимистов, разочарованных, которые отрицают наличие в жизни какого-либо смысла. Мыслители такого рода были известны как в древнем мире, так и сегодня.

Вполне естественно существование различных точек зрения на проблему смысла жизни, порой взаимоисключающих. Но важно помнить о том, что в этом вопросе нравственной жизни значительную роль играет вера в то, что все таки смысл жизни существует, что добро, в конечном счете, торжествует. Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая жизнь станет слишком тягостной, обременительной.

 

Вопросы для контроля самоподготовки:

1. Раскройте содержание и происхождение термина «этика».

2. Охарактеризуйте начальный этап становления этики.

3. В чем суть учения этического релятивизма (софизм)?

4. Каково содержание учения этического рационализма?

5. Каковы взгляды сторонников учения эвдемонизма и гедонизма?

6. Раскройте содержание учения аскетизма.

7. Охарактеризуйте этику эпохи средневековья.

8. В чем суть взглядов на этику в Новое время?

9. Что представляет собой этика конца XX, начала XXI столетья?

10. Каковы проблемы этики в настоящее время?

11. Дайте понятие морали и охарактеризуйте ее особенности.

12. В чем суть религиозной трактовки происхождения морали?

13. Охарактеризуйте натуралистический подход происхождения морали.

14. Раскройте суть взглядов на социальную природу морали.

15. Дайте характеристику функций морали.

16. Какие существуют понятия морального сознания?


 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1110. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия