Студопедия — Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.






Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII. начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. В отли­чие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных групп в силу слабой разграниченности между ними были во многом сходны, опирались на общий фундамент традиционной на­родной культуры, в начале XVIII в. по мере складывания и развития сословий досуг россиян стал утрачивать свои единые черты. Обособ­ленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на до­суг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реаги­ровало на сохранение преемственной связи с традиционными способа­ми досугового времяпрепровождения и на "заимствования" из западно­европейской культуры, начало которым было положено в период пет­ровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга. Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, "чужеродных" западных и вновь созданных, пред­определившее специфику форм досугового общения в конкретной со­циальной среде. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения.

Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга. Ускорились процессы взаимовлияния социальных слоев в образе жизни и стиле поведения, происходило постепенное нивелирование их в подходах к организации своего свободного време­ни.

Досуг крестьян. В XVIII - первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протя­жении столетий он складывался под влиянием общинного способа про­изводства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общин-ного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отно­шений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хо­зяйственной и социальной жизни крестьян.

Крестьянский досуг в XVIII - первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на вос­становление сил крестьянина, но и способствовал консолидации род­ственных общностей, являлся одной из форм реализации функции об­щины как носительницы общественного мнения, хранительницы куль­турных и трудовых традиций.

Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщин­ных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали назы­ваться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьян­ская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.

Время перехода из весны в лето, поздняя осень и зима являлись относительно спокойными периодами, в течение которых крестьянин занимался работой по дому. Именно на них выпадало основное число общеобщинных праздников, посиделок, игрищ и других форм обще­ственного досуга.

Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация не­которых его форм о определенными видами работ, что обусловли­валось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распростране­ние в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и от­дыха.

Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины и женщи­ны, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: орга­низовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы[15]. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радо­стями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих од­носельчан. На посиделках часто звучали "былички", "рассказы о дей­ствительном, притом страшном и необъяснимом". На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготов­ке молодых людей к будущей семейной жизни. Посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у мало­имущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. В будние дни девушки собирались обычно с "грязной" работой (работа по изготовлению пряжи), в воскресенья и праздники они занимались "чистым" рукоделием. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание раз­говоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни бли­же знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Посиделочная изба в данном случае становилась как бы сим­волической "семейной" избой в деревне, где парни ("мужья") встреча­лись с девушками ("женами").

Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права кре­стьянский досуг подвергся трансформации. Основные причины заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении крестьянства. Все более ослаблялись власть и авторитет старшего по­коления, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоя­тельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для чле­нов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника.. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор. Хозяин мог пригласить к себе на праздник родственников, односельчан, своих работников и т. п. В осенне-зимний сезон крестьяне часто ходили и ездили друг к другу в гости по родству", "по свойству", "по соседству", собирались в своей деревне на беседы".

Появлению новых черт в досуге крестьян способствовали усилив­шиеся связи деревенских жителей с городом, оживление торгового обмена. Крестьяне получали известия о городской жизни через отходни­ков, односельчан, отслуживших солдатскую службу, от представителей революционно настроенной интеллигенции. С конца XIX в. стал расши­ряться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количе­ство культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры.

Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как тради­ционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традици­онными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские но­вости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п. Проникали в молодежную среду через подобные посиделки и поли­тические идеи и суждения, на посиделках устраивались читки художе­ственных произведений.

Вместе с тем, несмотря на произошедшие перемены, в начале XX в. патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским насе­лением были еще достаточно сильны. Их устойчивость обусловли­валась слабым развитием сельской экономики, низким образователь­ным и культурным уровнем крестьянства, изоляцией подавляющего большинства сел и деревень в силу исторически сложившихся условий расселения от городских культурных центров.

Досуговые занятия и развлечения дворянства. XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского со­словия - дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений. Наиболее активно на пет­ровские нововведения реагировали представители служилого, нового дворянства ("птенцы гнезда Петрова") и выходцы из среды потом­ственных бояр, разделявшие взгляды Петра I на будущее развитие России.

Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобра­зования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский оби­ход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощен­ность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским ука­зом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми эле­ментами "ассамблей" были музыка, танцы.

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддержи­вать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, про­живающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к свое­образному празднику-зрелищу - "Учения Невского флота".

И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, про­живающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, свя­занные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различ­ных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных празд­никах. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие до­ходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее, также старались не смешиваться с "простолюдинами". Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих име­ниях, куда не допускались люди из низших сословий.

В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян по­лучили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская сре­да стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, ко­торые устраивались по случаю больших торжеств или важных семей­ных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью император­ского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства.

С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)". В первые годы своего существования оно являлось местом проведения губернских собраний московских дворян и дворян, владевших имениями в Московской губер­нии, но вскоре стало выполнять роль своеобразного культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты, с начада.Х|Х.в..-..литературные вечера, выставки, организо­вывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкан­тов, ставились любительские спектакли и т.д.

Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии.

Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литератур­ных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дво­рянскими (например, известный салон 3. Волконской, который любил посещать А.С. Пушкин), так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона со­стояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам во­круг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее темати­чески направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином. Такие салоны более походили на госте­вые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публич­ное чтение и т.п.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учрежде­ний. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знамени­тая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публич­ные театры, организовываться художественные выставки.

Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В конце XVIII в. четко обозначалась тенденция к интеллектуализации дворянско­го досуга. Знакомство с западноевропейской культурой и бытом ускори­ло "воспитание чувств" в дворянском сословии. В дворянских домах стали собираться библиотеки, дворяне зачитывались переводными
романами и сами спешили испробовать перо в новых для них жанрах
литературного творчества. "Домашние" образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в
дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями
гостей, знакомых, родственников. Домашние формы литературного
творчества по существу и создали основу для возникновения кружкового и салонного общения.

В круг чтения дворян постепенно входили газеты и журналы. Сле­дует заметить, что возрастанию количества книг, развитию периоди­ческой печати способствовало создание в России в соответствии с им­ператорским указом 1783 г. вольных типографий. Это в значительной степени расширило возможности для увеличения печатной продукции и послужило объективной причиной возрастания интереса образованных дворян к чтению.

В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, Эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Ти­пичные для дворянства досуговые объединения - дворянское Благород­ное собрание, Английские клубы - стали терять свой сословный харак­тер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало нема­лых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финан­совых средств был расширен в них доступ представителей других со­словий, имеющих крупные денежные доходы.

Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристо­кратия начала поиски новых, более камерных форм досугового время­препровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX - начале XX вв. получили распространение аристократические клу­бы и кружки по интересам различных направлений: художественные,
литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объеди­няли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом
аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых,
Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных
спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных
занятий создавали свои объединения.

Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб - гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литератур­ным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицер­ских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса.

Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказы­валось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интелли­генции, обладающих соответствующим образованием и представляю­щих, определенный интерес для членов дворянских объединений.

Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг обще­ственной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов обще­ственных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.

Культурные ориентации и способы проведения свободного вре­мени в купеческой и мещанской среде. (российское купечество в XVIII -первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких пред­принимателей, имевших невысокие доходы. Различия в социальном статусе и экономическом положении обусловили разный подход от­дельных групп купеческого сословия к досуговым формам деятель­ности.

Представители богатых кругов, особенно те, кто проживал в сто­личных городах, ориентировались на формы досугового времяпрепро­вождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-x гг. XVIII в. в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в "Московское купеческое собра­ние". Организационную и содержательную деятельность члены Собра­ния строили по образу и подобию "Московского Благородного дворян­ского собрания". В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. В Собрании функционировала библиотека, допускались модные в те времена игры. Сад, разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. В 50-х г. г. XIX в. Московское купеческое собрание превратилось в своеобразный центр российского купечества. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Они действовали как сословные досуговые объедине­ния.

Наряду с новыми формами досугового времяпрепровождения в среде купечества сохранялись и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Пред­ставители купеческого сословия принимали участие в народных гуля­ньях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с "пешим" простым народом.

Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее по­сещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.

Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, тракти­ров и ресторанов, домов своих близких знакомых и родственников, поч­ти не появлялись в общественных местах. Образ жизни и способы про­ведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции.

Пореформенный период явился порой, когда в среде купечества происходило нивелирование различных социальных пластов. Возросли экономическая мощь купечества, его благосостояние. Социальные пе­ремены отразились на быте и на досуге купеческого сословия.

В пореформенный период, особенно к концу XIX - началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания как в организационно-финансовом отношении, так и в содержательном плане. Купечество активно участвует в столичных клубах: Английском. Охотничьем и др. Окончательно сформировалась такая типично купече­ская форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды (официального и неофициального характера), часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах.

В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид "общественной" работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом опре­делялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-ой гильдии П.М. Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи,переданной им городу Москве в 1892 г. В конце XIX - начале XX вв. купцы СИ. Щукин и СТ. Морозов обратили внимание на фран­цузских живописцев и скульпторов нового направления и стали коллек­ционировать их картины. Впоследствии они вошли в золотой фонд ве­дущих художественных музеев страны. Общественная деятельность купца СИ. Мамонтова выразилась в создании знаменитого Аб­рамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885 г. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца СТ. Морозова, много сил и средств посвятившего созданию Московско­го художественного театра. Художественные интересы и общественная деятельность в области культуры, осуществляемая за пределами своих профессиональных обязанностей, отличала и других представителей купеческого сословия.

С 70-х гг. XIX в. в купеческой среде стала возрастать тяга к образо­ванию. Это было обусловлено потребностями развития промышленного производства, расширением сети коммерческих училищ и высших учеб­ных заведений. Значительно увеличилось количество студентов - вы­ходцев из купеческого сословия. Новое поколение купеческого сосло­вия, получившее образование, по своим культурным запросам было близко к высшим дворянским кругам и интеллигенции. Это оказывало влияние на способы заполнения свободного времени. Немало предста­вителей купеческого сословия участвовали в различных кружках, созда­ваемых интеллигенцией, вплоть до кружков, в которых пропагандирова­лись революционные идеи.

Представители финансового капитала, банкирских и биржевых кру­гов уже в силу специфики своей деятельности были тесно вплетены в интернациональные связи и по этой причине не являлись носителями сословных черт досуга. Их досуг отличался уже внесословным характе­ром, был ориентирован на европейские стандарты.

Среднее и мелкое купечество, занимающееся преимущественно торговым делом, и в пореформенный период оставалось еще привер­женным к традиционным, близким народу формам досугового время­препровождения. Представителей этого слоя отличала умеренность политических воззрений, патриархальный взгляд на морально-этические нормы. Их семейный уклад по сравнению с прошлыми вре­менами почти не изменился. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми "разных званий", в среде которых проводили свободные часы. Описывая жизнь и быт московского купечества конца XIX - начала XX вв., П.А. Бурышкин отмечал, что подобный образ жизни был последним пережитком того патриархального уклада, в котором в прежнее время проходила жизнь во всех почти слоях русского общест­ва. В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, что нельзя принимать за признак какой-то "отсталости"[16].

В XIX - начале XX вв. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшем в себя разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, "работных" людей и т.п.).

Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятель­ности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга, в приверженности к тем или иным обычаям и обрядам. Некоторые группы горожан по образу жизни были близки, к сельским жителям, многое в их быту напоминало общинные порядки, это были жители городских слобод, районов город­ской бедноты. У мещан, занятых в сфере интеллектуального труда, сложились формы общения, характерные для городских условий. В своем бытовом обустройстве и способах проведения свободного вре­мени они руководствовались соображениями престижа и социального самоутверждения, отличавших буржуазную среду.

Большинство мелких собственников (ремесленников) работали у себя на дому в тех комнатах, где обитала семья, или же во дворе на открытом воздухе, либо в подсобных помещениях. Производство рас­сматривалось как часть домашнего хозяйства, и в нем принимали уча­стие и сам хозяин, и другие члены семьи, включая детей. В мастерские, находящиеся в отдалении от дома, например в кузницу, также брали с собой детей. С укладом, господствовавшим среди ремесленников, во многом был схож быт массы мелких и средних предпринимателей - тор­говцев. Здесь также наблюдалась самая тесная связь работы с домаш­ним бытом и досугом. В торговле и делах, связанных с ней, участвова­ли, помимо хозяина, его домашние, а также наемные работнику (приказчики, сидельцы, мальчики). В такой обстановке всячески поддерживались полупатриархальные порядки. Хозяин, выступая в роли воспитателя работающей молодежи, регламентировал рабочее и сво­бодное время, требовал полного и беспрекословного подчинения.

Ha протяжении XIX - начала XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. День не был строго расчленен на рабочие и свободные часы. Производственный труд был соединен с хозяйствен­ным и являлся как бы его частью.

Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, разме­щавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, зна­комство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках -своеобразных молодежных сборищах, близких по смыслу и способу проведения к традиционным "вечеркам", или «беседам» которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, соби­рали, как правило, не более шести-семи пар, причем без предваритель­ной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Если на селе обычным местом сбора молодежи было специально снятое помещение, то молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-нибудь из участников вечера, правда, иногда, особенно для праздничных вечери­нок, молодежь "откупала" избу.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были "краски", "колечко", "флирт цветов", "телефон", и тому подобные игры, которые сопровождались поцелуями' (в виде "штрафов", "фантов" или просто по ходу игры), что объяснялось самим характером таких молодежных собраний, нацеленных не только на общение, но и выбор возможных супругов. Как и в крестьянской сре­де, присутствие взрослых на вечеринках было отнюдь не обязатель­ным, даже нежелательным.

Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечерин­ки - "капустки", или "капустницы". Как и в деревнях, девушки ходили с песнями из дома в дом и помогали рубить капусту, а вечером остава­лись в одном из домов и проводили свою девичью "вечерку". "Капустницы" на городских окраинах обычно начинались с первых чисел октября и продолжались около двух недель. Чаще всего "капустницы" устраивали семьи, где были "невесты". По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую обязательно приглашали холостых парней. В отличие от крестьянской девичьей "капустки" с большим количеством элементов обрядности и условности поведения, когда после работы практически начинался хо­ровод в посиделочной избе, мещанские "капустки" были значительно более бедными по наличию в них обрядовых действий, развлечения были такими же, как и на обычных вечеринках.

Надо сказать, что молодые граждане в первом поколении, причис­ленные к мещанскому сословию, продолжали сохранять крестьянское самосознание. Так, слободские парни оберегали своих девушек от "городских" кавалеров то есть от тех, кто не являлся жителем сло­боды. Несмотря на вхождение слобод в черту городов (слободой назы­валась по сути дела обыкновенная городская окраина, поскольку сло­бода как территориальная единица города была упразднена еще при Петре I) у молодежи четко разграничивались представления о "своих, слободских", "чужих, городских"^ Слободские парни старались не давать своим девушкам гулять с посторонними. На этой почве часто возникали драки между "слободой" и "городом".

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентиро­ванных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворян­ским, для молодежи устраивали домашние вечера. В отличие от моло­дежных вечеринок малоимущего мещанства, приходившихся на осенне-зимний период, подобные вечера приурочивались обычно к дням име­нин и не имели четкой локализации во времени. На эти вечера собирал­ся еще более узкий круг молодежи, объединявший молодых людей из семей, поддерживающих между собой дружеские или родственные свя­зи. Поскольку в среде состоятельных мещан экономической стороне брака придавалось большое значение, родители старались ограничить круг знакомых своих детей, стремясь подыскать им "подходящую пар­тию".

Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах: офицерских, приказчичьих (тогда, когда в них проводились публичные мероприятия). Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи. Месторасположение дачи, уровень комфорта зависели от имущественного положения ее владельца. Мещане в отличие от именитых купцов не имели собственных дач и часто просто арендовали помещение. "Дачная" молодежь также стремилась к общению. Так, бы­ли популярны вечерние встречи, на которых танцевали, пели, играли, гулянья на свежем воздухе, во время которых происходили знакомства между девушками и юношами. В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устраи­вала домашние спектакли, совместные чтения и т.п.

Молодая мещанская интеллигенция практиковала встречи в узком кругу на основе общности вкусов и духовных интересов. Эти встречи происходили на дому с целью спевок, музицирования, декламации, чте­ния вслух и т.п. На них присутствовали и молодые женатые пары, и неженатая молодежь, и люди более зрелого возраста. Характер и со­держание подобных встреч зависели от уровня культуры, направлен­ности интересов наиболее инициативных участников.

В городах летом оставалась в основном трудовая молодежь: ма­стеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге, так же, как и в осенне-зимнем, четко прослеживалось влияние крестьян­ского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским "игрищам": парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли. К началу XX в. хорово­ды, как уже говорилось, практически исчезали из летнего досуга моло­дежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев прово­дили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото и т.п. Было популярно также посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. Большинство трактиров в соответствии со своим разрядом имели завсегдатаев из конкретных социальных групп. За чаем и музыкой обменивались новостями, бесе­довали. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально), петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты. Обстановка в чайных и трактирах была разной. В одних соблю­дался чинный порядок, в других допускалось вольное поведение посе­тителей, а в некоторых (низкоразрядных) процветало пьянство, кон­чавшееся нередко "закладыванием последней рубахи", что было на руку трактирщикам, содержавшим такие заведения и зачастую зани­мавшихся ростовщичеством.

Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вяза­ли, плели кружева и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и занятия им неред­ко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях ме­щанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе прида­ного.

Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распростра­нена форма "работных посиделок", когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка об­щение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками и т. п. Для праздничных дней были характерны обо­юдные визиты. Содержание разговоров горожанок сводилось к обмену новостями, обсуждению мод, достоинств и недостатков женихов, оце







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 5657. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия