Основные эпохи софистикиДоклад по дисциплине: «Философия» на тему: «Школа софистов» Выполнил: студент группы: Э5021 курс: 2 ФИО: Агатеева А.А..
Преподаватель: ФИО: _______________________________________ Подпись:_____________________________________
Санкт-Петербург
Содержание: 1. Введение 2. Учение софистов – общая статья 3. Основные эпохи софистики 4. 1) Общее понятие софистики и периодизация софистских школ 2) Основные представители софисткой школы. 5. Характерные черты философии софистов. 6. Философия сократа 7. Сократические школы 8. Софизм как основной логический прием софистов. 9. Источники и фрагменты классической софистики 10. Заключение (Результаты и последствия, которые принесло развитие учения софистов.)
Во второй половине V века во всей внутренней жизни греческого народа совершается замечательный перелом: свободное исследование всего, что волнует человека, отречение от всякого авторитета проявляется с необыкновенною силою в теории и вместе с тем стремится, и не без успеха, подчинить себе и практическую жизнь. Идейным воплощение этой тенденции стала философия софистов. Такой быстрый переход от теории к практике характерен для Греции; объясняется он, с одной стороны, прирожденною грекам склонностью к новизне, с другой – отсутствием религиозных догматов и, наконец, раздроблением Греции на массу самостоятельных государств: мыслитель, не имевший успеха или навлекший на себя преследование в одном городе, мог в другом месте искать себе убежища, а своим идеям распространения. Проблему истины впервые доставила школа софистов. Софистическая школа представляет несомненно одну из самых трудных проблем в истории философии. Трудность состоит главным образом в установлении социально-политических корней этого течения, чрезвычайно пестрого и разнородного. Самое слово «софист» имеет длинную историю. Первоначально им обозначали мудреца. Всякий ученый, философ, изобретатель был софистом (по-гречески слово «софос» значит мудрый). Но свое специфическое значение слово «софист» получило во второй половине V в. до н. э. В связи с расширением политической жизни все сильнее ощущалась потребность в общеполитическом образовании. Нужно было уметь выступить в собрании, защитить известные положения или опровергнуть противника. Нужно было иметь некоторый запас юридических знаний. Целый комплекс проблем, связанных с социально-политической жизнью, естественно, должен был встать перед всяким греком, который хотел играть политическую роль. Этим потребностям удовлетворяли особые учителя мудрости — софисты, которые читали лекции, вели платное обучение. Чтение лекций было новостью по сравнению с предшествующим периодом развития философии. Софисты знакомят своих учеников с кругом некоторых теоретических проблем, а также обучают их практическим приемам ведения споров и доказательств. Вот какой новый оттенок приобретает слово «софист»: это — платный учитель, профессор, читающий лекции для слушателей и преимущественно занимающийся кругом социально-политических вопросов. Наконец третье значение слово «софист» получило из той критики, которой подверглось софистическое учение со стороны Сократа, Платона и Аристотеля. Сократовская школа, боровшаяся с софистами, стала употреблять это слово в смысле обозначения человека, посредством всяких умственных, логических фокусов доказывающего любое положение, если только ему за это платят деньги. Софисты — это целая философская школа, которая впервые в истории философии поставила гносеологическую проблему. И именно об этом всем я хочу рассказать в своем докладе.
2. Учение софистов – общая статья. Представители древнегреческой философии широко известны во всем мире. Их попытки объяснить сущность таких основополагающих вещей в жизни человека, как «мир», «природа», «истина», «смысл жизни», стали основой зарождения философии как науки. Однако в самый разгар ее развития появилось новое течение, отрицающее возможность такого объяснения в принципе. Оно называлось софистикой. Изначально софистами называли художников, изобретателей, мудрецов, людей рассудительных и способных, которые выделялись талантами или умом. Однако примерно во второй половине V века у слова появляется новый смысл. Теперь так называют платных учителей красноречия, которые отличались умением и желанием спорить. Причем, споры их отличаются от общей массы философских дискуссий своей относительной бессодержательностью. Большинство мудрецов тех времен пытались ответить, в чем смысл жизни человека на Земле, или какова роль морали и нравственности в нашей жизни. Софисты же обсуждали вопросы в духе «Считается ли, что у тебя есть рога, если ты их никогда не терял, а все, что ты никогда не терял – ты имеешь?». Представители софистического учения не стремились к познанию истины, они вообще скептически относились к возможности такого познания в целом. Они лишь учили греков вести споры, защищать себя в суде и т.п. Поскольку в то время для разрешения тяжбы никто не мог привести наемного адвоката, каждый должен был уметь защитить себя самостоятельно. Для этого требовалось умение отстоять свою точку зрения с использованием весомых аргументов. Софисты же могли перекрутить предмет спора так, чтобы доказать, что черное явно является белым. Поэтому их учение было так популярно в Древней Греции. Поскольку их знания претендовали, в основном, на практическое использование, многие философы других течений относились к ним отрицательно. Сильнее всех свое негативное отношение к софистам высказывал Платон. Он считал их интеллектуально и нравственно безответственными. Негативное отношение остальных философов они вызывали еще и тем, что брали плату за свои уроки. Их обвиняли в стремлении к наживе, а не поискам истины. Кроме того, софисты ставили под вопрос значение морали, законы которой являются общепринятыми для всех. Заслуга софистов заключалась также и в том, что они первыми провозгласили равенство людей вне зависимости от благородства их происхождения. С их точки зрения, уважать и чтить лишь потомков благородных семей является варварством, то есть проявлением низкой культуры общества. Это было безусловным шагом вперед с точки зрения развития общества.
Основные эпохи софистики В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики: 1) Классическая или древняя (древнегреческая) софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать: • старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский). • младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э. (наиболее известны Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах). 2) Вторая или новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие. 3) Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник. Вторая и третья софистики назывались так лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.
|