Студопедия — Список великих русских композиторов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Список великих русских композиторов






Но. Имя Эпоха Год
  Аренский Антон (Антоний) Степанович Романтизм 1861-1906
  Балакирев Милий Алексеевич «Могучая кучка», Национально ориентированная русская музыкальная школа 1836/37-1910
  Березовский Максим Созонтович Классицизм 1745-1777
  Бородин Александр Порфирьевич Романтизм, «Могучая кучка» 1833-1887
  Бортнянский Дмитрий Степанович Классицизм, Церковная музыка 1751-1825
  Варламов Александр Егорович Русская народная музыка 1801-1848
  Верстовский Алексей Николаевич Романтизм 1799-1862
  Глазунов Александр Константинович Романтизм, «Могучая кучка» 1865-1936
  Глинка Михаил Иванович Классицизм 1804-1857
  Глиэр Рейнгольд Морицевич - 1874/75-1956
  Гречанинов Александр Тихонович Романтизм 1864-1956
  Гурилёв Александр Львович - 1803-1858
  Даргомыжский Александр Сергеевич Романтизм 1813-1869
  Дегтярёв Степан Аникиевич Церковная музыка 1776-1813
  Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович 20th-century classical composers 1859-1935
  Кабалевский Дмитрий Борисович 20th-century classical composers 1904-1987
  Калинников Василий Сергеевич Русская музыкальная классика 1866-1900/01
  Кюи Цезарь Антонович Романтизм, «Могучая кучка» 1835-1918
  Лядов Анатолий Константинович 20th-century classical composers 1855-1914
  Ляпунов Сергей Михайлович Романтизм 1850-1924
  Мусоргский Модест Петрович Романтизм, «Могучая кучка» 1839-1881
  Направник Эдуард Францевич Чех по национальности Романтизм 1839-1916
  Прокофьев Сергей Сергеевич Неоклассицизм 1891-1953
  Рахманинов Сергей Васильевич Романтизм 1873-1943
  Римский - Корсаков Николай Андреевич Романтизм, «Могучая кучка» 1844-1908
  Рубинштейн Антон Григорьевич Романтизм 1829-1894
  Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) Неоромантизм 1915-1998
  Скрябин Александр Николаевич Романтизм 1871/72-1915
  Стравинский Игорь Фёдорович Неоромантизм-НеоБарокко-Сюрреализм 1882-1971
  Танеев Сергей Иванович Романтизм 1856-1915
  Чайковский Петр Ильич Романтизм 1840-1893
  Чесноков Павел Григорьевич - 1877-1944
  Шнитке Альфред Гарриевич Полистилистика 1934-1998
  Шостакович Дмитрий Дмитриевич Неоклассицизм-Неоромантизм 1906-1975
     

 

http://www.greatcomposers.ru/index.php?go=Content&id=119

 

 

Березовский Максим Созонтович (1745-1777 гг.) – русский композитор. По национальности украинец. Член Болонской филармонической академии (1771 г.). С конца 1750-х гг. жил в Петербурге. Участвовал как певец в спектаклях итальянской оперной труппы в Ораниенбауме (1759-1760 гг.). После пребывания в Италии (1766-1774 гг.) был причислен (без должности) к Придворной певческой капелле. Автор оперы "Демофонт" (либретто П.Метаста-зио, 1773 г., Ливорно), духовных концертов, богослужебных песнопений. Мастер хорового письма a cappella. Наряду с Д.С.Бортнянским он создал новый классический тип русского хорового концерта. Трагической судьбе Березовского посвящена повесть Н.В.Кукольника "М.С.Березовский" (Соч., т. 2, Петербург, 1852 г.), а также одноимённая пьеса А.П.Смирнова (поставлена в 1841 г., Петербург).

 

Бортнянский Дмитрий Степанович (1751-1825 гг.) – русский композитор. По национальности украинец. Брал уроки композиции у Б.Галуппи. В 1760-х гг. как певец участвовал в оперных спектаклях и концертах. В 1769-1779 гг. жил в Италии. С 1779 г. капельмейстер, с 1796 г. директор вокальной музыки и управляющий Придворной певческой капеллой в Петербурге (способствовал её расцвету).

Бортнянский работал во многих жанрах. Центральное место в творчестве занимала хоровая духовная музыка. Мастер хорового письма a cappella. Наряду с М.С.Березовским он создал новый тип русского хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки. Его концерты выходят за рамки церковной музыки. Во многих из них воплощена глубокая философская тема. Писал также светские хоры, в их числе патриотическая песня «Певец во стане русских воинов» (слова В.А.Жуковского, 1812 г.). В творческом наследии Бортнянского – несколько опер (на итальянские и французские либретто), в т.ч. «Сын-соперник, или Современная Стратоника» (на французский текст). Камерно-инструментальные произведения Бортнянского стали первыми русскими образцами крупной формы. Музыка Бортнянского, стилистически близкая раннеклассической европейской, содержит интонации русской и украинской бытовой песни.

 

Дегтярёв (Дехтерев, Дегтяревский) Степан Аникиевич (1776-1813 гг.) – русский композитор и дирижёр. По происхождению крепостной крестьянин. С 7-летнего возраста пел в хоре графа Н. П.Шереметьева и учился в его певческой школе. Изучал теорию композиции под руководством А.Сапиенцы и Дж.Сарти. Посещал занятия по русской словесности и итальянскому языку в Московском университете. По некоторым сведениям около 1790 г. вместе с Сарти ездил в Италию. В юности выступал на сцене домашнего театра Шереметьевых в Кускове в качестве певца (тенор) и драматического актёра, затем был певчим капеллы, регентом, дирижёром оркестра. В 1803 г., получив вольную, поселился в Москве. Последние годы жизни служил у одного из помещиков в Курской губернии. Наиболее значительное сочинение Дегтярёва – оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811 г., на текст Н.Д.Гончарова) - Приближается по форме к опере. Исполнение её под управлением автора в обстановке патриотического подъёма кануна Отечественной войны 1812 г. вызвало восторженную реакцию. В 1818 г. оратория была повторена в связи с открытием памятника Минину и Пожарскому в Москве. В этом произведении появилось уверенное композиторское мастерство, но музыкальная оратория, сочетавшая традиции пышного академизма Сарти и сентименталистические черты, мало индивидуальна и лишена национальной характерности. Дегтярёв написал также несколько духовных концертов. По утверждению некоторых современников, ряд произведений был уничтожен. Дегтярёв перевёл с итальянского языка теоретическое пособие В.Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки" (Петербург, 1808 г.).

 

Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862 гг.) – русский композитор, театральный деятель. В 1825-1860 гг. служил в московских императорских театрах: вначале инспектор музыки, с 1830 г. – репертуара, с 1848 г. – управляющий конторой дирекции. Его 35-летнюю работу в театрах называют «эпохой Верстовского». Творчество Верстовского связано главным образом с театральными жанрами. К лучшим русским операм доглинкинского периода принадлежит его «Аскольдова могила» (1835 г.). Был одним из создателей жанра русской оперы-водевиля. В операх Верстовского народное русское начало сочетается с романтизированной фантастикой. Его музыка, основанная на бытовом материале (использование романсовых мелодий), отличается доступностью. Автор многих вокальных сочинений, среди которых выделяются романтические баллады («Чёрная шаль») и др.

 

Варламов Александр Егорович (1801-1848 гг.) – русский композитор. С 1829 г. – учитель пения Петербургской придворной певческой капеллы, в 1832-1843 гг. – «композитор музыки» и помощник капельмейстера императорских театров в Москве. В 1834-1835 гг. издаёт нотный журнал «Эолова арфа». С 1845 г. жил в Петербурге. Мастер романса, Варламов создал около 200 произведений этого жанра (преимущественно на слова русских поэтов), приблизив их к народным истокам. Общенародной стала его песня «Красный сарафан». Популярны также «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» и др. Выступал как камерный певец (тенор), преимущественно с исполнением собственных сочинений, а также как гитарист и дирижёр. Варламову принадлежит одно из первых русских методических руководств в области вокальной педагогики «Полная школа пения».

 

Гурилёв Александр Львович (1803-1858 гг.) – русский композитор, пианист, скрипач, альтист. Ученик Дж.Филда, И.И.Геништы (теория музыки). В 1831 г. вместе с отцом (крепостным графа В.Г.Орлова) получил вольную. Работал в Москве, славился как автор романсов, пианист, педагог, однако жил в постоянной нужде. Последние годы жизни был тяжело душевно болен. Главное место в творческом наследии занимает вокальная лирика. Наряду с А.Е.Варламовым Гурилев – яркий представитель демократического направления в русском романсе. Многие его песни стали народными. Широкой популярностью пользовались «русские песни», близкие по стилю бытовому романсу: «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка», а также романсы «Разлука» («На заре туманной юности»), «Вам не понять моей печали» и др. Значительная область творчества Гурилева – фортепьянная музыка. Выделяются вариации на темы народных песен, романсов, опер, в т.ч. на тему романса «На заре ты её не буди» Варламова, а также танцевальные пьесы. Собирал и обрабатывал народные песни: сборник «Сорок семь избранных народных русских песен. Для голоса с фортепьяно».

 

Глинка Михаил Иванович (1804-1857 гг.) – русский композитор. Первые музыкальные впечатления Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве приобщился к профессиональной музыке (слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них). Юные годы Глинки прошли в Петербурге. Благотворно отразились на формировании мировоззрения композитора занятия в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте (1818-1822 гг.), где его педагогами были известные прогрессивно мыслящие учёные, а воспитателем – В.К.Кюхельбекер. Глинка брал уроки игры на фортепиано у Дж.Филд и Ш.Майера. В 1820-х гг. был популярен в музыкальных кругах как пианист, певец. К этому же времени относятся первые сочинения Глинки. Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса («Не искушай», «Бедный певец» и др.). Общение с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, В.Ф.Одоевским, с будущими декабристами способствовало выработке передовых эстетических взглядов и творческих принципов композитора. В 1830-1834 гг. Глинка путешествовал по Италии, Австрии, Германии (в Берлине занимался теорией композиции под руководством З.Дена), где познакомился с музыкальной жизнью крупнейших европейских центров, изучал искусство бельканто, создал ряд произведений. Зрелый период творчества композитора открывает опера «Жизнь за царя» (1836 г.). Около 6 лет Глинка работал над 2-й оперой – «Руслан и Людмила» (1842 г.).

Портрет М. Глинки кисти художника Я.Ф.Яненко, 1840-е годы

Произведения высокого мастерства создавались им и в других жанрах: романсы «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом»; «Вальс-фантазия» (написан для фортепьяно в 1839 г.), музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840 г.) и др. В 1837-1839 гг. Глинка служил капельмейстером петербургской Придворной певческой капеллы. Значителен вклад Глинки в развитие русской хоровой культуры. Большое внимание он уделял искусству пения (как исполнитель и учитель): занимался с певцами, в том числе с С.С.Гулак-Артемовским, позднее с Д. М.Леоновой; его советами пользовались О.А.Петров и А.Я.Петрова (первые исполнители ролей Сусанина и Вани). В 1844-1847 гг. находился во Франции и Испании. Под впечатлением этой поездки созданы «испанские увертюры» – «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1848 г., 2-я ред. 1851 г.). В 1848 г. в Варшаве написано «русское скерцо» для оркестра – «Камаринская».

Портрет М. Глинки, 1850-е годы

В 1850-х гг. вокруг Глинки объединилась группа единомышленников, распространителей его искусства, в числе которых А.Н.Серов, В.В.Стасов, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев. В эти годы возникли замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница» (не осуществлены). Задумав создать оригинальную систему русского контрапункта. Глинка, живя в 1856 в Берлине, углублённо изучал полифонию старых мастеров и одновременно мелодии знамённого распева, в которых он видел основу русской полифонии. Эти идеи Глинки были впоследствии развиты С.И.Танеевым, С.В.Рахманиновым и др.

Творчество Глинки – свидетельство могучего подъёма русской культуры. В истории русской музыки Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили обще-национальное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древнерусского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18 - начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке. Обобщил характерные черты русской народной музыки, он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки. Глинка уделял внимание не только фольклору (как его старшие современники А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, А.Л.Гурилёв и др.), но и старинной крестьянской песне, использовав в сочинениях старинные лады, особенности голосоведения и ритма народной музыки. В то же время его творчество тесными узами связано с передовой западноевропейской музыкальной культурой. Глинка впитал традиции венской классической школы, особенно традиции В.А.Моцарта и Л.Бетховена, был в курсе достижений романтиков различных европейских школ. Определяющими для эстетики Глинки явились передовые художественные тенденции русского реалистического искусства пушкинского времени. Законченное выражение в творчестве композитора получил пушкинский принцип «поэзии действительности», сочетания правды и красоты.

В творчестве Глинки представлены почти все основные музыкальные жанры, и прежде всего опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере и положили начало её основным направлениям: народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Новаторство Глинки проявилось и в области музыкальной драматургии: впервые в русской музыке он нашёл метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Общими для обеих опер являются их героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен. Ведущая роль в драматургии «Жизнь за царя» принадлежит народу. В образе Сусанина Глинка воплотил лучшие качества русского характера, придал ему реалистичные жизненные черты. В вокальной партии Сусанина он создал новый тип русского ариозно-распевного речитатива, получившего впоследствии развитие в операх русских композиторов. В опере «Руслан и Людмила», переосмыслив содержание шутливой ироничной поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка усилил эпические черты, выдвинул на первый план величавые образы легендарной Киевской Руси. Сценическое действие подчинено принципам былинных повествований. Типичный для драматургии «Жизнь за царя» метод конфликтногo развития в «Руслане и Людмиле» уступает место картинным сопоставлениям, замкнутым формам вокально-симфонических сцен. Впервые у Глинки получил воплощение мир Востока (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере), показанный в тесной связи с русской, славянской тематикой. Опера «Руслан и Людмила» – прямая предшественница русских эпических опер, она прокладывает путь к образному миру сочинений Бородина и Римского-Корсакова.

Симфонические произведения Глинки определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В «Камаринской» Глинка раскрыл специфические особенности национального музыкального мышления, сочетал богатство народной музыки и высокого профессионального мастерства. Продолжение у русских композиторов-классиков получили традиции «испанских увертюр» (от них – путь к жанровому симфонизму «Могучей кучки»), «Вальса-фантазии» (его лирические образы родственны балетной музыке и вальсам Чайковского). Велик вклад Глинки в жанр романса. В вокальной лирике он впервые достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста. Глинке принадлежат мемуары («Записки», 1854-1855 гг., напечатанные в журнале «Русская старина», 1870 г., т. 1-2). А.Н.Серов записал его «Заметки об инструментовке» (впервые напечатанные в «Музыкальном и театральном вестнике», 1856 г., № 2, 6). Творчество Глинки дало могучий толчок развитию национальной музыкальной культуры.

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М.И.Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором И.И.Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М.И.Глинки.

 

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869 гг.) - русский композитор. Получил разностороннее домашнее образование, в т.ч. и музыкальное. Под влиянием знакомства с М.И.Глинкой (1835 г.) избрал путь композитора. Уже ранние произведения Даргомыжского свидетельствуют о самобытном претворении им традиций Глинки. Первая опера Даргомыжского «Эсмеральда» (по роману В.Гюго «Собор Парижской богоматери», 1847 г.) обнаруживает драматический дар автора. В 1840-х гг. написаны романсы «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир» (на слова А.С.Пушкина) и др., отличающиеся глубиной психологического выражения, яркой образностью. Творчество Даргомыжского 2-й половины 1840-х – начала 1850-х гг. отражает тенденции, связанные с развитием критического реализма в литературе и искусстве. В 1855 г. создана опера «Русалка» (по поэме Пушкина).

С конца 1850-х гг. развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. Он был избран членом комитета РМО (1859 г.), участвовал в разработке устройства первой в России консерватории. В эти годы Даргомыжский создал ряд романсов, явившихся вершиной его камерно-вокального творчества. В конце 1850-х – начале 1860-х гг. Даргомыжский сблизился с группой молодых композиторов (впоследствии – «Могучая кучка»), оказав большое влияние на их творчество. Участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже также в журнале «Будильник»). В 1864-1865 гг. Даргомыжский совершил заграничную поездку (впервые был за границей, главным образом в Париже, в 1844-1845 гг.), во время которой в Брюсселе исполнялись его произведения. В последние годы жизни работал над оперой «Каменный гость» (по Пушкину; по завещанию Даргомыжского неоконченную 1-ю картину дописал Ц.А.Кюи, инструментовал оперу и составил интродукцию к ней Н.А.Римский-Корсаков).

Даргомыжский наряду с Глинкой – основоположник русской классической школы. Его центральное произведение – опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической музыкальной драмы. Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд романсов). Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник». Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.

В своём творчестве Даргомыжский основывался на методе так называемого интонационного реализма (девиз Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»). Созданию конкретного индивидуального образа служило воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Наиболее радикально осуществлен этот принцип в опере «Каменный гость», которая почти полностью основана на мелодизированном речитативе. В опере решена и другая новаторская задача: музыка написана на неизмененный текст литературного произведения. Даргомыжский наметил новые пути в оперном и камерно-вокальном жанрах, ведущие к творчеству М.П.Мусоргского (назвал Даргомыжского «великим учителем правды в музыке»), П.И.Чайковского и др. русских композиторов. Написал автобиографию.

 

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1894 гг.) – русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Занимался у А.И.Виллуана (фортепьяно), З.Дена (музыкально-теоретические предметы). В 1839 г. впервые выступил как пианист в публичном концерте в Москве. В 1840-1843 гг. совершил концертное турне по крупнейшим западноевропейским городам. В 1848-1854 гг. выступал в Петербурге как пианист и дирижёр (главным образом с исполнением собственных сочинений), в 1854-1858 гг. – за рубежом, где общался с Ф.Листом, оказавшим существенное влияние на развитие пианизма. Рубинштейн завоевал славу одного из величайших пианистов мира. Его пианистское искусство отличалось драматической силой, мужественностью. Глубоко проникая в авторский замысел произведения, Рубинштейн смело создавал свои исполнительские образы. Большое просветительское значение имели циклы т.н. Исторических концертов (провёл их в 1885-1886 гг. в России и в ряде европейских стран), в которых Рубинштейн показал эволюцию фортепьянной музыки от истоков до сочинений современных ему русских композиторов.

В конце 1850-х гг. развернулась широкая музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. По его инициативе были созданы Певческая академия (1858 г.), Русское музыкальное общество (1859 г.), Петербургская консерватория (1862 г.) – первая в России (до 1867 г. и в 1887-1891 гг. её профессор и директор). В 1880-х гг. разработал проекты организации в России общедоступных концертов и оперных спектаклей, государственных правительственных консерваторий, музыкального воспитания в школах.

Обширно и разнообразно по жанрам музыкальное наследие Рубинштейна. Ему принадлежат оперы, лучшая среди которых – «Демон» (1871 г.); оратории; симфонии; концерты (выделяется 4-й концерт для фортепьяно с оркестром); камерно-инструментальные и вокальные сочинения; фортепьянные пьесы. Композиторское творчество Рубинштейна имело большое историческое значение: зачастую он прокладывал пути, по которым шли последующие композиторы. Так, его симфонии (не выдержавшие испытание временем) помогли русским композиторам в освоении классического симфонического цикла. От его фортепьянных произведений тянутся нити к творчеству П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова. По инициативе Рубинштейна был основан Международный конкурс пианистов и композиторов (1890 г., Петербург: проводился каждые 5 лет до 1910 г. - в Берлине, Вене, Париже, Петербурге).

 

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887 гг.) русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую Медико-хирургическую академию (1856 г.). Доктор медицины (1858 г.). Профессор (с 1864 г.), заведующий кафедрой химии (с 1874 г.), академик (1877 г.) Медико-хирургической академии. Один из устроителей (1872 г.) и учителей (до 1885 г.) Женских врачебных курсов. Дружба с прогрессивными учёными – Д.И.Менделеевым, И.М.Сеченовым, Н.Н.Зининым (учитель Бородина) и др., а также изучение статей В.Г.Белинского и А.И.Герцена способствовали формированию передовых общественных взглядов Бородина — просветителя-шестидесятника. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство. В 1860-х гг. стал членом «Могучей кучки». Под влиянием М.А.Балакирева, В.В.Стасова, а также общения с А.С.Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М.И.Глинки. В эти годы написаны 1-я симфония, опера-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторическую оперу), романс «Спящая княжна» и др. Большая занятость научной, педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка 2-й симфонии (впоследствии названной Стасовым «Богатырской») написана в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё несколько лет. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет (не была завершена, её дописали по материалам Бородина и дооркестровали Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов).

Творческое наследие Бородина велико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к Родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центр, место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика — мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные – пленительные, полные неги и воинственные.

Не только образному содержанию, но и всему музыкальному стилю Бородина свойственна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым народным песням (по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина — при опоре на народную музыку обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Гармоническому языку, в основе своей диатоничному (хотя композитор использует и изысканный хроматизм), свойственна мелодичность насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.

Наиболее значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в музыке – опера «Князь Игорь» (по «Слову о полку Игореве»). В ней объединены черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы. Бородин – один из создателей русской классической симфонии. Его симфонии (1-я написана одновременно с первыми образцами этого жанра у Н.А.Римского-Корсакова и П.И.Чайковского) знаменовали героико-эпическое направление в русском симфонизме, вершиной которого стала 2-я симфония. Бородин был также одним из творцов русского классического квартета (особенно выделяется своей лиричностью 2-й струнный квартет). Бородин явился новатором и в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат также сатирические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине и трагичности чувства, благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальней». Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую, а также и зарубежную музыку.

Кюи Цезарь Антонович (1835-1918 гг.) – русский композитор, музыкальный критик, инженер-генерал, специалист в области фортификации. С 1857 г. преподаватель, с 1878 г. адъюнкт-профессор, с 1880 г. профессор, с 1891 г. заслуженный профессор Военно-инженерной академии в Петербурге. Некоторое время занимался композицией у С.Монюшко. В 1864-1900 гг. выступал как музыкальный критик: постоянный сотрудник газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (до 1877 г.), редактор журнала «Музыкальное обозрение» (1885-1888 гг.), участвовал в работе музыкального отдела журнала «Артист» (1889-1895 гг.). Печатался во многих периодических изданиях, в т.ч. в газете «Голос», «Гражданин», «Новости и Биржевая газета». В 1896-1904 гг. – один из директоров Петербургского отделения РМО. В формировании Кюи – музыканта решающая роль принадлежала М.А.Балакиреву, А.С.Даргомыжскому, В.В.Стасову. Кюи был членом «Могучей кучки», выразителем её взглядов. Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического значения творчества М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, распространению творческих начинаний А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова. Однако ему была присуща некоторая ограниченность суждений, проявившаяся в отрицании музыкальной классики 18 века, творчества Р.Вагнера, Дж.Верди и др., непонимании творчества П.И.Чайковского, а также ряда произведений Мусоргского и Бородина.

В композиторском наследии Кюи выделяются романсы («Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» на слова А.С.Пушкина и др.). Автор 14 опер, музыки для детей (оперы, несколько циклов песен). Завершил незаконченные авторами оперы «Каменный гость» Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.

 

Балакирев Милий Алексеевич (1836/37-1910 гг.) русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель. С 1855 г. жил в Петербурге, где познакомился с М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским, выступал как пианист. В начале 1860-х гг. под руководством Балакирева, убеждённого борца за прогрессивное демократическое музыкальное искусство, сложился музыкальный кружок, вошедший в историю музыки под названием «Могучая кучка», благодаря энергии, творческому опыту Балакирев стал вдохновителем и наставником членов кружка, оказал большое влияние на их творчество. Балакирев был одним из основателей (совместно с Г.Я.Ломакиным, 1862 г.) и руководителем Бесплатной музыкальной школы (1868-1873 гг. и 1881-1908 гг.), дирижировал её концертами (распространяя музыку молодых русских композиторов), в 1867-1860 гг. – симфоническими концертами РМО, возглавлял Придворную певческую капеллу (1883-1894 гг.). Большое внимание уделил Балакирев собиранию и изучению народной песни. Велико значение двух сборников (песни собраны и гармонизированы Балакиревым) – «Сборник русских народных песен. 40 песен для голоса с фортепьяно» (Петербург, 1866 г.), «30 русских народных песен» (Петербург. 1898 г.).

Основа творчества Балакирева – инструментальная музыка (симфоническая и для фортепьяно) преимущественно программная, и романсы. Продолжатель традиций Глинки, он развивал принципы русского эпического и народного жанрового симфонизма. Балакирев внёс существенный вклад в русскую фортепьянную музыку. В его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский («Увертюра на темы трёх русских песен», симфоническая поэма «Русь»), так и других народов («Испанская увертюра», симфоническая поэма «В Чехии»). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (симфоническая поэма «Тамара», фантазия для фортепьяно «Исламей»), традиционный для русских композиторов. Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику 19 века. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской музыки.

 

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881 гг.) – русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации. С 1849 г. постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852-1856 гг. в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста Ант. А.Герке. В 1852 г. издаётся первое сочинение Мусоргского – полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. В 1858 г. вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-1867 гг.), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государственного контроля (1868-1880 гг.). Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1879 г. совершил концертную поездку по югу России с певицей Д.М.Леоновой, с 1880 г. был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения.

Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-1857 гг.) с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В.В.Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка – «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 1850-х – начала 1860-х гг. (хоровые произведения, в т.ч. хор из музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине 1860-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского и др.) – «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1856 г. возник замысел (не осуществлён) оперы «Ган Исландец» (по В.Гюго). В 1863-1865 гг. работал над оперой «Саламбо» (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области оперы явилась его «Женитьба» (на неизменённый текст комедии Н.В.Гоголя, 1868 г., не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений – народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А.С.Пушкину и Н.М.Карамзину, 1868-1869 гг.; 2-я ред. 1872 г.). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 г. (в 1873 г. исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. В 1870-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-1880 гг., не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Н.В.Гоголя, не окончена). В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А.А.Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874 г.), «Песни и пляски смерти» (1875-1877 гг.), а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872 г.), романсы на слова А.К.Толстого (1877 г.), фортепьянный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

После смерти Мусоргского «Хованщина» была завершена Н.А.Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А.К.Лядов, Ц.А.Кюи, В.Г.Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую редакцию «Бориса Годунова». В 1920-х гг. проведена большая работа (П.А.Ламм. Б.В.Асафьев) по восстановлению авторских редакций. Д.Д.Шостакович осуществил новые оркестровые редакции опер «Борис Годунов» (1940 гг.) и «Хованщина» (1959 г.). Самостоятельный вариант «Сорочинской ярмарки» (завершена, оркестрована) принадлежит В.Я.Шебалину.

Эсте







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1249. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия