Студопедия — ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ






 

1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного

Важнейшим фактором, определившим основные пути становления новых постантичньх типов политической эволюции, явилось распространение христианства, которое стало фундаментальной социокультурной матрицей европейской модели цивилизованного развития. По точному замечанию Ж. Коттье, "именно в горниле средневекового христианства окончательно сложилась идея Европы на базе единства религиозной веры" [Копье Ж. Эти ценности создали Европу // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - М., 1991.-С. 37]. Превращение христианства в культурно-

генетический код новой европейской ("западной") цившшзационной общности привело к принципиальной перестройке и переформулировке основных положений античного политического дискурса сразу по нескольким направлениям. Во-первых, постепенно четко обрисовалось принципиальное размежевание духовной и светской власти (того, что принадлежит Богу, и того, что принадлежит Кесарю) как раздельных сфер, существующих

вместе, но неслиянно. Во-вторых, начался процесс осознания каждого человека в качестве уникальной личности, v обладающей собственным индивидуальным пространством свободы и суверенитета. Эта последняя есть особая частная сфера (действия индивидуаль-ных воль и индивидуальных выборов), которая принципиально независима от политичес-кой (публичной) власти и неподотчетна ей. В-третьих, социальная жизнь как (57) общества, так и отдельного человека, получает новые трансцендентные этические импера-тивы существования, задающие иной модус и масштаб измерения эффективности полити-ческой власти (соответствия/несоответствия универсальным требованиям христианской морали).

Общий контур нового понимания взаимоотношения различных сфер общества был заложен выдающимся теоретиком церкви Аврелием Августином (354 - 430). По его знаме-нитому определению, "государство без справедливости - что это, как не большая банда разбойников?" Последняя ведь также осуществляет по отношению к своим жертвам то или иное принуждение и выступает в качестве властно-силовой организации. И если бы только голая сила выражала сущность принудительных властных полномочий, находя-щихся в руках государственных институций, то тогда, по мнению Августина, и обычную шайку грабителей и убийц по праву можно было бы "считать неким малым царством". Развивая эту аналогию, Августин приводит слова одного морского пирата, который на суде якобы сказал Александру Македонскому: "За то, как я действую на малом корабле, меня называют разбойником, ты же делаешь то же самое, но при помощи большого флота, поэтому тебя называют царем" [Августин Аврелий. О Граде Божием. - IV, 4].

Идея Августина заключается в том, что публично-политическая сфера властных взаимоотношений также неизбежно должна стать проекцией принципов христианской справедливости и воплощением высших метафизических и религиозных принципов, ибо социальное принуждение, осуществляемое безотносительно к справедливости, не только нравственно недопустимо, но и полностью лишено правового характера. Государство как

"общее дело народа" (в соответствии с цицероновской формулой), по Августину, должно существовать прежде всего в качестве морально-культурного сообщества, и лишь потом - в качестве институциализированного. Духовная общность людей в христианском "граде небесном" первична и определяюща по отношению к формам их политической общности в "граде земном".

Хотя в эпоху средневековья идея Августина об особой роли этико-культурной интеграции публичного пространства («общего дела») 6ыла истолкована в теократической

концепции власти в духе идеи примата церкви над государством (власти духовной над властью светской), ее (58) смысл для последующего европейского развития оказался более фундаментальным: во-первых, она наметила общие критерии легитимности государственно-правовых общностей, во-вторых, установила принцип, с помощью которого правовое и государственно оформленное принуждение отделяется от голой власти и/или прямого насилия.

Таким образом, социальный порядок, который прибегает к принуждению, не располагая на это этико-моральными полномочиями (или выходя за их рамки), в складывающейся новой модели европейского политического развития был признан нелегитимным. Новые акценты в этой идее расставил крупнейший католический богослов Фома Аквинский (1225 - 1274), который выделил три аспекта государственной власти: собственно отношения господства/подчинения; приобретение власти; пользование ею. Такое разграничение необходимо ему для того, чтобы отметить существование публично-регулируемого (человеческого) аспекта властных отношений - сферы приобретения и пользования государственной властью. Хотя власть по своей сущности имеет божественный характер, это не относится к ее приобретению и использованию, поскольку практика их осуществления может существенно расходиться с божественными установлениями. В силу того, что существует принципиальная корреляция между сущностной (божественной) природой власти и практическими аспектами ее приобретения и использования, несправедливый приход к власти и злоупотребления ею нарушают божественные установления, что дает народу право на сопротивление и свержение зарвавшегося правителя. Хотя непосредственный смысл теории Аквината был

направлен на усиление контроля церкви над светскими государями, потенциально она закладывала основы доктрины народного суверенитета и десакрализированного представления о механизмах и закономерностях функционирования власти.

Непосредственным результатом антично-варварского синтеза стало складывание на большей части Западной Европы оригинальной модификации не только культурно-цившшзационньгх, но и политико-экономических структур традиционного общества. Важнейшей особенностью последних в сравнении с "азиатской" и античной моделями было такое разграничение властно-(59) собственнических функций, в результате которого значительный их объем передавался на средние и нижние этажи социальной структуры, но при этом регламентировались взаимные права и обязанности ниже- и вышестоящих друг перед другом. Если классическая "азиатская" модель предполагает лишь односторонние обязанности принципиально исключает права нижестоящих в отношении вышестоящих, то демаркация прав сюзерена и прав вассала сделала их обязанности двусторонними и взаимоответственными, то есть подразумевающими тот или иной механизм контроля низших слоев над высшими. Отсутствие при этом единого светского имперского центра в Западной Европе при сохранении культурно-морального единства "христианского мира" создавало предпосылки автономизации политического развития отдельных сообществ - как территориальных, так и корпоративных. Хотя структурная ось политической иерархии вертикального типа продолжает работать, тем не менее исторически приоритетным в Западной Европе оказалось возникновение и развитие горизонтально-дифференцированной сети множества автономных корпоративно-территориальных образований самого разного типа (маленьких коммун, торговых республик, крупных династических государств и т. д.).

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия