Студопедия — Этимологическое определение демократии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Этимологическое определение демократии






 

Определение демократии - одновременно весьма простое и чрезвычайно сложное дело. В современном более или менее цивилизованном обществе феномен демократии как будто понятен чуть ли не каждому гражданин. Это и не удивительно, ибо каждый из них знает: понятие "демократия" буквально означает "власть людей", означает, что власть принадлежит народу. В то же время мало кто из граждан ощущает свою непосредствен-ную причастность к реальной власти, к принимаемым ею решениям. Как оказывается, она находится в руках незначительного меньшинства. В повседневной жизни для многих демократия - пустой звук или того хуже - средство затуманивший сознания и беззастен-чивого обмана. К тому же среди специалистов политической науки отсутствует согласо-ванное определение демократии, что имеет как объективные, так и субъективные основания.

Объективные причины состоят в том, что демократия - это сложное многоплановое явление, в котором исследователи, в зависимости от мировоззренческих пристрастий и целевых установок проводимого анализа, вычленяют свое специфическое содержание. Проблема демократии, кроме того, двойственна: речь может идти о демократии идеальной (нормативной) и демократии реальной (эмпирической). Наконец, это связано с многообразием видов демократии. Кроме политической, имеются экономическая, индустриальная и социальная демократии.

Субъективная причина заключается в том, что термин "демократия" сознательно искажается. Демократия одно из самых распространенных выхолощенных слов: "слово-ловушка" (Дж. Сартори), "слово-ласка" (Ф. Хайек), которое для многих утратило свой изначальный смысл. Этому явлению уделил большое внимание Дж. Сартори в названной работе, где он цитирует Оруэлла: "..в случае такого слова, как демократия, не только не существует согласованного определения, но и попытки создать таковое встречают сопротивление со всех сторон. Защитники режима любого типа заявляют, что это демократия, и они боятся, что придется пре (267)кратить использование этого слова, если оно будет связано с каким-то одним значением".

Учитывая сложность явления демократии и необходимость максимально адекватно-го определения ее, начнем с самого простого - этимологического определения феномена.Термин "демократия" возник ок.2400 лет тому назад и переводится с древнегреческого (demos - народ, cratos - власть) как "народовластие". За прошедшее время это слово приобретало весьма разнообразные значения в зависимости от различных исторических обстоятельств и разных идеалов. Однако в нем так или иначе присутствовал смысл - власть народа. Наиболее емко этот смысл выразил американский президент Линкольн. В своем Геттисбергском обращении в 1863 г. он расшифровал это понятие так: "Управление народа народом_и для народа". Однако наличие ответа здесь" только видимое. Сама посылка "демократия" - власть народа - с самого начала является неясной, ибо не выяснено понятие "демос" (народ). Да и формула Линкольна, при всей ее внешней привлекательности, не выдерживает строго научного анализа, поскольку не раскрывает внутренний механизм народного правления. Даже в Древней Греции понятие "демос" не было лишено двойственности. "Демос" означал в V в. до н. э.общество, собранное в ekklesia - народное собрание. В то же время демос мог быть приравнен к народу в целом или к polloi - большинству, или к ochlos - черни. Когда же демос стал переводиться как латинское populis, многозначность слова еще больше возросла. Правда, в современных итальянском, французском и немецком языках слова соответственно popolo, peuple и volk означают "органическое целое", "единую сущность". В английском же языке (более распространенном в мире) слово people означает множественное число. Современные политологи дают, как правило, несколько интерпретаций понятия "народ", Дж. Capтори, например, шесть. Это: 1 - каждый, 2 - неопределенная большая часть, 3 - низший класс, 4 - неделимая сущность - органическое целое, 5 – большая часть, выраженная принципом абсолютного большинства, 6 - большая часть, выраженная принципом ограниченного большинства.

Дж. Сартори, на наш взгляд, вполне обоснованно отвергает не только первые четыре, но и пятую интер (268) претацию и пользуется при определении понятия "народ" шестой интерпретацией. При этом он исходит из того, что абсолютное большинство означает - в счет идет только большинство. Большое число рассматриваемого населения символизирует все и обладает неограниченным (абсолютным) правом решать все в своей жизни. Принцип же ограниченного большинства означает, что права какого-либо большинства не могут быть "абсолютными". Дж. Сартори характеризует демократию как систему правил большинства, ограниченную правами меньшинства. Это, говорит Дж. Сартори, и является единственной характеристикой практически всех процедурных интерпретаций понятия "народ".

Из такой этимологической трактовки демократии вытекает по меньшей мере четыре вывода. Первый - недопустима фетишизация понятия "народ", демократия - это отнюдь не демофилия. Создание из народа идола может идти рука об руку с презрением к фактически существующим людям. С этим, к слову сказать, каждый из нас встречается чаще, чем хотелось бы. Второй - в демократическом обществе необходимо защищать права меньшинства (к чему мы вернемся ниже). Третий - выражение "власть народа" описывает начало процесса и оставляет его незавершенным. Ведь власть осуществляется над кем-то, управление предполагает не только управляющих, но и управляемых. Четвертый - характер демократии зависит от понимания народа и осуществляемого им суверенитета. Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий - государства с равными политическими правами для всего взрослого населения, а также от охлократий, то есть таких типов правления, которые означают власть черни и толпы (от греч. ochlos - толпа, чернь, kratos - власть). Последнее вытекает из соответствующей трактовки народа как простого люда, неимущих слоев, черни, составляющих большинство населения.

Кроме того, раскрывая этимологическое определение демократии, как в известной мере условное, мы только обозначим его и оставим в стороне такое важное понятие, как измерение демократии, единицей кото (269)рого в современных условиях является нацио-нальное государство. Народ в массовом обществе это не 2-5 тыс. человек, которые соби-рались в Древней Греции в ekklesia, а многие тысячи и миллионы, так что воля каж-дого - это не одна двух- или пятитысячная, а одна стотысячная или миллионная, а то и десяти-миллионная (что, естественно, отражается на самосознании и поведении людей). Кроме того, в ряде стран именно народные массы сделали возможным тоталитаризм. А по мне-нию многих современных социопсихологов, для значительной части народа характерен "страх свободы", для многих свобода и ответственность – слишком большое бремя.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия