Студопедия — Национальный вопрос
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Национальный вопрос






 

Национальный вопрос - это форма открытого выдвижения в повестку дня проблем этнополитического бытия. Марксистский подход предполагает решение всех националь-ных проблем на базе социализма. Была попытка доказать, что в Советском Союзе якобы национальный вопрос разрешен полностью и окончательно. Но в действительности он был загнан вглубь. В течение десятилетий под лозунгом воплощения ленинского "пред-видения" о том, что "социализм гигантски ускоряет сближение и слияние наций" в "единый советский народ", игнорировалось право этих народов на национальное развитие и самобытность. Национально-государственные формы и федеративное устройство носили формальный характер в системе унитарного государства. Многие автономии были ликвидированы, а их народы репрессированы...'Накопившиеся в течение "советского периода развития" острые национальные проблемы вышли на первый план уже в годы горбачевской перестройки. Национальный вопрос углубил общий системный кризис общества, что и привело к развалу Союза. Не Беловежские соглашения 1991 года, подписанные лидерами БССР, РСФСР и УССР о прекращении существования СССР, не рука Запада или нерешительность президента М. Горбачева, якобы не остановившего развал советской империи силой, как это пытаются доказать сторонники восстановления Советского Союза, а волюнтаристская и одновременно бесперспективная национальная политика КПСС стала причиной поистине планетарного потрясения конца XX столетия.

Представители иной точки зрения утверждают, что якобы с установлением полити-ческой демократии в многонациональном государстве национальный вопрос словно испа-ряется, исчезает. Но практика показывает, что национальный вопрос возникает и даже приобретает острые формы и в тех странах, где нации, этногруппы находятся приблизи-тельно на одинаковом уровне социально-экономического развития, где нет национального гнета и созданы условия демократического развития. В Англии, например, причиной обострения национального вопроса стали проблемы самоопределения Северной Ирландии (Ольстера), Шотландии, отношения между католиками и протестантами. В Бель(648)гии - это вопрос о языковых взаимоотношениях между валлонами и фламандцами, в Канаде - несогласия по культурно-языковым проблемам между англоязычной и франкоязычной общинами.

Нам представляется наиболее правильной точка зрения, в соответствии с которой национальный вопрос может найти свое выражение и в виде проблем социально-экономического или языково-культурного развития, и даже как вопрос экологической защиты. Его постановка всегда будет иметь важный этнополитический аспект. Выступая как вопрос политической демократии, национальный вопрос каждый раз вскрывает недостатки той или иной стороны существующей политической системы, вновь и вновь выдвигая проблему национального равноправия. В Испании это проявляется в борьбе за политическое равенство и получение автономии пятью ее провинциями. В Бельгии так реализуется принцип федерализма, а Квебек в Канаде продвигается к политической независимости. Даже государственные нации нуждаются в языково-культурном содействии и покровительстве - во Франции, Швеции, Голландии и др.

Прогресс многонационального общества обусловливает необходимость целенаправ-ленной этнополитики. Распад социалистических федераций сам по себе не мог решить сложный национальный вопрос. Сохранились проблемы межнациональных и внутрина-циональных отношений во вновь образовавшихся государствах, например, Кавказа, Сред-ней Азии, Казахстана, Молдовы и др. Сложные проблемы этнополитики сохраняются в Российской Федерации, в составе которой свыше 30 национально-территориальных автономий и 60 коренных народов, нуждающихся в решении национальных проблем. В этой связи существует точка зрения, согласно которой большевики якобы допустили ошибку, построив СССР по национально-государственному принципу, что привело к росту национального самосознания народов страны и сепаратизму, и что такая перспек-тива ныне возможна и для Российской Федерации. Выдвигаются требования упразднить национально-государственные образования и возвратиться к прежнему губернскому территориальному устройству (как было до 1917 г.), с сохранением для мест компактного проживания этносов национально-культурной автономии. Наконец, предлагают сохранить национально-территориальные авто(649)номии, приравняв их статус к статусу губерний (бывшие области). Тут автономии и губернии становятся равноправными субъектами федерации, с которыми центр строит свои отношения на договорных началах. Нынешняя российская политика отдает предпочтение этому варианту, считая, что его эффективность станет очевидной в будущем.

 

2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики

Национальный вопрос непосредственно связан с требованием права наций, народов, этногрупп на самоопределение в разных формах, о чем шла речь выше. Ныне после распада многонациональных государств - СССР, СФРЮ, ЧССР и роста центробежных сил в Российской Федерации у определенной части молодых независимых государств можно наблюдать некоторую настороженность по отношению к вопросу о самоопределении. Часто выдвигают концепции, которые сводят этот принцип исключительно к праву на отделение, к сепаратизму, или, наоборот, его целиком отрицают, поскольку он таит в себе якобы угрозу территориальной целостности государства (Чечня, Карабах, Косово).

В современных условиях проблемы национального самоопределения актуальны, по крайней мере, в трех аспектах. Во-первых, самоопределение действительно может приве-сти к государственному отделению и созданию национального государства. Для многона-циональных обществ и государств это означает распад, как это происходит с империями. Во-вторых, национальное самоопределение может означать на практике добровольное, на основе демократического волеизъявления народа вхождение его в унитарное или союзное государство или создание федеративных государств на действительно равноправной основе. В-третьих, сейчас происходит интеграция издавна независимых национальных государств в крупные образования типа Европейского Экономического Сообщества, в которых согласуется национальный суверенитет с прогрессивными процессами интеграции. Такие образования лучше отвечают интересам национального прогресса, не ущемляя государственный суверенитет наций. Сложные процессы интеграции происходят и в СНГ. Причины (650) трудностей здесь и в памяти наций о недавнем негативном опыте неравноправного положения республик в бывшем СССР, и в нынешнем стремлении некоторых кругов ускорить процесс интеграции и образовать надгосударственные структуры, что грозит потерей независимости каждому из участников содружества. Европейские страны пришли к необходимости интеграции, пройдя длительный путь национального развития, и, достигнув колоссального прогресса на этом пути, теперь постепенно интегрируются, чтобы стать еще богаче. Этого нельзя сказать о СНГ.

Итак право национального самоопределения – это право каждого этноса самому определять формы национально-государственного существования, устанавливать связи с соседями в интересах собственного процветания. Быть за национальное самоопределение – значит быть против насильственного удерживания любого этноса в границах многона-ционального государства, против попыток силой определить судьбу другой нации. Процветание многонационального государства, например, Российской Федерации, невоз-можно без подлинной реализации права каждого народа на самоопределение. Молодые государства (такие, как страны Балтии, Босния, Грузия, Молдова, Казахстан, Югославия, Таджикистан и др.) не могут рассчитывать на общественный прогресс, если будут ущемляться права других, живущих на территории этих стран этносов. В этнополитике право на самоопределение признается всеми. Но есть силы, всемерно препятствующие его реализации. В. И. Ленин, например, активно пропагандировал идеи самоопределения, но на практике сам был организатором оккупации и насильственного присоединения независимых республик к РСФСР.

История показывает, что чем более демократичным будет многонациональное государство, чем больше реальных прав и полномочий получают этносы, тем активнее будет их стремление к единению и интеграции. И наоборот, как только в обществе берут верх имперские настроения, так возникает подозрительность в отношении национального самоопределения, желание, с одной стороны, превратить его в "пустой лозунг”, с другой -

вообще отбросить.

В реализации права на самоопределение представляет сложность проблема национа-льных меньшинств. В усло(651)виях растущей миграции каждая страна становится все более многонациональной. В странах Запада увеличивается численность политэмигран-тов, эмигрантов-интеллектуалов, иностранных рабочих, в том числе из стран СНГ. Процесс миграции населения происходил и в бывшем СССР, в котором люди разных национальностей смешивались в связи с хозяйственной деятельностью или принудите-льно. В настоящее время идет обратный процесс. С образованием независимых государств многие мигранты возвращаются на свою этническую родину, увеличивается численность беженцев из "горячих точек", где полыхают межэтнические конфликты и войны.

Ныне в мире миллионы людей оторваны от своей этнической родины. А этнополи-тическую ситуацию в обществе во многом определяет положение национальных мень-шинств, проживающих в государстве. Большинство государств рассматривает одноимен-ные с ним национальные меньшинства, живущие в иных странах, как объект собственных легитимных интересов. Проявление дискриминации к ним на государственном уровне может стать детонатором нестабильности в обществе. Это, в свою очередь, ставит на повестку дня проблему межэтнического конфликта, пересмотра границ и т. д. Вопросы границ в посткоммунистическом мире приобрели особенно опасный характер. Главней-шее условие стабильности - признание нерушимости границ, уважение и обеспечение прав национальных меньшинств.

В Парижской хартии для новой Европы, принятой 21 ноября 1991 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству на европейском континенте, отмечается: "Этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защищена, а лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту самобытность".

Актуализируется в этнополитике проблема путей разрешения конфликтов. Стано-вление и развитие многонационального государства не проходит бесконфликтно. Среди прочих возможных конфликтов на этнонациональной почве можно назвать: 1) многона-циональность страны, в которой представители различных этносов неоднозначно оцени-вают перспективу государственного строительства; 2) различная оценка роли националь-ных традиций, политических символов, национальной идеи, (652) родного языка и т. п. в политической системе; 3) борьба различных этногруппировок за участие их представи-телей во властных структурах; 4) воздействие на межэтнические процессы извне, особенно государств, использующих диаспору для достижения определенных целей (так, поводом для вторжения гитлеровской Германии в Чехословакию была якобы необходи-мость защиты проживающего там немецкого меньшинства). Наиболее распространенным является конфликт идентичности, характерный для общества, где субъект отождествляет себя не с обществом (государством), а с определенной этнической группой. Такие конф-ликты возникают в условиях противопоставления рас (ЮАР), этнической противополож-ности (бывший СССР, США и др.), осуществления права на пользование родным языком (Украина, Белоруссия, страны Балтии и др.), права на этническую территорию (Армения - Азербайджан, проблема курдов) и т. д.

В межэтническом конфликте можно выделить определенные стадии его вызревания и развития. Стадия первая - латентная, когда наблюдаются взаимное отчуждение, разногласия в кругу соплеменников, оскорбительные выпады против представителей другой нации. Вторая стадия - активная, когда последовательно насаждается в средствах массовой информации негативное отношение к другим этносам. Третья стадия – полити-ко-действенная: собрания, митинги, которые нагнетают напряжение в обществе. Наконец, стадия насилия и вооруженной борьбы вплоть до этноцида, массовой депортации и межэтнической войны. Этнический конфликт - это крайняя форма обострения и столкно-вения интересов наций, этнических групп. Его причина - нерешение или несправедливое решение национального вопроса в различных сферах общественной жизни, от чего зависит сохранение идентичности этнической общности.

Любой конфликт может иметь различные последствия: тупик, когда каждый участ-ник конфликта продолжает блокировать действия другого; принуждение, которое наибо-лее распространено в действиях многих современных государств; мирное урегулирова-ние, когда обеспечивается поиск взаимоприемлемых решений. В разрешении конф-ликтов важная роль принадлежит "третьей стороне", в лице независимых арбитров, способству-ющих демократическому обеспечению национальных прав конфликтующих сторон. (653)

Исторический опыт борьбы за украинскую государственность показал, что в преодолении и разрешении внутри- и межнациональных конфликтов, объединении народа ответственная роль принадлежит этнополитической элите. Известно, что Киевское государство стало добычей врагов потому, что было ослаблено междоусобной борьбой князей; казацкая демократическая республика пришла в упадок вследствие внутренней борьбы за гетманскую булаву. Украинская Народная Республика погибла из-за неумения лидеров различных политических сил поставить национальные интересы выше личных и классовых. Следует помнить, что Украина теряла свою государственность также вследст-вие предательства политической элитой национальных интересов или разжигания антиук-раинскими силами вражды между народом и его элитой, что всегда оканчивалось трагедией для всего украинского общества.

Успешное решение проблем становления украинского народа, его государственности во многом зависит от целенаправленной и взвешенной этнонациональной политики.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 420. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.046 сек.) русская версия | украинская версия