Студопедия — Понятие политического режима
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие политического режима






 

Явление тоталитаризма, его предпосылки, генезис, практика становления, внутренние противоречия, проблемы и пути преодоления являются объектом изучения различных наук - истории, социальной философии, социологии, психологии, политоло-гии. Более того, в рамках каждой из них столь сложный и разнообразный феномен рассматривается в различных аспектах. Скажем, представителей политической науки тоталитаризм интересует и с точки зрения его гносеологических предпосылок (история политической мысли), и в плане его историко-пракгического утверждения, развития и краха (политическая история), и с позиций исследования специфики социальных взаимодействий и преобразований, особенностей типа политической культуры, взаимодействия общества и индивида (политическая социология и психология). Своего рода "интегральную", обобщенную картину тоталитаризма получают в политической науке представители того ее направления, которое занимается типологией политических режимав. При этом под "типологией" в соответствии с веберовекой традицией подразумевается в первую очередь классификация "чистых* или идеальных тшюв [См. Вятр Е. Типология политических режимов// Лекции по политологии. - Т. I. - Таллинн, 1991. - С. 55-63}, что дает методологическую основу для перехода к многообразию конкретных практических реальных типов политических режимов. Однако такое понимание типологии политических режимов требует четкого определения самого понятия политического режима. Действительно, в совре(771)менной литературе (научной и публицистической) встречаются самые различные интерпретации данного понятия. Говорят, например, о политических режимах правых и левых, парламентских и президентских, тоталитарных и демократических и т.д.

Проблема состоит не в ошибочности того или иного подхода, а в использовании адекватного (с точки зрения анализа внутренней логики политических режимов вообще и сущностных характеристик тоталитаризма в частности) определения политического режима соответственно задачам исследования. Скажем, известный французский полито-лог Жан-Луи Кремон в своей работе "Западные политические режимы" определяет политический режим как "совокупность элементов идеологического, институционально-го и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период" и, пользуясь этим определением, что совершен-но естественно, ведет речь о парламентском и президентском режимах совре-менных демократий Запада. Итак, в данном случае термин "политический режим" используется для характеристики видовых отличий различных форм правления демокра-тического типа. Если же ставится иная задача - развести демократию и не-демократию вообще, то понятие политического режима употребляется в ином, более абстрактном смысле: под политическим режимом понимается система конституционных (законных) порядков и воплощение этой системы на практике [См.: Там же.- С.55]. Иначе говоря, политический режим - это совокупность средств и методов реализации политике-властных отношений в обществе. Данные средства и методы раскрываются практически во взаимодействии противоположностей "политическая власть - индивид", которое и представляет на наибо-лее абстрактном уровне внутреннюю логику политического режима. Соответственно двум основным "моделям" процесса политической социализации личности ("модели" интереса и "модели" подчинения), характеризующим два основных типа взаимодействия политической власти и индивида, все современные политические режимы подразделяются на два больших типа: демократические и антидемократические, и в этом заключается самое большое различие между политическими режимами современности. (772)

Демократия как система ценностей и политический режим, раскрывающийся в различных формах (с учетом многообразия социокультурной и политико-культурной "почвы", традиций, различных форм правления и т.д.) уже рассматривалась в предшествующих главах книги. Данная же тема посвящена второму типу - антидемократическим режимам и, в частности, - тоталитаризму.

Вообще говоря, к числу антидемократических режимов относятся два "идеальных" типа - авторитарный и тоталитарный. (Впрочем, при более конкретном анализе режимов, существующих в той или иной стране, используют характеристики "нечистых", "промежуточных" типов политических режимов, являющихся модификациями авторитарного: жестко-авторитарный, умеренноавторитарный режимы.) Однако граница между тоталитарным и авторитарным режимами, которая, безусловно, существует (об этом еще пойдет речь), гораздо менее резкая, чем между двумя этими режимами, с одной

стороны, и демократическим режимом, - с другой. Это становится очевидным уже при определении термина "тоталитарность".

В логическом смысле антиподом демократии является авторитарность, которая представляет собой такой способ организации социальных взаимодействий, при котором управляющие доминируют над управляемыми (в противоположность этому демократия в общесоциологическом плане характеризуется конечным доминированием управляемых над управляющими или же равенством сторон). Понимаемые таким образом демократия и авторитарность, вообще говоря, суть внутренние противоположности, имманентные всякой социальной (в том числе и политической) системе. На практике эти противопо-ложности образуют, как правило, сочетание с преобладанием одной из них. Абсолютная демократия - такая же аномалия, как и абсолютная авторитарность. Но в этом аномальном виде они также встречаются на практике. Первая - в виде анархии, а вторая - как тотали-тарность. Предельная абсолютизация асимметрии властных отношений (односто-ронней "ластности) авторитарности, которая вообще склонна к саморазвитию, к превращению в систему "власть ради власти", и есть тоталитаризм (от позднелат. totalis - весь, целый, полный). Прилагательное "тоталитарный" применяется обычно для характеристи-(773) ки таких политических режимов, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всеми формами жизнедеятельности общества и над жизнью каждого человека в отдельности. Использованный впервые в 20-х годах итальянскими критиками фашистс-кого режима Муссолини Джованни Амендола и Пьеро Гобетги, данный термин был с удовольствием заимствован итальянскими и немецкими фашистами для формулирования их собственной цели - построения тоталитарного государства. Это, наверное, единствен-ный случай использования указанного термина в позитивно-оценочном смысле; преобладает резко негативное, осудителъное значение, особенно - при его использовании в пропагандистском и морально-этическом планах. Что же касается его научного употребления, то данный термин широко распространен в немецкой классической философии (особенно у Гегеля), а в политологии он активно используется с конца 40-х годов (со времен "холодной войны"). Прежде всего, термин "тоталитарность" был ориентирован на использование при анализе режимов фашистской Германии, Италии, СССР, КНР, а затем и всех стран "победившего социализма", время от времени привлекая к себе повышенный интерес то в одних, то в других странах Запада. Собственно говоря, в научный оборот понятие тоталитарного государства ("totale staat") было введено еще в конце 30-х годов Карлом Шмидтом, а в 1939 г. Американским философским обществом был даже проведен симпозиум, посвященный его осмыслению. Однако фундаментальная

научная политологическая разработка тоталитаризма как феномена и политического режима началась уже после Второй мировой войны, подпитываясь не только задачами исторического исследования фашизма, но и утвердившейся атмосферой "холодной войны", противостояния западных демократий коммунистическому лагерю [Подробнее см.: Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Обществ, науки и современность. -

1993.- № 5: Опыт словаря нового мышления, М., 1989.-С. 368-377]. К числу работ, ставших своего рода плацдармом для дальнейшего теоретического анализа тоталитарных режимов, относятся "Происхождение тоталитаризма" X. Арендт и "Тоталитарная диктатура и автократия" 3. Бжезинского и К. Фридриха. В них феномен тоталитаризма впервые получил систематизирован-(774)ное социологическое и политологическое осмысление; а выделенные Бжезинским и Фридрихом сущностные признаки тоталитаризма (власть принадлежит одной массовой партии; сама партия организована недемократическим способом - строится вокруг харизматического лидера; доминирующая роль официальной идеологии; монополия на средства массовой информации; централизованная система экономического управления; всеобщий террористический полицейский контроль), хотя и являются объектом научных дискуссий, подвергаются упрекам за свою неполноту, тем не менее подготовили тшчшу для многих теоретических концепций тоталитаризма, точнее - критики "тоталитарной модели", даваемой с позиций западной демократии. Классические работы такого рода в научной литературе - книги Р. Арона ("Демократия и тоталитаризм"), Ф. Хайека ("Пагубная самонадеянность", "Дорога к рабству"), К. Поппера ("Открытое общество и его враги"), А. Безансона ("Анатомия одного призрака: политическая экономия реального социализма").

Новая волна интереса к тоталитарной тематике, пришедшаяся на конец 80 - начало 90-х: годов, пробужденная горбачевской перестройкой и последовавшим крахом тоталитарных режимов в СССР и других странах социалистияеского лагеря, специфична, во-первых, тем, что в ее рамках начал раскрываться отечественный потенциал (ученых и публицистов) критики тоталитаризма, так сказать, "изнутри", а во-вторых" оформлением новой направленности, нового ракурса самой этой тематики, В центре внимания также оказывается проблема трансформации политическою режима в демократию, преодоления "остатков" •кшлшарности в различных сферах общественной жизни, осмысление различных моделей посттоташгарной эволюции [См." в частности, работы А. Миграняна, А. Фадеева, К. Давыдова].

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия